4 правила воспитания от советского педагога симона соловейчика
Содержание:
- Примеры из жизни
- Вариант 1
- Сочинение Что такое свобода
- Как воспитать свободного человека
- Сочинение про Свободу
- Высшая ценность
- Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Свобода
- Популярные сочинения
- Фрагмент текста
- Популярные сочинения
- Принцип 2. Взаимодействие детей и родителей
- Самостоятельность как цель воспитания
- Сочинения
Примеры из жизни
В сочинении на тему «Что значит быть свободным» допускается использование личного опыта. Начинаться такой пример может со слов «В моей жизни был такой случай…» или «Я хочу привести пример из своей жизни».
В качестве примера можно использовать возможность распоряжаться деньгами, как это повлияло на жизнь. Либо автор может рассуждать о том, где заканчивается свобода одного человека и начинается свобода другого. Можно назвать факторы, которые наделяют личность таким состоянием.
В сочинении нежелательно использовать аргументы из фильмов, так как они не будут засчитаны или их оценят в 1 балл. Лучше всего брать примеры из классической литературы. Например, в работе Максима Горького «Песня о соколе» рассказывается о раненой птице, которая упала в ущелье.
Уж предложил соколу попробовать еще раз взлететь перед смертью и насладиться небом. Птица попыталась это сделать, но она без сил падает и скатывается по камням в воду. Сокол является воплощением стремления к свободе и смелости, именно поэтому произведение стало популярным среди революционеров.
Вариант 1
Совесть – это внутренний голос человека. Именно совесть подсказывает нам, как поступить правильно и мучает в случае совершения недостойных поступков. Она заставляет признать ошибку и раскаяться в содеянном, оказывает значительное влияние на формирование полноценной личности. Совестливый человек находится в гармонии со своим внутренним миром. Он всегда поступает по чести, не прибегая к обману и подлости.
Примером такого человека является главный герой исторического романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Первый раз Пётр Гринёв поступил так, как ему велела его совесть, когда вернул проигранные в бильярд деньги, невзирая на уговоры Савельича увильнуть от расчёта. Он был человеком чести и хотел поступить благородно, несмотря на обстоятельства. Затем он отблагодарил бродягу, указавшего им дорогу в трудный момент. Петру не было жалко заячьего тулупа в обмен на помощь. И снова в этой ситуации Савельич отговаривал своего хозяина, хотя этот поступок и спас их в будущем. Это происшествие, словно подтверждает то, что поступая по совести, мы получим сторицей.
Не изменил собственной совести Гринёв и в крепости. Благодаря своей доброй и открытой натуре он был принят семьей коменданта Миронова как родной. Там же он сблизился с сослуживцем Алексеем Швабриным, который оказался совершенно непохожим на главного героя. Если для Петра Гринёва честь и долг – это смысл жизни, то для Швабрина – это всего лишь пустые слова. Алексей готов был опуститься до любого уровня, чтобы добиться своих целей. Ему ничего не стоило обмануть, очернить и унизить человека, даже любимую девушку. Клевета Швабрина по отношению к Маше Мироновой возмутила Гринёва до глубины души. Совесть не позволила ему спустить обидчику дамы сердца всё с рук, главный герой с готовностью принял вызов на дуэль, чтобы защитить честь возлюбленной.
Благородство Петра Гринёва оценил даже сам Емельян Пугачёв. В благодарность за подаренный заячий тулуп он отменил смертную казнь, уготованную главному герою, и простил ему отказ от присяги на верность. Кроме того, он помог ему освободить Машу, находившуюся в плену у Швабрина, и отпустил их на волю.
Необыкновенная стойкость и порядочность Петра Гринёва, его совестливость, честь и искренность, делают главного героя романа одним из лучших представителей русского общества. Этот персонаж, созданный А.С. Пушкиным, служит образцом для всех последующих поколений.
Другим ярким примером совестливого человека в художественной литературе является главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Катерина росла в достатке, окружённая родительской любовью и заботой. Она повзрослела и стала очень достойной девушкой. Ей удалось сохранить в себе лучшие человеческие качества и веру в Бога. После замужества, главная героиня оказалась в семье мужа, которая совершенно не была похожа на её собственную. Здесь царило лицемерие, неуважение и тирания. Кабаниха любила командовать и считала страх залогом счастливой семейной жизни. Тихон полностью подчинялся своей матери и боялся перечить ей даже тогда, когда дело касалось его жены.
Катерина чувствовала себя несчастной, её постоянно унижали и не давали права голоса. Именно поэтому она влюбилась в Бориса, он стал для неё глотком свежего воздуха, надеждой на то будущее, которое было уже для неё немыслимым. Эти чувства давали ей давно забытое ощущение свободы, окрыляли её и скрашивали суровые будни. Однако в определённый момент и без того хрупкое счастье омрачили угрызения совести. Главная героиня понимала, что замужней женщине нельзя себя так вести, но ничего не могла с собой поделать. Осознание собственной грешности приводит Катерину к душевным мукам, с которыми она не в состоянии справиться. Приближающаяся гроза символизирует для неё Божий гнев, поэтому девушка спешит покаяться и очиститься от греха перед смертью. Самоубийство стало единственным способом заглушить голос совести для Катерины.
Я считаю, что быть совестливым человеком означает, прежде всего, быть честным с самим собой, жить согласно своим убеждениям и не нарушать собственных принципов. Такие люди очень требовательны к себе, потому что идти правильной дорогой слишком трудно. Чтобы жить по совести, нужно не только выбирать верные нравственные ориентиры, а ещё и ежедневно противостоять себе и своим желаниям.
Сочинение Что такое свобода
Свобода — это абстрактное понятие, которое трудно определить; в принципе, свобода связана с возможностью совершать действия по своей воле. Начиная с XVIII века, свободу часто стали связывать с такими понятиями, как справедливость и равенство.
Свободное существо не подчиняется воле других в принудительном порядке. Свобода гарантирует уважение воли человека и подразумевает, что каждый несет ответственность за свои действия. Абсолютная свобода неизбежно приводит к социальной дезорганизации.
Например: человек может использовать свою свободу для занятия бизнесом и получения через эту деятельность ресурсов, которые позволяют ему выживать. Однако эта свобода ограничена законом, который запрещает продавать продукцию, не отвечающую ряду требований.
Нет такой вещи, как абсолютная свобода.
Можно взять в качестве примера два запрета, которые, по мнению большинства людей, принимаются как справедливые и разумные: нельзя брать то, что принадлежит другим; нельзя убить другого человека. Кражи и убийства — это преступления, наказуемые законами всех стран. Существуют законы и общественные нормы, которым люди подчиняются. Можно сказать, что свобода воли позволяет человеку совершать любые действия, даже самые порицаемые, просто за выражение своей воли он понесет наказание. Означает ли это, что даже закон и мораль не могут полностью ограничить свободу?
Люди не пользуются абсолютной свободой, потому что предпочитают комфорт, который приходит от того, что у них есть кто-то, кто организует их жизнь. Если волк пытается взять кусок мяса у своего вожака, тому придется разбираться самому, но люди доверяют такого рода ситуации системе правосудия. Можно называть себя свободным человеком, но при этом добровольно принимать ограничения, которые накладывает жизнь в обществе.
Сущность свободы, в определенном смысле, никогда не может быть затронута; нельзя помешать кому-то чувствовать определенные вещи или думать.
Важно помнить, что свобода — это не концепция, которую люди разделяют с остальными видами на планете, а изобретение человечества. Это не что-то объективное и незыблемое; понятие свободы меняется и развивается на протяжении всей истории человечества
`
Как воспитать свободного человека
основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, того, что такое свободный ребёнок, свободная школа и каков путь к воспитанию свободных людей.
Высшая ценность
Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта — но несбыточная.У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания — у каждого народа свое, особое.По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания — свобода.
Что такое свобода?
свобода — понятие бесконечное.Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения — и есть «свобода-для» — внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.Человек свободный — это человек, свободный внутренне.Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
Что такое внутренняя свобода?
От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости.От чего не свободен свободный человек? От совести.
Что такое совесть?
Совесть — это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом.чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде.Совесть заставляет человека придерживаться правды,Свободный человек строго слушается совести — но только ее.
Свободный ребенок
но можно и развить. Цель — воспитание свободного — определяет все формы, способы и методы общения с детьмиТот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, — любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.Любовь к ребенку становится угнетающей.
Свободный учитель
Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь — свободного учителя.Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.
Путь к воспитанию свободных
Свобода — это и цель, и дорога.Свобода умирает там, где появляется страх.Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей — это ли не мечта учителя?P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!
Сочинение про Свободу
Свобода. О ней можно говорить много прекрасных слов. И о том, как невероятно почувствовать её на себе. Воздохнуть чистым воздухом, раскинуть плечи и, прикрыв глаза, ощутив, как тебя обдувает ветер.
С самых древних времён люди посвящали ей песни, ценили, как ничто другое. Считалось, что лучше умереть свободным человеком, чем попасть в плен захватчика. Ни один народ не желал преклонить колени, даже если обещали какое-то милостивое отношение к проигравшим
Снова и снова пытались люди сбросить оковы, в конце всё же добиваясь своего, неважно, какими усилиями. У наших предков всегда находились какие-нибудь препятствия к ней, мы боролись за неё веками, вгрызаясь в возможность поднять гордо свою голову и объявить себя свободными
Людьми, которые не преклоняться ни перед одним врагом.
Свобода духа, свобода воли, свобода мыслей – всё это так похоже, ведь объединяется в нечто огромное и значимое. То, чем живёт каждый из нас. А ведь мы все живём свободой.
Ни один человек не сможет всю жизнь прожить без толики простора – мы зачахнем как цветок, чей горшок умудрилась залить нерадивая хозяйка. Она нам жизненно необходима – в возможности думать самостоятельно и заключается наше сознание.
Существует множество легенд о прекрасных птицах и людях, что сажали их в клетку. Иногда они заканчивались хорошо – птиц отпускали на волю. Но в большинстве своём случалось так, что птицы просто погибали от каких-либо причин. Вернее, причина была всегда одна – отсутствие свободы. Сначала они замолкали, переставая радовать всех вокруг своим пением. Затем отказывались от еды, воды и, наконец, умирали.
Из всего этого следует, что свобода – это жизнь. Именно поэтому родителям стоит иногда задумываться о методах воспитания, дабы позволить своим детям проявить самостоятельность. Как-никак, они сами должны это понимать, прежде чем ограничивать ребёнка в чём-либо. Не спорю, иногда это даже необходимо, но нужно всегда объяснять – какова же причина такого ограничения?
Нет, я не говорю, что полная свобода – это хорошо. Иногда всё же стоит что-то запретить, дабы не начался хаос. Я говорю о разумной свободе. Той, что пленит наши сердца и дарует вкус жизни.
9 класс. 15.3 ОГЭ
Высшая ценность
Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта – но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным. Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни.
Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания – у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален.
И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности.
Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, – свобода
Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: человека свободного.
Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Свобода
Обществознание. Блок «Социальные отношения»
«Свобода — это в первую очередь не привилегии, а обязанности» (А. Камю)
Избранная мною тема связана с пониманием сущности свободы. Как часто люди слышат о ней, прославляют её, считают её наличие самым главным в жизни! Но знают ли они, что такое свобода? Об этом люди спорили с глубокой древности, ведь свобода — одно из ключевых понятий для человека.
По мнению великого французского писателя и философа середины XX века Альберта Камю, «свобода — это в первую очередь не привилегии, а обязанности». Таким образом, автор утверждает, что свобода, данная человеку, предполагает ответственность. То есть каждый человек должен распоряжаться своей свободой с умом и не рассчитывать на вседозволенность.
Я полностью разделяю точку зрения автора, потому что нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Также я считаю, что свобода не означает вседозволенность. Прежде всего, это осуществление выбора и принятие ответственности за него.
Что такое свобода и как должен действовать свободный человек? О понятии свободы говорили многие мыслители. Философы Древней Греции видели в ней результат ограничения желаний (Эпикур), состояние особой мудрости (Зенон), отсутствие надежды на что-то и полное бесстрашие (Демонакт), действия в соответствии с желаниями (Эпиктет), власть над жизнью (Платон). В Древнем Риме оратор Цицерон назвал свободой зависимость от законов. В Новое время свобода получает значение важнейшей основы для развития общества. Монтескьё считал, что свобода — «право делать то, что разрешено, а не запрещено законом». С точки зрения науки, свобода — это сложное философское понятие, обозначающее самостоятельность личности, выражающееся в способности и возможности делать собственный выбор в условиях альтернативы и принимать ответственность за этот выбор. Что же ограничивает нашу свободу в обществе?
Абсолютно свободным человек быть не может. Во-первых, человек ограничен свободой другого человека, во-вторых, собственной природой, в-третьих, существующими законами, в-четвёртых, силой общественного мнения. Все эти ограничения в целом называются ответственностью.
От свободы отличается воля — возможность действовать по своему желанию, ничем себя не ограничивая. Люди часто путают понятия воли и свободы, забывая, что свобода связана не столько с возможностью осуществления прав, сколько с определением долженствования. Лев Николаевич Толстой писал: «Хочешь быть свободным — приручай себя воздерживаться в своих желаниях».
Примером отношения к свободе как к вседозволенности может служить судьба героя романа Достоевского «Преступление и наказание» — Родиона Раскольникова, сравнившего себя с Наполеоном. Он, потеряв самоконтроль, решил вершить судьбы людей и совершил убийство. Он считал свою свободу привилегией. Но в конце романа он получает наказание за совершённое преступление. Этот пример иллюстрирует девиантное поведение человека, который связал свободу с преступной деятельностью.
Свободу как бремя рассматривал немецкий учёный XX века Эрих Фромм. В своём произведении «Бегство от свободы» он проиллюстрировал, что свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нём чувство бессилия и тревоги. Автор утверждал, что предотвращение свободы становится пределом безответственности.
Свобода и ответственность — это важнейшие принципы, без осмысления которых невозможно построить отношения в обществе. К ним нас приучают с самого детства: родители, воспитатели в детских садах, учителя в школе. Например, в старшей школе получать знания — наша ответственность, ведь это наш выбор продолжать обучение в ней.
Таким образом, только в единстве свободы и ответственности можно строить поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми.
Похожие страницы
План по теме «Демократия»
Рекомендации по написанию эссе. Экономика
Рекомендации по написанию эссе. Социальная психология
Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Будущее демократического общества
Темы для написания мини-сочинений. Социальная психология и социология
План по теме «Нации и межнациональные отношения»
Популярные сочинения
- Анализ эпизода Плач Ярославны 9 класс Рассматриваемый эпизод является одной из трех частей поэмы «Слово о полку Игореве», представляющейся литературным памятником древнерусской культуры, повествующим о неудачном походе русского князя.
- Сочинение Любовная лирика Ахматовой Про любовь писали многие поэты. Но у Ахматовой любовь не приносит счастья, а только горе, разлуку, страдания. У неё любовь – это роковой поединок. Нет идиллии и безмятежности. Стихотворения «Вечер»
- Сочинение Правдин в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ) Денис Иванович Фонвизин написал свое знаменитое произведение в стиле традиционного классицизма. Одна из особенностей данного стиля — четкое деление героев на положительных и отрицательных.
Фрагмент текста
В задании 15.3 ОГЭ необходимо написать сочинение-рассуждение. Школьник должен не только раскрыть значение слова «Счастье», но и аргументировать свою позицию. В задании приводится фрагмент текста С. Соловейчика — теоретика педагогики, публициста, журналиста.
Отрывок начинается с вопроса автора: «Что такое свобода?». Он подчеркивает, что это состояние нельзя точно описать и человечество на протяжение многих веков ищет ответ на этот вопрос. Автор признает существование экономической и социальной ограниченности, но это не мешает людям ощущать свободу.
По мнению Соловейчика, это состояние проявляется в двух формах. Внешняя выражается в отсутствии зависимости от кого-то или чего-то. С внутренней свободой все сложнее, но она может быть даже при трудной жизни.
Далее автор указывает на необходимость воспитывать людей с внутренней свободой, так как именно от них зависит развитие страны. Соловейчик дает подробное объяснение, что он понимает под этим словосочетанием.
Автор также замечает, что для свободы внутренней важна только одна вещь — совесть. Именно она контролирует поступки человек, и он должен ее слушаться. Это чувство сугубо личное, по мнению Соловейчика, но именно оно позволяет отделять правду от лжи.
Автор также указывает в отрывке текста, что главная цель учителя — это воспитание свободной личности. Для этого педагог обязан придерживаться чувства справедливости.
Во вступлении сочинения нужно сразу выделить тезис. По тексту Соловейчика выделяется главная мысль: что такое свобода и кто на это состояние может влиять. Можно затронуть проблему многозначности слова и множества вариантов толкования. Основную часть сочинения нужно начинать с нового абзаца.
Популярные сочинения
- Сочинение Какой опыт дает человеку война? (рассуждение) Конечно, сразу вспоминаются пословицы, в которых отражен опыт народа, полученный в результате многочисленных войн. Главное в нем, мне кажется, отражено в следующих двух- «Хорошей войны не бывает» и «Война хуже чумы».
- Сочинение по картине Допрос Салавата Кузнецова Кузнецов был тем художникам, что умело изображал в своих работах различные исторические события. Картина «Допрос Салавата» не является исключением. Она довольно реалистична и привлекает взгляд.
- Сочинение на тему Волшебные слова Каждый человек, начиная с раннего возраста, знает о том, что существуют так называемые волшебные слова, благодаря которым мы становимся вежливыми и можем получить желаемое.
Принцип 2. Взаимодействие детей и родителей
По Соловейчику, воспитание зависит от трех переменных величин: детей, взрослых и отношений между ними. Например, в общении с грудным ребенком мать может приучать его справляться со своими чувствами. То есть если младенец кричит в своей кроватке, а мама занимается своими делами на кухне и слышит по голосу малыша, что ничего страшного не произошло, она может не торопиться.
«Она заканчивает свои дела, потом идёт к сыну, но без упрёков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идёт с повинной: — Ты меня зовёшь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!», — пишет педагог. В младенчестве дети нуждаются в признании их чувств и желаний, а еще — в вере в справедливость мира. Но когда ребенок растет, его надо учить справляться с разного рода неприятностями. К примеру, с тем, что не все в школе будут его любить, или с тем, что учитель может быть несправедлив
В подобных ситуациях важно признать проблему, пожалеть ребенка и выразить надежду на то, что он справится с проблемой, а если это необходимо, помочь ему
Самостоятельность как цель воспитания
Еще один важный аспект воспитания по Соловейчику — подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Об этом без устали твердят современные психотерапевты и либеральные педагоги, и об этом в своих трудах так давно писал Симон Львович.«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них», — говорил педагог.
Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!»
Сочинения
- Алый парус: О ребятах 16-17 лет. Сб. статей из газ. «Комсомольская правда» /Сост. И.Зюзюкин, С.Соловейчик; Рис. О.Голицына, О.Кулиш. — М.: — Мол. гвардия,1966. — 192 с.
- Десять тысяч уроков: Школа: какая она, какой станет в девятой пятилетке. — М.: Дет. лит., 1971. — 32 с.: ил.
- Ватага «Семь ветров»: Повесть / Рис. Г.Ковенчука. — Л.: Дет. лит., — 1979. — 255 с.: ил.
- Вечная радость: Очерки жизни и школы. — М.: Педагогика, 1986. — 370 с.: портр.
- Книга про тебя / Оформл. О.Коровина. — 2-е изд., доп. — М.: Дет. лит., 1965. — 125 с — (Школьная б-ка). Содерж.: Про твой характер. Про твоего друга. Про твою жизнь.
- Мокрые под дождем: Повесть / Рис. К.Безбородова. — М.: Дет. лит., 1968. — 95 с.
- Отчаюха: Повесть / Рис. И.Година. — М.: Дет. лит., 1969. — 80 с.: ил.
- Про пионеров: Книга для октябрят / Рис. В.Винокура. — 3-е изд. — М.: Дет. лит., 1984. — 63 с.: ил.
- Революция: Размышления перед очередной годовщиной Октября // Первое сентября. — 1995. — 4 нояб.
- Спасая жизнь товарищей: Рассказ // Подвиг юных: Сб. рассказов и повестей. — М., Дет. лит., 1965.
- Учение без исключения // Юность. — 1985. — № 9. — С.107-112.
- Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С.Соловейчик. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.
- Час ученичества. — М.: Дет. лит., 1986. — 381 с.
- Воспитание творчества — 1978
- Резервы детского «Я» — 1983
- Воспитание школы. Статьи для своей газеты