11 интересных достопримечательностей города палех
Содержание:
- Основные цвета в росписи
- Государственный музей искусства
- Как добраться до Палеха
- Палехская роспись картинки
- Куда сходить в Палехе с ребенком. Развлечения
- Удельное княжество, князья Палецкие и пол-слова о Пожарском
- Крестовоздвиженская церковь
- Музей иконы
- Что привезти
- Дом–мастерская Дыдыкина
- Крестовоздвиженский храм
- Неувядающие краски Палеха
- Крестовоздвиженская церковь
- Техника выполнения
- Достопримечательности Палеха с названиями и описанием
- Как сложился миф о палехском стиле
- Осторожно, подделки!
- История промысла Палеха
- Дом–музей Н.М. Зиновьева
- Памятник погибшему солдату
- Знаменская церковь
- Музей П. Д. Корина
Основные цвета в росписи
В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.
Государственный музей искусства
Это главная достопримечательность городка. Хотя палехская лаковая миниатюра — явление относительно новое, коллекция музея впечатляет. Открылся он в 1935 году, к 10-летнему юбилею палехской миниатюры. Немало поспособствовал этому писатель Максим Горький, который очень ценил искусство местных художников.
Итак, Палех — это целый музейный комплекс, в состав которого входит сразу несколько музеев — иконописи, лаковой миниатюры, мемориальные (то есть посвященные самым знаменитым художникам — И. И. Голикову, Н. В. Дыдыкину, П. Д. Корину и Н. М. Зиновьеву). Многие считают самой интересной частью музей лаковой миниатюры.
Действительно, в его фонде насчитывается более 7000 экспонатов, причем в основном изготовленных в советские времена, когда артель регулярно поставляла музею лучшие работы. В 1980-е годы поставки сократились.
Обязательно в этом комплексе стоит посетить музей иконы. Он считается сравнительно молодым, поскольку был открыт в 2014 году. К слову, многие художники старой школы жалуются, что талантливая молодежь больше не хочет работать с миниатюрой, предпочитая иконопись: это занятие приносит больше денег. Тем не менее, если посмотреть экспонаты в музее, то становится ясно, что палехский стиль иконописи оставляет мастеру достаточно пространства для творчества и самовыражения.
Палехская икона — это всегда множество мелких деталей, причем всегда очень тщательно прописанных. А еще она отличается смелой композицией. По традиции палехские мастера полностью пишут все детали — от лика и фигуры святого до элементов пейзажи и архитектуры. При этом фигуры святых у палехских живописцев всегда имеют очень естественную пластику.
Как добраться до Палеха
Чтобы без пересадок попасть в Палех, в Москве нужно сесть на автобус, идущий до Южи. Отправление с Щелковского автовокзала, время в пути — 7 часов, стоимость проезда — от 800 RUB. Цены на странице указаны на сентябрь 2020 г.
Ближайшая к Палеху ж/д станция находится в Шуе (75 км), до нее удобнее добираться путешественникам из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Из Москвы лучше ехать до Иваново. Поезд Москва — Кинешма идет с Ярославского вокзала столицы, в дороге 7 часов, билет стоит от 680 RUB. Из столицы можно доехать туда и на автобусе — есть рейсы с Щелковского автовокзала и автостанции Новогиреево. Поездка продлится минимум 7 часов, а стоимость проезда составит 750 RUB.
Между Иваново и Палехом интенсивное автобусное сообщение — автобусы отходят каждые полчаса (цена билета — 150 RUB, в пути — 1,5 часа).
По автомобильной дороге между Москвой и Палехом около 400 км. Ехать нужно по М7 через Владимир и Иваново, а затем по Р152 через Шую — переезд займет около 6 часов.
Палехская роспись картинки
Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.
После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.
Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.
У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.
Куда сходить в Палехе с ребенком. Развлечения
В таком небольшом населенном пункте, как Палех, сложно найти развлечения для детей, но таковы все же есть, правда, и для взрослых они тоже будут интересны.
Крестовоздвиженский сквер
Координаты на карте: 56.802717, 41.855829.
Главный парк поселка окружает важнейший его храм – одноименный кафедральный собор. Не сказать, что прогулочная зона слишком большая, но все же здесь частенько прогуливаются мамы с колясками, тут устроена небольшая детская площадка, есть красивый фонтан «Колос», на фоне которого можно сделать фотографии. Рядом обнаруживается несколько магазинов – продуктовых, мясных, детских и сувенирных, устроены здание Администрации и банковские учреждения.
Палехский ДК
Адрес: ул. Баканова, 19.
Дом культуры в Палехе также нуждается в реконструкции. Впрочем, его здание довольно примечательно и в таком виде, в котором мы видим его сейчас. Здесь работает несколько кружков для учащихся школ и посещающих детские сады. Иногда устраиваются кинопоказы: ДК – это еще и кинотеатр. Рядом – Городская поликлиника и Пожарная часть.
Пляж поселкового пруда
Адрес: Дорожный переулок.
Как ни странно, но в Палехе есть даже пляж, правда, небольшой и не отличается он какими-то сверх особенностями. Обычная кромка, где купаются сельчане, на речушке, которая протекает по поселку, образуя местами несколько прудиков.
Конечно же, к памятникам архитектуры можно отнести и великолепно сохранившиеся деревянные дома, украшенные старинной резьбой, и уникальную природу в окрестностях реки Палешки. Уже только из-за этого стоит включить Палех в свой экскурсионный список. А вкусив удивительную энергетику древнего поселения, несомненно захочется возвращаться снова и снова. Ведь за короткое время невозможно насладиться созерцанием ценностей этого святого и в какой-то мере священного места.
Удельное княжество, князья Палецкие и пол-слова о Пожарском
Некоторое время поселение Палех служило столицей удельного княжества, о чем мало кто знает. Маленькое Палецкое княжество образовалось в результате раздела княжества Стародубского между четырьмя сыновьями его владельца. Здешние земли отошли младшему сыну стародубского князя Андрея Федоровича Давиду, участнику Куликовской битвы, прозванному Палицей. Поэтому и род стал носить прозвание Палицких, а потом – Палецких. А не Палехских. От другого сына князя Андрея, Василия, началась другая княжеская фамилия, Пожарских, прославленная спасителем Отечества Дмитрием Пожарским.
Палехское княжество начинается…
К концу XV века княжество вошло в состав Московского государства, а его князья верно служили Василию III и Ивану Грозному. Дочь одного из Палецких стала женой младшего брата царя, Юрия Васильевича, от рождения глухонемого. Их единственный сын не прожил и года, а немного перевалив за 30 лет, скончался и князь Юрий, после чего вдова Иулиания, постригшись в монахини с именем Александры, отправилась в Новодевичий монастырь. При жизни Юрий имел немалый удел, хотя распоряжался им больше тесть, Дмитрий Палецкий-Щереда и, возможно, другие родственники княгини. В годы опричнины вдова брата прогневала Ивана Грозного сочувствием к казненным и ее утопили вместе с Ефросиньей Старицкой в Шексне. Обе княгини причислены к лику местночтимых вологодских святых, правда, есть версия, что Иулиания-Александра мирно дожила свой век в Новодевичьем. Не единственная загадка нашей истории, которая вряд ли скоро будет разгадана.
Удельные князья переходили на службу князьям Московским, отдавая свои земли, и взамен получали другие вотчины. Род Палецких пресекся тогда же, при Иване Грозном, а палехские владения царь завещал своему сыну Ивану по духовной грамоте. После Смуты ими пожаловали Бутурлиных, участников Московского ополчения.
Многочисленными исследованиями доказано, что люди селились здесь чуть ли не со времен прихода Рюрика на Русь. В седую старину в селе существовали три деревянных храма, причем два из них носили имя пророка Илии, а третий был посвящен празднику Воздвижения Креста Господня.
Берег Палешки
Стоит Палех на трассе, соединяющей Ростов Великий с Нижним Новгородом, а через город протекает речка Палешка (старое название – Палекша, такое созвучное многим русским топонимам). До ближайшего города, Шуи, около 30 километров. Шуяне в старину славились шубным промыслом. Выделывали овчины и в Палехе, а еще пахали землю, держали ямские дворы, ткали холсты, занимались резьбой по дереву.
В том же XVII веке в селе начал развиваться иконописный промысел. По одной из легенд, сюда бежали монахи, успевшие спастись из сожженных Батыем городов Владимиро-Суздальской Руси. Вырубили лес и, спалив сучья да комли, поставили по его опушке избы – отсюда и название «палешане». Насколько достоверно это предание, кто знает, но чувство меры и красоты вполне могло быть привнесено на берег Палекши мастерами, писавшими по канонам лики святых.
Улица в Палехе
Первые иконописцы-палешане отправлялись зимой на заработки в Москву и крупные русские города, учились, творили. Возвращаясь, привозили иконы из столицы, Новгорода, Вологды, Архангельска. В их ранних работах прослеживаются черты ростово-суздальской и новгородской школ иконописи, строгановской иконописной традиции. Но со временем в Палехе сложилась своя, уникальная манера иконописания.
Крестовоздвиженская церковь
Это памятник архитектуры XVIII века. Храм был построен в 1762 — 1774 годах на средства жителей города и соседних деревень. Собор возведён в стиле старинного древнерусского зодчества XVII века. Великолепная пятиглавая церковь соединяется папертью с колокольней, по форме напоминающей шатёр.
В соборе находится иконостас в шесть ярусов, расписанный местными мастерами в стиле рококо и покрытый позолотой. Кроме того, храм богат своими фресками, переписанными в начале 20 века палехскими художниками и изображающими библейские сюжеты. В советское время церковь избежала разорения благодаря тому, что в течение некоторого времени в ней располагался музей палехского искусства. В 2012 году храму был присвоен статус кафедрального собора.
Местоположение: улица Ленина — 59.
Музей иконы
Новый музей был открыт в 2014 году. На первом этаже находится выставочный зал и художественный салон. Экспонатами являются иконы известных иконописных мастеров, которые были собраны в результате деятельности жителей Палеха, которая велась еще в XVIII веке. Ценные изображения были привезены из Новгородского, Вологодского и Архангельского уездов. Значительное количество костромских и поволжских икон объясняется деловыми связями с этими регионами.
Коллекция активно пополнялась произведениями, переданными в 1930-е годы из закрывающихся храмов.
Музей икон
Самыми запоминающимися экспонатами музея являются: поклонный Крест-Распятие XVII в, иконы «Николай Чудотворец с житием», «Благовещение», «Спас Нерукотворный».
Адрес: ул. Ленина, 6.Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, в понедельник не работает.
Что привезти
Из Палеха везут лаковые шкатулки, пудреницы, портсигары и другие вещицы в фирменном палехском стиле. Здесь их можно купить дешевле, чем где-либо — большой ассортимент представлен в лавке при выставке-салоне Музея палехского искусства или в магазине сувениров «Ковчег». Еще один фольклорный артефакт этих мест — традиционные палехская строчка и вышивка. Пользуются спросом расшитые платья, салфетки, комплекты постельного белья и скатерти. В Доме ремесел продают глиняную игрушку, изделия из лозы и лоскутное шитье. Сувенирка из соседнего городка Шуи — натуральное мыло и алкогольная продукция: Шуйская водка и бальзам «Старая Шуя».
Дом–мастерская Дыдыкина
- Дом–мастерская Дыдыкина
- На сегодняшний день здесь представлены работы многих мастеров
- Дыдыкин завещал все свои работы музею
Галерея считается мемориальной, ведь она была создана в честь известного в России скульптора. Она была представлена в 1978 году. На сегодняшний день здесь представлены работы многих мастеров. Особой популярностью пользуются барельефы и бюсты космонавтов, композиторов, художников и других общественных деятелей.
Дыдыкин завещал все свои работы музею. Вокруг мастерской расположился прекрасный яблоневый сад. Некоторые деревья были посажены руками скульптора. В галерее каждый год проходят гуляния в честь «Яблочного спаса». В этот период сюда съезжаются различные деятели культуры.
Крестовоздвиженский храм
Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.
Крестовоздвиженский храм Палех
Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.
На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех — это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.
Неувядающие краски Палеха
Палех – небольшое село в Ивановской области. Название его широко известно буквально по всему миру. Расположено оно в 65 км от Иваново. Известность пришла к палешанам в далеком 1925 году.
СЕЛО ПАЛЕХ
Тогда на международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже лаковые шкатулки, расписанные тончайшими яркими миниатюрами удостоились «Гран-при».
ШКАТУЛКА НА ПОЛЯНЕ
ПАЛЕХСКАЯ ШКАТУЛКА
Шкатулки, блюда и броши палехских мастеров не один раз получали почетные места и высшие награды. В то время факт, что палехская школа живописи является школой древней русской иконописи, тщательно скрывался.
Едите в Тверь? Нужно же где-то остановиться. Отель «Губернаторъ» — читайте
ПАЛЕХСКАЯ ШКАТУЛКА
Возник Палех еще во времена набегов Батыя, когда посадские люди бежали, спасаясь от набегов орды в глухие леса. Там, среди вековых деревьев, строили они свои новые поселения. В Палехе все жители от века занимались иконописью.
ПАННО-СКЛАДЕНЬ ПАЛЕХ
Разделение труда было очень строгое. Столяр из кипариса резал иконные доски, грунтовщик наносил левкас. Самый лучший рисовальщик уже по левкасу наносил без ошибок рисунок ,ошибаться было нельзя, страдала вся работа. Позолотчик золотил венцы святых и фон, чеканщик чеканил кайму иконы. Платьечник, особый художник, писал архитектуру, пейзажи и одежду святого. Самое главное – лицо, руки и ноги, писали художники личники. Тексты на иконе писали подписывальщики. Последним в этой цепочке, брал икону в руки олифельщик. Он закреплял живопись слоем олифы.
ПЛАМЯ БЫТИЯ
ПАЛЕХ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТРОЕРУЧИЦА ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА
После революции наступил период богоборчества. Церкви уничтожались, уникальное искусство иконописи стало не востребовано. Иконы стали не нужны ни народу, ни государству. Мастера остались без работы и чтобы не умереть с голода, основали артель из семи человек. Возглавил ее мастер Иван Голиков. Они стали расписывать лаковые коробочки, брошки, ларцы, блюда, подносы. Изделия получались восхитительно красивыми, необыкновенно яркими и свежими, их хорошо раскупали.
ПОДНОС
ЛАРЕЦ
Так удалось сохранить уникальный народный промысел. Сегодня мастерство иконописи снова стало востребованным и мастера возвратились к традиционному промыслу.
ЛЕРМОНТОВ В ЖИВОПИСИ
В местном государственном музее палехского искусства хранится обширная коллекция палехской лаковой миниатюры, а также лаковые миниатюры Мстеры, Холуя, Федоскино. Есть произведения древнерусской живописи, скульптуры, старопечатные книги, иконописные рисунки. Множество предметов прикладного искусства – медное литье, драгоценные оклады к иконам, прялки, старинные ткани и многое другое.
ИКОНЫ ПАЛЕХА
Это счастье, что удалось сохранить это уникальное мастерство. « В красоте мы объединены, красотою мы молимся, красотою мы побеждаем» Н.К. Рерих.
0 0 голос
Голосуй за статью!
Крестовоздвиженская церковь
Храм построен в 1774 году в «нарышкинском» стиле на пожертвования крестьян из окрестных деревень. После революционных событий церковь была закрыта, а в помещении работал музей. Последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был расстрелян.
В 1993 году церковь вновь вернулась под патронат епархии Кинешмы, а позже получила статус кафедрального собора.
Архитектура храма выполнена в стиле русского барокко. Колокольню украшает ромбовидный узор, также можно увидеть множество ярусов ниш с изразцами.
Интерьер храма украшает роспись начала XIX века с применением граффити. Над ней трудились не только палехские мастера, а и московские. В течение времени рисунки неоднократно обновлялись и реставрировались.
Иконостас выполнен в стиле барокко в начале XX века в мастерской братьев Белоусовых. Он стилизован под аналог XVIII века. Иконы здесь в основном позднего писания, но есть несколько старинных: «Спас в силах» XVIII века, «Благая весть». Также ценной реликвией является древняя скульптура «Христос в темнице».
Купола храма имеют небольшие размеры и окрашены в небесный цвет. Крыши трапезной и второстепенных построек имеют сиреневый тон.
Крестовоздвиженская церковь
Вокруг храма находится живописный сквер с большим количеством старых деревьев, дающих тень. Здесь любят прогуливаться как местные жители, так и туристы. В сквере установлена детская площадка, украшением территории является красивый фонтан «Колос».
Адрес: ул. Ленина, 16А.Режим работы: ежедневно с 8:00 до 16:00.
Техника выполнения
Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки.
(Палехская миниатюра)
Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.
После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.
Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.
(Палехские шкатулки)
Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.
Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.
В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.
Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.
Достопримечательности Палеха с названиями и описанием
Государственный музей палехского искусства
- Адрес: ул. Ленина 2.
- Режим работы: вт-вс 10:00-17:30.
- Стоимость: взрослые билеты от 200 рублей, студенты и пенсионеры от 100 рублей, дети бесплатно.
Палех и его достопримечательности обширно можно изучить в коллекции этого музея. Покупая полный билет можно посетить все 3 выставочных зала (музей миниатюры, иконы, музей Голикова). Здесь можно провести 3 часа минимум. Поэтому, заранее рекомендуем планировать прогулку по городу, дабы избежать временных тайм-аутов и везде успеть.
Музей иконы
- Расположен на ул. Ленина 6.
- Режим работы: с 10 до 17:30 со вторника по воскресение.
- Стоимость: от 50 до 100 рублей.
В основе можно увидеть увлекательные древние иконы XIV-XVII веков из Крестовоздвиженского храма, а также вас удивит тонкая резьба по дереву и церковная утварь.
Музей лаковой миниатюры
- Расположение: ул. Баканова 50.
- Режим работы: с 10 до 17 часов вечера со вторника по воскресение.
Из того, что посмотреть в Палехе за 1 день обязательно в любое время года – это музей миниатюры. Интересно будет и детям, и взрослым. Рекомендуем брать экскурсию.
Дом-музей И. И. Голикова
- Расположен на ул. Ленина 2.
- Режим работы: с 10 до 17:30 со вторника по воскресение.
- Стоимость: от 30 рублей.
Иван Иванович Голиков, человек, имя которого связывают с началом палехской миниатюры. В музее можно познакомиться с бытом художника начала прошлого века. В конце улицы есть родник, с которого начинается ручей.
Дом-музей П. Д. Корина
- На улице Демьяна Бедного 19.
- Режим работы: с 10 до 17:30 со вторника по воскресение.
- Стоимость: от 30 до 50 рублей.
Что еще посмотреть из достопримечательностей Палеха за один день? Стоит посетить дом художника Корина, работы которого выставлены в Третьяковской галерее. Дом – музей отличает коллекция старинной мебели и икон, гравюр западных художников, собранная хозяином дома и бережно сохраненная наследниками. Включает произведения хозяина дома и близких ему людей. Такой дом вполне мог бы располагаться в Санкт-Петербурге или Москве того времени.
Крестовоздвиженская церковь
- На улице Ленина 16.
- Режим работы: с 8 утра до 16 вечера каждый день.
Храм отличает допетровская архитектура, красивое необычное убранство храма изнутри и снаружи, нетипичная колокольня.
Церковь расписывали и строили местные художники и строители, в том числе богатейший иконостас. Автограф мастера, построившего храм выложен кирпичами прямо на ее стене, что не характерно для таких построек.
Палехский Дом ремесел
- Расположен на улице Ленина 42.
- Режим работы: с 9 до 18 с пн-чт; пятница до 16 часов; с 10 до 14 часов в воскресение.
Что посмотреть в Палехе с детьми из интересных мест? Всей семье будет полезно посетить мастерскую реставратора и художника Николая Михайловича Софонова. Здесь расположился выставочный зал, магазин и несколько студий. Студия глиняной и мягкой игрушки, лоскутного шитья, вязания и плетения из лозы, росписи по дереву.
В музее проводятся мастер-классы для туристов. Посетители имеют возможность сделать роспись своими руками. В праздники на территории музея отдельная игровая программа, костюмированные шоу.
Дом культуры
Адрес: ул. Ленина 1.
Едва ли где-то еще сохранились подобные здания сталинской эпохи из дерева. Здание в отличном состоянии и очень гармонично. В нем по-прежнему работают люди и проводятся концерты. Палех и достопримечательности с фото и описанием можно найти на многих сайтах, но это не заменит личных впечатлений от увиденного.
Как сложился миф о палехском стиле
Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год
Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на самом деле этой художественной традиции несколько веков. Палех стал центром иконописного промысла еще в XVII веке; палехская икона до революции была не менее знаменита, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после революции, палехские потомственные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древнерусскую художественную традицию в новой, атеистической культуре. Мастера Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Маркичев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и перенесли иконописные стили в лаковые миниатюры Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных авторских произведений в миниатюре, монументальном искусстве, книжной графике, сценографии и украшении фарфора. Холуй и Мстёра занимаются исключительно лаковой миниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориентирован на массовое копирование с образцов; там был создан жанр миниатюрного пейзажа. Мстёра любит реалистичную живопись, полностью заполняет черный фон и предпочитает теплый золотистый или голубовато-серый цветовой тон.. Разумеется, советская власть не называла палехских художников наследниками многовековой традиции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — крестьянами. Навязанная идеологией «народность» диктовала сюжеты и их восприятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсоветской мифологии многообразное искусство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской символикой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на вечные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поцелуя» и отправлялись на экспорт. Запад, впервые увидевший палехское искусство на выставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революционная же тематика произведений была в основном ситуативной: шкатулки создавались к всесоюзным выставкам или как эксклюзивные подарки партийному руководству. Например, одна из самых интересных композиций с советской тематикой — пластина Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.
Осторожно, подделки!
Палехскую лаковую миниатюру в России подделывают много и со вкусом. На рынках полно фейковых шкатулок, портсигаров, подсвечников и других изделий. Все они быстро приходят в негодность из-за того, что работы выполнены непрофессионально. В итоге на Палех почем зря грешат покупатели, недоумевающие, почему роспись стала вдруг такой паршивой.
Специалисты советуют во время покупки изделий обращать внимание на следующие детали:
- лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, внутри — красный;
- у всех изделий высокое качество полировки, на лаке нет царапин, пятен, вздутий;
- на лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», в правом нижнем — инициалы автора;
- на днище изделия должен быть фирменный знак предприятия, покрытый лаком;
- стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.
История промысла Палеха
Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.
Зарождение росписи
Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.
Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.
Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.
Интересный факт
Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.
Современное время
После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.
Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.
Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.
Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.
Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.
Дом–музей Н.М. Зиновьева
- Дом–музей Н.М. Зиновьева
- Музей состоит из личных вещей и инструментов для рисования
- Здесь можно увидеть книги, картины и другие памятные сувениры
В поселке Пелах работал советский художник Николай Михайлович Зиновьев. Музей состоит из его личных вещей и инструментов для рисования. Здесь также можно отыскать книги, картины и другие памятные сувениры.
В доме находится всего одна комната, которая одновременно использовалась в качестве спальни, столовой и личного кабинета. Украшением сооружения считается настоящая русская печь, которая украшена колоритной росписью. Приметным моментом стали также белые наличники, светелка и крыльцо. Напротив дома можно заметить колодец с конструкцией «журавель». Он является единственным источником воды во всей округе.
Памятник погибшему солдату
Постамент был установлен в 1968 году. Обелиск увековечивает память воинов, которые не вернулись домой после Великой Отечественной войны. Высота памятника составляет 14 метров. В качестве основного элемента композиции был выбран солдат, который надежно держит в одной руке меч. На фигуре можно рассмотреть кирзовые сапоги, пилотку и плащ. В период ведения боевых действий без этого нельзя было представить ни одного военного. Солдат шел смело защищать Родину. На композиции можно также рассмотреть имитацию вечного огня. Однако в рабочем состоянии ее можно увидеть только 9 мая. На праздник здесь собираются все жители города и туристы.
Знаменская церковь
Построена на въезде в Палех в 1804 году. Средства на строительство каменного собора на месте старого деревянного были собраны местными прихожанами, а также выделены из личных средств местного помещика П.Н. Бутурлина.
Освятили храм лишь в июне 1810 года. Церковь состоит из трёх престолов: первый освящён в честь Знамения Пресвятой Богородицы, второй – во имя Святого Николая Чудотворца, а третий – во имя Святой мученицы Параскевы Пятницы. Стены храма расписаны сюжетами Ветхого и Нового Заветов. В 1906 году собор отреставрировали в палехском фряжском стиле. Прекрасные постройки церкви с живописным окружением являются важнейшим акцентом в панораме всего Палеха.
Местоположение: село Красное.
Музей П. Д. Корина
В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей П. Д. Корина – одного из лучших художников XX века. Экспонаты собирались самим творцом и были завещаны Палеху. Экспозиция расположена в старинном деревянном доме с палисадником, утопающим в зелени. Павел Дмитриевич со своими братьями хранил свой дом и старался не нарушать его прежний облик. При жизни Корин мечтал превратить дом в музей и отдать его государству. После смерти вдова художника и его брат, выполняя волю покойного, передали дом городу. Сейчас сооружение является самой старой деревянной постройкой в Палехе. Оно было возведено в 1870-е годы бабушкой мастера.
Дом-музей Корина
В своих работах П. Д. Корин отобразил патриархальный уклад жизни горожан, традиционные семейные ценности и духовные традиции. В экспозиции имеются именной мольберт художника и инструменты, необходимые для написания икон: краски, разведенные в деревянных ложках, иконные доски, кисти. В комнатах есть несколько предметов старинной мебели: ковры, часы, диван из красного дерева и прочее. На стенах посетители увидят семейные фотографии и портреты. Также везде вывешены иконы, написанные или отреставрированные П. Д. Кориным.
Адрес: ул. Демьяна Бедного, 19.Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, Пн – не работает.