7 древнейших православных храмов россии

Церковное управление

Восточная Православная Церковь децентрализована, у нее нет центральной власти, земного главы или единственного епископа в руководящей роли. Таким образом, Восточное Orthoox использовать Синодальную систему канонический , которая существенно отличается от иерархически организованной католической церкви , который следует за учение о папском превосходстве . Упоминания Вселенского Патриарха Константинополя как лидера являются ошибочной интерпретацией его титула (« первый среди равных »). Его титул скорее почетный, чем авторитетный, и на самом деле Вселенский Патриарх не имеет реальной власти над церквями, кроме Константинопольского. Его уникальная роль часто заключается в том, что Вселенский Патриарх в некоторых источниках упоминается как «духовный лидер» Восточной Православной Церкви.

Автокефальные церкви обычно находятся в полном общении друг с другом, поэтому любой священник любой из этих церквей может на законных основаниях служить любому члену любой из них, и ни один член любой из них не исключен из какой-либо формы поклонения в любой из других, включая прием Евхаристии .

В раннем средневековье , то ранняя христианская церковь управлялась пятью патриархами как государственной церкви Рима : епископы Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима; все вместе они именовались Пентархией . Каждый патриарх имел юрисдикцию над епископами в определенном географическом регионе. Так продолжалось до 927 г., когда автономное болгарское архиепископство стало первым патриархатом, недавно получившим статус патриархата, присоединившимся к первоначальной пятерке.

Патриарх Рима был «первым на почетном месте» среди пяти патриархов. Разногласия по поводу пределов его власти были одной из причин Великого раскола , условно датированного 1054 годом, который расколол церковь на католическую церковь на Западе во главе с епископом Рима и православную церковь во главе с четыре восточных патриарха (Константинополь, Иерусалим, Антиохия и Александрия). После раскола это почетное первенство перешло к Константинопольскому патриарху, который ранее занимал второе место на Первом Константинопольском соборе .

В 5 веке восточное православие отделилось от халкидонского христианства (и поэтому отделено как от восточной православной, так и от католической церкви), задолго до Великого раскола 11 века . Его не следует путать с восточным православием.

Значение слова «храм» в словарях русского языка

храм (от > храмъ — «дом») — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают.

Википедия

I м.

1.Специальное здание, предназначенное для отправления религиозного культа, богослужения; церковь.

2. перен.Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение. II м.Сфера высоких духовных ценностей.

Большой современный толковый словарь русского языка

м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких духовных ценностей.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

муж. , стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи… стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух Божий живет в вас? Кор. Телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, там же. Храмы зиждутся во имя святого. Собирать на построение, украшенье храма. Сельский храмик, церковь. Храмища во имя Спаса. Абрам, Абрам, да не Божий же храм! Храмовой, к храму относящ. — праздник, престольный, когда празднуется святой, во имя коего построена церковь. Храминный, к храмине относящ. Храмоздание, самое дело, построенье церкви. -зданная , -здательная грамота, даваемое архиереем разрешенье на постройку церкви. -здатель , -ница , строитель, хозяин, коего иждивеньем храм строится.

Словарь Даля

Poet место служения науке, искусству, высоким помыслам Х. науки. храм здание для богослужения, церковь Древнерусские храмы. Буддийский х.

Словарь русского языка Ожегова

культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.

Современный толковый словарь, БСЭ

м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких духовных ценностей.

Толковый словарь Ефремовой

храма, м. (книжн.).

1. Здание для богослужения, церковь (церк.).

2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-н. (ритор.). Храм науки. Храм искусства.

Толковый словарь русского языка Ушакова

культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура Х. ( святилища , христианской церкви , мусульманской мечети , иудаистские синагоги , буддийские Х.) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. Значение Х. часто гораздо шире культовых функций, им выполняемых, и религиозных идей, которые он воплощает. В символике архитектуры и декоративного убранства Х. раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно — в средние века в Европе) Х. были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой застройки монументальные здания Х., расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение. В эпоху капитализма архитектура Х. становится эклектичной, лишь во 2-й половине 20 в. возведение Х., по сравнению с другими отраслями строительства менее подчинённое практическим и экономическим требованиям, привлекает архитекторов возможностью экспериментов в области формообразования, эффектов освещения, поисками эмоционально выразительных решений пространственной структуры, основанной на применении новых комбинаций старых конструкций. В СССР здания Х., являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

храм, -а

Полный орфографический словарь русского языка

здание, предназначенное для проведения богослужений и религиозных обрядов место, где происходит служение чему-то высокому область, сфера высоких духовных ценностей

Викисловарь

Главный свод религиозных догматов христианства

Их кратчайшее изложение содержит Символ Веры. Большие, бесконечно глубокие тексты – Евангелия, Деяния Апостолов, их Послания. Не случайно отрывки из них постоянно читаются за богослужениями. Всякий читающий, слушающий находит ответы на жизненные вопросы, но главное – вступает в духовное общение с Самим Христом, Его святыми.

Символ веры

Это не молитва, а исповедание – точное изложение того, во что христиане верят, чему последуют. Текст, ныне принятый Православной Церковью, называют Никео-Царьградским, так как он окончательно сложился на Первом (в г. Никея, 325 г.) и Втором (в Константинополе, или Царьграде, 381 г.) Вселенских Соборах.

В Символе – 12 частей, или «членов».

Они содержат краткие установления, выражающие истины веры – догматы:

  • веру в Бога Отца, Создателя мира:
  • в Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося на Земле от Девы Марии, распятого, воскресшего, вознесшегося на небо, откуда Он придет снова – судить мир;
  • в третье Лицо Св. Троицы – Святого Духа;
  • христианин также исповедует веру в саму Церковь, Крещение, грядущее всеобщее воскресение, «жизнь будущего века».

10 заповедей (заветов) христианства

Понятие «Декалога», или Десяти заповедей, относится ко временам Ветхого Завета. 10 постулатов, составивших основу иудаизма, были переданы Самим Богом пророку Моисею на горе Синай, а написаны на каменных плитах – скрижалях.

Моисей получает Скрижали Завета

По слову Иисуса, Который пришел «не нарушить Закон, но исполнить» (Мф.5:17), христианство признает эти заповеди. Вот они (Исх. 20:1-17):

  1. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;не поклоняйся им и не служи им…
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно…
  4. Помни день субботний, чтобы святить его;шесть дней работай и делай всякие дела твои,а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Наряду с этими заповедями, которые удерживают человека от зла, Господь также предлагает новые, не отменяющие, а углубляющие прежние, например:

  • заповеди о почитании Бога, отказе от кумиров понимаются не только как запрет почитания языческих идолов, но также – как свобода человека от мирских пристрастий;
  • запрет на убийство, прелюбодеяние включает запрещение не одних действий, но даже мыслей о них – гневающийся уже стал человекоубийцей.

А вот заповедь, которую Господь называет «новой», и действительно – в Ветхом Завете ее нет: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34).

Господь не раз говорит о том, что необходимо:

  • избегать осуждения;
  • молиться за врагов, не мстить, воздавая злом за зло;
  • прощать согрешающему «до семижды семидесяти раз».

Это – условие принятия Богом молитвы христианина. Данная Самим Господом молитва, по первым словам именуемая «Отче наш…» содержит такое прошение: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Следовательно, имеющим злобу на ближних не будут прощены и их грехи.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Самые красивые святыни Российской Федерации

Смольный собор воскресения Христова в Санкт-Петербурге

В продолжении разговора про Храмы России фото с названиями и описанием, следует рассказать о самых красивых Святынях.

Еще одна жемчужина северной столицы. Здание в стиле барокко, не заметить его просто невозможно. Величие и красота захватывают дух.

Это уникальное здание было построено по указу императрицы Елизаветы на месте Смольного дворца, в котором она некогда жила. По плану – это крест, в углах которого стоят 4 церкви.

Архитекторы планировали построить один купол, но Елизавета настояла на пятиглавии. Храм получился необычным, так как все купола разных размеров и формы, что нехарактерно для православной архитектуры того столетия.

Нижняя часть фасада больше похожа на дворец, нежели чем на храм. Здесь сыграло роль пышное елизаветинское барокко. Архитектурное решение такого, что визуально при приближении здание уменьшается в размерах, однако от этого не становится менее богатым и величественным.

Если вам интересны побывать на экскурсии в Интерактивном Музее Истории России , то предлагаю посмотреть наше видео:

Храм можно посетить в любое время с 7.00 до 20.00 (окончание вечерней службы). Вход свободный.

Успенский кафедральный собор Смоленск

Во время нападок Речи Посполитой была взорвана взрывчатка не далеко от собора. Взрыв унес за собой много смертей и разрушил здание. Два века потребовалось для полного его восстановления.

Так долго, потому что архитекторы постоянно допускали ошибки в расчетах и чертежах, и здание то и дело, рушилось или косилось. Но, наконец-то, после долгих лет проб и ошибок собор был возведен.

Богато внутреннее убранство. Высота сводов 30 метров. Кругом резьба и позолота. Также там хранятся великие святыни, такие как пояс Богородицы, сандалии воина Меркурия и многие другие.

Статья о Смоленске здесь!

Храм открыт с понедельника по субботу с 9.00 до 20.00. в воскресенье с 7.00 до 20.30. Вход бесплатный.

Сайт:

smol-kafedra.cerkov.ru

Успенский кафедральный собор Омск

Это одна из главных православных достопримечательностей города и основная святыня местной епархии. Во времена СССР здание пришло в негодный вид, но затем восстановлено на средства, собранные с пожертвований горожан.

Это архитектурная переработка знаменитого Спаса на Крови. Первый камень был заложен Николаем II в 1891 году. За времена войн и междоусобиц, здание разрушили и восстановили в 2007 году. Где на открытии нового собора присутствовало множество приглашенных артистов со всей России. В общей сложности 800 человек.

В этом же году переименовали площадь возле храма. Теперь она носит название «Соборная площадь». Здесь проходят все важные события города.

Этот собор занесен в каталог мировой храмовой культуры и носит статус уникального исторического памятника России.

Вход с 8.00 до 19.00.

Сайт:

omsk-sobor.ru

Церковь Воскресения Господня в Форосе

Это удивительно красивое место в Крыму. Расположена церковь на скале высотой 427 метров над уровнем моря. Создается впечатление, что здание парит в облаках. Есть смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на морскую гладь. Внизу популярный курорт – Форос.

Особенный шарм и красоту церкви придает специальная подсветка, которую зажигают в вечернее время. Церковь видно издалека, она выделяется даже в ночное время на фоне моря, гор и неба.

Сегодня церковь в Форосе – это место для богослужения и причастия горожан, а также одна из главных достопримечательностей Крымского полуострова.

Церковь преображения Господня Кижи

Церковь уникальна тем, что имеет 22 главы (по некоторым данным, ранее было 25 глав). Для русского зодчества такое многоглавие не характерно. Хотя в древних летописях есть упоминание о первом Софийском соборе в Новгороде, который имел 30 глав.

Много раз менялось внутреннее убранство храма. Была там и краска, и доски, и обои. Всероссийская экспедиция Центральных реставрационных мастерских отмечала разновременность в отделке.

Перед реставраторами стояла непростая задача – привести храм в подобающий вид и убрать все временные наслоения. Они справились. В 1980 году состояние храма признали аварийным и вынесли все убранство.

На данный момент церковь находится на реконструкции и внутрь попасть нельзя. Но можно посетить территорию музея-заповедника, в котором она расположена и посмотреть фасад снаружи.

1. История

Самые первые христиане (из иудеев) продолжали ревностно посещать Иерусалимский храм и молились в нём (Деян.21:26) до самого его разрушения — «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб (совершая евхаристию и причащение)» -(Деян.2:46). Оказавшись вне Иерусалима, апостолы часто молились в синагогах и в частных домах благочестивых евреев и обращённых язычников. Во время гонений на христиан со стороны римских императоров, в качестве храмов христианами стали использоваться катакомбы — природные пещеры вблизи поселений и заброшенные шахты.

Когда император Константин Великий признал в 313 году христианство (на государственном уровне), то прежние языческие капища иногда стали перестраиваться под христианские храмы (выносились изваяния идолов, устанавливался престол и возвышенность для чтеца и др.). В то же время, мать Константина равноапостольная Царица Елена воздвигла в Иерусалиме величественный Храм Гроба Господня, ставший образцом в архитектуре и строительных приёмах для тысяч других, возводимых по всей империи христианских храмов и монастырей. Наиболее величественным и совершенным стал Софийский собор в Константинополе.

К этому времени сформировалась традиция, по которой все христианские храмы снаружи смотрелись либо как огромный крест, либо как круг (символ вечности), либо как корабль (Ноев Ковчег). В храмах притвор (и паперть) предназначались для оглашенных (ещё готовящихся ко крещению), и обуреваемых (кающихся). Внутри православных храмов появился иконостас — перегородка, отделяющая самую святую часть храма — алтарь (реже — кувуклия), куда могут входить только мужчины. Также стал отделяться клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей (алтарников), а посреди храма стал устанавливаться аналой с иконой праздника и (в соборах) архиерейская кафедра.

На Руси, с принятием христианства, православные храмы изначально имели своеобразную белокаменную архитектуру и оформление, несмотря на то, что каменные храмы строились под руководством греческих, итальянских и немецких мастеров (строящийся без участия иностранцев купол первого Успенского собора в московском Кремле трижды обрушивался, так как, секрет точного расчёта прочности сводов был неизвестен доморощенным умельцам)

Поэтому в России гораздо чаще строили небольшие деревянные терема-церквушки, которые часто страдали от пожаров (при неосторожном обращении с кадилом, свечами и лампадами). Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей: древнее зодчество, русское барокко, классицизм, ампир и др

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре. 

Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он  может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.    

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах. 

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Почему без Церкви невозможно Спасение

Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:

Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:

В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:

Святыни

Святость, прежде всего, означает неотмирность, приобщение к Богу. Христиане твердо верят – мир, сотворенный Им, благ, прекрасен, достоин спасения, пусть даже поврежден грехом. Верующие почитают особые проявления Благодати в этом мире. Среди таковых:

  • изображения Бога, святых, Ангелов; запрещенные Ветхим Заветом, они стали возможны с Воплощением Христа как Человека;
  • честные останки угодников Божиих – мощи; пронизанные Духом еще при жизни, их тела сохраняют Благодать по кончине;
  • храмы, богослужебные принадлежности Таинств, облачение священно-церковнослужителей;
  • освященные хлеб, вода, елей.

Мощи преподобного Александра Свирского

Распределение

Православие широко
распространено среди ряда народов Балкан — греков, болгар, сербов, черногорцев,
македонцев, румын и некоторых албанцев; в Восточной Европе — среди
восточнославянских народов, а также среди грузин, гагаузов, абхазов, осетин,
молдаван и, кроме русских, среди ряда других народов Российской Федерации:
чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карелов, мордаутов, якутов и некоторых
других.

Точное количество
последователей определить невозможно, поскольку в ряде стран с традиционным
распространением православия государственные и церковные власти не ведут учет
членов Церкви. Число верующих канонических православных церквей оценивается в
225 миллионов (2007) и 227 миллионов (2013). Вместе со старыми восточными
церквями число православных составляет 260 — 270 миллионов человек. Вселенский
Патриарх Варфоломей и другие источники оценивают общее число православных
христиан примерно в 250-300 млн. человек.

В современном мире можно
отнести к странам, где, согласно переписям и опросам, проживает большинство
православного населения: Беларусь, Болгария, Греция, Грузия, Кипр, Македония,
Молдова, Россия, Румыния, Сербия, Украина, Черногория. Православие также заметно
присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане и на алеутах в
американском штате Аляска. Кроме того, часть населения Эстонии, Латвии,
Кыргызстана, Албании и Японии исповедует православие. С конца 20 века одной из
относительно быстро растущих областей православия была Африка к югу от Сахары,
а также Юго-Восточная Азия и Южная Корея.

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Основная форма деревянной постройки

Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.

Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)

Что такое горница, хоромы, изба

Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.

Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.

Клетский верх и крещатые бочки

«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).

Чем крыли крыши в Древней Руси

Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector