1912–1917. деятельность iv государственной думы
Содержание:
Деятельность
IV Госдума начала работу 15 ноября 1912 года. За 5 лет состоялось 5 парламентских сессий:
- 1-я – ноябрь 1912 – июнь 1913 гг.
- 2-я – октябрь 1913 – июнь 1914 гг.
- 3-я – январь 1915 г.
- 4-я – июль – сентябрь 1915 г.
- 5-я – ноябрь 1916 – февраль 1917 гг.
В первые же дни работы правительство завалило Госдуму так называемой «законодательной вермишелью». На 1-й и 2-й сессиях депутаты рассмотрели более 2 тысяч несущественных законопроектов.
Важные законодательные инициативы Думы, вынесенные на рассмотрение Госсовету, блокировались. В связи с этим Госдума «тормозила» законопроекты царского правительства. Фракции все чаще вступали в жесткую полемику с друг другом, поэтому не могли сосредоточиться на своей непосредственной работе.
26 июля 1914 года законодательный орган был собран на экстренное заседание. Оглашение указа императора Правительствующему Сенату об открытии Госдумы и «Высочайший манифест» по поводу вступления Российской империи в войну был встречен аплодисментами депутатов. Большинство из них поддержало это решение и заявило, что для победы готово тесно сотрудничать с властью. Последующие заседания Думы проходили в обсуждениях военных вопросов и событий на фронте.
Неудачи на Восточном фронте и нарастание социального напряжения привели к новому росту оппозиционных настроений. IV Госдума вступила в открытый конфликт с исполнительной властью. В августе 1915 года большей частью депутатов был создан «Прогрессивный блок», выступающий за создание «министерства общественного доверия» и ограничение самодержавия. В связи с этим император досрочно прекратил сессию Думы.
В ходе 5-й сессии депутаты Госдумы активно обсуждали проблемы, связанные с тяжелой продовольственной обстановкой в России. Бюджетная комиссия высказалась о необходимости введения фиксированных закупочных цен на хлеб и карточной системы снабжения продуктами. В декабре 1916 года Дума, резко раскритиковавшая правительство, была распущена на каникулы.
Председатель Государственной Думы РФ: что означает эта должность
С формальной точки зрения, по Конституции России, председатель Госдумы (или спикер, как его называют на английский манер журналисты) — четвёртое лицо в государстве после президента, премьер-министра и председателя Совета Федерации. Возглавляя нижнюю палату парламента, её председатель формально отвечает главным образом за ведение заседаний и внутренний распорядок, но по факту, имея в своих руках рычаги управления Думой, председатель зачастую задаёт повестку в её работе и стиль Госдумы в целом.
Председателями Думы предыдущих шести созывов были четыре человека:
- Иван Петрович Рыбкин (Аграрная партия России) — был спикером в 1994-1996 годах, в первом созыве парламента.
- Геннадий Николаевич Селезнёв (КПРФ) возглавлял Думу второго и третьего созывов (с 1996 по 2003 год), был фигурой компромисса с сильными в то время коммунистами.
- Борис Вячеславович Грызлов (Единая Россия) — был спикером четвёртого и пятого созывов (2003-2011), запомнился фразой “Парламент — не место для дискуссий”, насколько парадоксальной, настолько и трагической для развития демократии в стране. При нём Дума из независимого органа власти превратилась в формально необходимую, но ничего фактически не решающую ветвь.
- Сергей Евгеньевич Нарышкин (Единая Россия) — председатель самого скандального, шестого созыва Думы (2011-2016). При нём в Думе появились очевидные признаки её политического разложения, уважение к нижней палате в обществе опустилось до минимума, и новому председателю, вступившему в 2016 году на свой пост, нужно было что-то с этим делать.
Выборы в Думу IV созыва
Летом 1912 года III Госдума в установленный срок завершила свою работу. В сентябре-октябре 1912 года были проведены выборы в IV Думу.
Подготовка к очередным выборам началась еще в 1910 году, когда утихла смута «первой революции». Правительство рассчитывало в этот раз создать работоспособную Думу и усилить в ней свои позиции. Поэтому представители власти воздействовали на выборы в различных регионах России полицейскими репрессиями и всевозможными махинациями. Также правительство обратилось за помощью к духовенству, предоставив ему возможность участия в съездах в качестве делегатов от землевладельцев.
Несмотря на давление официальной власти, выборы отразили политическую оживленность в стране. Всего было избрано 442 депутата. Ее состав сформировался из представителей следующих сил:
- Союз 17 октября (октябристы) – 98 человек;
- Умеренно-правые и националисты – 88;
- Правые – 65;
- Конституционно-демократическая партия (кадеты) – 59;
- Прогрессивная партия – 48;
- Центристские партии – 32;
- Социал-демократы – 14;
- Трудовая партия (трудовики) – 10;
- Представители прочих партий и беспартийные – 28.
Государственную Думу возглавил лидер партии октябристов Михаил Родзянко.
В целом, новый парламент по партийному составу не существенно отличалась от предыдущего. Из 442 человек 299 (68 %) впервые стали депутатами, а 8 имели опыт работы в Госдумах I-III созывов.
Швыткин Юрий Николаевич
Юрий Николаевич Швыткин (род. 24 мая 1965 года, Красноярск, РСФСР, СССР) — российский военный, государственный и политический деятель. Депутат Государственной Думы ФС РФ VII созыва. Член фракции «Единая Россия», заместитель председателя комитета Госдумы по обороне. Член Президиума политического совета Красноярской региональной организации РО «Единая Россия», член красноярского регионального штаба Общероссийского народного фронта.
В 1986 году получил высшее военное образование по военно-политической специальности окончив факультет воздушно-десантных войск Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища имени 60-летия Великого Октября. В 1999 году прошёл переподготовку и получил специальность «юрист-организатор правоохранительной деятельности» в Академии управления МВД России. После окончания военного училища, с 1986 по 1992 год служил заместителем командира роты, командиром отдельной разведывательной роты, заместителем командира парашютно-десантного батальона в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Выполнял специальные задачи в Азербайджане, Киргизии, Литве, Армении.
С 1992 по 2001 год проходил службу в органах МВД по Красноярскому краю. Сначала в должности начальника штаба батальона вневедомственной охраны, затем, с 1993 года служил в Специальном отряде быстрого реагирования (СОБР) Управления по борьбе с организованной преступностью Красноярского края в должности командира подразделения, позднее занимал должность командира ОМОН Красноярского края. В 1995—1996 году участвовал в боевых действиях на территории Чеченской республики. Полковник полиции.
В 2001 году баллотировался в депутаты Заксобрания от избирательного блока «За Лебедя». Был избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края. В 2007 году баллотировался по спискам партии «Единая Россия» в Заксобрание края, по итогам распределения мандатов стал депутатом Законодательного Собрания Красноярского края. Был членом депутатского комитета по вопросам законности и защите прав граждан и комитета по образованию, науке и культуре.
В 2011 году баллотировался в Законодательное собрание от партии «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу № 6, по итогам выборов избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края.
В сентябре 2016 года баллотировался от «Единой России» по одномандатному избирательному округу № 54, по итогам выборов избран депутатом Государственной думы РФ VII созыва.
Деятельность
III Госдума была созвана в ранее обозначенный срок — 1 ноября 1907 года. Она работала с годовыми сессиями; внутри каждой традиционно устраивались 2 перерыва (на религиозные праздники — Рождество и Пасху). Всего состоялось 5 парламентских сессий.
За годы своего существования Госдума проделала колоссальную работу. Депутатами было рассмотрено 2571 правительственных законопроектов (79 отклонено), подготовлено 205 законодательных предложений, составлено 157 депутатских запросов правительству и прочее.
Большинство законопроектов, рассмотренных III Думой, были мелкими и несущественными (так называемая «законодательная вермишель»). Они в основном касались смет и штатов различных государственных учреждений. Но вместе с тем депутаты III созыва приняли и ряд важных законов, оказавших влияние на социально-экономическое и политическое развитие России:
- о крестьянском землевладении и землеустройстве (рассматривался более 4 лет);
- страховые законы по обеспечению рабочих в случаях временной нетрудоспособности;
- о введении местного самоуправления в западных регионах империи,
- закон о местном суде и прочее.
Среди вопросов, вызвавших бурные прения, оказались вопросы:
- сущности госустройства России,
- изменения Основных законов,
- неприкосновенности личности,
- вероисповедания и религиозных общин и прочее.
Октябристы, стоявшие во главе Думы, не желали повторить судьбу I и II Думы и боялись роспуска. Поэтому они пытались предупредить конфликтные ситуации и пресекали любые попытки внесения на рассмотрение «скандальных» законопроектов (касающиеся религии, прав и свобод, еврейский и польский вопросы).
Однако за 5 лет без скандалов не обошлось. Многие парламентские заседания сопровождались словесными перепалками и оскорблениями, инициаторами которых зачастую выступали представители правой фракции и эсдеки.
Новой Думе удалось наладить взаимодействие с правительством. Большинство депутатов уже не смотрели на Совет министров как злейшего врага и «шайку преступников». Этому способствовал авторитетный премьер-министр Столыпин, умевший склонить оппонента на свою сторону. Однако период приемлемых отношений быстро закончился, и между ветвями власти наметился пассивный конфликт. Дума стала намеренно затягивать рассмотрение «спорных» законопроектов или отклонять их без объяснения причин.
Должностные лицаIV Государственной Думы:
Председатели: Михаил Владимирович Родзянко (октябрист; 1912 – 1917 гг.).
Товарищи председателя:
- Урусов Дмитрий Дмитриевич (прогрессист; 1912 – 1913 гг.);
- Волконский Владимир Михайлович (беспартийный; 1912 – 1913 гг.);
- Львов Николай Николаевич (прогрессист; 1913);
- Коновалов Александр Иванович (прогрессист; 1913 – 1914 гг.);
- Варун-Секрет Сергей Тимофеевич (октябрист; 1913 – 1916 гг.);
- Протопопов Александр Дмитриевич (октябрист; 1914 – 1916 гг.);
- Некрасов Николай Виссарионович (кадет; 1916 – 1917 гг.);
- Бобринский Владимир Алексеевич (националист; 1916 – 1917 гг.).
Секретарь -Дмитрюков Иван Иванович (октябрист; 1912 – 1917 гг.)
Основные события работы Государственной думы :
- 5 декабря 1912 г. с декларацией правительства выступил В. Н. Коковцов ( председатель Совета министров Российской Империи ) .
- 1912-1914 гг. свыше 2 тыс. законопроектов, внесенных Правительством.
- Бюджет на 1914 г. был утверждён правительством и опубликован не как закон, а как документ, подписанный императором и составленный «согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета».
- С началом I -ой мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Государственной думы.
- 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.
- На чрезвычайной сессии 1914 все фракции, кроме социал-демократической, проголосовали за военные кредиты.
- 22 августа 1915 г. было достигнуто соглашения о создании «Прогрессивного блока», в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы («прогрессивные националисты», группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая группа, центр и внепартийные). Программа блока сводилась к требованиям создания «правительства доверия», частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств, восстановлении деятельности профсоюзов и др.
- 3 сентября 1915 г. Государственная дума была распущена на каникулы.
- 9 февраля 1916 г. возобновились занятия Государственной думы.
- На 5-й сессии Государственная дума отказалась от «деловой работы», приступила к обсуждению общего положения в стране. «Прогрессивный блок» потребовал отставки Б. В. Штюрмера и А. Д. Протопопова .
- 10 ноября 1916 г. Б. В. Штюрмер ( председатель Совета министров Российской Империи ) получил отставку.
- Новый председатель Совета министров Российской Империи А. Ф. Трепав предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Государственная дума выразила недоверие правительству. К ней присоединился Государственный совет.
- 16 декабря 1916 г. Государственная дума вновь распущена на каникулы.
- 25 февраля 1917 г. издан указ о перерыве занятий Государственной думы.
- 27 февраля 1917 г. частным совещанием членов Государственной думы был создан Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля 1917 г. принял решение «взять в свои руки восстановление государства и обществ».
- 2 марта 1917 г. создания Временного правительства
Окончание работы Государственной думы: 6 октября 1917 г. Государственная дума распущена Временным правительством в связи с началом выборов в Учредительное собрание.
Принятых законов: Всего за 1907 – 1912 Государственная дума рассмотрела 2432 законопроекта.
Председатель Госдумы в 2017 году
Председатель Государственной Думы РФ в 2017 году — Вячеслав Викторович Володин. В 1990-е годы он был саратовским политиком, и в 1999 году вошёл в состав Думы 3-го созыва. Там Володин был замечен главой своей фракции — “Отечество — Вся Россия” Евгением Примаковым, который в 2001 году представил Володина президенту страны. В дальнейшем Володина ждала большая чиновничья карьера, пиком которой стало курирование внутренней политики на должности первого заместителя руководителя администрации Президента РФ в 2011-2016 гг.
В 2016 году Володина фактически назначил председателем Думы президент страны, хотя формальная процедура была соблюдена, и за Володина проголосовали сами депутаты.
И сторонники власти, и её противники отдают Володину должное в том, что это очень трудоспособный, глубокий человек, хорошо знающий механизмы функционирования власти и лично знающий едва ли не весь чиновничий аппарат страны вплоть до регионального уровня. В отличие от многих других своих коллег по Думе, Володин считается относительно порядочным человеком, придерживающимся определённых принципов в отношении других людей. Он целеустремлён и в любых своих интригах помнит о том, что в первую очередь предан лично президенту.
Получится ли из такого человека, как Володин, хороший председатель Государственной Думы РФ в 2017 году и позже — покажет время. Очевидно, что он слишком сложный человек, привыкший держаться в тени, поэтому оценивать его по публичным высказываниям и действиям очень сложно. По-настоящему разобраться в его роли смогут, наверное, только историки. Тем не менее, уже стало понятно, что Госдума седьмого созыва стала более спокойным и менее скандальным местом, чем прежняя, и заслуга в этом Володина, который сразу же навёл в парламенте жёсткую дисциплину, отрицаться не может.