Порядок чтения псалтири

На каком языке псалмы читаются в храме?

Если вы придёте в храм, то поймёте, что не совсем те слова вы услышите. Потому что в храме читается всё Богослужение, все молитвы, все песнопения, все книги на церковно-славянском языке.

Церковно-славянский язык вышел из древнеславянского. Каждый из вас слышал про Кирилла и Мефодия, которые приехали из одного из греческих городов и специально молились и создали письменность для славянского народа.

Буквы очень интересно называются. Древнегреческий язык очень похож, а в современном греческом сейчас буквы немного изменились, как и в русском языке. Если сравнить наш русский алфавит сейчас и церковно-славянский, вы увидите, что какие-то буквы сохранились, просто они по-другому называются, а каких-то букв уже не существует в нашем алфавите.

Но это наши корни и нам стоит знать о том, что есть такой церковно-славянский язык, он очень красивый, поэтичный, древний. Многим он не понятен. Когда люди приходят в храм, часто они не понимают какие-то слова. Для этого мы дома изучаем и читаем эти песнопения, эти чтения молитвы на русском, чтобы понимать лучше в храме.

Потому что это древняя такая традиция, наследие нашего народа, нашей культуры. Поэтому рекомендую вам ознакомиться с азбукой церковно-славянской и можно даже немного узнать об истории древнеславянского языка и церковно-славянского.

Если вас волнует духовное развитие вашей семьи, но вам всё время не хватает на это времени. Вы можете присоединиться к нашему курсу. Будем делать всё по расписанию с домашними заданиями!

  1. Курс о Евангелии для детей 
  2. Курс о Псалмах для детей
  3. Курс о Библии для детей
  4. Каталог курсов «Библейские каникулы»

Правила чтения

Как уже упоминалось в самом начале, шестопсалмие требует особенного подхода к чтению. Чтение в середине храма способствует созданию наиболее торжественной атмосферы. То же самое можно сказать и о выключенном освещении, потушенных свечах. Полумрак должен помочь собравшимся верующим проникнуться читаемым, предотвратить отвлечение на посторонние предметы. Новички не сразу могут вникнуть в суть происходящего и иногда пребывают в недоумении – для чего проводятся все эти манипуляции. Постепенно до них тоже дойдет скрытый смысл всех этих действий.

По уставу при чтении шестопсалмия должно выражаться особенное благоговение — не нужно совершать лишних движений, шепота, не говоря уж о разговоре. Считается, что шестопсалмие должно читаться, как молитвы, а не как кафизмы.

Допускается домашнее чтение шестопсалмия, возможно также прослушивать его на аудионосителях.

Зачем читать псалмы

Прежде всего нужно отметить, что чтение святых текстов не требует специального благословения священнослужителя. Название этих текстов произошло от греческого названия музыкального инструмента псалтерион. Древние евреи играли на нем во время воспевания псалтырей. С тех пор сборник песней в честь Всевышнего и начал называться – Псалтырь.

Книга содержит сокращенное выражение всего святого писания. Она представлена в виде молитвенных песней. Со слов священнослужителей святая книга объединяет в себе историю, нравоучения и учения, которые спасают человека от греха. Также существует мнение, что в книге собраны все основные моменты с других святых писаний. В ней подробно выражена вся жизнь простого человека и напутствие на то как должен жить праведный христианин.

В православии читать псалмы при различных обстоятельствах принято ежедневно. Их произносят в храме как минимум один раз в неделю

Важно знать о том, что определенные правила их чтения описанный в специальной книге «Типикон»

Лучшая статья для Вас, переходите: Псалом 26 и 90 для защиты от врагов

Если произносить тексты святой книги дома, тогда такое чтение будет называться келейным. Как правильно читать псалмы? — этим вопросом задается большое количество православных верующих. Несмотря на то, что перед началом произношения текстов не нужно получать благословение все же таинство исповеди пройти рекомендуется.

Чтение святых текстов дома

Келейное чтение псалтырей – это уже добрая традиция верующих. Как правило их произносят семейным кругом. Собираются родные и близкие в определенное время и начинают общее чтение. Сначала специального устава по такому чтению не существовало. Но со временем все же возникли некоторые рекомендации:

  • Перед началом проведения чтения пройдите таинство исповеди и причастия.
  • Тексты произносятся только перед зажженной лампадкой или церковной свечей. Не зажигается свеча только в случае, если человек находится в транспорте или путешествии.
  • Тексты произносите в полуголос. Это поможет облегчить понимание произносящего.
  • Ставьте правильные ударения в словах. Так как неправильное произношение слов считается большим грехом, потому что суть слов меняется.
  • Не нужно произносить тексты с театральной страстью, лучше их читать монотонно.
  • Название псалмов не читаются.

Лучшая статья для Вас, переходите: «И если пойду я долиной смертной тени» псалом 22 Давида

Иногда бывают такие ситуации, когда в начале чтения святого песнопения верующему не понятна его суть. Не стоит сразу расстраиваться. Главное читать его согласно всем рекомендациям, и тогда постепенно вся суть и красота текстов обязательно откроется. Нужно обязательно придерживаться следующих рекомендаций:

Перед тем как начать читать молитвенные песнопения нужно обязательно прочесть вступительные прошения

Их можно найти в святом сборнике.
Весь текст делится на две части (кафизмы).
Важно при произношении текстов нужно упоминать и живых, и усопших.
После прочтения псалма обязательно нужно произнести акафист.
Заканчивать весь процесс нужно специальными молитвенными песнопениями.. Не все верующие знают сколько раз читать псалмы

На самом деле их нужно читать на протяжении всей своей жизни. После того как верующий закончит чтение Завета, не нужно делать перерыв, можно начинать чтение заново

Не все верующие знают сколько раз читать псалмы. На самом деле их нужно читать на протяжении всей своей жизни. После того как верующий закончит чтение Завета, не нужно делать перерыв, можно начинать чтение заново.

Житие царя Давида по шестопсалмию

Все входящие в чин псалмы, за исключением 87-го, составил царь Давид. Это пророк, псалмопевец, избранный Господом древнееврейский государь, живший за тысячу лет до прихода на землю Иисуса Христа. Вся его жизнь сопровождалась многочисленными опасностями, гонениями, скорбями и искушениями. Но даже находясь в смертельной опасности, царь Давид не терял веры и упования на Бога. Всегда он призывал Господа, просил помощи в тяжелых ситуациях, благодарил и славил Бога в моменты радости.

Это высокое настроение души пророка задало тон всем составленным им псалмам. В них отражаются некоторые события его жизни, например, гонение Авессаломом. В них он кается, например, в 50-м псалме, а также славит Господа, выражает все упование на Него.

События из жизни пророка, отраженные в чтении шестопсалмия:

  • 62 – поиск пророком спасения в пустыне от гонения грозного преследователя;
  • 102 – поставлен царем в преклонных годах, выражает благодарность Господу за освобождение народа из вавилонского плена;
  • 3 и 142 – суть указана в надписании: восстание и преследование Авессаломом;
  • 87 – судьба народа, попавшего в плен в Вавилоне;
  • 37 – подготовка Авессалома к восстанию, страдания царя Давида, его мольба к Богу о помощи.

Духовный смысл Шестопсалмия

Фото: Pravoslavie.ru

Как уже сказано выше, все псалмы имеют огромный духовный смысл, который раскрывается только по воле Святого Духа. Тем более, выбор отдельных частей Псалтири для Шестопсалмия, находится существенно выше понимания простого человека. Нужно принимать их, как преобразователи душ к добродетельному существованию с Богом. Это духовное оружие, принцип действия которого не каждому доступен, но его поражающая сила очевидна для всех.

Святые отцы, толкуя Священное Писание, выделяли два аспекта духовного рассмотрения Псалтири:

  • Пророческая тема (предсказания о Мессии, Спасителе, который снизойдет к людям)
  • Духовно-нравственная тема (формирование христианского мировоззрения еще до пришествия Христа)

Оба эти аспекта взаимосвязаны и не могут не переплетаться друг с другом в каждом из шести псалмов.

Что касается мессианской темы, то следует понимать, что Царь Давид являлся пророком, что, несомненно, подтверждается историей Церкви. Поэтому его пророчества простираются вплоть до явления Спасителя, его распятия, создания христианской Церкви, и даже до Страшного Суда и жизни будущего. В каждом псалме есть подобные пророчества в прямой или скрытой форме. Увидеть их не дано каждому, но святые отцы, которым Святой Дух дал способность проникать в мысли Пророка, говорили об этом так:

Духовно-нравственный аспект следует рассматривать, исходя из того, что Иисус Христос, по своей человеческой линии, происходит именно от семени Давида. И псалмопевец Давид является, в какой-то мере, человеком новой Церкви, христианином. Он нередко нарушает ветхозаветные нормы, прообразуя собой Христа.

Именно поэтому Шестопсалмие в богослужении является мостом, переходом от темной ночи человечества к утру, времени пришествия Христа. Господь родился глубокой ночью, что символизирует полная темнота в храме во время его чтения. И только свеча, как Вифлеемская звезда, говорит о том, что спасение грядет, оно уже близко.

Помнить о том, что Шестопсалмие имеет настолько глубокий смысл и важность во время богослужения, должен каждый молящийся. Нельзя в это время думать ни о чем, кроме спасения своей души

Хотя бы на 6-7 минут его чтения, нужно сосредоточиться на мысли о том, что вечная жизнь доступна для каждого, но нужно приложить усилия к ее достижению.

Псалом 37

Господи! да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене: яко стрелы Твоя унзоша во мне и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих: яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца; весь день, сетуя, хождах, яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых, и смирихся до зела: рыках от воздыхания сердца моего. Господи! пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися; сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа; и ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущии злая мне — глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся. Аз же, яко глух, не слышах, и яко нем — не отверзаяй уст своих; и бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах; Ты услышиши, Господи, Боже мой. Яко рех: да некогда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша; яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои — живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою. Господи спасения моего! Не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего!

Житие царя Давида по Шестопсалмию

В надписаниях указывается, что автор этих псалмов – царь Давид, он же псалмопевец и пророк. Период его жизни – за 1000 лет до Рождества Христова. В псалмах же речь идет о том, что Давид с юного возраста подвергался гонениям врагов, весь его жизненный путь был усеян опасностями, искушениями и скорбями.

Упоминается, что Давид никогда не терял веры в Бога, даже в минуты смертельных опасностей. При этом царь всегда проставлял Всевышнего – тон является основным для всех шести псалмов. Безоговорочное доверие и упование на Господа сквозит в каждой строчке.

  1. В 62 -м — период, когда Давид нашел убежище от лютого врага в Иудейской пустыни. Враг этот завидовал Давиду и опасался за свой собственный трон – это был царь Саул. По некоторым же сведениям этот псалом отражает восстание сына Давида Авессалома. Это восстание Давид воспринял, как наказание Господне. Поэтому он не видел за собой права силой подавить мятеж вероломного сына, а предоставил все на суд Господа. Именно по этой причине он не поднял свои войска против сына, а совсем не от недостатка храбрости или от отсутствия воинов. В этой ситуации Давид увидел для себя один возможный выход – спастись бегством.
  2. В 37 псалме наиболее отчетливо можно услышать покаянный мотив. В период написания этого текста только готовилось восстание Авессалома.
  3. 87-й очень близок к предыдущему по содержанию. Его автор – Еман Израильтянин, которого Давид сделал начальником одного их хоров. Еман входил в самое близкое окружение Давида, хорошо его знал и с радостью разделял все тяготы жизни царя. Это все и нашло отображение в этом псалме.
  4. 3 и 142 псалмы – это непосредственно восстание Авессалома, причем описано оно весьма красноречиво, особенно то, как сын преследовал убегающего отца своего. Весь текст пронизан основной мыслью – Давид твердо уповал лишь на волю господа, но не на собственные человеческие силы.
  5. 102 псалом – принадлежит перу самого Давида, но относится к более позднему периоду, когда тот уже вошел в достаточно преклонный возраст. Этот текст можно назвать благодарностью Богу за избавление от Вавилонского рабства.

Это интересно: Щербинское кладбище (видео)

Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия.

«Во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, — пишет оптинский старец Лев – эта заповедь — душеспасительна,.. сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем…». И крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме…Так же поступают монахи на Афоне и на Валааме. «Шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда, — пишет Паисий Святогорец.- После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия»

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

Отцы Церкви называют сии псалмы размышлением кающегося грешника у яслей Христовых. И в самом деле: они начинаются славословием Ангелов при рождении Христа Спасителя: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»…

Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: “Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!”

Это интересно: Отличие серафимов и херувимов

Шестопсалмие важная часть Утрени

И вот наступило на вечернем богослужении время чтения шести псалмов

Для начала подчеркнём важность этой части Утрени. В чем это проявляется? Шестопсалмие читается на всех утренних богослужениях (повседневном, субботнем и воскресном), за исключением Светлой Пасхальной седмицы

Старший пономарь Сергей Миронов читает Шестопсалмие в храме Николая Чудотворца, п. Тюльган

В момент произнесения псалмов в храме должна стоять полная тишина. Именно поэтому не рекомендуется креститься и класть поклоны, чтобы избежать даже малейшего шума. Вот что говорил по этому поводу Паисий Святогорец:

Шестопсалмие включает в себя шесть псалмов, 5 из которых (за исключением 87 псалма) написал пророк и царь Давид. В Церкви бытует мнение, что Страшный суд будет идти столько, сколько минут читается Шестопсалмие. На это время в храме гасятся все светильники и свечи, чтобы ничто не мешало сосредоточится на смысле псалмов. Каждый из верующих, во время чтения поучительных псалмов, должен думать о своей душе и Божием Суде над ней. Следует прислушаться к тому, что говорил об этом преп. Нектарий Оптинский:

Теперь настало самое время обратиться к духовному смыслу псалмов.

Принцип подбора псалмов

Сначала рассмотрим те особенности выбора, которые сразу бросаются в глаза:

  • псалмы равномерно размещены по разным частям Псалтири, поэтому они представляют её целиком;
  • пять псалмов написаны пророком и царём Давидом, а 87 его ближайшим сподвижником, поэтому все они рассказывают о событиях его жизни;
  • псалмы однородны по содержанию и тону, потому что говорят о праведнике преследуемом врагами, который уповает только на Бога;
  • все псалмы являются молитвенным обращением к Богу: 3,37, 87 и 142 — молитвы об ограждении от преследования врагов; 62 и 102 — молитвы о благодарении Бога;
  • во всех шести псалмах действие разворачивается ночью или утром, поэтому их чтение к месту именно на Утрени;
  • имеет мест чередование печальных псалмов (чётные номера) с радостными.

Какие псалмы входят в Шестопсалмие

Толкование Шестопсалмие прямо говорит о муках, страданиях праведника и упования его на Бога. Но почему отдали предпочтение именно этим песням? Ведь таким требованиям отвечают многие псалмы, поэтому вариантов «шестопсалмий» могло быть много. В данном случае ответ один: псалмы подбирались с ведома Духа Святого. Основная мысль Шестопсалмия — подготовка встречи со Христом. Причём это красивое, светлое чтение не подвластно времени, так как его главный символ — начало нового дня. С рассветом начинается новая праведная жизнь, которая полна любви, радости и добра ко Господу.

Толкование Шестопсалмие поможет познать смысл псалмов

Номера псалмов не столь важно знать каждому христианину. А вот их смысл важно понимать, потому что они представляют важную часть его духовной жизни:

  1. Псалом 3.
  2. Псалом 37.
  3. Псалом 62.
  4. Псалом 87.
  5. Псалом 102.
  6. Псалом 142.

Символизм Шестопсалмия

В богослужении Церкви заключено все православное богословие. Суточный круг служб начинается с вечерни. Она символизирует «вечер» (окончание) сотворения Богом мира и одновременно «темную ночь» человечества после грехопадения.

Утреня олицетворяет вемя пришествия в мир Иисуса Христа. Свечи погашены, так как Господь явился в Вифлееме глубокой ночью. Чтец на середине храма – «представитель» всего человечества, обращающегося к Богу.

Малое славословие «Слава в вышних…» напоминает о возвещении ангелами Вифлеемским пастухам о рождении Спасителя. Радуясь этому событию, чтец продолжает словами из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». В 6 псалмах отражается покаяние, надежда и радость людей, ведь в мир пришел Мессия, Который освободит людей от уз греха и смерти.

Священник, выходящий из алтаря в середине чтения Шестопсалмия, символизирует Христа. Спаситель еще не начал общественного служения и не открыл Себя перед человечеством, но уже начал молиться о людях перед Отцом Небесным. А свою проповедь Иисус начал словами о покаянии. Псалмы, произносимые чтецом во мраке, призваны усилить и чувство желания перемены образа мыслей как необходимого условия соединения с Богом, то есть спасения души.

В дни Великого поста присутствие в храме при чтении Ексапсалмов особо полезно для души, стремящейся к покаянию. Дни Великого Поста — это время покаяния и молитвы, молитвы не только о себе, но и о своих родных и близких. Особой формой молитвы за великопостным богослужением является постовая записка. Такие записки священники будут читать в алтаре на протяжении всего Великого поста.

Псалмы для канонических богослужений

Существуют также псалмы на все случаи жизни в религиозной сфере. Так, верующему, читающему молитву на богослужениях, предписывается читать:

  1. На утрене – псалмы 19-20.
  2. Пред каноном – псалом 50-ый.
  3. При шестопсалмии – 3, 37, 62, 87, 102, 142.
  4. Вечерня – 1, 103, 116, 129, 140, 141 и 33 в дни Великого Поста.
  5. Повечерие – 4, 6, 12, 69, 90, 142.
  6. Хвалебные пения – с 148 по 150-ый.

В большие праздники вместе с хвалебными пениями читают полиелей – псалмы 134, 135.

По часам:

  • 1-ый час богослужения – 5, 89, 100;
  • 3-ий час – 16, 24, 50;
  • 6-ой час – 53, 54, 90;
  • 9-ый час – с 83 по 85-ый.

К Литургии отведены псалмы 102 и 145.

Некоторые другие псалмы на каждый день и особые дни верующего:

  • Причащение (перед ним) – 22, 33, 115;
  • Погребение – 118.

На седмицу:

  1. Воскресенье – п. 23-ий.
  2. Понедельник – п. 47-ой.
  3. Среда – п. 93-ий.
  4. Пятница – п. 92-ой.
  5. Суббота – п. 91-ый.

Канонический текст каждого псалмопения содержит Псалтырь, где молитвы записаны на староцерковном языке.

Но это не значит, что если произносить свои просьбы к Отцу на современном языке, они будут неправильными.

Главное условие при чтении на любом языке – делать все от сердца.

Шестопсалмие в богослужении

Ежедневно во время утренней службы в храмах читается шестопсалмие – это шесть особенно подобранных псалмов, читающихся в строго установленном порядке: 3, 37, 62, 87, 102, 142. В общем церковном хоре шестопсалмие можно определить по минорному звучанию и созданию особенно строгой обстановки. В церкви закрываются царские врата, тушатся свечи и свет, все собравшиеся верующие стоят неподвижно, а чтец торжественно произносит псалмы с середины храма. В этих словах звучит молитва скорби, покаяния и надежды.

Шестопсалмие считается обязательным для утреннего богослужения, так продолжается круглый год, за исключением Пасхальной недели

Этот факт говорит об огромной важности шестопсалмия. Считается, что в нем отражено наиболее важное событие в жизни человечества — пришествия Господа в мир

В нынешнем виде шестопсалмие вошло в богослужение приблизительно в 7 веке. Упоминания об этом можно встретить в уставах монастырей и в записях многих священников той эпохи. По некоторым сведениям считалось, что в какой-то степени шестопсалмие может заменить собой весь Псалтырь. До сих пор точно не известно, кем было установлено шестопсалмие. Также доподлинно не известно, почему в него входят именно эти шесть псалмов. Однако то, что их что-то объединяет, — это установленный факт.

Что символизируют свет и тьма?

И вот эта кромешная темнота, она как бы говорит, что до пришествия Христа, люди как будто бы находились в таком духовном мраке. Они страдали от своих грехов и ничего не могли сделать, потому что только лишь Господь мог простить и исправить то, что натворили их согрешения и помочь очистить их души. И вот многие люди страдали и ждали Спасителя.

И вот выходит чтец и читает псалмы, в которых говорится о том, как душа человека страдает, когда она оказалась без Бога. В раю Адам и Ева могли ежесекундно общаться с Господом. А когда Господь изгнал их из рая за первое согрешение, то они потеряли эту возможность постоянно прибывать с Господом.

И вот, как будто мы в таком духовном мраке находимся, и выходит чтец и начинает читать псалмы. И, когда три псалма прочитали, выходит батюшка. Это символизирует то, как Господь явился в мир спасти людей. И батюшка читает ещё 12 молитв по числу часов ночи. Потому что раньше всегда служили по ночам, особенно первые христиане.

И после этого свет везде загорается, когда Шестопсалмие прочитали. И это символизирует, что Спаситель свет миру принёс, и спас всех-всех людей и пострадал за это. 

И на каждой вечерней службе мы вспоминаем эти события, что была духовная тьма, но явился Спаситель и принёс свет миру и спас всех людей.

Поэтому, когда вы увидите, что читают Шестопсалмие, то всегда сможете понять, что сейчас происходит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector