470-граммовый малыш
Содержание:
- Вопрос священнику
- Комментарии 0
- «Помни, твоя дочь жива!»
- «Доктор, у них будет ДЦП или нет?»
- «Вы еще успеете завести детей!»
- Если в прошлые годы мы приглашали артистов для проведения праздника, то в этом году бывшие пациенты провели… рок-концерт
- Когда ребеночек рождается неживым, мы все равно его пеленаем
- Объяснить – значит оправдать
- Бог может дать детей в ответ на искреннюю молитву, но лучше Его не просить
- Качество жизни и разрешение на смерть
- Эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя ее растратить на водку, сигареты…
- Юридическая точка зрения
- Почему не получается найти пару?
- А сможет ли обычный священник утешить в таком горе?
Вопрос священнику
У человека, приходящего в храм, возникает немало вопросов, но не всегда бывает возможность спросить обо всем интересующем батюшку: иногда недостает для этого времени, иногда не представляется удобный случай, иногда мешает ложный стыд. Братья и сестры, здесь вы можете задать волнующие вас вопросы о вере, духовности, Церкви, обрядах, Таинствах, о сложностях толкования Священного Писания и просмотреть ответы на ранее заданные вопросы. Один из священников в ближайшее время ответит на них.
Убедительная просьба внимательно просматривать уже опубликованные на сайте ответы, чтобы не повторять таких же вопросов. Для удобства можно воспользоваться опцией меню «Поиск на сайте».
На ваши вопросы отвечают священники:
Комментарии 0
СМЕРТЬ ДЕТЕЙ.
СМЕРТЬ ДЕТЕЙ И ПОЧЕМУ ЭТО ДОПУСКАЕТ ГОСПОДЬ РОДИТЕЛЯМ
— Геронда, одна мать девять лет назад потеряла ребёнка. Сейчас она просит Вас помолиться, чтобы она увидела его хотя бы во сне и утешилась.— А сколько лет было ребёнку? Он был маленьким? Это имеет значение. Если ребёнок был маленький и если мать находится в состоянии таком, что когда он явится, она не потеряет — душевного покоя, то он ей явится. Причина того, что ребёнок не является, находится — в ней самой.— Геронда, а может ли ребёнок явиться не своей матери, которая об этом просит, а кому-то ещё?— Как же не может! Ведь Бог устраивает всё для нашей пользой. Ведь, мы видим, что, чем взрослее становится человек, тем БОЛЬШЕ у него — копится грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше — своими грехами они УХУДШАЮТ — свое состояние, вместо того, чтобы его улучшить. Поэтому, человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше — приобретает, чем теряет.— Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало — так много молодых?— Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть.Бог забирает каждого человека — в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы СПАСТИ — его душу.Если Бог видит, что человек СТАНЕТ – лучше и ИСПРАВИТСЯ, Он оставляет его — жить. Однако, видя, что человек СТАНЕТ — хуже, Он забирает его, чтобы его — спасти.А других — тех, что ВЕДУТ — греховную жизнь, но имеют расположение — сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть, Бог всё равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть».Конечно, родителям и родственникам умершего ребёнка всё это понять нелегко. Посмотри: когда умирает малыш, Христос берёт его к Себе — словно маленького Ангела, а его родители рыдают, хотя им следовало бы радоваться. Ведь, откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Смог бы он спастись?Когда в 1924 году мы уезжали из Малой Азии на корабле, я был младенцем. На корабле было полно беженцев. Я лежал на палубе, закутанный матерью в пелёнки. Один матрос случайно на меня наступил. Мать подумала, что я умер, и начала плакать. Одна женщина из нашей деревни размотала пелёнки и убедилась, что со мной ничего не произошло. Но, если бы я умер тогда, то точно был бы в Раю. А сейчас мне уже столько лет, я столько подвизался, но в том, окажусь я там или нет, всё равно ещё не уверен.Но, кроме того, смерть детей — ПОМОГАЕТ и их родителям. Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребёнок — у них ПОЯВЛЯЕТСЯ молитвенник в Раю. Когда родители умрут, их дети придут — к двери Рая, чтобы ВСТРЕТИТЬ — души отца и матери.Кроме того, маленьким детям, которые были измучены болезнями или увечьем, Христос скажет: «Придите в Рай и выберите в нём самое лучшее место».А дети ответят Христу так: «Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы вместе с нами была и наша мамочка», и Христос, услышав прошение детей, найдет — способ, чтобы спасти их мать.
«Помни, твоя дочь жива!»
Однажды, несколько лет тому назад, ко мне подошла молодая женщина. При крайне трагических обстоятельствах она потеряла сначала дочь, а спустя несколько часов и мужа. Но особенно она убивалась по дочери — настолько сильной и глубокой была между ними связь, что теперь бедная женщина не могла себе представить жизни без ребенка. Девочка составляла не только ее счастье, но и смысл жизни — такой развитой, очаровательной, доброй и невинной она была. Чувства матери к ней были настолько сильны, что со стороны могли показаться чрезмерно глубокими — однако, разумеется, такая горячая материнская любовь является абсолютно оправданной.
На похороны пришло множество людей. Несчастная мать буквально потеряла рассудок. Под действием сильных лекарств и огромной внутренней боли она сходила с ума. Каждый по-своему старался ее утешить: кто-то — молчаливым сочувствием, кто-то — формальными фразами, кто-то искренне сопереживал и соболезновал. Так или иначе, почти все что-то шептали на ухо несчастной женщине, но она была не в силах ни слушать, ни понимать.
10 книг о смерти: для тех, кто уходит, и тех, кто остается
Единственное, чего ей хотелось в те дни — умереть самой. Она уехала на пару недель за границу, чтобы немного забыться, и в какой-то степени это помогло, придало сил, но жить дальше с надеждой и оптимизмом у нее не получалось. Эта женщина не была воспитана в вере, ничего не знала о Боге и жизни вечной. Поэтому душа ее продолжала метаться, не зная покоя и утешения.
Прошло три месяца. И вот однажды, совершенно неожиданно, она вдруг вспомнила слова, которые на похоронах дочери ей шепнул один старый друг. Тогда она не могла ни слушать, ни понимать, но теперь его слова почему-то ожили в ее памяти. Он сказал ей:
— Помни: твоя Анастасия — жива.
И вот сейчас, три месяца спустя, эти слова почему-то вспомнились. А вместе с ними ожило что-то и в ней самой. Это была надежда, а с надеждой в ее сердце ожила и дочь. Она стала размышлять над словами друга. Ей захотелось найти доказательства тому, что Анастасия действительно жива. Да, ее девочка покинула этот мир — но вдруг где-то там она продолжает жить? И если так, то как можно к ней обратиться?
— Батюшка, я хочу умереть, — постоянно повторяла она в разговоре со мной. — Умереть, чтобы встретиться с Анастасией. Я так по ней скучаю! Мне так горько, что нет никаких сил. Поймите меня, пожалуйста.
— Знаешь, — ответил я, — может быть, то, что я сейчас скажу тебе, будет звучать дерзко и даже грубо — потому что мне легко говорить, — но мне кажется, что ты перестанешь так мучиться, когда захочешь оставить этот мир не ради встречи с дочкой, а ради встречи с Богом.
Если нет Бога — нет и Анастасии. А если есть Бог воскресший, Бог живой, то Он нужен тебе гораздо больше, чем дочь.
И дочери твоей Он нужен гораздо больше тебя. Бог поможет тебе встретиться с Анастасией — еще в этой, земной жизни. Подумай, чего бы тебе хотелось больше: раствориться с дочкой в непонятном космосе или пребывать вместе с ней и Богом. Кто знает, может быть, Анастасия станет тебе матерью. Да-да, несмотря на то, что это ты ее родила, она может родить тебя для духовной жизни. Девочка, которую, как тебе кажется, ты потеряла, соединит тебя со своей теперешней жизнью — вечной и истинной. Твой ангелочек, как сейчас ты называешь ее себе в утешение, может стать для тебя настоящим ангелом-путеводителем. Ведь самое главное — знать, не где находится теперь твой ребенок, а достиг ли он жизни вечной. И какая она у него — эта вечная жизнь.
Перевод Елизаветы Терентьевой специально для «Правмира»
«Доктор, у них будет ДЦП или нет?»
— Мы позвоним, а потом целые сутки не знаем, живы они или нет. Ты набираешь номер, а у тебя сердце бьется: что скажут сейчас? — отец Антоний подается вперед и сжимает ладонь. — Ведь если что-то случилось, не всегда сообщают сразу. Это был такой стресс, я прямо помню, как у меня мозг болел от перенапряжения. Искренне скажу, я не хотел в это верить, я боялся. Сможем ли мы это все выдержать? Я чувствовал, как ко мне подкатывает ропот, но, с другой стороны, понимал, что полностью должен довериться Господу.
Пять месяцев Луку и Аню выхаживали в больнице. На выписке отец Антоний задал врачу «наивный» вопрос: «Доктор, скажите, пожалуйста, все-таки у них будет ДЦП или нет?» Утешая, врач дала надежду, что девочка, возможно, восстановится. Как вести себя дальше и что вообще делать с младенцами, никто родителям не говорил. Дети едва умели глотать. Аню сначала кормили сцеженным молоком, потом приучили к груди. Лука еле-еле пил из бутылочки.
— Это было так тяжело… Он лежит на боку, ты держишь бутылочку минут 50. А сколько кормлений в день должно быть? Мы сначала не додумались, что можно сделать конструкцию из пеленок, чтобы бутылка держалась сама и он сосал ее хоть два часа. Несколько недель я стоял у кроватки, он пил очень медленно. Я срывался и думал, что, если так будет всегда, просто свихнусь. Как это выдержать?
Первый год родители забывали о себе и спали по два часа в сутки.
Позже стало ясно, что у двойняшек тетрапарез — тяжелая форма ДЦП: они не держали голову, не сидели и не ползали. Лука появился на свет первым и пострадал больше сестры, у него произошло внутрижелудочковое кровоизлияние четвертой степени. Из-за этого вскоре началась гидроцефалия — осложнение, при котором у ребенка растет голова.
«Пункция», «шунт временный», «шунт регулируемый», «стентирование», «катетеры» — все эти слова стали для отца Антония и матушки Ольги привычными, их сын перенес четыре нейрохирургические операции. У Ани таких серьезных проблем, как у брата, не было: из-за гипоксии в мозге образовались кисты, но со временем они рассосались. Дети страдали ретинопатией — недоразвитостью сосудов глаз — и косоглазием. У Луки атрофировался зрительный нерв, врач оценивал его зрение на 4%, хотя мальчик хорошо различал, кто к нему подходит. Чего еще только не было…
—Ты над ними постоянно трясешься. У родителей обычно великая радость ухаживать за новорожденными. А за детьми с ДЦП нужно ухаживать, как за грудными, всю жизнь. Каждое утро: памперс снял, попу помыл, перевернул, лицо умыл, памперс надел, в стульчик посадил, сделал кашу, покормил. Когда там ныть — не знаю. Но мы с Олей понимаем, что мы есть друг у друга, у нас есть Христос, мы Ему доверяем и чувствуем молитвы других людей, поэтому нам легче.
Отец Антоний и матушка Ольга
До трех лет двойняшки не говорили. Аня могла показать рукой, что у нее болит, а Лука — нет. Девочка в три года сказала первое «ма». Сейчас она уверенно говорит «да» и «не», а раньше просто мотала головой.
Лука произносил разные звуки, но главным словом было «папа». Даже когда отец Антоний только звонил в дверь, Лука уже радовался. Но если это вдруг приходила старшая сестра или кто-то другой, он очень расстраивался. Впервые мальчик осознанно позвал маму в пять лет 25 июля — через год в этот же день его сердце остановилось.
— Обычно дети уже в 8 месяцев начинают лепетать что-то вроде «ма-ма-ма», у Луки, мне кажется, было то же самое, но просто намного позже из-за его недоношенности, — задумывается матушка Ольга. — Он даже смеяться начал в три года, а до этого мы видели только его улыбку.
Сначала Лука и Аня «не общались», даже когда лежали рядом на большом ковре. До полутора лет они не переворачивались и научились это делать только во время реабилитации. С трех лет дети стали более подвижными: теперь брат и сестра начали дотрагиваться друг до друга руками. Лука проказничал, отбирая у Ани игрушки. Мог схватить ее за волосы и поспорить из-за еды. Матушка Ольга понимала, что делает он это специально: недовольная Аня прикрикивает — а ему весело.
«Вы еще успеете завести детей!»
Иногда переживающих утрату родителей утешают тем, что у них уже есть дети или они еще молоды, и смогут завести нового малыша. Ребенок — это живой человек. Он не может быть заменен чем-то идентичным, в отличие от разбившегося телефона или машины. Каждый член семьи, даже если ему было несколько дней или месяцев — личность. Со своими особенностями, с надеждами и эмоциями, которые с ним связаны.
Даже потеря беременности — потеря близкого человека, особенно для женщины, которая его носит. С ранних сроков женщина чувствует эту связь, для нее это не просто «плод». К тому же многие фразы «сочувствия» словно лишают родителей статуса взрослого человека, способного делать логичные выводы.
Теххи Полонская
Согласитесь, сложно забыть, что у тебя есть дети? Кроме того, если возраст позволяет, люди наверняка догадываются, что смогут хотя бы попробовать завести новых. Если это справедливо, то говорить об этом и не имеет смысла. Но ведь могут быть ситуации, в которых люди долго лечились от бесплодия, прибегали к сложным процедурам или вынашивали ребенка с риском для жизни. Часто о таком молчат даже в среде близких. Кто-то находится в том возрасте, когда можно и не успеть. Для таких родителей подобные тезисы станут вдвойне болезненными. Обесценивается и горе, и сложность тех усилий, которые пришлось приложить, чтобы родителем стать.
Если в прошлые годы мы приглашали артистов для проведения праздника, то в этом году бывшие пациенты провели… рок-концерт
— В чем заключается ваше сотрудничество?
— Каждое воскресенье и во все большие праздники мы ходим причащать деток. На Крещение окропляем все отделение водой, на Рождество идем с детьми воскресной школой с вертепом, и на Пасху, конечно, приходим. Хотя сам режим отделения не позволяет бывать там часто, некоторые дети находятся на специальном режиме — им противопоказан близкий контакт, но выбираем формат, время и приходим.
Буквально три года назад у нас появилась еще одна традиция – по-особому отмечать праздник Сретения. Это — Всемирный день борьбы с окозаболеваниями, в который мы устраиваем выставки, проводим концерты, презентации.
Цель этих мероприятий – привлечь внимание общественности, а также собрать средства на лечение детей. Вот у нас в зале представлена выставка этого года – рисунки и поделки
Отдельно на одной из стен представлены работы детей, которые успешно вылечились.
Если в прошлые годы мы приглашали артистов, разных известных людей, то в этом году на празднике в основном были бывшие пациенты, которые провели рок-концерт. Приходят, конечно, и известные люди. Скажем, Ани Лорак, не афишируя, всегда приходит, делает подарки, общается с детьми, целый день посвящает ребятам.
Когда ребеночек рождается неживым, мы все равно его пеленаем
Людмила Халухаева, акушер-гинеколог перинатального центра Ингушетии
Впервые с потерей я столкнулась, когда училась в ординатуре в Астрахани. Женщина поступила со схватками на доношенном сроке. Но у нее был антенатал, то есть смерть ребенка наступила еще в утробе матери, и когда она поступила, по УЗИ сердцебиения не было. Для женщины это было шоком, она утверждала, что ощущает шевеления. Ей показали на УЗИ, позвали другого узиста, и только после этого женщина поверила.
Бывает, что такое происходит и по вине врача. Вот недавно в республике была ситуация: женщина приходит рожать на своих ногах, с мужем, четвертые роды, делают УЗИ, все нормально. А в итоге – мертвый ребенок, отслойка плаценты, удаление матки… Женщина винит во всем врача, и правильно делает, я как врач это говорю. Если женщина сама на ногах приходит, как только она переступает порог медучреждения, ответственность полностью ложится на акушера-гинеколога, который женщину ведет. Я сейчас нахожусь в декретном отпуске, наблюдаю со стороны, и все равно в шоке от этой ситуации.
Когда ребеночек рождается неживым, мы все равно его пеленаем – это же человек. Некоторые женщины категорически не хотят смотреть на него. А некоторые женщины, наоборот, говорят: «Приложите его ко мне, мне надо на него посмотреть». Я работаю с 2005 года и вижу, как даже женщина, которая отказывается на ребеночка посмотреть, через день-два начинает жалеть, что не посмотрела, не попрощалась. Поэтому, основываясь на своей практике, когда такое случается, я говорю матери: «Ты посмотри на него. Он не страшненький, он ничего, как будто спит». Пусть она поплачет в родзале, пусть его подержит, прижмет к себе. И потом приходит понимание – ребеночка нет. Иначе могут оставаться какие-то иллюзии, мешающие жить дальше.
Слова успокоения часто не помогают. Иногда женщине просто надо сказать: «Я не знаю, что тебе сказать, моя хорошая».
Иногда верующей женщине можно сказать что-то про надежду на Всевышнего, помогает. А так, конечно, многое зависит от психики женщины. С некоторыми надо вместе поплакать. По-разному бывает.
У меня была ситуация, поступила женщина, огромный живот, многоводие, и она поступила уже с умершим в утробе ребеночком. Ребенок большой, 5 кг, у нее сахарный диабет, как тяжело я его вытаскивала! Десять раз пожалела, что я не прокесарила, и она просила сделать ей кесарево. А после родов она говорит: «Хорошо, что ты не сделала мне операцию и я прошла этот путь».
Если ребенок умер в родах — это не значит, что его не было
Когда поступает женщина, у ребенка которой уже в утробе не бьется сердечко, ей – тяжелее всех, но она гораздо больше, чем родственники, способна воспринимать информацию, понимать. Тяжелее всего бывает успокоить родственников в этом плане, они начинают давить, иногда агрессивно, требовать операции, хотя порой лучше именно чтобы были естественные роды.
Такие женщины вообще не должны находиться в палатах вместе с родившими живых и здоровых детей женщинами. Здесь именно чисто организаторский вопрос. Я начинала свою акушерскую деятельность в роддоме Казахстана, и если у женщины ребенок умирал, мы ее в общую палату не клали, если были сложности с отдельной палатой, переводили в отделение гинекологии. Каково иначе ей видеть кормящих мам, слышать детские крики? И когда я была заведующей отделением в роддоме, мы оберегали таких женщин. Еще должна быть ранняя выписка. Если в стационаре нет возможности женщину изолировать, на день-два можно найти одноместную палату, эти пару дней понаблюдать – и отпустить домой.
Надо научиться простой человечности. Не бояться нарушений санэпидрежима, он из-за этого не нарушается. Чистоту здания и в палатах хотим поддерживать, а человечность и чистоту душ поддерживать почему-то не хотим. Прежде чем идти на акушера-гинеколога, нужно еще сдавать экзамен на человечность. Как и во всех врачебных специальностях.
Объяснить – значит оправдать
У выдающегося римского комедиографа Тита Макция Плавта есть выражение: «Любимцы богов умирают молодыми». Мысль вроде бы неплохая, но если копнуть немного глубже, то мы увидим, что она никак не отвечает на вопрос: «Почему Бог забирает хороших людей внезапно?» – а только усугубляет проблему. В таком случае получается, что Бог – виновник смерти, а смерть – это хорошо, ведь «любимец» Бога сразу отправляется к Нему. Чего ж тогда горевать и плакать? Те, кому приходилось терять близких, знает, что жалкие оправдания подобного рода никакого облегчения не приносят. Дать его может только живой Господь, Сам прошедший через Голгофу. Лучше напомним слова царя Соломона, который писал, что Бог смерти не создавал и никак не радуется о гобели не только людей, но и всех живых существ (Прем. 1:13).
Я прекрасно понимаю, что нам хотелось бы найти какие-то четкие ответы на вопрос о причинах гибели того или иного человека. Что-то мы можем «нащупать», но это всегда будет половинчатое решение. Философ Семен Франк писал, что зло в любом его проявлении не может быть до конца объяснено, потому что для нас это означало бы оправдать его. Пример с цитатой Плавта это ясно продемонстрировал. Именно невозможность объяснить зло вызывает у нас возмущение, неприятие, отвержение его и желание с ним бороться. Зла и смерти не должно существовать, но они есть и причины их возникновения нам всем хорошо известны.
В конечном итоге на вопрос: «Почему Бог забирает лучших молодых?» – я отвечу: «Не знаю». Но одно знаю наверняка: единственный выход из этого тупика – покрыть всё молчанием и перестрадать страдание. Само страдание, претерпленное вместе со Христом, теряет свой исключительно негативный смысл и становится возвратным путем к Богу, путем к совершенству.
Бог может дать детей в ответ на искреннюю молитву, но лучше Его не просить
Случается, что Бог, по большой любви к нам, уступает на настойчивую и искреннюю молитву. Подобным образом родитель может купить ребёнку вредный продукт, просто потому, что сын или дочки очень уж слёзно просят. Мы знаем, что это навредит, но, в конце концов, иногда томления чада перевешивают.
Но не стоит пытаться давить на это. Христианские авторитеты соглашаются, что даже если Бог уступит и позволит всему свершиться по воле человека, события эти всё равно будут иметь печальный итог.
Это тот случай, когда Всевышний даёт нам на собственном опыте пережить ошибку и понять, что не стоит указывать Богу, как и что делать.
Качество жизни и разрешение на смерть
Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи
Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно
И это повторение жизни часто является и повторением смерти.
Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок
Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.
Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью»
И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни
Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.
И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.
Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».
И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами
Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно
Текст, фото: Мария Строганова
Впервые опубликовано на «Правмире» в феврале 2015 года
Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти, то книга «Правмира» «От смерти к жизни» — для вас!
Эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя ее растратить на водку, сигареты…
— Вы говорили, что те дети, которые исцелись, сейчас приезжают к больным. А они становятся верующими, укрепляются в вере?
— На последнем концерте, на Сретенье, было интересно слушать этих детей, их выступление. Я скажу так: по крайней мере, эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя жизнь растратить на водку, сигареты, гулянки, наркотики, а ее нужно использовать для чего-то полезного, нужного. Потому, что они столкнулись лицом к лицу со смертью, чувствовали дыхание смерти. Что значит «верующий человек»? Я бы не сказал, что это тот, который поклоны бьет в храме – это необязательно, потому что можно выйти из храма и вести себя, как будто в храме и не был. Главное, чтобы человек правильно жил, а если он будет правильно жить, будет настоящим человеком, то у него нет другого выхода, как придти к Богу и стать христианином.
Юридическая точка зрения
— Если ребенок умирает в роддоме, как дальше происходит прощание с ним, похороны?
— Если гибель ребенка происходит до 22 недель гестации, то в соответствии с нормативными документами это называется «поздний самопроизвольный выкидыш», если что-то случается после 22 недель гестации, то это «сверхранние преждевременные роды».
Если ребенок погибает внутриутробно, то в родзале мы стараемся следовать французскому протоколу, когда нужно у женщины несколько раз спросить, хочет ли она посмотреть на ребенка.
И до родов ее тоже об этом спрашиваем, ведь обычно женщина уже знает о замирании беременности…
Обычно перед родами, во время родов мамы не хотят смотреть, а когда малыш появляется, очень многие все-таки просят об этом. Мы даем возможность посмотреть и попрощаться на любом сроке.
Фото: Анна Данилова
— А дальше что происходит? Вот малыш ушел, его тело отдают родителям? Как его можно похоронить, с ним попрощаться?
— К сожалению, у нас по закону можно официально получить тело для захоронения, только когда ребенок рожден в сроке более 22 недель гестации. Если до, к сожалению, нельзя, это закон.
— А почему нельзя? С чем это связано?
— Мы столкнулись с проблемой. Большинство женщин, у которых происходят преждевременные роды — это пациенты, которые до этого пребывают в больнице с угрозой прерывания беременности. И с точки зрения акушерской тактики, с точки зрения лечения от угрозы срок не так уж важен. Но он невероятно важен с юридической точки зрения.
Антон Оленев. Фото: Анна Данилова
У нас есть федеральный приказ — Минздрава 1687 «О критериях живорождения». Там четко прописано, что после 22 недель рождение ребенка считается родами. Ребенок может родиться и раньше 22 недель, или позже 22 недель, но массой менее 500 грамм. Так вот, если он менее 500 грамм, вне зависимости от срока, то ребенком, с юридической точки зрения, он считается, только если прожил 168 часов — семь дней.
У нас был малыш в реанимации — 470 грамм, — который прожил пять дней. Он родился в 26 недель. Так вот, он юридически — не ребенок, и формально родители не имеют права его захоронить именно как ребенка.
Фото: Анна Данилова
— Как тогда называют такого ребенка?
— Для законодательства это абортус или плодный материал. Это действительно большая боль, потому что юридически что 13, что 21 неделя — это одно и то же. И выкидыши в восемь, в девять недель и в 21 юридически, по сути, являются одним и тем же.
Понятно, что для мамы это колоссальное горе.
Мы, как медики, конечно, хотим, чтобы эта женщина смогла принять ребенка, попрощаться, прожить свое горе.
Чтобы она пришла к нам снова беременеть и рожать, чтобы не было никакого насилия в родах. Но получается, что ее мнение в этой ситуации не может быть достойным образом учтено, и, самое главное, нет описанного юридического формата, когда этого малыша ей можно выдать, как ей его можно захоронить.
Самое главное: она не может прийти с ним на кладбище, потому что нет свидетельства о смерти, она не может его похоронить. А объяснить маме это должны врачи. Именно они, по сути, должны отказать ей в ее человеческом праве.
Антон Оленев. Фото: Анна Данилова
Просто отдать им тело — это, конечно же, риски, так как официально люди ничего не смогут сделать с ним. Даже если они попытаются захоронить его где-то тайно, захоронение могут раскопать животные, или что-то может не получиться, или во время этого их остановит полиция, ведь официального сопровождения у этого процесса нет. То есть мы им что-то отдали, а какой статус у этого — неясно.
Почему не получается найти пару?
Давайте рассуждения построим по порядку формирования семьи. Итак, почему же некоторые девушки или женщины очень хотят замуж, а никак не выходит? Хочется сказать, что с этой проблемой сталкиваются не только представительницы слабого пола, но и мужчины. Просто родительский инстинкт, стремление быть желанной и любимой у женщин сильнее выражены. Я сейчас говорю обобщающе, а в каждом индивидуальном случае нужно искать свои нюансы. В общении с людьми мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда хорошие церковные ребята не могли найти себе пару, точно так же, как и хорошие церковные девушки. Иногда я с недоумением спрашиваю: а где вы ходите, куда смотрите? Почему ваши дороги не пересекаются? Опять же, может, проблема здесь не в Боге?
Если ничего не делать, то ничего не будет. Воспринимайте данное утверждение как закон. Если мы хотим с кем-то познакомиться, нужно немного для этого поднапрячься. Да, у кого-то это получается само собой, но не у всех. Скажу как мужчина: девушка или женщина должна нравиться. Для того чтоб разглядеть ваш внутренний мир, с вами нужно пообщаться, пригласить на свидание, а для этого необходимо, чтоб было, за что зацепиться глазу. Не подумайте, я не говорю о пошлостях, но все мы живем в определенной культурной среде, и эта среда формирует в том числе и наше эстетическое восприятие. Молодому парню или зрелому мужчине должно захотеться с вами познакомиться
Не нужно терять свою скромность и застенчивость, но не мне говорить о том, что эти скромность и застенчивость могут быть преподаны так, что на вас разу обратят внимание
Я допустил эти рассуждения, чтоб намекнуть: иногда проблема может быть не в Боге и даже не в наших грехах, а просто в нашем поведении, во внешнем виде, в проявлении вовне. Красоту не нужно прятать, не надо скрывать, в ней нет ничего греховного. Точно так же абсолютно нормально, если мужчина нравится женщине. Мужчина-христианин всё равно должен оставаться мужчиной, наполненным внутренней силой, со стержнем, которые всегда почувствуют представительницы слабого пола. Как бы мы ни пытались морить себя постами или делать вид подвижника, всё равно нужно понимать, что эротическая энергия в человеке самая сильная. Если ее направить в правильное русло – не на разрушение, а на созидание личности – то она может принести хорошие плоды.
Итак, если у вас нет еще пары, а вы действительно хотите создать христианскую семью, то потрудитесь для этого. Продолжайте также молиться и просить у Бога желанного, но не забывайте, что Ему еще нужно позволить вмешаться в свою жизнь. Жених или невеста с неба не упадут. Я не призываю «залипнуть» на сайтах знакомств или судорожно отправляться куда-то на поиски. Делайте свое дело. Если позволяет время, найдите какие-то молодежные, благотворительные или волонтерские православные объединения рядом с вами. Начните общаться, помогать другим – и всё у вас обязательно получится.
А сможет ли обычный священник утешить в таком горе?
«Обычный» — вряд ли. А вот опытный, чуткий, способный к сопереживанию чужого горя — да, сможет. В Новом Завете есть удивительные слова: …Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! (2 Кор 1:3-4). Здесь выражена очень важная мысль: оказывается, утешить может лишь тот, кто сам пережил скорбь, получил утешение от Бога и теперь способен им поделиться с другими страдающими. Если священник имеет такой личный опыт скорби и утешения в ней, тогда он может и других утешить. Такой батюшка и в Библии найдет места, которые помогут пережить горе, и к Таинствам человека подготовит должным образом.
Само же по себе священство еще не делает человека способным к помощи в таких бедах. Это приходит не сразу и не к каждому.