3 опасности, которые подстерегают ленивого человека, согласно библии

До христианства

Еще до того, как мы говорили о первородном грехе, где Адам и Ева позорно пожирали запрещенный для них плод, древние цивилизации уже размышляли на эту тему. Об этом свидетельствуют различные соотносимые надписи на клинописных табличках, оставленных древними месопотамскими цивилизациями.

С четвертого по первое тысячелетия до нашей эры в речной системе Тигр-Евфрат народы хотели получить ответы на постоянные вопросы, например: почему в мире есть страдания или почему некоторые люди будут испытывать большие трудности, чем другие? Большие страдания были связаны с наказаниями, устроенными богами на небесах.

На клинописных табличках были обнаружены такие вопросы, как «сблизился ли он с женой своего соседа?» или «вломился ли он в дом своего соседа?», а также «он совершил грех против бога или против богини?».

Красивая плетеная корзина из старых пакетов: она отлично смотрится в интерьере

Как дочери Кончаловского удалось похудеть на 30 кг? Система питания Марии

Почему большинство россиян в поездках предпочитают квартиры гостиницам

Считается, что шумеры и аккадцы, которые доминировали в Месопотамии, знали о принципах хорошего и плохого поведения за столетия до завершения Библии.

Отпущение грехов: как называется и зачем батюшка

Отпущение грехов в православии называется Таинством Исповеди. Выслушивают согрешивших священники и архиереи, через которых Бог дарует искренне раскаивающимся людям прощение. 

Многих смущает необходимость рассказывать о себе постыдные вещи постороннему человеку. Разве недостаточно излить душу в молитве? Дело в том, что грех сродни болезни. Только в обычной поликлинике врачи с ней не справятся. Специалисты по духовным недугам находятся в Церкви. Они помогут установить причину согрешения и найдут духовное лекарство.

Исповедь — лечебная процедура, на которой ассистирует батюшка. Человек, искренне исповедующий собственные грехи  при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом

К приходскому батюшке можно обратиться за духовным советом.

Не только исповедь, а все церковные таинства  крещение, венчание и др. — Христос поручил совершать Своим ученикам:

 От Апостолов это право унаследовали священнослужители.

Как бороться с этими грехами:

  1. Преподобный Марк Подвижник говорит, что лень и нерадение очень хорошо побеждает милостыня, делание добрых дел, милосердие. Милостыня прощает очень много грехов и милосердие – одно из таких вещей, которое оживляет омертвелое от злобы человеческое сердце.

  2. Внимательная молитва, по возможности – продолжительная по силам

  3. Постоянство в трудах и преодоление себя. Т.е. когда не хочется, надо преодолевать это и быть постоянным, постоянно бороться, не расслабляться, не потакать своей лености и нерадению, постоянно противиться.

  4. Ревность и любовь к Богу. Когда человек пытается возревновать о Боге. В чем заключается ревность и любовь к Богу? В том, чтобы поступать так, как Он нам заповедал, делать так, чтобы Господь порадовался о нас.

  5. Помышления о духовном, о смертном часе, о Суде тоже человеку помогают выйти из ленивого состояния.

  6. Постараться всегда быть чем-то занятым, не допускать праздности и безделья. Одно дело, когда человек устал и отдыхает, а другое дело, когда человеку нечего делать и он начинает просто лежать.

  7. Также хотел бы привести замечательную заповедь, которую ещё древние философы давали: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», или – не откладывай на час то, что можешь сделать сию минуту. Очень часто мы как-то всё откладываем, откладываем, а надо попытаться преодолевать эту злую привычку откладывания на потом.

  8. И ещё очень хорошее средство, испытанное средство – это чтение Святых отцов об этих страстях – о лени и нерадении. О любом грехе, который мучает нас, обязательно нужно читать Святых отцов.

Также это, конечно, и чтение Священного Писания, особенно Евангелие нужно читать, углубляться, вчитываться, вживаться в него. И то же самое – творениями Святых отцов, потому что они воплотили Евангельский разум в своей жизни.

Лень и нерадение являются по своей сути грехами, грехами тяжкими, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего; к этим грехам нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, т.е. к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, преодолеет нерадение; если же человек не стремится к духовной жизни, он никогда не победит и не избавится от этих грехов.

Пагубное влияние этих греховных страстей:

  1. Влияние демонов, бесов. Они усиливают свое давление на ленивых и нерадивых, – говорят Святые отцы. Преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Демоны более всех тревожат любящих лень и нерадение о молитве». Более всех, потому что кого там тревожить-то – лежит, подошел, что хочешь – вложил в ум этому человеку, в душу, и всё ляжет на удобренную, вспаханную почву. Человек вообще не сопротивляется. Соответственно, на таких людей они и любят нападать. Вначале на ленивых и нерадивых бесы наводят ужас. Человек захотел что-то сделать доброе, и у него столько сомнений, столько ужасов: «А как это сделать?», «Да я не смогу».

  2. Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение – это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.

  3. Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать – настолько его воля парализована.

  4. И всё это, в конце концов, приводит к телесным болезням. Ленивые и нерадивые болеют чаще всех. Кто трудится, трудолюбивый, кто постоянно себя заставляет, тот мало болеет. Человек, который себя не заставляет, не преодолевает себя, болеет чаще и много.

  5. По учению преподобного аввы Исаии, лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость.

Авва Исаия сказал замечательную фразу: «Что бы ни делал ленивый, нерадивый человек – он обязательно считает себя другом Божиим». Допустим, в духовной жизни – он ещё и поститься, и молиться не научился, а он уже «друг Христов». И попробуй с ним поспорь.

И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного.

Почему лень – смертный грех?

Фото: Flickr.com

Почему даже обычная привычка не выучивать уроки или пропускать молитвы может привести к гибели души, дается несколько объяснений. Первое – пока мы на земле, Господь дает каждому человеку время на добрые дела, совершенствование своей души, покаяние, работу над своими талантами, что требует времени и усилий. Если человек привыкает лениться, он упускает время, отведенное ему на жизнь по капельке, по секунде, становясь жалким подобием своей тени, проживая свою жизнь бесплодно, в то время как отведенное количество лет можно было бы употребить на спасение души, работу и добрые дела. Никто не знает, сколько времени мы будет на земле, поэтому святые отцы советуют каждую минуту своей жизни проявлять бодрость, не забывая, конечно, о разумном отдыхе от праведных дел.

Вторая причина, по которой церковь отрицательно относится к лени, считая этот порок смертным грехом – неисполнение предназначения Бога о каждом человеке. Людям даны разные таланты, молодость, здоровье и время для того, чтобы реализовать свою миссию на Земле – кому-то дано быть прекрасным врачом, кому-то – артистом, кому-то писателем. Любой талант требует труда, бодрости и терпения, к тому же здоровье, молодость и бодрость не вечны. Именно по этой причине в Библии и приводится притча о талантах, чтобы показать, что в будущей жизни Господь потребует от каждого из нас.

Поэтому лень считается неуважением не только к своему Божественному предназначению, но и ко времени, данному Богом, чтобы делать добрые дела, труды и молитвы.

О последствиях страсти

Последствия страсти разрушительны как для материальной жизни человека, так и для его души. Ленивый человек трудно находит и быстро теряет работу, часто не уживается с родителями, разрушает свою личную жизнь.

Духовные потери – не так очевидны, но зачастую намного страшнее финансовых или профессиональных. Лень приводит к застою духовной жизни, отсутствию роста, наконец – к тяжелому голоду души. Он часто выражается у склонных к праздности людей в формах различных зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой.

Все это – проявления голода души, зажатой тисками страсти, не могущей раскрыть присущие ей Божии дары. В конце концов это ведет к заболеваниям, а то и полному разрушению жизни.

Страшна по последствиям также духовная леность, все более удаляющая человека от Бога, погружающая его в пучину собственной гордости. Такая леность едва ли излечима человеческими силами. Поэтому, по словам К.С.Люьиса:

«Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если Он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий».

Усталость в православии — это не леность, приравнивать их не следует

Путать лень и усталость нельзя. Грубо говоря, в большинстве случаев лень — чувство душевное, а усталость чаще — физическое. Можно назвать её также утомлением.

Впрочем, человек бывает измождён и морально.

Главная отличительная черта лени и усталости такова:

  • лень возникает на пустом месте;
  • усталость — результат какой-либо деятельности (труда, переживаний и т.д.)

Усталость требует отдыха и им же излечивается. Приятные эмоции, хороший сон, занятие любимыми занятиями — всё это эффективные средства от усталости.

Лень же — это просто отсутствие желание что-либо делать.

Ясно, что отдых в первом случае помогает, а во втором — лишь потворствует пороку.

Усталость в православии никогда не считалась и не могла считаться грехом. В некоторых трудах святых отцов Церкви можно встретить не самые приятные высказывания об усталости, но это ошибка употребления слова. Под усталостью в таких случаях подразумевают уныние.

Чем отличается лень от обычной потребности восстановить силы

Фото: Flickr.com

Зная, что лень — смертный грех, многие начинают впадать в другую крайность: не давать своему телу отдыха, что может оказаться естественным сигналом нашей натуры. Чрезмерное усилие в молитве, работе может привести к недугам, болезням и нервным срывам, поэтому священники рекомендуют избегать излишней настойчивости во всем, так как даже акт молитвы может быть не для всех. Чаще всего новообращенные христиане, пытаясь угодить своему духовному наставнику, начинают с духовного рвения принять молитву и пост и в результате терпят поражение, сводя на нет все усилия. Иногда такое усердие приводит к тому, что христианин начинает совсем отдаляться от храма, не в силах противостоять чрезмерным ограничениям.

можно ли отличить естественное желание отдохнуть и набраться сил от лени и праздности? Вот некоторые из основных признаков:

  • Христианин начинает делать все только по необходимости или за деньги;
  • Отказ от других просьб только потому, что им лень помочь;
  • Телепередачи, сплетни и компьютерные игры начинают занимать все больше и больше времени;
  • трудно справиться с чревоугодием, лишним весом или похотливыми мыслями;
  • Есть сильное желание переложить свои проблемы на плечи близких;
  • Есть пренебрежение и желание не делать неприятного, хотя и необходимого;
  • Есть посещения храма, потерянные по неуважительным причинам;
  • Человек никак не компенсирует перерывы в своей жизни, делая только то, что действительно необходимо, если, конечно, речь не идет о чрезмерно изнурительной физической работе;
  • человеку сложно заставить себя что-либо сделать;
  • Есть сильное желание ничего не делать.
  • Вместо добрых дел человек начинает страдать от скуки или делать невозможное;
  • Чрезмерная надежда на случай или предопределение свыше;
  • Вместо того, чтобы молиться, человек приобретает привычку смотреть телевизор или щелкать семена, и это повторяется несколько раз;
  • Суеверия, безынициативность;

Если вышеперечисленные признаки не связаны с сильным физическим переутомлением, заболеваниями физического и психического характера, они могут однозначно свидетельствовать о том, что человеку сложно преодолеть свою лень. Обязательно стоит сказать священнику: если человеку сложно самостоятельно справиться с таким пороком, то он может ему послушаться.

В искусстве

Чистилище Данте

Вторая книга о Данте эпосе Божественной комедии строится вокруг семь смертных грехов. Самые серьезные грехи, обнаруживаемые на самом низком уровне, — это иррациональные грехи, связанные с разумным аспектом, такие как гордость и зависть. Злоупотребление страстями с помощью гнева или отсутствия страсти, как с ленью, также отягощает душу, но не так сильно, как злоупотребление рациональными способностями. Наконец, злоупотребление своим желанием удовлетворить свои физические потребности посредством жадности, обжорства или похоти злоупотребляет способностью, которую люди разделяют с животными. Это по-прежнему насилие, которое давит на душу, но не отягощает, как другие злоупотребления. Таким образом, верхние уровни Горы Чистилища имеют самые высокие перечисленные грехи, в то время как нижние уровни имеют более серьезные грехи гнева, зависти и гордости.

  1. luxuria / похоть
  2. гула / Обжорство
  3. avaritia / жадность
  4. acedia / Ленивец
  5. ира / гнев
  6. invidia / зависть
  7. superbia / гордость

Джеффри Чосер «Рассказ пастора»

Последний рассказ Кентерберийских сказок Чосера , « Рассказ пастора», — это не рассказ, а проповедь пастыря против семи смертных грехов. В этой проповеди собрано много общих идей и образов о семи смертных грехах. И эта сказка, и работа Данте показывают, как семь смертных грехов использовались для исповеди или как способ опознать, покаяться и найти прощение за свои грехи.

Отпечатки семи смертных грехов Питера Брейгеля Старшего

Голландский художник Питер Брейгель Старший создал серию гравюр, изображающих каждый из семи смертных грехов. На каждом отпечатке есть центральное помеченное изображение, представляющее грех. Вокруг фигуры изображены изображения, показывающие искажения, вырождения и разрушения, вызванные грехом. Многие из этих изображений взяты из современных голландских афоризмов.

Эдмунд Спенсер, Королева фей

Книга Спенсера « Королева фей» , призванная научить молодых людей принимать добродетель и избегать пороков, включает красочное изображение Дома Гордости. Люцифера, хозяйку дома, сопровождают советники, олицетворяющие остальные семь смертных грехов.

Пахарь Пирса Уильяма Ленгланда

Семь грехов персонифицированы , и они дают признательные показания к персонификации Покаяние в Ленгленд «s Пирса Пахарь . Только гордость представлена ​​женщиной, все остальные представлены мужскими персонажами.

Семь смертных грехов

В фильме Курта Вайля и Бертольда Брехта « Семь смертных грехов» капитализм и его болезненные злоупотребления высмеиваются, поскольку его центральный персонаж, жертва раздвоения личности, путешествует по семи разным городам в поисках денег для своей семьи. В каждом городе она сталкивается с одним из семи смертных грехов, но эти грехи по иронии судьбы противоречат ожиданиям. Например, когда персонаж едет в Лос-Анджелес, ее возмущает несправедливость, но ей говорят, что гнев против капитализма — это грех, которого она должна избегать.

Павел Кадм ‘ Семь смертных грехов’

Между 1945 и 1949 годами американский художник Пол Кадмус создал серию ярких, мощных и ужасных картин, изображающих каждый из семи смертных грехов.

Лень как мировоззрение

Для многих лень – это образ жизни, мировоззрение. Мы прививаем себе мышление, согласно которому никто никогда ничего бы не делал, если бы это было возможно. Мы романтизируем лень. Наша жизнь отражает песню восьмидесятых – “…каждый работает ради выходных”. Мы склонны полагать, что если бы “не суета” (обычная “бессмысленная” работа), то мы были бы замечательными, активными христианами. Мы бы тогда все свое время посвятили чтению Библии и смогли бы быть сильными, смелыми верующими. Такое мышление отображает лень как мировоззрение. Нас убедили, что мы лишь потому работаем, чтобы иметь возможность отдохнуть. Работа, таким образом, является неизбежным злом. Именно так мы слишком часто относимся к работе. Однако такой подход переворачивает с ног на голову Божий замысел касательно цикла работы и отдыха. С точки зрения Библии, мы не “работаем, чтобы отдохнуть”, но “отдыхаем, чтобы работать”. Если мы не исходим из этой фундаментальной реальности, мы приходим к ложным выводам относительно работы и отдыха.

К чему может привести физическая и духовная лень

Грехи названы смертными по причине уничтожения духовной жизни. В послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, что человеческая печаль рождает смерть. (Кор.7:10) Лень противна любви к Богу, она убивает радость пребывания в Творце.

  • Лень, результатом которой является халатность на производстве, может привести к травме и даже смерти людей.
  • Пренебрежительное отношение к деньгам вызывает кризис, и даже крах предприятия.
  • Ленивый супруг или супруга в семейной жизни часто является основной причиной развода.
  • Уныние, вызванное леностью, способствует развитию депрессии, а это путь к заболеванию не только сердца и сосудов, но и онкологии.
  • Ленивый человек является потребителем, ничего не созидая, он превращается в обузу общества, семьи. Ничего не творя, а потребляя, лентяй претендует на созданное другим человеком, он расхититель, вор.
  • Леность, движимая бесами, приводит к параличу воли личности, поэтому лентяи часто становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Важно! Леность приводит к праздности, к паразитизму. Ленивый человек готов на любые поступки, чтобы сохранить свое состояние, так что лень недаром называют матерью всех пороков

Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.


Согласно Библии, лень считается проявлением скудоумия

Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить. Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться. И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.

Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.

Что это за грех

Значение слова

В переводе с греческого определение «чревоугодие» значит бешенство живота – чрева. Что значит —  неумеренная, неистовая жадная похоть, доводящая в буквальном смысле до исступления и превращающая человека в животное, которое ест, но не может насытиться.

Расплата прискорбна: чувство неудовлетворения нарастает как снежный ком, превращая раба желудка в несчастного потребителя еды и напитков (в том числе и алкоголя, что ведет к пьянству).

Обжорство, переедание и прочие синонимы

В современном обществе, сделавшем целью своего существования удовлетворение царствующей идеи потребления, придумали самые разные обозначения для чревоугодия, лишь бы не клеймить его как греховную страсть.

Бороться с ним пытаются медики и психологи, советы которых ненадолго помогают утихомирить лишь симптомы, в то время как корень всех бед продолжает жить в глубине испорченного человеческого существа и с течением времени пускает новые ростки всевозможных пороков.

Однако даже анализ различных синонимов, видов чревоугодия, которые придумал мир, чтобы прикрыть свой постыдный грех, позволяет выделить некоторую закономерность в развитии данной тлетворной пагубы, вот ее признаки:

  • Переедание – как называется конкретный факт нарушения размеренного приема пищи, во время которого человек по какой-то причине перестает себя контролировать и набивает живот количеством еды сверх необходимой меры;
  • Обжорство – можно сказать, что это уже образ жизни, когда постоянное пристрастие к еде становится нормой;
  • Гастромания – (gaster — брюхо, mania – страсть) — разновидность обжорства, когда неумеренному количеству поглощаемой пищи стараются придать новое качество, разнообразя стол всевозможными деликатесами, счета которым нет;
  • Гастролатрия – (latreuo — обожаю) — утверждение положительного отношения к культу еды, делающее её символом жизни.

Интересный фактВ церковнославянском языке есть слово «ласкосердие», также имеющее отношение к балованию себя многими вкусностями, но в то же время, в более широком смысле обозначающее зловредное стремление предаваться похотливости, любострастие.

Лень как мировоззрение

Для многих лень – это образ жизни, мировоззрение. Мы прививаем себе мышление, согласно которому никто никогда ничего бы не делал, если бы это было возможно. Мы романтизируем лень. Наша жизнь отражает песню восьмидесятых – “…каждый работает ради выходных”. Мы склонны полагать, что если бы “не суета” (обычная “бессмысленная” работа), то мы были бы замечательными, активными христианами. Мы бы тогда все свое время посвятили чтению Библии и смогли бы быть сильными, смелыми верующими. Такое мышление отображает лень как мировоззрение. Нас убедили, что мы лишь потому работаем, чтобы иметь возможность отдохнуть. Работа, таким образом, является неизбежным злом. Именно так мы слишком часто относимся к работе. Однако такой подход переворачивает с ног на голову Божий замысел касательно цикла работы и отдыха. С точки зрения Библии, мы не “работаем, чтобы отдохнуть”, но “отдыхаем, чтобы работать”. Если мы не исходим из этой фундаментальной реальности, мы приходим к ложным выводам относительно работы и отдыха.

О притворной благости и всепрощении

— Однако очень сложно судить о поступках другого человека и не скатиться при этом в тенденциозность, не впасть в грех осуждения. Может, есть какие-то обходные пути или альтернативы?

— Обличение ближнего необходимо, как воздух. Потому что «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притч. 9, 5) Господь обязательно отомстит нам за наше желание духовно прелюбодействовать. Потому что наша притворная благость и всепрощение обычно являются просто элементарной торговлей. Кровавым бизнесом, который отравляет нашу жизнь.

Проблема даже не в том, нужно ли обличать, проблема в том, что такое обличать. Когда мы собираемся это сделать, мы должны обязательно вспомнить, что наш внутренний мир находится в ненормальном состоянии. Наши поступки в большинстве своём бывают звериными, потому что современный человек существует на основе разрозненных стереотипов, которые разными путями попали в его голову. Эти стереотипы необходимо переоценивать по-новому, иначе это коллаж, состоящий из разрозненных картинок, которые не в состоянии сложиться в полноценное видение мира.

Есть ещё одна сложность по поводу обличения. И Священное Писание не умолчало о ней: «Поучающий кощунника наживёт себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание. »  (Притч. 9, 7). И Спаситель говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7,6)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector