Протоиерей серафим слободской: закон божий

Использованные материалы

  • Бычкова В. М., Запальский Г. М., «Закон Божий», Православная Энциклопедия, т. 19, с. 550-554, эл. версия от 6 ноября 2013:

  • Лабынцев Юрий, Щавинская Лариса, «Православное образование и православные учебные издания во II Речи Посполитой», портал Православие.Ru, 5 февраля 2004:

  ПСЗ, т. 7, № 4172.

  Сб. постановлений по Министерству народного просвещения, СПб., 1875, т. 1, cтб. 632-657.

  Авдеев Александр, «Закон Божий в дореволюционной гимназии», Русская народная линия, 27 ноября 2017,

  Сб. постановлений по Министерству народного просвещения, СПб., 1875, т. 1, стб. 295-368.

  Самарин, 1995.

  Тихомиров, 1995.

  Собор, 1918. Деяния, кн. 2, вып. 1, с. 55.

  Собор, 1918. Определения, вып. 2, с. 13.

  Слободской С., прот., Закон Божий для семьи и школы, Джорданвилль, 1967, с. 5-6.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

Литература

  • Знаменский П. В., Приходское духовенство в России со времени реформы Петра, Каз., 1873.
  • Знаменский П. В., Духовные школы в России до реформы 1808 г., Каз., 1881; СПб., 2001.
  • Соколов Д. П., прот., «О преподавании Закона Божия», Рук. к преподаванию общеобразовательных предметов, СПб., 1874, т. 2, с. 199-355.
  • Соколов Д. П., прот., Собр. пед. статей о преподавании Закона Божия, СПб., 1900.
  • Миропольский С. И., Очерк истории церковно-приходской школы, СПб., 1894-1895, 3 вып., М., 2006.
  • Виноградов И. С., свящ., Кр. курс методики Закона Божия, М., 1900.
  • Темномеров А. М., прот., Методика преподавания Закона Божия, Пг., 1915.
  • Сосунцов Е. Ф., свящ., Библиографический обзор учебников по Закону Божию, Каз., 1915.
  • Законоучитель: Сборник материалов в помощь преподавателю, М., 1993-1994, 3 вып.
  • Самарин Ф. Д., «О преподавании Закона Божия в средних учебных заведениях», Просветитель: Вестник духовного просвещения, 1995, № 2/3, с. 94-111.
  • Тихомиров Т. С., «Об общих методах преподавания Закона Божия», Просветитель: Вестник духовного просвещения, 1995, № 2/3, с. 80-94.
  • Пискунов А. И., ред., История педагогики, М., 1998, 2 т.
  • Казерова Н. В., «Всероссийский съезд законоучителей светских средне-учебных заведений 1909 г.», Вестн. ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика, психология, 2007, № 1(4), с. 161-174.

Часть пятая. О Богослужении Православной Церкви

Понятие о БогослуженииХрам и его устройствоСвященнослужители и их священные одежды (облачения)О порядке церковных БогослуженийСуточный круг БогослуженийНедельный круг БогослуженийГодовой круг БогослуженийО Богослужебных книгахЕктенииВсенощное БдениеВечерняУтреняБожественная ЛитургияПроскомидияЛитургия оглашенныхЛитургия верныхМолитва на Литургии пред Св. ПричащениемО Литургии св. Василия ВеликогоЛитургия Преждеосвященных ДаровМолитва святого Ефрема СиринаВажнейшие действия при совершении таинствКрещение и миропомазаниеПокаяние и ПричащениеСвященствоБракЕлеосвящениеО молебнахО погребении усопшихКраткие сведения об особенностях Богослужений годового кругаВеликий ПостНедели Великого ПостаСтрастная СедмицаВеликий ЧетвергВеликая ПятницаВеликая СубботаПраздник Пасхи. — Светлое Воскресение ХристовоПраздник Пятидесятницы. — День Св. ТроицыПраздник Воздвижения Креста ГосподняПраздник Преображения ГосподняПраздник Рождества ХристоваПраздник Крещения ГосподняО монашестве и монастыряхО паломничествеО юродстве ради ХристаО колоколах и русском православном звонеПослесловие

Часть четвертая. О вере и жизни христианской

Назначение человекаО естественном откровенииО сверхъестественном Божественном откровении. О Священном Предании и Священном ПисанииКраткие сведения о Вселенских Соборах

1. О вере христианской

Символ ВерыО первом члене Символа ВерыО втором члене Символа ВерыБеседа о превечном рождении Сына БожияО третьем члене Символа ВерыБеседа о воплощении Сына БожияБеседа о чудесах БожиихО четвертом члене Символа ВерыБеседа о Кресте ХристовомБеседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной землеО благодатном огне на гробе ГосподнемБлагодатный огонь Великой СубботыО пятом члене Символа ВерыБеседа о Воскресении ХристовомО шестом члене Символа ВерыО седьмом члене Символа ВерыО восьмом члене Символа ВерыО девятом члене Символа ВерыО десятом члене Символа ВерыТаинство крещенияТаинство миропомазанияТаинство покаянияТаинство причащенияТаинство бракаТаинство священстваТаинство елеосвященияОб одиннадцатом члене Символа ВерыБеседа о всеобщем воскресении мертвыхО двенадцатом члене Символа Веры

2. О жизни христианской

О жизни христианскойДесять заповедей закона БожияО первой заповеди закона БожияО второй заповеди закона БожияО третьей заповеди закона БожияО четвертой заповеди закона БожияО пятой заповеди закона БожияО шестой заповеди закона БожияО седьмой заповеди закона БожияО восьмой заповеди закона БожияО девятой заповеди закона БожияО десятой заповеди закона БожияДевять заповедей блаженстваО первой заповеди блаженстваО второй заповеди блаженстваО третьей заповеди блаженстваО четвертой заповеди блаженстваО пятой заповеди блаженстваО шестой заповеди блаженстваО седьмой заповеди блаженстваО восьмой заповеди блаженстваО девятой заповеди блаженстваБеседа о смысле злаЗаключениеСовременные ученые и вера в Бога

Глава 2. Храм

Библиотека собора: Книги —

К005

| | Вперёд >>>

ОБЩАЯ МОЛИТВА

Молиться Богу можно везде, потому что Бог везде нас видит и слышит и всегда готов нашу молитву исполнить. Господь каждого из нас любит; и так, как мы бываем рады, когда к нам приходят те, кого мы любим, так и Он любит, чтобы мы к Нему обращались в молитве. Но особенно Он любит, чтобы мы для молитвы собирались вместе. Спаситель наш обещал, что если двое согласятся вместе просить о чем-нибудь, то такая молитва будет услышана. Поэтому люди и собираются для молитвы вместе и даже строят для этого особые дома. Эти дома называются — церкви, или лучше храмы.

Храм строится не как обычные здания. Вместо крыши у него бывает купол, или несколько куполов, а на каждом куполе крест, чтобы все знали, что храм посвящен Богу. Это — дом Божий. Там хозяин — Господь.

КАК НАДО МОЛИТЬСЯ

Когда мы идем в гости к кому-нибудь важному, мы стараемся получше одеться и привести себя в порядок — быть красивыми и аккуратными. То же надо делать, когда мы идем в церковь

Но надо помнить, что Бог видит пнас не только снаружи, как люди, но и внутри: наши мысли, наши чувства. Поэтому, самое главное, это привести в порядок наши мысли и чувства. Входя в храм, нужно успокоиться: не думать ни о чем постороннем, ни на кого не сердиться; если мы кого-нибудь обидели, то, идя в храм, нужно постараться с ним помириться, попросить прощения. При самом входе в храм нужно перекреститься и прочитать молитву:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

ЧТО МЫ ВИДИМ В ЦЕРКВИ?

Вот мы в храме. Перед нами Алтарь. Там стоит батюшка и совершает службу. Того, что находится внутри алтаря, мы не видим. Алтарь закрывает перегородка, называемая: иконостас. В иконостасе мы видим 3 двери. Средние называются — Царские Врата, потому что, когда священник выносит чашу с Причастием, Сам Христос, Царь Небесный, невидимо проходит их в Святых Дарах. Иконы в иконостасе расположены в известном порядке. На Царских Вратах — Благовещение и четыре Евангелиста. Направо от Царских Врат — икона Спасителя, налево — Божией Матери. На других дверях изображаются или архангелы Гавриил и Михаил, или первые диаконы. Справа от иконы Спасителя обычно ставится храмовая икона, т. е. икона, на которой изображен праздник или святой, которому посвящен храм. Над Царскими Вратами помещается икона Евхаристии или Тайной Вечери. Стены храма покрыты иконами: на особых высоких столиках, аналоях, тоже лежат иконы. На иконах изображены святые или праздники. Перед иконами ставят подсвечники, куда можно ставить свечи.

Но в храме не только находится то, что мы видим. Есть там и невидимый мир: есть ангелы и святые. Они с нами молятся Богу. Присутствует там Сам Господь и слушает нашу молитву. Он сказал: «Где двое, или трое собраны во имя Мое, там — Я посреди них». И это действительно так и есть: многие святые видали в храме Божию Матерь и святых, и ангелов, и даже Самого Господа (напр., Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие). Поэтому в храме все ведут себя тихо и с благоговением: ходят так, чтобы не шуметь, говорят шёпотом и только, если очень нужно. Надо стараться, чтобы в храме ничего не слышалось, кроме службы — богослужения.

БОГОСЛУЖЕНИЯ

То, что совершается в храме: чтение, пение, молитвы — называется богослужением. Главное богослужение совершается утром. Оно называется обедней или лучше — литургией. Только за литургией можем мы причащаться. Вечером, накануне воскресенья и праздников служат всенощную. Кто хочет особенно о чем-нибудь помолиться, просит священника отслужить молебен Спасителю или Божией Матери или какому-нибудь святому. Если молятся за умерших, служат панихиду.

Службы церковные состоят из молитв. В них мы просим у Бога милостей, благодарим Его за Его благодеяния, а, главное, прославляем Его за Его великую славу и доброту. Хвалить и славить Бога — самая лучшая молитва, потому что так мы выражаем нашу любовь к Нему. Ангелы на небе только так молятся Богу. Вот коротенькая молитва, которою и мы всегда можем славить Бога:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(ныне, значит — теперь: присно, значит — всегда)

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Где можно молиться Богу?
  2. Для чего строятся храмы?
  3. Что мы видим в храме?
  4. Кто невидимо присутствует в храме?
  5. Как нужно входить в храм и как себя вести в нем?
  6. Какая самая важная церковная служба?
  7. Какие еще бывают службы?
  8. Какой краткой молитвой мы славим Бога?

Самостоятельная работа:

Нарисовать иконостас, отмечая, на каком месте находятся разные иконы.

| | Вперёд >>>

В этой главе ожидается публикация иллюстрации! 23.12.2012 // Admin

Часть вторая. Молитвы

Краткие молитвыХвалебная молитва Господу БогуМолитва мытаряМолитва Господу ИисусуМолитва Святому ДухуАнгельская песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое»Славословие Пресвятой ТроицеМолитва Пресвятой ТроицеМолитва ГосподняАнгельское приветствие Божией МатериХвалебная песнь БогородицеСамая краткая молитва к Божией МатериМолитва Животворящему КрестуМолитва ангелу хранителюМолитва святомуМолитва за живыхМолитва за умершихМолитва пред учениемМолитва после ученияМолитва перед вкушением пищиМолитва после вкушения пищиУтренняя молитваВечерняя молитваУчитесь читать и молиться по церковно-славянскиСравнительная таблица чисел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector