Свято-троицкая сергиева лавра ставропигиальные монастыри рпц

Содержание:

Экскурс в историю обители

Основанная Сергием Радонежским в 1337 году, сегодня Лавра подчиняется напрямую Святейшему Патриарху. За историю своего существования старейшая православная обитель достойно пронесла последствия эпохи расцвета и периодов притеснения со стороны государственной власти. В 1920 году Лавра закрывалась. Часть ее комплекса была использована для хранения музейных экспонатов, часть – переоборудована в жилые помещения. Возрождение пришлось на 1946 и последующие годы.

Лавра хранит мощи не только священнослужителей, но и царской династии Годуновых. На ее территории похоронены: публицист и славянофил Иван Сергеевич Аксаков, врач, дипломат и мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, русский философ и критик Василий Васильевич Розанов, другие культурные деятели, послужившие на благо развития русской и мировой духовности. Активная роль духовной столицы присуща была для Лавры на всем историческом этапе ее существования.

Это место связано с именами подвижников русского православия – преподобными Максимом Греком, Никоном Радонежским, Епифанием Премудрым и иными представителями Церкви. Свой почтенный статус Лавры монастырь получил в 1744 году. Начиная с начала XVI века и поныне здесь постепенно формируется уникальная библиотека духовной культуры из рукописных и печатных духовных произведений.

Свое начало в качестве духовно-образовательного центра Лавра получила в 1814 году. В это время здесь расположилась основанная еще в 1685 году, старейшее из высших образовательных заведений духовная Академия. Сегодня действующий монастырь продолжает играть ведущую роль в образовательной, просветительской и духовной сферах Православной Церкви.

Киево-Печерская

Она считается старейшей на Руси, хотя из летописи известно, что и до появления обители в Киеве были монахи. Однако прославилась чистым житием своих иноков именно эта, основанная, по слову летописца, потом и трудами монахов.

Киево-Печерская Лавра, г. Киев

Краткая история

Временем появления обители считается 1051 г., когда в пещере близ Киева поселяется  Антоний, славянин из Любеча, постриженик Святого Афона. Вскоре к нему собираются ищущие пустынной жизни и монашества.

В 1073 г. строится первый храм – Успенская церковь, которую современники именовали «небеси подобной». В первые десятилетия существования монастырь уже именовали Лаврой.

При нашествии монголов монастырь разорен, затем оказался на территории Великого княжества Литовского. После вхождения Украины в состав России статус Лавры был подтвержден.

При советской власти обитель ликвидировали (1930), вновь открыли в 1940-е. Во время гонений 1960-х гг. Печерский снова был закрыт (здесь был музей), а  возобновлен только с 1988 г.

Главные святыни 

В пещерах можно поклониться нетленным останкам Киево-Печерских подвижников, прославленным чудотворениями и даже мироточением.

Чтимая святыня – образ Успения Пресвятой Богородицы. Это копия чудотворной иконы, утраченной в 1941 г. Она пребывает над царскими вратами Успенского собора. Среди других почитаемых образов: иконы Богородицы Черниговская-Гефсиманская, Живоносный Источник, Всецарица.

Храмы 

Успенский собор – центр богослужебной жизни насельников. Его нынешнее здание вновь отстроено после взрыва 3 ноября 1941 г. Полное восстановление завершено только в 2013 г. Всего действует 9 церквей.

Расписание богослужений 

С 6.00 ежедневно совершается Полунощница в Крестовоздвиженской церкви. По будним дням служится 3 литургии:

  • в Дальних пещерах (с 5.30 ч.);
  • в Крестовоздвиженской церкви (с 6.30 ч.);
  • в Успенском соборе (9 ч.).

В воскресенье литургии совершаются в большинстве церквей, расписание их на сайте обновляется. Исповедь принята здесь до начала литургии.

Современная жизнь обители

С 1797 г. по настоящее время монастырь является одной из 5 лавр на канонической территории Русской Церкви, а также одной из двух обителей России, имеющих этот статус. Он означает:

  • признание особого исторического, духовного значения;
  • то, что наместник такого монастыря – обычно епископ (эта практика появилась с 2009 г.).

Братию Троицкой Александро-Невской лавры с 1996, то есть с начала возрождения обители, возглавляет Кронштадтский архипастырь, Назарий (Лавриненко).

Количество насельников ныне еще не достигло дореволюционного, но уже составляет до нескольких десятков человек.

Духовные отцы 

С 2004 7 лет духовником братии был архим. Елеазар (Иванов). Выпускник Ленинградской Духовной Семинарии (1964), кандидат богословия, о. Елеазар некоторое время нес послушания при епархиальном управлении, которое находилось в советские годы в Духовском корпусе лавры, здесь принял монашество. Своей «второй Академией» он называл жизнь в Псково-Печерском монастыре, откуда он вновь вернулся на место пострига, уже как братский духовник. О.Елеазар преставился в начале Великого Поста 2011 г.

Его сменил архимандрит Виталий Радомысльский, также известный твердым стоянием в вере во времена гонений. Так, служа в Белоруссии, он, тогда еще священник Виктор, не побоялся через суд отстоять церковный дом, который власти хотели отобрать, передав семье местного милиционера. С 1991 г. о. Виктор принял иночество, с 2012 – стал архимандритом, ныне несет послушание духовника не только братии: к нему приезжает также множество мирян.

Кроме него, паломники могут также обратиться к другим духовниками обители. Это игумены:

  • Вениамин (Непоту);
  • Сильвестр (Кирсанов);
  • Серафим (Гребельный).

Отцы принимают прихожан в строго определенное время, которое можно узнать на интернет-странице обители (раздел «Расписание богослужений»).

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне… . (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
  • Беляев С. В память вечную будет праведник… : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
  • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
  • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
  • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Современное положение монастыря

Сейчас это – ставропигиальный монастырь, что означает его подчинение непосредственно Патриарху. Он же согласно Уставу – священноархимандрит обители, и руководит ею через назначаемого наместника.  Настоятель Лавры всегда имеет сан епископа. С 1897 г. лавра управляется духовным собором. Он состоит из наместника, духовника, благочинного храмов, казначея, а также наиболее духовно опытных уважаемых братий.

Интересный факт
Сейчас здесь подвизаются около 200 насельников, что примерно в 2 раза меньше, чем было до революции. Тем не менее, лавра – самый большой мужской монастырь России.

Здесь расположены

  • духовные учебные заведения (семинария и Академия);
  • издательство.

Монастырь несет большое социальное служение:

монахи окормляют детский дом для слепоглухих детей Сергиева Посада; первоначально здесь была домовая церковь прп. Сергия, позже возвели больший по размеру храм Явления Божией Матери св. Сергию (с 2010 г.); иноками созданы адаптированные тексты богослужения; для лучшего обеспечения всей этой работы действует фонд имени основателя лавры. 

  • с конца 1990-х в городе работают православная гимназия имени прп. Сергия, а также школа-интернат, одним из учредителей которых является монастырь;
  • с 1995 г. создан детский военно-патриотический клуб «Пересвет».

И все же главное служение обители совершается тогда, когда приходящий сюда прикасается к ее святыням, посещает храмы, где чувствуется незримое присутствие множества служивших здесь угодников Божиих. И это действительно изменяет душу, жизнь, дарует живую веру.

Это интересно: Все монашеские Лавры России и Украины

Свято-Успенская Уневская лавра

Уневский монастырь Успения Пресвятой Богородицы со статусом лавры является центральной обителью монахов-студитов, одного из орденов УГКЦ. Орден студитов был основан в конце 8 века Теодором Студитом из Константинополя, он же являлся автором Студийского устава для монахов, действующего доныне. 

Уневский монастырь-крепость расположен на окраине села Унев, в окружении лесистых гор. Первые упоминания о монастыре относятся к 1395 году, уже тогда он упоминался как известный духовный центр Галичины.

Источник фото: ua.vlasenko.net, автор – Petro Vlasenko.

История монастыря тесно связана с родом Шептицких. Во времена Австрийской империи Уневский монастырь был закрыт. Инициатором возрождения монашеской жизни в Уневском монастыре был митрополит Андрей Шептицкий, в 1898 году обитель получила статус лавры, здесь снова поселились монахи Студийского устава.

В советское время монастырь использовали как лагерь для католического духовенства, далее организовали приют для душевно больных людей.

В 1991 году власть вернула Уневский монастырь монахам-студитам.

Дважды в год Уневская лавра собирает тысячи паломников, это происходит во время почитания чудотворной иконы Уневской Богородицы на третье воскресенье мая, а также 28 августа – на праздник Успения.

При монастыре открыт музей, в галерее у входа представлена коллекция старинных распятий.

Чтобы увидеть лавру: до Унева курсирует транспорт из Львова. Место отправления: улица Лычаковская, 150. Время отправления: 7:30, 10:50, 14:25, 17:50, 20:30.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
    • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI–XVII веков
  •  В 1686–1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692–1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Успенский собор

Успенский собор. Строительство осуществлено в 1585 году по указу Иоанна Грозного. Пяти купольный собор построен в центре Лавры. Центральный золотой купол возведен в честь Спасителя, остальные купола, оформленные как звездное небо – в честь Св. Богородицы. Внешне это самый фундаментальный из соборов Лавры. Внутри, если в него войти – создается удивительное ощущение простора, высоты и обилия света. Храм почти столетие оставался не расписанным и только в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского были приглашены мастера иконописцы и под руководством Дм. Плеханова Собор был оформлен фресками с изображением святых и благоверных лиц княжеского рода. Главной святыней Собора остается погребальная Сергия Радонежского.

Свято-Успенская Почаевская

Свято-Успенская Почаевская Лавра, г. Почаев

Считается, что она основана иноками из Киева, бежавшими от монголов около 1240 г. Но первое летописное упоминание монастыря относится к 1597 г.

Краткая история 

Расцвет монастыря, духовный и материальный связан с его настоятелем прп. Иовом  Почаевским (XVII в.). С начала XVIII в. обитель стала униатской (греко-католической), вернулась к Церкви только с 1833 г. Указом Николая I ей тогда же присвоено наименование лавры.

Во время 1 мировой войны монастырь оккупировали войска Австро-Венгрии, затем он перешел к русским, но после революции он до 1939 г. был на польской территории. С началом Второй мировой обитель оказалась в СССР. Ее иноки не раз переживали гонения, самым серьезным из которых была попытка закрыть обитель 1960-х гг.

Еще раз братия проявили стойкость в вере в 1992 г., когда наместник монастыря ушел в раскол, перестав поминать Московского Патриарха.

4

Июня
1992 года

После набата, братия вошли к настоятелю, еп. Иакову (Панчуку) попросили его покинуть монастырь, что тому пришлось сделать немедленно. Ныне  обитель  принадлежит к Украинской Церкви Московского Патриархата.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы, известная еще с XVII в. – главная святыня Почаева. Кроме того, почитаются:

  • мощи прп. Иова;
  • новопрославленного прп. Амфилохия (с 2002);
  • след стопы Матери Божией, из которого истекает вода.

Храмы 

На территории 5 церквей и 2 часовни, среди которых наиболее посещаемы паломниками:

  • подземная церковь прп. Иова, созданная на месте его подвигов;
  • Успенский собор (1780-е гг.), главный храм обители.

Расписание богослужений

По монастырскому уставу службы начинаются с 5 ч. С 6.15 совершается Акафист перед чтимой Почаевской иконой Богоматери.

Кроме того, ежедневно проходят:

  • ранняя и поздняя литургии (6.15 и 9 ч., воскресенье 10 ч.);
  • вечернее богослужение (17 ч.);
  • акафисты прп. Иову и Амфилохию, панихиды, молебны.

Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры

Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.

Троицкий собор,  Альберт

Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.

Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.

Успенский собор и Кладезная часовня,  Екатерина

Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.

Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.

Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.

Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.

Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.

Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.

Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры

Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.

Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.

Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.

Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры

Храмы и другие строения, коими богата Троице Сергиева Лавра

До сих пор отмеченный мельком, самый большой храм, вокруг которого кажется построенной вся Троице Сергиевская Лавра, на самом деле не старейший. Но заказ самим Иваном Грозным, о чем упоминалось, и дата завершения – 1585 год говорят сами за себя. Отмечалось явное сходство с московским аналогом, но многие находят общие черты с новгородским Софийским собором. Здесь символика расцветки куполов трактуется следующим образом: золотой главный посвящен Спасителю, голубые с золотыми звездами – Богородице, это традиционно.

При этом сходство с новгородской Софией исчерпывается арочными стенами и пятиглавием, нарушается громоздким входным крыльцом и мало выступающими апсидами. Живописно смотрятся расписные арки над апсидой, фон картин с небесами перекликается с расцветкой куполов. Поскольку нынешнее посещение не предполагает осмотра интерьеров, скажем только о главной реликвии собора. Он хранит деревянный гроб, в котором находились мощи Сергия Радонежского со дня упокоения до 1585 года.

Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов

Названный храм на всего на полвека моложе самого старого из всех, что имеет Троице Сергиева Лавра. Все прочие ему в возрасте уступают, хотя выглядит ветеран вовсе не по-стариковски. Колокольня, совмещенная со световым барабаном единственного купола – довольно редкое планировочное решение в православии. Подобные звонницы в старину именовали всполошными, колокол там звонил в случае угрожающей опасности. Свою роль он успешно выполнял в период Смутного времени, при польско-литовской блокаде.

Духова церковь хранила мощи религиозного публициста Максима Грека и наместника Антония, которым Троице Сергиевская Лавра управлялась 46 лет. Сейчас останки перенесены в церковь Сергия Радонежского, здесь осталось надгробие московского митрополита Платона (Левшина), о котором вскоре вспомним. Запоминаются архитектурные особенности храма, в частности, высокие апсиды, почти достигающие верха закомар. Колокольные проемы оформлены кокошниками, звук усиливался, направляясь в купол-резонатор.

Наконец, древнейший храм – Троицкий собор

Троицкий собор построен в 1423 году, зодчим был ученик преподобного Сергия, монах Никон Радонежский. Именно он наследовал игуменство монастыря, активно занимаясь параллельно строительной деятельностью. Собор выстроили в рекордный годовой срок, конструктивно он достаточно прост. Стены имеют по три разделительных лопатки с килевидными закомарами, в центре четверика основание и цилиндрический световой барабан с куполом. Здесь Троице Сергиева Лавра сохраняет главную реликвию – мощи основателя в серебряной раке.

Останки Сергия Радонежского и обретены были в процессе строительства, они открылись лично Никону. У собора постоянно много людей, желающие прикоснуться к реликвии. Южнее апсид собора видна еще одна, не сразу понятная. Только присмотревшись, отсюда можно определить, что рядом – еще одна церковь. Ее можно принять за южный придел Троицкого собора, первоначально так и задумывалось. Никоновская церковь построена в 1548 году над могилой архитектора собора, оба храма одноглавые, с позолоченными кровлями и куполами.

Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Начался период испытаний в истории Троице-Сергиевой лавры.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию,  и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами  – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу,  в результате которой  Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси. 

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси  единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен,  превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше,  чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь  и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя  строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

Начало пешего обхода территории обители

Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.

Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского

Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски

Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.

Расписное житие Сергия Радонежского

Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.

Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.

Взгляд на надвратную церковь

Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.

Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.

Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию

Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.

По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector