Шамординский монастырь: старинный женский монастырь с красивой архитектурой и природой

Содержание

  • 1 Пафнутьев-Боровский мужской монастырь
  • 2 Казанский женский монастырь (Калуга)
  • 3 Крестовский мужской монастырь
  • 4 Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь
  • 5 Мещовский Георгиевский мужской монастырь
  • 6 Спаса Нерукотворного пустынь
  • 7 Оптина Пустынь
  • 8 Калужская Тихонова пустынь
  • 9 Николо-Черноостровский монастырь
  • 10 Лаврентьев мужской монастырь
  • 11 Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
  • 12 Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)
  • 13 Шаровкин Успенский женский монастырь
  • 14 Свято-Успенский Ферапонтов мужской монастырь
  • 15 Успенская Феклина женская пустынь
  • 16 Богородично-Рождественская девичья пустынь
  • 17 Архиерейское подворье святых Жен-Мироносиц (Клыково)

Монастырский комплекс

В состав комплекса входят:

  • Церковь Пресвятой Троицы;

  • Казанский собор;
  • Храм преподобного Амвросия Оптинского;
  • Церковь «Утоли моя печали»;
  • Больница;
  • Трапезная;
  • Водонапорная башня;
  • Дом Перлова.

Все постройки монастыря были выполнены в едином архитектурном стиле — «неорусской» стилистической ориентации русского стиля — из красного кирпича с богатой декоративной отделкой древнерусской архитектуры.

Архитектором монастыря в Шамордино был Сергей Владимирович Шервуд, автор многих подмосковных храмов, а также частных особняков в центре Москвы, сын идеолога русского стиля в архитектуре, Владимира Иосифовича Шервуда.

Церковь Пресвятой Троицы

Церковь Пресвятой Троицы — первый храм монастырского комплекса. Изначально, храм был построен на месте, где сейчас расположен Казанский собор комплекса.

Храм Пресвятой Троицы освящался трижды:

  • 1 (14) октября 1884 года храм был освящен в первый раз во имя иконы «Живоносный источник», установленной в приделе храма;
  • в 1889 году, по благословению преподобного Амвросия, храм был перенесен на монастырское кладбище, а 5 июля 1890 года церковь освятили во имя Пресвятой Троицы (на его старом месте началось грандиозное строительство нового храма — Казанского собора), 15 (28) октября 1891 года в этой церкви отпевали умершего старца Амвросия;
  • 24 января 1892 года храм в третий раз был освящен уже во имя «Божией Матери Живоноснаго Ея Источника», а икона была установлена в приделе правой части храма,

28 июля 2006 года был отслужен молебен к началу восстановительных работ. Основные работы были завершены к осени 2008 года, над храмом возвели купол и установили кресты.

На старом кладбище, что за стенами храма, до сих пор покоятся останки многих монастырских монахинь и послушниц прежних лет.

Казанский собор: описание

Начало его строительства было благословлено преподобным старцем Амвросием. Но увидеть храм ему не удалось, через два года преподобный старец скончался, а строительство храма продолжалось еще восемь лет. Собор занимает большую площадь и имеет пятнадцать позолоченных куполов в православном луковичном стиле.

Этапы «жизни » собора:

  • в 1902 году 11 (24) октября храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • в 1923 году храм, как и вся обитель, был закрыт на долгие годы;
  • в конце 1990 года начались восстановительные работы храма;
  • в 2005 году 31 июля (13 августа) были освящены главный престол, правый и левый приделы;
  • в августе 2014 года были освящены правый и левый верхние приделы храма.

Написание икон, изготовление витражей, чеканки, пошив и вышивание плащаниц и хоругви, выполнялись в восстановленных мастерских обители, в которых трудились монахини.

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Изначально жилищем старца Амвросия был домик-келья, в котором он и жил и принимал паломников, приходивших к нему за духовными советами. В этом же домике старец Амвросий умер.

По инициативе купца С. В. Перлова, чтобы сохранить домик, он был обстроен кирпичом в том же архитектурном стиле, в каком выполнены и другие постройки монастырского комплекса.

Церковь Утоли моя печали

Эта церковь примыкает к зданию богадельни, построенной для неизлечимо больных женщин. В первый раз церковь была освящена осенью 1902.

Во второй раз церковь была освящена в 1990 году после ее восстановления, а через несколько лет и здание Богадельни.

Здания больницы и трапезной

Больница была построена в 1905 году. Тут были амбулатория и больничные палаты, в которых лечились монахини, послушницы, паломники и рядом живущие жители.

Здание больницы восстановлено. На первом этаже разместились амбулатория и стационар, которые оборудованы современной медицинской техникой. Обслуживающий персонал больницы, включая врачей, медсестер и фельдшеров – это монахини с медицинским образованием и опытом работы. На втором этаже разместили мастерские: золотошвейную и пошивочную.

Трапезная была построена в 1893 году и оснащена новейшей для того времени хозяйственной техникой, а также столовой и чайной посудой высокого качества.

Здание Трапезной было восстановлено и освящено в 1997 году. В трапезной питаются монахини, послушницы и паломники.

Здесь же размещены различные цеха по переработке сельхозпродукции, получаемой с земельных угодий монастыря.

Водонапорная башня и дом С. В. Перлова

Башня расположена за зданием трапезной. Она была построена в 1906 году и обеспечивала водой весь монастырь. Эти же функции она выполняет и сейчас.

Купец С. В. Перлов любил обитель и вложил в ее строительство много финансовых средств.

Его дом восстановлен и снаружи выглядит так же, как при жизни семьи Перловых.

Паломнику

Территория Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине открыта для посещения с 8.00 до 20.00.

Где остановиться

Паломники принимаются на ночлег по предварительной записи через форму «Заявка на посещение обители»

. Ваша заявка должна быть отправлена не позже чем за неделю до приезда группы.

В монастыре не размещаются на ночь мужчины, а также женщины с маленькими детьми (для них нет необходимых условий).

Группы размещаются на ночлег в монастыре только в период с 1 мая по 30 ноября: в будние дни до 20.00 (до закрытия монастыря); по субботам и в канун праздничных дней до 14.00.

Паломники размещаются в домиках на 40 человек с двухъярусными кроватями. Постельное белье имеется, но, если у вас есть желание, можете взять свое личное.

Руководитель обязан подготовить паломников к посещению монастыря, заранее ознакомить их с общими правилами поведения на территории обители.

Он несет ответственность за всю группу в течение всего времени пребывания в монастыре.

Сестры обители будут благодарны паломническим группам, желающим помочь сестрам и потрудиться во славу Божию в монастыре. Возможные послушания в обители:

  • уборка храмов и помещений, территории монастыря;
  • работы в огороде (посадка, прополка, поливка, сбор урожая);
  • в трапезной и на кухне.

Подробную информацию о правилах поведения, распорядке дня, экскурсиях Вы можете узнать на сайте обители

Расписание богослужений

В будние дни:

03:00 — молебен прп. Амвросию Оптинскому, утренние молитвы, полунощница, утреня, 1-й час

06:00 — акафист дня, 3-й и 6-й час, Божественная литургия

18:00 — 9-й час, вечерня, повечерие с правилом

В субботу (в Казанском соборе):

03:00 — молебен прп. Амвросию Оптинскому, утренние молитвы, полунощница, утреня, 1-й час

06:00 — акафист дня, 3-й и 6-й час, Божественная литургия

15:00 — 9-й час, малая вечерня, повечерие с правилом

18:00 — всенощное бдение, 1-й час

В воскресенье:

03:00 — утренние молитвы, воскресная полунощница (с чтением акафиста Пресвятой Троице), 3-й и 6-й час, Божественная литургия (в храме прп. Амвросия)

07:00 — утренние молитвы, 3-й и 6-й час, Божественная литургия (в Казанском соборе)

18:00 — 9-й час, вечерня, повечерие с правилом (в храме прп. Амвросия)

О полунощнице, или как укреплялся дух любви к богослужениям

Матушка, меня поразили многие факты из жизни будущей первоначальницы вашей обители. И в первую очередь то, что когда она, вдова из древнего благочестивого дворянского рода, стремилась к монашеству, ее духовник отец Амвросий неожиданно благословил ей выйти замуж за пожилого козельского помещика. Лишь после его смерти батюшка облек свою преданную духовную дочь в иноческое одеяние. Чуть позже он совершил ее постриг в мантию с оставлением прежнего имени, а незадолго до кончины матушки – постриг в великую схиму.

Со своей стороны скажу, что жизнь есть жизнь, и в ней всякое бывает: самые неожиданные примеры подвижничества, великого смирения или противления воле Божией. Вот и Софья Михайловна из послушания духовному отцу соединилась с человеком, обремененным многими болезнями. Ухаживая за ним с христианским терпением, она училась отречению от своей воли. Для нее этот период стал своего рода подготовительной школой перед поступлением в монастырь, в котором матушка за столь короткий срок своего настоятельства (чуть более трех лет) смогла не только отстроить зарождавшуюся обитель, но и под руководством преподобного Амвросия создать крепкую духовную основу для монашеской жизни.

Начиная наш разговор об обители, нельзя не вспомнить Вашу предшественницу – приснопамятную матушку Никону (Перетягину), много сделавшую для того, чтобы в возрождающейся в 90-е годы обители «прижился» наиболее полный богослужебный устав, включающий ночные полуношницу и утреню. Вы ведь из числа первых сестер и, наверное, все это помните?

Есть примечательный эпизод, рассказанный самой матушкой Никоной в ее последнем интервью, которое опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» за октябрь-ноябрь 2011 года. Когда, еще будучи монахиней Рижского Свято-Троицкого Сергиева монастыря, она, получив назначение, весной 1990 года приехала в Шамордино, первым кого здесь встретила матушка, был игумен (ныне архимандрит) Поликарп (Нечипорук), незадолго до этого назначенный в обитель духовником и строителем. После взаимных приветствий отец Поликарп ее спросил: «Как думаете, матушка, когда нам начинать полунощницу? Что если в двенадцать ночи?». Она ответила, что именно об этом всегда мечтала: читать полунощницу, как положено, в полночь. То есть с первых минут у них возникло взаимопонимание, которое в течение двадцати двух лет, что матушка стояла во главе обители, лишь укреплялось. А митрополит Евлогий (Смирнов), находящийся сейчас на покое, а в те годы – наместник Оптиной пустыни, рассказывал, как матушка Никона и отец Поликарп приехали к нему из Шамордина за благословением на совершение ночной полунощницы. Он сначала возмутился: монастырь лежит в руинах – до ночных ли служб? Однако «ходатаи» стали его убеждать, что это необходимо для возрождения монашеского духа в разрушенной обители, и, в конце концов, он сдался, только спросил: «А вы потянете?» Потянули… Суть в том, что это был не просто горячий порыв – это закрепилось. Дух любви к богослужениям, присущий нашим руководителям, передавался от них как первоначальным сестрам, так и тем, кто приходил в обитель в последующие годы. У нас любят службы. В основном это заслуга отца Поликарпа, потому что богослужение все на нем. Матушка поддерживала – говорила, чтó в каком порядке следует совершать по уставу. Батюшка все осуществлял.

Теперь Вам Господь судил все поддерживать

Матушка Сергия, нельзя обойти вниманием еще одну дату: пять лет назад Святейшим Патриархом Кириллом Вы были возведены в сан игумении. Получилось ли у Вас за это время установить добрый контакт с духовником обители, какой был у Вашей предшественницы и наставницы? Не случается ли такого, что сестра не знает, кого слушаться: духовника или игумению?

Наш батюшка архимандрит Поликарп не просто духовно опытный пастырь. Он настоящий Божий человек, а с такими людьми, как правило, бывает легко. Я поступила сюда в декабре 1990 года, и с той самой поры батюшка является моим духовным отцом. Когда меня назначили игуменией, то увидела в действии тот его принцип, что был ему присущ при матушке Никоне, а именно: главный человек для сестер – это игумения, и с ее мнением духовник считается

Он может в чем-то помочь, что-то подсказать, но делает это осторожно, тактично, никогда не идет наперекор. Я в свою очередь тоже стараюсь к нему прислушиваться

Видимо, Господь так управляет, что мы с батюшкой имеем на многое похожие взгляды. В важных вопросах монастырской жизни расхождений у нас практически нет.

Приятная атмосфера

Несмотря на более чем столетнюю историю, монастырь продолжает свою главную миссию — помогает обездоленным женщинам. На его территории есть больница, где проживают престарелые монахини. Сестринскую любовь и заботу здесь чувствуют абсолютно все.


Имеет и свою столовую Шамординский монастырь. Отзывы посетителей о кухне положительные. Паломники отмечают, что кормят здесь прихожан бесплатно и очень вкусно. Продукты послушницы выращивают сами. Очень нравится гостям и тот факт, что монахини едят вместе с туристами в одном зале. Так простые люди чувствуют себя еще ближе к духовной жизни.

Посетителям на выходе продают вкусные домашние пирожки с разной начинкой за небольшие деньги. Также можно приобрести магнит на память об этом необычном и интересном путешествие.

Возрождение

После 70 лет гонений Русская православная церковь начинает постепенно возвращать потерянное. 15 мая 1990 г. в ведение Московского патриархата передают и Шамординскую обитель. В том же году возобновляется монашеская жизнь и начинается реставрация построек. Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора — в алтаре стоял проржавевший комбайн, стены закрывала огромная карта СССР, а пол было сложно разглядеть из-за груд мусора и битого кирпича. Лишь к 2005 г. собор удалось возродить в былом великолепии.

Реставрация обители во многом осуществлялась силами самих монахинь. Когда будете разглядывать великолепное убранство Казанского собора, вспомните о том, что иконы, витражи и вышитые бисером оклады — все это сделано в мастерских обители женскими руками.

Правила для посетителей

Шамордино – обитель строгого иноческого устава, который необходимо уважать, а также по силе соблюдать всем приезжающим. Здесь не нельзя:

  • слушать мирскую музыку, вообще нарушать тишину;
  • курить, пить спиртное;
  • без разрешения настоятельницы встречаться с сестрами монастыря, передавать им вещи, литературу;
  • приехавшим на несколько дней – отлучаться из обители без благословения.

Кроме того, необходимо иметь благопристойный внешний вид. Так, мужчин в шортах, майках, женщин в брюках, с непокрытой головой, накрашенных, сюда не допустят.

На странице Шамордино специально оговаривается также, что здесь не принимают «свадебные процессии»: «Вы можете посетить обитель в любой другой день, но не в свадебном наряде».

Как добраться

Адрес

: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь

Телефон справочной службы:

, звонить с 10.30 до 16.30 (кроме воскресенья).

Электронная почта:

https://www.shamordino-m.ru/

Проезд:

На автомобиле:

Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два: первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-м километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину пустынь. В конце моста будет висеть указатель — Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г. Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе.

Своим ходом:

Своим ходом: от метро «Теплый стан» рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский или г. Хвастовичи

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

С расписанием движения автобусов из Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан.

С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.

С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска.

Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам. Автостанция Козельск: (код 48442)22502 Козельское АТП: (код 48442)22240

Электричкой:

Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.

С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.

Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.

Советы посетителям

Осмотр Шамординского монастыря займет много времени. Но Вы не пожалеете. Если планируете экскурсию более 1 дня, заранее продумайте о ночлеге, питании. В Казанско-Амвросиевской пустыни есть гостиница при монастыре. В ней можно остановиться только по предварительной заявке организованной группе. В обители трапезная работает только для жительниц монастыря.

Путешественникам необходимо самим позаботиться о еде заранее. Можно перекусить в чайной на территории пустыни. Возле Шамординского монастыря имеются палатки. В них можно приобрести продукты.

Туристы для удобства обычно совмещают посещение обители с Оптиной пустынью, расположенной в 20 километрах.

Территория пустыни достаточно обширная. Использование схемы расположения зданий будет вам в помощь.

«Послушания даются в основном по потребности монастыря»

Матушка, в монастыре более ста насельниц. Удается ли помнить имя каждой сестры?

И имя, и фамилию, и год рождения! Поскольку с 1993 года я стала исполнять обязанности благочинной, мне уже тогда пришлось лично знакомиться с поступающими сестрами, назначать им послушания. В какой-то момент я получила в распоряжение их личные дела, в которых содержались их прошения в монастырь и биографии. К тому времени у нас насчитывалось около 50 насельниц, затем в довольно короткий период (2-3 года) собралось уже более 100 сестер. Всех их я знала лично, кроме одной, чье дело оставалось в общей папке, но самой ее уже не было. Спросила о ней у старшей сестры монахини Амвросии, приехавшей вместе с матушкой Никоной из Рижского монастыря: мол, кто такая? Личное дело есть, а кто это, где она? Услышала в ответ, что Ирина поступила в самом начале, но пробыла здесь недолго. Впоследствии я с ней все же познакомилась, когда она вновь стала посещать обитель, и я узнала, что в свое время она входила в московскую инициативную группу, которая отстаивала место для монастыря в 1988 году. Тогда руководство Московского научно-производственного объединения им. Лавочкина хотело создать на монастырской территории санаторий для своих сотрудников. Костяк протестующей группы составили представители ученого мира, в их числе специалист по квантовой механике Фаддей Яковлевич Шипунов. У него в соседней деревне был летний домик, куда он часто приезжал с семьей. Собирая сведения о Шамордино, Фаддей Яковлевич общался с местными жителями, что-то с их слов записывал. В общем, инициативная группа москвичей свою работу сделала – территория монастыря в 1990 году была передана Русской Православной Церкви. Так что после личного знакомства с Ириной я могу сказать, что теперь знаю всех сестер, которые когда-либо были связаны с монастырем.

А каков принцип распределения послушаний? Учитываются ли при этом задатки, склонности к той или иной работе, образование?

Послушания даются в основном в соответствии с потребностями монастыря. Мы не сразу начинаем выяснять, кем человек был в миру, какое у него образование. Потому что не раз случалось, что кто-то из прибывших сразу объявлял о своем намерении остаться в обители навсегда, но при встрече с первыми трудностями уезжал довольно скоро. Поэтому все приходящие к нам обычно проходят свое первое послушание или в трапезной, или на кухне, или на скотном дворе. Если же сестра по возрасту или по состоянию здоровья не может понести одно из этих трех послушаний, ей назначается что-то более легкое: работа в овощном цехе, дежурство и уборка в храме, помощь в богадельне. В это время мы, конечно, наблюдаем за новой сестрой, смотрим, любит ли она монастырские труды, уединение и молитву, насколько исполнительна и послушна

Примерно через четыре-пять месяцев, если видно, что сестра-кандидат утвердилась в своем намерении остаться в монастыре, я знакомлюсь с ней лично: точнее узнаю ее возраст, семейное положение, с тем чтобы выяснить, нет ли препятствий к ее уходу из мира, обращаю внимание на образование и специальность. Например, может случиться так, что в пошивочной не хватает рабочих рук, и если эта сестра по профессии – швея, тогда мы можем послать ее туда на подмогу

По-разному бывает. Но все-таки, особенно в последнее время, мирская профессия в обители чаще всего остается невостребованной. Поэтому сестра делает ту работу, которая нужна монастырю сегодня, а это может быть что угодно, в том числе и то, чем она никогда не занималась в миру. Помню, как в 2010 году оказалось, что на скотном дворе в Переделкино все, посланные нами туда сестры имели высшее образование, на что первым с удивлением обратил внимание Святейший Патриарх.

В Переделкино?

Да, в Патриаршей резиденции. Еще при Святейшем Патриархе Алексии там обустроили скотный двор, и несколько наших сестер было туда командировано.

Какие еще у нас есть традиционные для монастыря послушания, кроме вышеперечисленных? Уборка храмов и благоустройство территории, огороды, курятник, пасека. Также имеются мастерские церковных ремесел.

Среди профессий, которые действительно могут пригодиться в монастыре, стоит назвать профессию медика. Такие сестры могут работать в монастырской больнице или богадельне, но общие послушания у них тоже бывают. Или другой пример востребованной мирской профессии: одна из сестер, имея высшее образование, два года преподавала в православной гимназии, в монастыре она пригодилась в том же качестве и обучает сестер.

Чудотворные иконы и святые источники

Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.

Икона Спорительница хлебов

Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру — Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.

Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» — 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.

До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.

По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.

После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.

Икона Казанская Божья Матерь

Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.

Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.

Как добраться

Из Москвы до Козельска – районного центра – ходят автобусы, электрички. Можно также доехать на собственном автомобиле.

  • Автобус отправляется из Москвы от станции метро «Теплый стан». Автостанция расположена за 200 м от выхода из метро.
  • Электропоезда отходят от Киевского вокзала столицы, но непосредственно до Козельска на электричке не доехать – придется совершить пересадку в Калуге, где сесть на соответствующий рейсовый автобус.

В обоих случаях ехать прямо до Козельска необходимости нет: паломники обычно следуют до поселка Каменка, где находится указатель на Шамордино. Отсюда до пустыни уже 1 км, который можно пройти пешком.

Отправляющиеся на автомобиле обычно выезжают из Москвы по Киевскому шоссе. Можно выехать также по Калужскому, которое пересекается с Киевским близ г. Обнинска. Интернет-страница монастыря рекомендует водителям:

  • двигаясь по направлению к Калуге, проехать поворот на город;
  • затем ориентиром будет второй по счету автомобильный мост через трассу –проехав через него, паломник увидит указатель поворота на Козельск;
  • поворот на обитель следует после указателя г. Перемышля.

Шамордино летом

Где остановиться: гостиница

Монастырь имеет небольшой паломнический дом. Размещение бесплатно, однако паломниц просят приезжать, по возможности, до 16 ч. Для поселения нужно обратиться в иконную лавку при храме прп. Амвросия. Для заселения нужен паспорт. На интернет-странице обители оговаривается, что предупреждать о приезде заранее нет необходимости, так как места обычно есть. Необходимо иметь ввиду, что пустынь не имеет возможности:

  • размещать на ночь группы;
  • селить женщин с детьми, так как условия проживания очень скромные.

Кроме того, невозможно размещение на ночь мужчин.

Оптина Пустынь

Дата основания

: кон. XIV — нач. XV вв.

Статус

: действуюший

Адрес

: Калужская обл., Козельский р-н, г. Козельск, монастырь Оптина Пустынь

Телефон

: (48442) 5-01-15

: https://www.optina.ru/

Основан в кон. XIV — нач. XV вв. Согласно преданию, основатель — покаявшийся разбойник Опта, в монашестве — Макарий. Первоначально был общим — мужским и женским, затем — мужской. В 1724 приписан к Белевскому Преображенскому монастырю, но в 1726 вновь обрел самостоятельность. Начиная с 2-й четв. XIX в. и вплоть до закрытия крупнейший в России центр старчества, посещался многочисленными паломниками, многими выдающимися деятелями культуры и искусства. Закрыт в 1918, подавляющая часть братии репрессирована. К 1924 закрыты все храмы. Территория и здания в разное время использовались под краеведческий музей, детдом, санаторий, лесопильную артель, лагерь НКВД, лазарет, воинские части, ПТУ, жильё. После ликвидации музея в 1928 началось постепенное разрушение и разграбление обители. Четырёхъярусная каменная колокольня 1802-1804, фланкированная братскими кельями, была разрушена до нижнего яруса, ныне восстановлена без строгого соблюдения прежних форм. Ограда сер. XIX в. с семью башнями была разрушена частично, ныне восстановлена. В 1974 территория взята под государственную охрану, началась медленная реставрация зданий. Монастырь передан РПЦ в 1987, в 1988 возобновлен. К настоящему времени восстановлен, активно посещается паломниками.

В настоящее время имеет статус ставропигиального. Вблизи монастыря святые источники Амвросия Медиоланского, Пафнутия Боровского и Серафима Саровского.

Доклады:

Иеромонах Лаврентий (Собко)

Монашество и лженаука. Зачем нужно ученое монашество

/Доклады

Игумения Евпраксия (Инбер)

Насколько актуальна для монастырей проблема привязанности современных людей к новым технологиям, виртуальному общению

/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения

Архиепископ Верейский Амвросий

Почему монахам нужно образование

/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения

Игумения Иулиания (Каледа)

Дух всеобъемлющей любви – воплощение принципов древних отцов в современных монастырях Египта

/«Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Епископ Гостомельский Тихон

Молитва и внутреннее делание монаха: проблемы и возможности применения древних традиций в современных монастырях

/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях»

Игумения Сергия (Щербакова)

Монастырская богадельня

/XXIV Международные Рождественские образовательные чтения

Иеромонах Лаврентий (Собко)

Монашество и лженаука. Зачем нужно ученое монашество

/Доклады

Игумения Евпраксия (Инбер)

Насколько актуальна для монастырей проблема привязанности современных людей к новым технологиям, виртуальному общению

/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения

Архиепископ Верейский Амвросий

Почему монахам нужно образование

/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения

Игумения Иулиания (Каледа)

Дух всеобъемлющей любви – воплощение принципов древних отцов в современных монастырях Египта

/«Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Епископ Гостомельский Тихон

Молитва и внутреннее делание монаха: проблемы и возможности применения древних традиций в современных монастырях

/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях»

Игумения Сергия (Щербакова)

Монастырская богадельня

/XXIV Международные Рождественские образовательные чтения

Храм «Утоли мои печали»

Церковь «Утоли мои печали» была построена на средства жены купца С. Перлова —Анны Яковлевны. Храм был пристроен к богадельне, в которой проживали около шестидесяти больных женщин. В настоящее время в здании бывшей богадельни находится трапезная, состоящая из кухни, обеденных залов для сестер и гостей.

За столовой находится построенная в 1906 году водонапорная башня. На территории также находится небольшая больница, состоящая из амбулатории, стоматологического и процедурного кабинетов. Имеется стационар, рассчитанный на десять мест. В больнице работают монахини, имеющие медицинское образование. На втором этаже здания лазарета находятся золотошвейная и швейная мастерские.

Административно монастырь расположен на территории Козельской епархии. Еще одной из достопримечательностей обители является дом купца С. Перлова, который много времени проводил в монастыре. После его смерти в обитель приезжала его супруга и подолгу останавливалась в доме с детьми и внуками. Незадолго до смерти Анна Яковлевна приняла постриг. В настоящее время дом купца С. Перлова полностью отреставрирован.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

Публикации:

Памяти митрополита Евлогия (Смирнова)

«Наше дело – спасать души»

/Статьи

Епископ Можайский Леонид

«Мы пришли в монастырь, чтобы общаться с Богом, и эту цель надо воплощать в жизнь»

/Интервью

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Благодарение Господу

/Интервью

Данилов ставропигиальный монастырь

Восемь арестов владыки Феодора

/Статьи

Архимандрит Александр (Елисов)

«Игумены и игумении должны быть любящими»

/Интервью

Игумения Мария (Солодовникова)

Женская Оптина

/Интервью

Памяти митрополита Евлогия (Смирнова)

«Наше дело – спасать души»

/Статьи

Епископ Можайский Леонид

«Мы пришли в монастырь, чтобы общаться с Богом, и эту цель надо воплощать в жизнь»

/Интервью

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Благодарение Господу

/Интервью

Данилов ставропигиальный монастырь

Восемь арестов владыки Феодора

/Статьи

Архимандрит Александр (Елисов)

«Игумены и игумении должны быть любящими»

/Интервью

Игумения Мария (Солодовникова)

Женская Оптина

/Интервью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector