Морской собор в кронштадте: режим работы 2021, описание и официальный сайт

Архитектор

Большую роль для строительства этой великолепной обители сыграл человек, которому принадлежит работа над чертежами, архитектурными замыслами, воплощенными в соборе.

В нашем случае, такой искусный архитектор — Савва Иванович Чевакинский.

Произведения его архитектурного искусства относятся к временам правления Елизаветы Петровны.

Если углубиться в биографию этой исторической личности, то мы узнаем, что Савва современник Петра, ибо родился в 1713 году, на заре правления первого императора.

Детство будущего архитектора проходило в Тверской губернии, откуда он был направлен на учебу в 1729 году.

Он прилежно учился в Морской академии, судьба юного талана была предопределена. За успехи в технических науках, а именно в геометрии, Чевакинского направили в класс гражданской архитектуры. Савва прилежно учился, и выпустился из академии с прекрасным образованием в архитектурной сфере деятельности.

От чина поручика Чевакинский дошел до звания архитектора морского ранга. Это время, когда Савва начал проявлять себя, как архитектор. Самым значимым творением стал Никольский морской собор. (см. Архангел Михаил — кто он такой?)

Колокольня Николо-Богоявленского Морского собора в Санкт-Петербурге

Напротив главного входа в собор, украшенного полуциркульным портиком с двойными колоннами, на берегу Крюкова канала соорудили высокую трехъярусную колокольню с золоченым куполом, башенкой, еще одним золоченым куполом и шпилем с крестом. Архитектура колокольни выполнена в одном стиле с собором. То, что квадратная в плане колокольня с полуциркульными проемами выходит на набережную Крюкова канала и отражается в его водах, придает этому месту особое романтичное настроение. На колокольне расположено 13 колоколов разного веса и размеров, на верхней башенке установлены часы-куранты.

Колокольня

Особым достижением Чевакинского в совершенстве стиля, изяществе и величии считают колокольню, завершённую высоким шпилем. Она имеет три яруса фигурной кладки, которые украшают колонны на постаментах. Колонны несут антаблемент (верхнюю часть ордера) со сложным профилем.

Два нижних яруса выложены вогнутой кладкой, а верхний, напротив, круглой, создавая тем самым плавный переход к полусферическому куполу с барабаном и шпилем. Такая архитектурная декоративность «приподнимает» всё сооружение, «отрывает» его от земли, формируя не просто прекрасный, а одухотворённый, неземной вид сакральной постройки.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Алёнка Ёлка

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.

Интерьер Морского Никольского собора Кронштадта на 3D-панораме

Константин

Архитектура

Фасад, выходящий на Якорную площадь

Один из порталов

Иконостас. Современный вид

Интерьер. Современный вид

Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:

  • Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
  • Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы: слева — святых апостолов Петра и Павла;
  • справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.

Над северным порталом — образ Божией матери;
Над южным порталом — святителя Митрофания.

Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.

В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.

Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.

Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.

Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.

Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.

В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала ХХ века.

Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.

Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.

Никольский собор

Вдоль улицы Глинки открывается замечательный вид на Никольский собор. Официальное название: Николо-Богоявленский морской собор


Как добраться и время работы Николо-Богоявленского морского собора


Метро «Садовая». Тел. 714-08-62. Действующий храм. Вход бесплатный. Богослужения ведутся ежедневно, в 7.00, 10.00 и 18.00.


Золоченые купола собора расположены напротив массивных голубых куполов Троицкого собора у Фонтанки. Никольский собор называют «Морским», потому что туда ходят молиться офицеры военно-морского флота. В здешних местах находились казармы элиты российского флота — лейб-гвардии флотского экипажа, тут же жили чиновники морского ведомства, поэтому собор посвятили святому Николаю, который в православной традиции считается покровителем мореплавателей. В нем в высочайшем присутствии отправлялись благодарственные молебны по случаю морских побед. Это здание представляет собой один из выдающихся памятников елизаветинского барокко XVIII в. Его создал архитектор Савва Чевакинский. Стены собора небесно-голубые, а коринфские колонны и пространство вокруг оконных проемов — белые. Собор увенчан золотыми куполами необычайной красоты. Своды сравнительно низкие, стены украшены иконами.

В соборе два этажа, на каждом — отдельная церковь. Верхняя освящена во имя Богоявления Господня, нижняя — во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Поэтому полное название храма — Николо-Богоявленский собор, хотя в народе его часто называют просто Никольским или Морским Никольским. Обе церкви — и нижняя, и верхняя – восхищают мастерством оформления

Обратите особое внимание на уникальный деревянный резной иконостас верхней церкви (работы резчика Канаева)

В соборе хранятся иконы в память о победе над турецким флотом при Калиакрии и в Чесменской бухте, победе над шведским флотом под Ревелем и в Выборгском заливе. В начале XX в. в верхнем храме были установлены памятные мраморные доски морякам, погибшим в Русско-японскую войну. После революции собор не закрывался и сохранился лучше других. Это один из немногих храмов, действовавших в Ленинграде во все предвоенные годы гонения на церковь. Богослужение в нем не прерывалось и в самые тяжелые дни блокады. С 1941 г. до конца 1999 г. он являлся кафедральным собором, и до сих пор это один из самых почитаемых храмов Петербурга. Главной святыней собора является икона святителя Николая Чудотворца греческого письма XVII в. с частицей его мощей (она находится слева от иконостаса).


Как и в других больших церквях, там иногда проводят по две семейные службы одновременно. Например, в одной части собора идет отпевание, а в другой в то же самое время — крестины. Во время службы собор наполнен величественными звуками литургии и запахом ладана. В царское время на высокой отдельно, стоящей колокольне обитала стая голубей. Птицы питались рисом, который набожные люди оставляли для покойников.

Есть примета, что колокола в Петербурге звонят каждый раз, когда кто-нибудь приносит жертву, угодную Богу. Местное предание гласит, что однажды двое беспризорных детей — брат и сестра — собирались принести жертву: корочку хлеба и копейку. Но мальчик решил отдать хлеб больному нищему и остался, чтобы позаботиться о нем, а сестре сказал идти в церковь. Она пришла в Никольский собор в конце дня, перед самым закрытием, когда столы для пожертвований ломились от золотых монет и других подарков. Однако как только она положила на стол копейку, по всему городу зазвонили колокола.

В 1966 г. здесь отпевали Анну Ахматову. В 1989 г. в храме появилась мемориальная доска в память о 42 подводниках, погибших во время аварии подводной лодки «Комсомолец» у берегов Норвегии. Ежегодно 12 августа здесь проходит панихида погибшим в Баренцевом море членам экипажа атомной подводной лодки «Курск».

Имеет смысл прогуляться до пересечения Мойки и Крюкова канала. С этого места вы сможете увидеть семь мостов, то есть больше, чем где бы то ни было в Петербурге. Эти мосты упомянуты в самом романтическом произведении Достоевского — «Белые ночи».

В память о моряках, погибших при Цусиме, в 1908 г. в сквере перед собором был открыт обелиск, созданный по эскизу морского офицера князя Михаила Путятина. На открытии присутствовала августейший шеф Гвардейского экипажа — вдовствующая императрица Мария Федоровна, возложившая на памятник икону святого Николая с трогательной надписью в честь погибших. Сейчас икона утрачена, но памятник по-прежнему стоит на своем месте.

Современное состояние

С 1987 года настоятелем Николо-Морского собора является протоиерей Богдан Сойко, кандидат богословия.

Расписание богослужений

Храм открыт для верующих каждый день с 6:30 до 21 часа. Уже в 6:45 можно исповедаться. Тем, кто не успевает приехать на исповедь так рано, можно прийти к 9:45. Исповедь начинается за 15 минут до Литургии.

Молиться за Литургией в храмах собора можно каждый день в 7 или 10 часов утра

В зависимости от дня недели и церковного календаря служба может проходить в разных храмах, на это стоит обратить внимание при планировании посещения. Однако по праздничным и воскресным дням раннюю Литургию служат в нижнем храме, в позднюю — в верхнем

Вечерние богослужения проходят каждый день в 18 часов. Всенощное бдение накануне праздников и вечером в субботу служат в верхнем храме. Вечером в среду, четверг и воскресенье служат акафисты поочередно Спасителю, Богородице, свт. Димитрию Ростовскому, свт. Феодосию Черниговскому, свт. Николаю Чудотворцу.


Богослужение в Николо-Богоявленском морском соборе

Расписание богослужений в Никольском соборе не ограничивается перечнем ежедневных служб: на сайте собора можно ознакомиться также с расписанием совершения Таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания.

Деятельность прихода

В выходные дни в соборе проходят чтения Священного Писания для взрослых и детей. Взрослым прихожанам, кроме историй Ветхого и Нового Завета, рассказывают также о церковной жизни, о сути греха и значении спасения.

Духовенство собора окормляет обучающихся школы-интерната № 37, проводя для них отдельно молебны после важнейших церковных праздников. Отдельную панихиду в соборе служат ежегодно в дни памяти моряков, погибших на подводных лодках.

Свято-Никольский молодежный союз, созданный ради развития духовной жизни молодых, вовлекает их в церковную жизнь через четыре важнейших компонента:

  • духовное образование и изучение Священного Писания и Священного Предания;
  • миссионерская деятельность через специальные акции;
  • благотворительность и социальное служение;
  • общение.

Молодежный союз собирается в последнюю субботу месяца.

Святыни

Главной святыней собора является греческая икона святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.

Примечательно, что Никольский собор сохранился до наших дней именно в таком виде, каким его видели петербуржцы XVIII-XIX веков, как изнутри, так и снаружи.

Иконостас Никольского Морского собора в Петербурге насыщен старинными иконами Христа, Богородицы и святых. Есть также мощевик, в котором хранятся частицы мощей множества угодников Божиих: апостолов Луки и Иакова, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, великомученика Пантелеимона, мученицы Параскевы и других.

Престольные праздники

В верхнем храме Никольского Морского собора празднуют по-особенному Крещение Господне, иначе называемое Богоявлением — этот храм освящен и назван Богоявленским.

В нижнем храме престольных праздников несколько:

  • 22 мая и 19 декабря, в дни памяти особо почитаемого в России покровителя моряков и всех путешественников святителя Николая Чудотворца;
  • 11 сентября в честь Усекновения главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна;
  • 4 октября и 10 ноября в почитание святителя Димитрия Ростовского.

Эти дни считаются для собора праздничными. Накануне служится Всенощное бдение.

Особенности архитектуры

Николо-Богоявленский собор представляет собой двухэтажное здание, увенчанное пятью башнями — центральной восьмигранной и боковыми четырехгранными. Над каждой из них возвышается позолоченный купол. Как гласит легенда, Петру Великому когда-то очень понравился пятиглавый Успенский собор в Астрахани. По его образцу император якобы и хотел построить особую церковь для моряков. С. И. Чевакинский, архитектор, которому Елизавета доверила проектирование нового храма, счёл необходимым осуществить предполагаемый замысел покойного царя, но сделал это по-своему.

Наталия Семчина

Издали Николо-Богоявленский собор и впрямь похож на традиционную многоглавую русскую церковь. Следует отметить, что при жизни Петра I, да и долгие годы после его смерти такой стиль не использовался. В те времена предпочтение отдавалось одноглавым храмам с высоким шпилем на макушке. Таким образом, сооружение пятиглавой церкви выглядит, как возвращение к древней «дореформенной» традиции — но лишь на первый взгляд. Стоит только подойти к Николо-Богоявленскому собору чуть ближе — и сразу становится очевидно, что архитектор отнюдь не шел по пути зодчих XVI–XVII веков.

Наталия Семчина

Стиль, характерный для этого здания, носит название «елизаветинское барокко». Для него характерна бросающаяся в глаза роскошь отделки и причудливость форм — ничего общего ни с древнерусскими храмами, ни с суровым лаконизмом «петровской» архитектуры. Более всего запоминаются скульптуры, многочисленные колонны, украшенные коринфскими капителями и балконы с коваными решетками на ярко-голубом фасаде.

Наталия Семчина

На небольшом расстоянии к западу от собора находится колокольня. Она построена как отдельное здание из четырёх ярусов, три из которых поддерживаются изящными колоннами. На куполе колокольни установлен тонкий длинный шпиль.

XX-XXI в

Храм сохранил свою величественность до дней современности. На данный момент времени храм открыт каждый день с 6:30 до 21:00. По субботам проходят собрания для людей, желающих обсудить вопросы христианской церкви, а в воскресенье проходят занятия в детской воскресной школе.

В праздники или дни памятных событий морского флота, моряки собираются в соборе и проводят богослужение или панихиду в честь погибших.

Церковные праздники такие, как:

  • Крещение Николая Мирликийского.
  • Дань памяти мученику Иоанну Предтеча.
  • Праздник в честь Дмитрия Ростовского.
  • Праздник в честь Феодосия Черниговского.
  • Памятный день святых.
  • Великий пост.
  • Канун праздника Рождества Христова.
  • Крещение Иисуса Христа.

Проводят с торжеством и праздностью.

Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Морской собор, южный фасад

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector