14 июня 325 года открылся первый никейский собор

Содержание и анализ молитвы

В 325 году от Рождества Христова впервые в истории человечества был принят некий программный документ, не связанный с государственным устройством (по крайней мере, в тот момент), регламентирующий действия и жизненные принципы большой группы людей в разных странах. В наше время такое не под силу большинству общественных и политических убеждений, но этого результата добился, несмотря на многие противоречия (казавшиеся порой непреодолимыми), Никейский собор. «Символ Веры» дошел до нас в неизменном виде, и он содержит следующие основные пункты:

  1. Бог един, он сотворил небо и землю, все, что можно увидеть, и чего нельзя. В него надлежит верить.
  2. Иисус — его сын, единородный и единосущный, то есть являющийся по своей сути тем же, кем и Бог-Отец. Рожден он «прежде всех веков», то есть жил до своего земного воплощения и будет жить всегда.

Далее следуют три пункта, в которых очень кратко, буквально конспективно изложена его земная жизнь:

  1. Сошел с небес ради людей, воплотившись от Святого Духа и Девы Марии. Стал одним из людей.
  2. Распят за нас при Пилате, страдал и погребен.
  3. Воскрес на третий день после казни.
  4. Взошел на небеса, теперь сидит одесную (по правую руку) Бога-Отца.

Пророчество содержится в следующем пункте: снова придет судить живых и мертвых. Царствию его конца не будет.

Далее опять о том, во что должен верить истинный христианин:

  1. Святой Дух, дающий жизнь Господь, исходящий от Отца, сопоклоняемый с Ним и с Сыном, говорящий устами пророков.
  2. Единая святая, Соборная и Апостольская Церковь.

Что он исповедует: единое крещение ради прощения грехов.

Чего ждет верующий:

  1. Воскрешения телесного.
  2. Вечной жизни.

Завершается молитва восклицанием «Аминь».

Когда в храме поют этот текст по-церковнославянски, впечатление это производит огромное. Особенно на тех, кто и сам в этом участвует.

Признаки Вселенских соборов

Христианство
Библия
  • Ветхий Завет
  • Новый Завет
  • Евангелие
  • Десять заповедей
  • Нагорная проповедь
  • Апокрифы
Троица
  • Бог Отец
  • Иисус Христос
  • Святой Дух
История христианства
  • Апостолы
  • Хронология христианства
  • Раннее христианство
  • Гностическое христианство
  • Вселенские соборы
  • Великий раскол
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Народное христианство
Христианское богословие
  • Сотворение мира
  • Грехопадение
  • Грех
  • Ипостасный союз
  • Искупительная жертва
  • Христология
  • Спасение
  • Благодать
  • Церковь
  • Добродетели
  • Эсхатология
Христианское богослужение
  • Евхаристия
  • Духовенство
  • Типикон
Направления в христианстве
  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Древние восточные церкви
  • Антитринитаризм
  • Численность христиан
  • Христианство по странам
Критика христианства
  • Критика Библии
  • Возможные источники текста Библии
Портал:Христианство
п • о • р

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

  • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
  • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
  • признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

Внутренние признаки Вселенских соборов:

  • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
  • единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
  • свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Другие решения Собора

Помимо решения главного вопроса, стоявшего перед Собором, — выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей — отцы Первого Вселенского Собора приняли и ряд других второстепенных, но тоже важных решений. Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот, что пишет об этом В.В. Болотов:

Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.

Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .

По мимо этого Отцы Первого Вселенского Собора постановили уврачевать мелитианский раскол следующим образом.

Болотов В.В.:

По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.

Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.

Фон

Почитание икон было запрещено византийским императором Константином V и поддерживалось его собором в Иерии (754 г.), который называл себя седьмым Вселенским собором. Собор в Иерии был отменен Вторым Никейским собором только 33 года спустя, а также был отвергнут католической и православной церквями, поскольку ни один из пяти главных патриархов не был представлен. Строгое соблюдение запрета императором включало в себя преследование почитателей икон и монахов в целом. У преследований был также политический подтекст — Константин все еще позволял изображения императоров, что некоторые оппоненты рассматривали как попытку дать более широкую власть имперской власти, чем святым и епископам. Константина иконоборческих тенденций разделялась сыном Константина, Лев IV . После ранней смерти последнего его вдова Ирина Афинская , регентша своего сына, начала его восстановление по личным и политическим соображениям.

В 784 году императорский секретарь Патриарх Тарасий был назначен преемником Патриарха Павла IV — он принял это при условии, что общение с другими церквями должно быть восстановлено; то есть изображения должны быть восстановлены. Однако собор, претендующий на звание Вселенского, отменил почитание икон, поэтому для его восстановления потребовался еще один Вселенский собор.

Папу Адриану I пригласили принять участие, и он с радостью принял это предложение, послав архиепископа и аббата в качестве своих легатов .

Икона из Седьмого Вселенского Собора (17 — го века, Новодевичий монастырь , в Москве ).

В 786 году собор собрался в Константинопольской церкви Святых Апостолов . Однако солдаты в сговоре с оппозицией вошли в церковь и разогнали собрание. В результате правительство прибегло к хитрости. Под предлогом похода иконоборческий телохранитель был выслан из столицы — разоружен и расформирован.

Совет снова созвали на собрание, на этот раз в Никее, поскольку Константинополю все еще не доверяли. Собор собрался 24 сентября 787 года в церкви Святой Софии. Он насчитывал около 350 членов; Подписали 308 епископов или их представителей. Тарасий председательствовал, и в Никее было проведено семь заседаний.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b Гиббон, стр.1693
  2. ^ Совет Иерии, Canon 19, «Если ктоне принимает это наш Святой и Вселенский Седьмой Синод, анафема от Отца и Сына и Святого Духа, и от семи святых Вселенских Соборов!» http://www.fordham.edu/halsall/source/icono-cncl754.asp
  3. ^ Уоррен Т. Тредголд (1997). История византийского государства и общества . Stanford University Press. п. 388. ISBN 978-0-8047-2630-6. Проверено 27 января 2013 года .
  4. ^ Острогорский, с.178.
  5. ^ Гиббон, p.1693.
  6. ^ Острогорский, с.178
  7. ^ «NPNF2-14. Семь Вселенских соборов — христианская классическая эфирная библиотека» . www.ccel.org .
  8. ^ Хасси, JM (1986). Православная церковь в Византийской империи . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. С. 49–50.
  9. ^ ср. Жан Кальвин, Институты христианской религии 1.11
  10. ^ См .: http://www.knigafund.ru/books/12281/read
  11. ^ См: Н. Тэннер, «Атти дель Concilio Никео Secondo Ecumenico Седьмое, Tomi I-III, introduzione е traduzione ди Пьер Джорджио Di Доменико Saggio encomiastico ди Crispino Valenziano», в»Gregorianum», Н. 86/4, Рим, 2005, стр. 928.
  12. ^ Католическая церковь, Atti del Concilio Niceno Secondo Ecumenico Settimo (Citta del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 2004) ISBN 9788820976491 
  13. ^ ISBN 9785446908912

Источники править

  • Кальвин, Джон, Институты христианской религии (1559 г.), перевод Генри Бевериджа (1845 г.). Пибоди: Хендриксон, 2008.
  • Гиббон, Эдвард . Упадок и падение Римской империи . Нью-Йорк: Random House Inc., 1995. ISBN 0-679-60148-1 
  • Острогорский, Георгий. История Византийского государства . Нью-Брансуик: Rutgers University Press, 1969. ISBN 0-8135-0599-2 
  • Рааб, Климент. Двадцать Вселенских соборов католической церкви , 1937 год.
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в открытом доступе :  Jackson, Samuel Macauley, ed. (1914). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа – Херцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: фанк и Вагналлс.

Принятие различными христианскими организациями

Папские легаты недвусмысленно заявили о своем одобрении восстановления почитания икон, и патриарх отправил полный отчет о заседаниях Собора Папе Адриану I , который перевел его ( Папа Анастасий III позже заменил перевод на лучший). Однако папство официально не подтверждало указы Собора до 880 года. На Западе франкское духовенство первоначально отклонило Собор на синоде в 794 году , а Карл Великий , тогдашний король франков , поддержал состав Либри Каролини. в ответ, который отверг учение как Собора, так и иконоборцев. Копия Libri была отправлена ​​папе Адриану, который ответил опровержением аргументов франков. После этого Libri останется неопубликованным до Реформации , и Собор будет принят католической церковью как Седьмой Вселенский Собор .

Совет, или , вернее , окончательное поражение иконоборчества в 843, отмечается в Восточной Православной Церкви и восточно — католические церкви от византийского обряда как «воскресенье Торжество Православия » каждый год на первое воскресенье Великого поста , пост это ведет к Пасхе (Пасхе), а затем в воскресенье, ближайшее к 11 октября (воскресенье 8 октября или позже). Первое празднование знаменует поражение иконоборчества, а второе — сам собор.

Многие протестанты, которые следуют за французским реформатором Жаном Кальвином, обычно соглашаются отвергать каноны собора, которые, по их мнению, способствовали идолопоклонству. Он отверг различие между почитанием ( douleia , proskynesis ) и поклонением ( latreia ) как небиблейскую «софистику» и осудил даже декоративное использование изображений. В последующих изданиях « Институтов» он цитировал влиятельный каролингский источник, который теперь приписывают Теодульфу Орлеанскому , который негативно реагирует на плохой латинский перевод актов совета. Кальвин не использовал извиняющиеся аргументы Иоанна Дамаскина или Феодора Студита , по-видимому, потому, что он не знал о них.

Труды

Первая сессия (24 сентября 787 г.). Были споры о том, могут ли епископы, принявшие иконоборчество во время правления иконоборчества, оставаться на своем посту.

Вторая сессия (26 сентября 787 г.) — Были зачитаны письма Папы Адриана I в греческом переводе, одобряющие почитание изображений, но жестко критикующие нарушение Византией папских прав. Не обращая внимания на последнее, епископы ответили: «Следим, получаем, принимаем».

Третья сессия (28 сентября 787 г.) — Предполагаемые представители восточных патриархатов вручили свои верительные грамоты

Из этого ясно, что на самом деле их патриархи не назначали их.

Четвертая сессия (1 октября 787 г.) — Доказательство законности почитания икон было извлечено из Исхода 25:19 sqq .; Числа 7:89; Евреям 9: 5 sqq .; Иезекииль 41:18 и Бытие 31:34, но особенно из ряда отрывков отцов церкви ; и из агиографии.

Пятое заседание (4 октября 787 г.) — Был зачитан еще один флорилегиум, «доказывающий», что иконоборчество исходит от язычников, евреев , мусульман и еретиков.

Шестая сессия (6 октября 787 г.) — оглашено определение псевдо-Седьмого собора (754 г.) и его длинное опровержение (вероятно, Тарасием).

Седьмая сессия (13 октября 787 г.) — Собор издал декларацию веры относительно почитания святых изображений.

Собор Святой Софии Никейский, где состоялся Собор; Изник , Турция.

Собор Святой Софии, Изник

Было установлено, что

Это определение надлежащего религиозного почитания изображений сосредоточено на различии между timētikē proskynēsis , что означает «уважение и почитание» (хотя обратите внимание, что «proskynesis» также использовалось для поклонения Богу), и «alēthinē latreia», что означает «истинное поклонение

» Первое разрешено изображать человека, которого они изображают, в то время как второе, «latreia», предназначено для Бога — трех лиц Троицы, включая человеческую природу Христа.
Так называемая «восьмая сессия» (23 октября 787 г.) проходила в Константинополе во дворце Магнаура якобы в присутствии императоров Константина IV и Ирины. Эрих Ламберц доказал, что эта «сессия» является подделкой конца девятого века (см. Прайс, Акты Второго Никейского Собора, 655-6).

Различие между поклонением, предложенным Богу, и поклонением изображениям было оправдано на соборе не утверждением, что изображения не обладают статусом, равным представленному человеку (поскольку «почитание проходит через изображение к изображаемому»), а тем, что утверждение, что поклоняться можно только Богу и что его невозможно изобразить в образах. Статус изображений Христа остался неясным (см. Прайс, Деяния Второго Никейского Собора, 47–49). Двадцать два канона, составленные в Константинополе, также послужили церковной реформе. Требуется тщательное соблюдение таинств предыдущих соборов, знание Священных Писаний со стороны духовенства и забота о христианском поведении, и пробуждается желание обновления церковной жизни.

Собор также постановил, что каждый алтарь должен содержать реликвию , что остается в современных католических и православных постановлениях (Канон VII), и издал ряд указов о духовной дисциплине, особенно для монахов, когда они общаются с женщинами.

Последствия

Императорский Эдикт окажется серьёзным препятствием для лоялистов, сражавшихся за него во времена Ереси Хоруса. Не все легионы соблюдали Эдикт и продолжали использовать библиариев втайне, в первую очередь — Альфа-Легион.

Во время битвы за Калт, когда Несущие Слово вызвали полчища демонов, Робаут Жиллиман с сожалением подумал, что Никея лишила его Ультрамаринов лучшего оружия для борьбы с обитателями варпа — библиариев. Жиллиман также решил, что если он выживет в битве, его первым делом будет добиться отмены Эдикта.

Во время битвы, лоялист, капитан Гвардии Смерти Натаниэль Гарро по приказу Малкадора Сигиллита завербовал Тилоса Рубио, бывшего кодициария Ультрамаринов, которому дал разрешение пользоваться своими психическими силами, но не указал, было ли это решение шагом к отмене Эдикта. Кхораринн, один из Адептус Кустодес, предупредил Гарро о том, что эдикт ещё действует и угрожал, что уничтожит Рубио немедленно, если тот использует свои способности в присутствии Кхораринна.

Позже Тёмные Ангелы нарушили указ Совета, когда Лион Эль’Джонсон использовал библиариев для сражения с демонами.

Несмотря на решение Императора, после Ереси Хоруса принудительное исполнение Эдикта прекратилось.

К М.41 решение о наличии библиариев остаётся делом каждого ордена в отдельности. Так Саламандры говорили Зловещим Десантникам, что Никея устарела, но этот орден сохранил здоровое недоверие к псайкерам и варп-провидцам.

В архивах Кровавых Воронов никейские события получили название «Слушание Тысячи». Кроме того Апокрифы Хейдеса были использованы во время слушаний, которые впоследствии стали принципами главы Кровавых Воронов.

Правило 2.

Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу Церковному, так что людей, от языческого жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят, и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание Апостольское глаголющее: не новокрещену, да не разгордевся в суд впадет, и в сеть диаволю. Аще же, в продолжении времени, душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя, или тремя свидетелями: таковый да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивлятися великому Собору, подвергает себе опасности исключения из клира.
Апост. прав. 80.
1 Тим. 3, 6.

Задачи Церкви и ее единство

Церковь, несомненно, имеет божественное происхождение, но это не означает, что все ее конфликты, внешние и внутренние, могут решаться сами собой, по мановению десницы Всевышнего. Задачи духовного окормления и пастырского служения приходится решать людям, страдающим вполне земными слабостями, какими бы преподобными они ни были. Порой интеллекта и душевных сил одного человека просто не хватает для того, чтобы не только решить проблему, но даже и правильно ее обозначить, определить и подробно описать. Со времени торжества Христового учения прошло совсем немного времени, а первый вопрос уже возник, и состоял он в отношении к язычникам, решившим принять веру православную. Вчерашним гонителям и гонимым предстояло стать братьями и сестрами, но не все готовы были их таковыми признать. Тогда в Иерусалиме собрались апостолы — они еще присутствовали на грешной Земле — и смогли выработать правильное решение многих неясных вопросов на своем Соборе. Через три века такая возможность призвать учеников самого Иисуса была исключена. К тому же первый Вселенский Никейский собор был созван по причине возникновения куда больших разногласий, угрожавших не только некоторым формам обрядности, но даже самому существованию веры христианской и церкви.

Полвека тринитарных споров

По словам Жана Даниэлу  : «Не без колебаний или нежелания многие восточные епископы приняли понятие единосущности в нормальном использовании на Западе и официальном в Египте с тех пор, как папа Дионисий предупредил Дионисия Александрийского». Прикрепленные к учению о трех ипостасях Оригена относительно Отца, Сына и Духа, они усмотрели в термине «единосущность» намёки на материализм, но также и на савеллианство, стремящееся растворить личность Сына в личности Отца. Тогда большинство восточных епископов выступили против слова «единосущный», обвиняемого в ереси; они закончили тем, что убедили императора Константина, который через три года после закрытия собора стал до своей смерти противником решения веры.

Более того, чтобы усилить страхи перед сабеллианством, как заметил Симонетти, многозначность термина ousia, ассимилированная с ипостасью, вмешивающейся в omoousios, безусловно, может означать, что Сын имеет ту же сущность, что и Отец, но также и что Сын принадлежит к той же ипостаси, что и Отец (поскольку символ веры отождествлял ousia, то есть сущность, и ипостась, что определенно означает у жителей Запада понятие субстанции , но также и у людей Востока — понятие личности ). Однако эта вторая точка зрения противоречила учению о трех преимущественно тринитарных ипостасях ( лицах ) на Востоке со времен Оригена.

Вот почему многие восточные епископы были недовольны никейской формулой, изначально навязанной имперской властью. Спор был организован и поддержан Константином вокруг Евсевия Никомидийского, благосклонного к арианству, и его друга, а также Евсевия Кесарийского, который поддерживал учение о трех ипостасях. Это было вызвано приходом к власти прямых преемников Константина, в том числе Констанции II, благосклонных к арианству. Беспорядок будет продолжаться более пятидесяти лет.

Тем не менее, возникло течение для примирения между гомоузианами арианской тенденции, поддерживаемыми императорами, и гомоузианскими сторонниками «подобной субстанции» защитников Никейского символа веры, возглавляемых и поощряемых Афанасием Александрийским . Это будут епископы Гомеузии, от которых произойдут Мелетий Антиохийский и Василий Кесарийский .

Кроме того, один из великих защитников Никейского символа веры и друг Афанасия Аполлинарий Лаодикийский , неуклюже настаивая на постникейских дебатах о homoousios Отца и Сына, пришел, чтобы разбавить человечество Христа в его божественности. Он будет осужден за ересь из-за этого превышения, но некоторые из его учеников подтвердят его осуждаемый тезис, который лежит в основе аполлинарианства, которое сыграет важную роль во время дебатов о двойной природе Христа во время Ефесских соборов. и Халкидон .

Также в потоке хомоусиан, во время синода, созванного в Александрии в 362 г. Афанасием, было провозглашено равенство Святого Духа с Отцом и Сыном, оба единосущными, что расширило кредо Никейского Собора в направлении того, что будет Константинопольский собор.

В , то указ Солунский , по приказу Феодосия I , чтобы решить конкретную ситуацию Константинополя, включает в преамбуле первого позитивное определение того , что христианский римский император считает религиозную ортодоксальность; если в нем не содержится какой-либо явной ссылки на формулу Никеи , эта краткая формула веры, представленная в указе, тем не менее ясно подтверждает равную божественность трех божественных личностей, без каких-либо обходных путей раскрывая никейскую доктринальную позицию Феодосия. В следующем году первый Константинопольский собор, созванный по моей просьбе императора, объединив только восточных епископов, установил символ веры, обозначенный под названием символа Никеи-Константинополя, который завершает символ веры, провозглашенный в Никее.

Результаты Собора

Карташев:

Масса «восточного» епископата под давлением императорской воли подписала Никейский орос без достаточного внутреннего понимания и убеждения. Смирились пред волей Константина и открытые противники «единосущия». И Евсевий Кесарийский, столь заносчиво щеголявший своей рационалистической логикой перед Александром Александрийским, теперь, желая сохранить благоволение императора Константина, решил оппортунистически (а не умом и сердцем) подписать чуждое ему вероизложение. Он затем опубликовал перед своей паствой лукавое софистическое объяснение своего поступка. Св. Афанасий не без ядовитости рассказывает нам об этой изворотливости Евсевия. Другой оппортунист, придворный Евсевий Никомидийский, и местный Никейский епископ Феогнис решили подписать орос, но уперлись перед подписанием анафематизма. A вот провинциальные некарьеристы, от начала друзья Ария, ливийцы Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский честно отказались от подписи. Все трое вместе с Арием немедленно были сняты с мест своей службы и высланы государственной властью в Иллирию. Прямой провинциал Секунд упрекал придворного Евсевия: «Ты, Евсевий, подписал, чтобы не попасть в ссылку. Но я верю Богу, не пройдет и года, как тебя тоже вышлют». И действительно, уже в конце 325 г. и Евсевий, и Феогнис были сосланы.

К сожалению, формально приняв правильную формулировку православной веры как бы извне, Церковь внутренне не была готова к ее признанию «своей» истиной. Поэтому за кажущимся торжеством Православия на I Вселенском Соборе, последовала такая острая антиникеевская реакция, что порой казалось Церковь не устоит и падет под натиском ереси. Понадобилось почти 70 лет, чтобы Церковь внутренне усвоила решение I Вселенского Собора, осознав, уточнив и дополнив его богословие.

Чей голос был решающим и чье слово — «последним»?

Хотя, обе богословские группы вместе взятые — составляли собой лишь небольшую часть Собора. Окончательное постановление, к которому должен был прийти Собор, зависело от других епископов, составлявших третью группу, к которой и принадлежало большинство участников Собора. Профессор А.А. Спасский описывает эту группу так: «Состав этой группы был очень разнообразен, но она отличалась двумя общими характеристическими чертами. Это были, во-первых, люди высокого нравственного характера, подвижники веры и благочестия, в увечьях своего тела часто представлявшие жизненную историю последнего гонения на христианство. Во-вторых, все они были епископы простые, без школьного богословского образования, чуждавшиеся всяких диалектических исследований в области веры. В вопросах догматических они руководились не столько ясным сознанием несостоятельности той или другой формулы, сколько непосредственным религиозным чутьем, жившим в их душе».

И вот когда этим подвижникам и исповедникам, многие из которых были изувечены во время гонений (Потамону Гераклийскому палачи выжгли глаз и разрезали подколенные сухожилия, у Павла Неокесарийского после пыток калёным железом были парализованы руки и т.д., и т. п.), прочитали арианский «Символ веры», владыки вознегодовали. Реакция была примерно такой же, как если бы году в 1960-м кто-нибудь начал перед ещё бодрыми и полными сил ветеранами Великой Отечественной разглагольствовать в духе «Надо было сдаться Гитлеру, сейчас бы пили баварское пиво и на БМВ бы катались».

М.Э. Поснов в своем труде «История христианской Церкви (до разделения церквей в 1054)» описывает события так: «…Ариане первыми предложили свой символ, составленный Евсевием Никомидийским. Но в нем содержались «хулы» на Сына Божия, то есть, обычные арианские выражения, что Сын Божий есть «произведение и тварь,» что было время, когда Сына не было, что Сын изменяем по существу и тому подобное. Такие «хулы» вызывали в членах Собора общее негодование, почти ярость, и арианский символ был разорван». Арианам ясно дали понять: то, что они сами считают лишь поводом для отвлечённых умствований и рассуждений, для других людей — святыня, ради которой люди готовы жертвовать всем, включая здоровье и даже жизнь.

Тогда ариане сменили тактику. И начали упражняться в софистике. А.А. Спасский пишет: «Когда отцы собора выставляли взятую из Писания формулу, арианствующие охотно соглашались на нее, но вкладывали в нее свой смысл. Так, отцы собора первоначально остановились на формуле «Сын от Бога» и ариане заявили полное согласие на нее, прибавив только со своей стороны, что и все другое от Бога, потому что един Бог, из Него же вся (1 Кор. 8, 6). Тогда защитники православия обратились к выражению Апостола, в котором Сын именуется силою Божией, и ариане опять с готовностью приняли его; и прузи (гусеница) — говорили они, — называются силою Божией. Не помогла отцам собора и более точная формула апостола, что Сын есть сияние славы и образ ипостаси Отца, так как оказалось, что и ο простых людях Писание употребляет те же самые выражения».

Таким образом можно было «полемизировать» до бесконечности…

Как же удалось в конце концов принять «Символ Веры», с которым согласилось подавляющее большинство участников Собора?

Продолжение следует…

Список использованной литературы:

Спасский А.А. «История догматического движения в эпоху вселенских соборов». Издание второе. — Сергиев Посад, 1914.

Эрмий Созомен «Церковная история». — СПб., 1851.

Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. http://www.pravenc.ru/

Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены к истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. — Спб., 2006.

Правило 8.

О именовавших некогда самих себе Чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому и великому Собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям Кафолические и Апостольские Церкви, то есть, будут в общении Церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния установлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям Кафолической Церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Аще же там, где есть Епископ Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви: явно есть, яко Епископ православной церкви будет иметь Епископское достоинство: а именующийся епископом у так называемых Чистых, пресвитерскую честь имети будет: разве заблагорассудит местный Епископ; чтобы и тот участвовал в чести имени Епископа. Аще же то ему не угодно будет: то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретет для него место или Хорепископа, или пресвитера: да не будет двух Епископов во граде.
Чистыми называли себя еретики, последователи Новата, Римской церкви пресвитера, который учил, падших во время гонения не принимать на покаяние, и двоеженцев никогда не принимать в общение Церковное, и в сих гордых и не человеколюбивых суждениях полагал чистоту своего общества.

Драматические обстоятельства и санкции, связанные со Вторым Никейским Собором

Императрица Ирина Византийская, будучи противницей иконоборчества, отнеслась к подготовке Собора, планировавшегося в 786 году, очень тщательно. Место патриарха пустовало, прежний (Павел) почил в Бозе, требовалось избрать нового. Кандидатура была предложена, на первый взгляд, странная. Тарасий, которого Ирина хотела видеть на этом посту, духовного чина не имел, но отличался образованностью, обладал административным опытом (состоял при правительнице секретарем) и, помимо этого, человеком был праведным. Существовала тогда и оппозиция, утверждавшая, что Второй Никейский собор не нужен вовсе, а вопрос с иконами уже решен в 754 году (они запрещены), и вновь поднимать его не стоит. Но Ирина сумела настоять на своем, Тарасия избрали, и сан он получил.

Императрицей в Византию был приглашен папа Адриан I, но он не приехал, прислав письмо, в котором излагал несогласие с самой идеей предстоящего Собора. Впрочем, в случае его проведения он заранее предупреждал о грозящих санкциях, в числе которых были указаны требования возврата некоторых ранее пожалованных патриархату территорий, запрет на слово «вселенский» по отношению к Константинополю и прочие строгие меры. В тот год Ирине пришлось уступить, но Собор все равно состоялся, в 787 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector