“царство” или “царствие” небесное

Пусть земля ему будет пухом – это не поминание

Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.

Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.

Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:

“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.

Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.

Кто должен произносить речь?

Обычно вначале говорит старший из членов семьи умершего. Но горе и боль иногда лишают дара речи даже самых стойких и красноречивых. Если кто-либо из родных находится в тяжелом психологическом состоянии в связи с тяжкой утратой и не может произнести слова памяти покойному, то первым это делает любой другой человек.

Не всегда все присутствующие знакомы друг с другом. Как правило, среди незнакомых людей говорящий представляется, обозначая свои отношения с усопшим (друг, коллега, сослуживец и т.д.). В речи можно упомянуть заслуги покойного, его хорошие качества, вспомнить знаменательные случаи из жизни, положительно характеризующие его личность.

Пожелания покойному в других конфессиях

Существуют разные традиции пожеланий покойному при последнем прощании, а также при выражении соболезнований родным. Для представителей других конфессий они могут быть непонятны или недопустимы.

Во всех религиях душа – вечна, не нуждается в материальном. По этой причине верующие обычно заботятся больше о ней, чем о теле, но проявляют уважение и к физической оболочке. Однако никто из представителей разных конфессий не высказывает напутствий телу прежде, чем будет сказаны добрые слова в адрес души.

Ислам

Определенное обращение к умершему после смерти отсутствует. Все, что говорится после смерти человека, направлено на соблюдение воли Всевышнего:

  • перед смертью над умирающим произносят последние слова: «Нет бога, кроме Аллаха»;
  • во время обмывания говорят «Именем Аллаха»;
  • на похоронах читается молитва – джаназа, когда почитают Аллаха.

Мусульманские традиции присущи разным народам: их придерживаются татарские этнические группы, ингуши, азербайджанцы, башкиры, балкарцы, туркмены, узбеки и др. У всех обряд погребения схож.

Иудаизм

Особняком стоит выражение «мир праху его». Оно часто произносится иудеями, может значить пожелание покоя праху, в который после смерти превращается физическая оболочка. Причем такая фраза встречается и на могилах православных, но редко.

Она не выбивается из канонов веры, т. к. содержит информацию из Священного Писания: «Ибо прах ты и в прах возвратишься».

Евфимий Зигабен

Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем

Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем

Малых, не говоря уже о больших. Освободив Себя от ложного подозрения, Он устрашает и полагает большие угрозы относительно будущего Своего законоположения. Всякий, кто нарушит одну из тех заповедей, которые Я намерен установить, и не только сам нарушит, но и для других послужит таким примером (заповеди эти Он назвал малейшими, отчасти по смирению, отчасти для того, чтобы не превозносились исполнители их; вместе с тем научает и нас унижать собственные дела, хотя бы они были велики и значительны), тот назовется малейшим, т.е. последним из всех, ничтожным, отверженным, что равносильно: будет подвергнут наказанию. Царством Небесным в этом месте называет второе Свое пришествие, в котором Он явится Царем всех.

а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем

Смотри, как Он сказал: нужно прежде делать, а потом учить, и не только делать, но и учить. Как достойно порицания не делать, но учить, так, с другой стороны, недостаточно делать, но не учить. Совершенная добродетель состоит не только в том, чтобы быть полезным самому себе, но – и другим. Не научишь правильно тому, чего сам не сделал, и не легко убедишь других сделать то, чего сам не делал, потому что услышишь: врачу, изцелися сам (Лк. 4,23).

Толкование Евангелия от Матфея.

Где находится Царство Божие?


Фото: Stihi.ru Из слов Спасителя понятно, что Царствие Небесное рядом, нужно только покаяться, и вот, оно уже достижимо. Таким образом, люди должны были понять, что в их жизни на тот момент ничего не поменялось, все правители и сильные мира того остались на месте. Не изменилось ничего, кроме того, что отныне рядом с ними находится Иисус Христос. Значит, Он — есть Царствие Небесное. Но понять этого не было дано никому, даже апостолы не могли уразуметь эту истину до конца, потому что «сердца их были окаменены».

Нужно понимать, что ученики Христа были воспитаны в своей среде, на заповедях Ветхого Завета. Евреи считали себя богоизбранным народом, поэтому жили в убеждении, что Царство Божье принадлежит только им. А Иисус сказал, что все, кто будет веровать в Него, кто откажется от греха и покается, те достигнут Царствия. Придут в него люди со всех концов земли.


Фото: Flickr.com

Как же можно было сразу принять такое учение? Для иудеев это было сродни тому, что их спустили с небес на землю

Поэтому Господь и проповедовал, поэтому он и показывал чудеса исцеления, воскрешения, превращения воды в вино и прочие, чтобы привлечь внимание людей, дать им понять, что наступила другая реальность, другое время. Он показывал свое милосердие, доброту и предвидение, чтобы его ученики — не только из числа приближенных, но и из всего народа — осознали, как нужно идти по дороге, ведущей в Царство Божье

И Христос в притчах, образах и на примерах говорил о Царствии Божьем, как о Себе. Именно Он и есть это Царство. Жизнь с Ним рядом, по Его заповедям, вот это и есть реальность, которую довелось испытать современникам его пришествия на Землю. Именно поэтому, коли им довелось слушать проповеди, пить, есть, плыть на лодке в сопровождении Царства, они и достигли его так быстро и легко. Оно само их избрало, осенило благодатью Святого Духа.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном

Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. «Малейшим наречется в Царстве Небесном» вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение.

а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Сначала стоит «сотворить», а потом — «научить», ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Свт. Иоанн Златоуст

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Устранив от Себя всякое подозрение и заградив уста тех, кто вздумал бы
противоречить, Господь начинает уже возбуждать страх и предлагать сильные угрозы для ограждения вводимого Им закона. А что приведенные слова Его относятся не к древним заповедям, но к тем, которые Он сам намеревался дать, это видно из дальнейшего. “Ибо, говорю вам, — говорит Он, — если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Мф. 5:20). Если бы Его угрозы относились к нарушителям ветхого закона, то для чего бы говорить Ему: “если не превзойдет”? Те, кто делал то же, что и фарисеи, без сомнения, не могли перед ними иметь никакого преимущества в праведной жизни. В чем же состояло это преимущество? В том, чтобы не гневаться, не смотреть на жену любострастным оком.

Почему же Он называет эти новые заповеди малыми, когда они так важны и высоки? Потому, что Он сам хотел дать этот закон. Как Он смирит Себя самого, и во многих местах говорит о Себе скромно, — так говорит и о законе Своем, научая этим и нас всегда быть скромными. Притом же, так как Его могли подозревать в нововведении, то Он до времени и употребляет смиренный образ выражения. А когда ты слышишь слова: “малейшим в Царстве Небесном”, то разумей не иное что, как геенну, или мучение. Царствием Он называет не только наслаждение будущими благами, но и время воскресения, и страшное второе пришествие. В самом деле, возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым, и нарушит одну заповедь, был ввержен в геенну, а кто нарушит весь закон и других доведет до того же, будет находиться в царствии? Не это, следовательно, разумеется здесь, но то, что нарушитель закона в то время будет меньшим, т. е. отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну. Будучи Богом, Христос предвидел беспечность многих, предвидел, что некоторые примут слова Его за преувеличение, и будут умствовать о законе так: “неужели тот будет наказан, кто назовет брата своего глупым? Неужели тот прелюбодей, кто только посмотрит на жену?” Предотвращая такое небрежение к закону, Он и произносит страшную угрозу против тех и других, т. е. и против нарушителей закона, и против тех, которые других доводят до этого. Зная такие угрозы, потщимся и сами не нарушать закона, и не будем ослаблять ревности других, желающих блюсти его. “А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном”. Мы должны быть полезны не только для самих себя, но и для других; не одинаковую награду получает тот, кто только сам добродетелен, и тот, кто ведет с собою к тому же и другого. Как учение, не оправдываемое делами, осуждает учащего: “уча другого, — говорит апостол, — не учишь себя самого?” (Рим. 2:21), так и добрые дела, если мы не будем в то же время руководить и других, получают меньшую награду. Итак, в том и другом надобно быть совершенным; исправив прежде самого себя, должно приложить старание и о других. Потому-то и сам Христос поставил прежде дела, а потом учение, показывая, что только таким образом можно учить с успехом; в противоположном же случае скажут: “Врач! исцели Самого Себя” (Лк. 4:23). В самом деле, если кто, будучи не в состоянии научить себя самого, вздумает исправлять других, тот сделается для многих предметом посмеяния; вернее же — он совсем не в состоянии будет учить, так как дела его будут противоречить его учению. А если он будет совершен в том и другом, то «тот великим наречется в Царстве Небесном».

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 16-я.

Супругам

Жене

  • Проза

    * * *
    Никто не смог тебя спасти, ушла из жизни очень рано,
    Но светлый образ твой родной мы будем помнить всегда.
    * * *
    Из жизни ты ушла мгновенно, а боль осталась навсегда.
    * * *
    Ты ушла из жизни, а из сердца — нет.
    * * *
    Любим тебя и в памяти нашей всегда ты жива.
    * * *
    Я прихожу сюда, чтоб цветы положить,
    Очень трудно, родная, мне без тебя прожить.
    * * *
    Ты жила для нас, ты жива для нас.
    * * *
    Упокой, Господи душу рабы Твоей
    И сотвори ей вечную память.
    * * *
    Спасибо за вместе прожитые счастливые годы.
    * * *
    Навеки помню и благодарю,
    благословляя прожитые годы.
    * * *
    Мы были звуки музыки одной,
    Которой не нарушить, не расстроить.
    * * *
    Тебя я любил, мне тебя не забыть,
    Тебя я и в вечности буду любить.
    * * *
    Любимые не умирают,
    Лишь рядом быть перестают.
    * * *
    Спи спокойно, дорогая, после жизненных тревог.
    * * *
    Твоя любовь сильнее смерти.
    * * *
    Ты не уйдешь из жизни нашей
    Пока мы живы — с нами ты.

  • Стихи

    * * *
    Не слышно голоса родного,
    Не видно добрых, милых глаз.
    Зачем судьба была жестока?
    Как рано ты ушла от нас.
    * * *
    Ты ушла из жизни слишком рано,
    Нашу боль не выразят слова.
    Спи, родная, наша боль и рана,
    Но память о тебе всегда жива.
    * * *
    Одним цветком земля беднее стала,
    Одной звездой богаче небеса.
    Ты вечно с нами, дорогая,
    С тобой скорбящие сердца.
    * * *
    Какие мне найти слова,
    Чтобы услышать ты могла
    Моей души признание?
    И на какой струне сыграть,
    Чтобы могла ты прибежать,
    Как прежде, на свидание?
    * * *
    Ты нас покинула, родная,
    Настал разлуки скорбный час.
    Но все по-прежнему живая,
    Ты в нашем сердце среди нас.
    * * *
    Пусть не гаснет огонь до конца,
    И останется память о той,
    Что для жизни будила сердца,
    А теперь нашла вечный покой.
    * * *
    Ты шла по жизни улыбаясь,
    Оставила нас не прощаясь.
    Как плачет сердце — невозможно передать.
    Скорбим и помним.
    * * *
    Не покидай меня!
    Мне бесконечно жутко,
    Мне так мучительно,
    Так страшно без тебя!
    * * *
    И пусть мне вечер зажигает свечи.
    И образ твой окутывает дым.
    Но не хочу я знать что время лечит.
    Что все проходит вместе с ним.
    * * *
    Я в смиреньи тебя отпускаю…
    По живому разорвана нить!
    Скорбно, горько, печально, но знаю:
    Ничего тут нельзя изменить.

Мужу

  • Проза

    * * *
    Живым тебя представить так легко,
    Что в смерть твою поверить невозможно.
    * * *
    Не высказать горе, не выплакать слез,
    Ты счастье и радость из дома унес.
    * * *
    Из жизни ты ушел мгновенно, а боль осталась навсегда.
    * * *
    Нашу боль не измерить и в слезах не излить,
    Мы тебя как живого будем вечно любить.
    * * *
    Ты ушел из жизни слишком рано, нашу боль не выразят слова. Спи, родной, ты наша боль и рана, но память о тебе всегда жива.
    * * *
    С тобой ушел кусочек моей жизни!
    * * *
    Не надо надписей для камня моего, пишите просто здесь: он был, и нет его.
    * * *
    Спасибо тебе, мой ясный, за то, что ты был на свете!
    * * *
    И кончилась жизнь земная, все силы угасли в тебе,
    Прощай же, родной мой, любимый, вечная память тебе.
    * * *
    Мы были звуки музыки одной,
    Которой не нарушить, не расстроить.

  • Стихи

    * * *
    Скорбь и печаль твоей утраты
    Пребудут с нами навсегда.
    Что может быть страшнее
    Потери мужа и отца?
    * * *
    Ты покоя не знал,
    Счастья людям искал,
    Спи спокойно, родной,
    Раз от жизни устал.
    * * *
    Целую я твои глаза,
    Прильну к любимому портрету,
    А по щеке течет слеза.
    Конца и края скорби нету…
    * * *
    И кончилась жизнь земная,
    Все силы угасли в тебе,
    Прощай же, родной наш, любимый,
    Вечная память тебе!
    * * *
    Не слышно голоса родного,
    Не видно добрых, милых глаз.
    Зачем судьба была жестока? —
    Так рано ты ушел от нас…
    * * *
    На всю оставшуюся жизнь
    Мне хватит горя и печали
    О том, кого любила я
    И так внезапно потеряла.
    * * *
    Когда тебя забудут люди,
    Забудут все твои друзья,
    Тебя лишь сердце помнить будет,
    И этим сердцем буду я.
    * * *
    Никто не смог тебя спасти
    Ушел из жизни слишком рано,
    Но светлый образ твой родной
    Я буду помнить постоянно.
    * * *
    Тебя уж нет, а мы не верим,
    В душе у нас ты навсегда
    И боль свою от той потери
    Не залечить нам никогда.

О любви

* * *
Стою, наклонясь, над твоею могилой, горючей слезой поливая цветы.
Не хочется верить, родной мой, любимый, что в этой могиле находишься ты.

* * *
Такой как ты нет больше на земле.

Лопухин А.П.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

“То, о чем говорится в законе, называется малейшим; то, что намерен был сказать Христос, есть величайшее” (Август.). В речи Христа (греч.) ряд аористов в сослагат. накл. “нарушит”, “научит”, “сотворит и научит” (λύση, διδάξη, ποίηση καΐ διδάξη), и два раза “наречется” (κληθτήσεται) — будущее изъявит. наклонения. Отсюда заключают, что “нарушить” и проч. и “наречется” не указывают на действия одновременные, современные или сопровождающие одни другие. Не тотчас и не одновременно наречется, когда нарушит, но в будущем, в Царстве Небесном, Слово “малейших” (заповедей) находится в соответствии с “малейшим” (наречется); но кто сотворит, т.е. исполнит, одну из “малейших” заповедей и научит этому других, тот “великим” наречется и проч. Здесь, однако, подразумевается не механическое исполнение заповедей, от великих до малейших, закона, но — осмысленное, внутреннее, духовное. Пояснением этой мысли служат следующий и дальнейшие стихи.

Где находится Царство Божие?

Фото: Stihi.ru

Из слов Спасителя понятно, что Царствие Небесное рядом, нужно только покаяться, и вот, оно уже достижимо. Таким образом, люди должны были понять, что в их жизни на тот момент ничего не поменялось, все правители и сильные мира того остались на месте. Не изменилось ничего, кроме того, что отныне рядом с ними находится Иисус Христос. Значит, Он — есть Царствие Небесное. Но понять этого не было дано никому, даже апостолы не могли уразуметь эту истину до конца, потому что «сердца их были окаменены».

Нужно понимать, что ученики Христа были воспитаны в своей среде, на заповедях Ветхого Завета. Евреи считали себя богоизбранным народом, поэтому жили в убеждении, что Царство Божье принадлежит только им. А Иисус сказал, что все, кто будет веровать в Него, кто откажется от греха и покается, те достигнут Царствия. Придут в него люди со всех концов земли.

Фото: Flickr.com

Как же можно было сразу принять такое учение? Для иудеев это было сродни тому, что их спустили с небес на землю

Поэтому Господь и проповедовал, поэтому он и показывал чудеса исцеления, воскрешения, превращения воды в вино и прочие, чтобы привлечь внимание людей, дать им понять, что наступила другая реальность, другое время. Он показывал свое милосердие, доброту и предвидение, чтобы его ученики — не только из числа приближенных, но и из всего народа — осознали, как нужно идти по дороге, ведущей в Царство Божье

И Христос в притчах, образах и на примерах говорил о Царствии Божьем, как о Себе. Именно Он и есть это Царство. Жизнь с Ним рядом, по Его заповедям, вот это и есть реальность, которую довелось испытать современникам его пришествия на Землю. Именно поэтому, коли им довелось слушать проповеди, пить, есть, плыть на лодке в сопровождении Царства, они и достигли его так быстро и легко. Оно само их избрало, осенило благодатью Святого Духа.

Душа после смерти

Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.

Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.

Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.

Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.

“В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4).

После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.

Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.

“Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4)

Троицкие листки

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Фарисеи и книжники делили заповеди Божии на большие и меньшие; особенно могли показаться малыми, неважными те заповеди, которые Господь намеревался дать в продолжении беседы Своей, потому что эти заповеди говорят не о делах, а о тайных помышлениях сердечных, но Христос говорит, что и эти грешные помышления мерзки в очах Божиих, что всякое слово в Законе Божием должно быть свято и ненарушимо, что делить так заповеди на большие и малые — тяжкий грех; все заповеди важны и спасительны. Итак, кто нарушит (по пренебрежению хотя) одну из заповедей сих малейших, только потому, что она покажется ему неважной, и научит так людей, научит и других так же рассуждать об этой заповеди, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, т.е. по толкованию святителя Златоуста, во время Второго пришествия Христова, когда откроется Царство Небесное для праведных, такой нарушитель будет меньшим, отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну

«Ибо возможно ли, — говорит святитель, — чтобы тот, кто назовет брата своего глупым был ввержен в геенну, а кто нарушит весь Закон и других научит этому, тот будет находиться в Царствии? Конечно, это невозможно, и потому малейший в Царстве Небесном означает — вовсе будет лишен Царства Небесного». Итак, если отец делает худое при детях, если хозяин дает недобрый пример домашним, если начальник легкомысленно нарушает Закон при подчиненных, — все они не только сами разоряют заповедь Божию, но и научают тако человеки. Или, если своенравные христиане ни во что ставят уставы церковные, и не только сами их не исполняют, но и другим внушают, что эти уставы — будто бы человеческие установления, что соблюдение постов, например, неважное дело, — всем таковым, конечно, грозит слово Христово: малейшим наречется, т.е. негодным окажется таковой для Царствия Небесного… Да и кто из нас может похвалиться, что он не нарушает ни единой заповеди Божией? Помни, христианин, что всякий грех, а особенно грех соблазна делает человека сыном геенны; но не отчаивайся; кто вчера малым или великим грехом низвержен до геенны, тот сегодня может покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния, а кто сотворит и научит, кто прежде сам на деле исполнит, а потом и других научит исполнять заповеди Божии, тот великим наречется в Царстве Небесном, получит там высшую награду. «Как мне другого вести по пути, по которому сам я не хаживал? — рассуждает блаженный Феофилакт. — Мне всякий может сказать: врач! исцели Самого Себя (Лк. 4:23). С другой стороны, если я творю, но не учу, хотя и призван учить других, то не буду иметь такой награды, а даже заслужу наказание, если не учу по лености или по зависти…»

Троицкие листки. №801-1050.

Откуда пошло выражение «Пусть земля будет пухом»?


Часто слышу: «Пусть земля будет пухом» . Понятно, что это «атеизм». А что же на самом деле желают, какой смысл скрыт в этой фразе? Людмила, г. Пушкино.

Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так — «Sit tibi terra levis». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости)

Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы — S·T·T·L — это эпитафия от – «Sit tibi terra levis» (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L — «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись — R.I.P. (Rest In Peace) — покойся с миром.

То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания.

Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» — употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке.

Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения.

PS. На фото фрагмент древнеримской надгробной плиты, где есть надпись «Sit tibi terra levis».

Анатолий Баданов администратор миссионерского проекта «Дышу Православием»

Задайте свой вопрос

Нюансы выражения соболезнований

Выражая соболезнования, необходимо помнить о некоторых правилах. Это позволит донести до горюющих свои попытки помочь, поддержать их, причем сделать это как можно более искренне

Важно учитывать повод, по которому все собрались: официальное мероприятие, поминки в кругу семьи. От этого зависит формат траурной речи

Случаи официального соболезнования

Распространенный способ передать слова сочувствия – написание письма. Его формат отличается от личного обращения. При этом автор обращается сразу к группе людей, т. к. нет возможности выразить соболезнования лично семьям пострадавшим. Частный случай официального соболезнования – написание письма незнакомому человеку, например, если умерла жена директора фирмы. Тогда составляется официальное обращение от коллектива.

Соболезнование

Не зачитывать на поминании соболезнование из интернета

Чужой текст содержит стандартные, универсальные фразы. Они обезличены. Если читать их на похоронах знакомого, будет ощущаться неискренность. Необходимо адаптировать под себя его, внести личную информацию, тогда будет казаться, что автор пишет собственный текст. Но более эффективный способ составления поминальной речи – обработка прочитанного стандартного текста, создание на его основе собственного. Именно так следует воспринимать фразы из интернета, как шаблон.

Слова и жесты должны идти от сердца и не быть навязчивыми

Чтобы донести до скорбящих свое сообщение, выбрать подходящие слова, нужно заглянуть вглубь души, вспомнить, каким был умерший человек. Наиболее подходящий вариант поведения – естественность. Нужно избегать навязчивых жестов, повторов, сказанных слов, не имеющих смысла.

4 чувства соболезнования: искренность, желание помочь, сочувствие и внимание к человеку

Главное правило выражения устного соболезнования – оно не должно быть формальным. Важные оставляющие:

искренность: люди тонко чувствуют правду, ложь, чтобы донести до них свою мысль или чувство, необходимо избегать последнего;
желание помочь: слова, сказанные вслух, нужно подкреплять действием, недостаточно сочувствовать, но при этом ставить свои заботы выше проблем горюющих, нужно предлагать помощь в организации похорон, решении бытовых вопросов, финансовую поддержку – все, что является посильным для человека;
сочувствие: для родителей, потерявших ребенка, или для жены, оставшейся без мужа, важно внимание со стороны близких, им не справиться в одиночку, поэтому учитывают, какой посыл несут произносимые слова, чтобы не зацепить наиболее болезненные струны души;
принимать во внимание стресс и шок родственника: те, кто пережил сильное потрясение, острее чувствуют все, что происходит вокруг, поэтому важно взвешивать все, что говорится, оглядывать на свои поступки, чтобы не допустить ошибок в обращении к горюющим – они замечают то, что другие не увидят.

Соболезнование — это форма выражения сочувствия по поводу смерти

Царствие небесное

По христианскому вероучению тело есть вместилище души, храм, который следует содержать в надлежащем порядке. В том числе и после смерти. Воскрешение один из главных догматов церкви. А после Воскрешения душа вновь воссоединится с телом, где бы то ни находилось, и в каком бы состоянии ни пребывало.

Отсюда бережное, благоговейное отношение в церковных обрядах к телу усопшего. Отсюда различные погребальные обряды. Но душа бессмертна.

Фраза «Пусть земля ему будет пухом» досталась нам в наследство от язычества. Но если многие языческие обряды вполне успешно ассимилировались церковью, то эта фраза противоречит вере, не несёт в себе никакой пользы усопшему и употреблять её нельзя. Вместо неё следует пожелать усопшему Царствия небесного.

Почему православным нельзя желать усопшему «Пусть земля будет пухом»

В православии верят, что душа после смерти отправляется к Богу, проходит мытарства и ожидает Великого Суда. Поэтому принято больше заботиться о ней, а не о теле. Его считают бренной оболочкой, в которой человек проходит испытания и исправления на Земле.

Во время похорон на кладбище православные священники желают усопшему «Царствия Небесного» или говорят «Покойся с миром», но не произносят: «Пусть земля будет пухом». Такое выражение считается неуважительным проявлением к Христу, который дает веру, что жизнь на этом не заканчивается, она вечна.

На кладбище, дома или в другом месте, когда есть желание помянуть усопшего, лучше прочитать короткую молитву. Пожелать ему Царствия Небесного и просить о прощении всех согрешений, которые он совершил при жизни, но не успел в них покаяться.

Родственники должны беспокоиться о его душе, а не о том, в какой он земле похоронен. Во время Суда все поднимутся, чтобы отвечать за свои деяния. В этом и суть православия, что все остаются живыми, поэтому и говорят, что человек усопший, то есть находится во сне.

Можно сказать «Вечная память» усопшему православному, и это также будет правильно, потому что такой фразой сопровождается окончание панихиды. Нужно прочитать молитву о просьбе прощения нелестных деяний, нарушающих каноны православных, и даровании милости достичь Царствия Небесного. Иудеи при прощании говорят: «Мир праху его» или «Мир с ним».

Принятое поминание по православным канонам

Согласно православным основам, следует желать не телу, а душе вечного покоя, милости Божьей, прощения ее грехов. Правильным считается использование нескольких фраз:

  • «Царствия тебе Небесного»: значит, что произносящий эту фразу верит в вечную жизнь души, обретение покоя на небесах;
  • «Вечная память»: фраза часто произносится атеистами, агностиками и людьми, далекими от церкви, даже если они веруют в Бога, а также истинными христианами, она универсальная, изначально не несет в себе религиозного подтекста, но может применяться при выражении соболезнования верующими, т. к. ничем не нарушает православных канонов;
  • «Вечный покой», альтернативный вариант «Покойся с миром»: это короткие выражения могут произноситься верующими, т. к. они знают, что душа не умирает, продолжает существование в иной форме, при этом высказывается пожелание обрести мир.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector