Владимир крупин

Современная литература — внутреннее

Да, мы говорим о том, что тиражи упали, что литература дорожает, стала менее доступной, читателей стало меньше. Но, кроме внешних причин, вызвавших это, существуют и внутренние. В нашу жизнь стало входить много духовной литературы. И никакой Союз писателей не заменит писания Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, работы Константина Леонтьева… И духовная литература не то чтобы стала соперничать со светской, она просто взяла на себя огромное число читателей. Поэтому жаловаться на то, что нас стали меньше читать – не нужно. Люди не перестали читать, у них появились другие магниты в книжном мире. Но литература жива и за счет этого соседства с духовными сочинениями улучшится и будет с себя строже спрашивать.

Тонкая грань между психически здоровыми и больными

Тема психиатрической лечебницы. На самом деле там не психически больные, а душевнобольные. Почувствуйте разницу. Работая над повестью «Как только, так сразу», я занимался изучением ненаследственных психических болезней. Мой друг замечательный поэт Анатолий Гребнев как раз работал в такой клинике. Я приезжал к нему постоянно, много читал соответствующей литературы, наблюдал. И вдруг начинал почти у всех здоровых выделять те или иные призраки «психических отклонений». Мы настолько близки, здоровые и нездоровые, что грань провести трудно.

Легче жить становится, когда ты с Богом живешь. Исчезает брюзжание, недовольство… Слава Богу за всё! За то, что я православный, за то, что родился и живу в самой лучшей стране – в России.

Беседовала Оксана Головко

Вы прочитали статью Владимир Крупин – русский писатель.

Первая исповедь –Марусины платки

Заработать на книгах

Русские писатели сейчас живут необычайно тяжело. Я не жалуюсь, а просто рассказываю. Издатели иногда могут совсем не заплатить. Так, за книжку «Босиком по небу» мне дали 20 экземпляров книги, за «Россию спасет святость» – 50 и – все.

Почему так происходит? Потому, что издателей грабит книжная торговля… Вот, лежит, скажем, в лавке моя книга «Россию спасет святость» – где-то рублей за 270. И наверняка многие думают: «Вот он какой, православный писатель, наверное, без конца на Канарах отдыхает». И не догадываются, что я ничего не получаю от продаж. Получает та самая книжная торговля.

Раньше было распространение книг, – от Камчатки до Средней Азии, была отлажена система книготорговли. И в государственную казну первая статья доходов была – водка. Вторая – книги. О чем не многие знают.

Если государство будет владеть книготорговлей, вовсе не значит, что оно будет что-либо диктовать писателю. В том числе идеологически. Тем более, что сейчас вообще никакой идеологии нет. Кроме идеологии денег.

Бесполезная литература

Мне кажется – литература, которая не говорит о Боге – бесполезна. Литература должна вводить если не в храм, то хотя бы в церковную ограду.

Русская литература всегда была на стороне униженных и оскорбленных и всегда была народной.

Когда в 60-е годы возникла литература духовных народных исканий, критики немного свысока обозвали ее «деревенской прозой». «Деревенщиков» — Василия Шукшина, Федора Абрамова, Василия Белова и других замечательных писателей — как бы противопоставляли городской литературе. Прошло не так много времени и принадлежать к «деревенщикам» стало очень почетно. Хотя я давно живу в Москве и у меня много работ, не посвященных деревне, но когда меня причислили к «деревенщикам» — это было большой честью…

Литературные работы

В 1974 году, когда Владимиру Крупину было 33 года, увидела свет его первая повесть «Живая вода». Трудную жизнь села, о которой писатель знал не понаслышке, Крупин описал в сборнике рассказов «Зерна».


Владимир Крупин является лауреатом Патриаршей премии

Доступный, простой язык написания, правдивые истории принесли популярность прозаику. В «Вятской тетради» собраны рассказы о родном крае, в них особое внимание уделяется:

  • причудливым сельским мужикам;
  • мудрым юродивым;
  • доморощенным философам.

Через наивные и порой косноязычные фразы простого народа писателем преподносится истинная суть событий того времени, правда жизни, которая противостоит лжи, пропитавшей советское общество.

По мнению публициста, пьянство, социальная апатия и проявление нравственного безразличия рождаются именно общественной ложью.

Дом — основа творчества писателя, характерной чертой его рассказов является концовка, наполненная особой открытостью и лиричностью. Описывая в рассказах родственников, соседей, Крупин воссоздает крестьянский быт, наполненный народной мудростью, которая присуща жителям русского села.

В период перестройки Крупин издает роман «Спасение погибших», в котором раскрываются больные и ущербные нравы писательской интеллигенции. Все проявления негодования русского простого народа накануне 21 столетия патриот описывает в повести «Прощай, Россия встретимся в раю».

Владимир Николаевич Крупин, книги которого пронизаны огромной любовью к простому русскому люду, противостоит западному прагматизму, цинизму, сексуальной свободе, что ярко выражено рассказом «Янки, гоу хоум».

Важно! Статьи и интервью Крупина показывают его отрицательное отношение к употреблению иностранных словечек, пленивших русский язык. В простонародных выражениях, элементах народного фольклора, частушках, поговорках писатель раскрывает уникальность и красоту простой русской речи

Позиция и высказывания

В своих статьях и интервью не раз высказывал неоднозначные или провокационные идеи по проблемам отношения полов, миграционной политики, религиозной терпимости, развития языка:

  • отрицательно относится к сексменьшинствам, называя «гей-парады» парадами извращенцев
  • назвал коррупционеров прислужниками сатаны
  • выступает против ИНН, электронных карт и других инноваций, связанных с автоматизацией и электронной обработкой документооборотаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3058 дней ]
  • критикует современное искусство и не посещает соответствующие выставки и экспозицииК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2817 дней ]
  • выступает против англицизмов и внедрения в русских язык иностранных технических терминов.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2817 дней ]
  • на заседании Общественной палаты, посвящённом концепции преподавания школьного курса литературы, назвал единственным положительным героем в культуре Иисуса Христа.

Тепло отзывался о Фатее Шипунове, занимавшемся неакадемическими и псевдонаучными исследованиями.

Детство и юность

Миша Крупин, будущая икона и главный нонконформист украинского рэпа, родился в Харькове в мае 1981 года. По национальности он еврей, о чем периодически заявляет на странице в «Твиттере».

В раннем детстве мальчик нашел неплохое занятие — пел песенки в магазине, а в награду получал сладости. Потом у Миши обнаружился абсолютный слух, последовали музыкальная школа по классу скрипки и музыкальное училище. Но дома 15-летний подросток слушал рок. В училище встретил единомышленников — Костю Котю Жуйкова, Дилю (группа «ТНМК») и Блэка (группа «Убитые рэпом», ныне «У.эР.Асквад»).

Мать воспитывала единственного сына в одиночку и во всем поддерживала. Она не одобряла его увлечение рэпом, но согласилась сопровождать Михаила на фестиваль Rap Music в Москву: 16-летний подросток не смог бы ехать один.

С отцом Крупин познакомился только в 22-летнем возрасте. Оказалось, что Михаил жил с ним в одном районе и был знаком с собственным единокровным братом. Как признался в интервью рэпер, обиды на отца не было, как и не было слез воссоединения.

Рэпер Миша Крупин в юности

Занятия классической музыкой не помешали Крупину погрузиться с головой в рэп и в 20 лет собрать серьезный музыкальный проект «Дядя Вася». Однако первоначальным источником, пробудившим интерес к этой музыке, сам музыкант называет группировку «Вне закона» и фестиваль «Индахаус», на сцене которого выступал Блэк.

От Блэка Миша получил первое прозвище, Туман, поскольку ничего не понимал в рэпе. Затем Блэк и Жуйков помогали в записи музыки и организации выступлений. Позже Крупин создал коллектив под названием cddtribe. Ему на смену пришел «Дядя Вася». Последовали места в хит-парадах. Трек «Старый» назвали шлягером года.

Одновременно Михаил несколько раз пытался открыть студию звукозаписи. Но этот вид бизнеса не пошел, поскольку музыкант мало уделял ему внимания.

В биографии Крупина есть и темная страница, когда музыкант увлекался тяжелыми наркотиками и алкоголем. Но, к чести Миши, он нашел в себе силы избавиться от зависимости. Сам артист признавался: «Помогло то, что я просто люблю жить, хотелось делать это подольше и ни от чего не зависеть».

Музыка

Пресса и поклонники называют Крупина основателем украинского рэпа, легендой и идолом. Михаил признается, что ему льстит такой статус, но сам себя он рэпером не считает — скорее веселым человеком-оркестром, шоуменом. И публика на концертах уже не в бейсболках, а более солидная. Туман не делит музыку на жанры. Без ложной скромности считает себя крутым музыкантом, так как работает в разных направлениях. Может быть, поэтому в его треках немыслимым образом сочетаются мелодичность, нецензурная лексика и неприкрытая ирония.

В среде хип-хопа Тумана знают как участника официальных батлов, гострайтера Богдана Титомира («Биксы любят баксы», «Меня кризис не касается»). Рэп-тусовка знакома с результатами совместного труда Крупина с Тимати, L’One, ST, Nel Marselle, Мотом, Джиганом.

Миша давно покорил интернет-пространство, где у него армия поклонников и критиков. К его наиболее известным сольным композициям относятся песни «На арене», «Виски со льдом», «Дорога» и «Мои города».

Миша Крупин — «Яна»

В 2011 году на YouTube появился первый официальный клип Миши на песню «Неделимое». Клип снят режиссером Юрием Бардашом. В 2012 году Туман выпустил трек «Не исправится», на который создано множество каверов. В этом же году на «Ютьюбе» почти 7,5 млн просмотров набрал ролик «Небезопасно» с участием Крупина и Анны Седоковой. Зрителей нисколько не смутило то, что клип снят на телефон.

Вместе со звездой российского рэпа Гуфом в 2014-м Туман записал трек «Яна». Фанаты отметили рельефный и незатертый текст, в котором двусмысленно обыграно имя, а также редко встречающуюся в этом стиле лирическую мелодию. Планировалось, что трек войдет в сольный релиз Крупина.

В феврале 2014 года DJ Philchansky и DJ Daveed выпустили микстейп из 19 треков «Каменоломня». Миша прозвучал в компании коллег MC Donnie, Davlad, Profit, Батишты и других МС. В том же году Туман в одном из интервью заявил, что больше никому не продаст результаты своего сочинительства.

Миша Крупин и Анна Седокова

В апреле 2017 года Миша вместе с украинским певцом и саунд-продюсером Артемом Пивоваровым представил на суд слушателей совместный альбом «Городские слухи», который незамедлительно попал в десятку лучших по версии издательства Eatmusic. Идея выпуска совместки принадлежала Крупину.

В 2019-м стартовал проект «Коррупция». Его организаторами стали Михаил и продюсер Юрий Бардаш, известный по таким проектам, как «Грибы», Quest Pistols, «Луна», «Нервы». В этом же году вышел их дебютный альбом «Журавли».

Бардаш был уверен в успешности проекта. Он заявил, что сделает себе татуировку, если через пять лет «Коррупция» не «станет иконой для всех, кто слушал Мишу Круга».

Сам фронтмен объясняет появление проекта следующим образом: «Мне Миша Крупин надоел, я хочу что-то новое. Публика, наверное, тоже». Также Михаил признался, что на переоценку ценностей и творчества его подвигло рождение ребенка, и он решил, что «нужно делать большие серьезные дела».

Миша Крупин — «Не исправится»

По словам Михаила, «Коррупция» подразумевала «взрослую музыку, корпоративную эстетику»: музыкант не планировал конкурировать с молодыми рэперами, поскольку выглядел бы как «старпер, неуместно залетающий в молодежную тему». Крупин и его соавтор Олег Миллер рассчитывали, что аудитория у «старческого рэпа» будет постарше, но получилось, что эту музыку слушают люди от 18 до 50 лет.

Дебютный концерт «Коррупции» под названием «В красном бархате» прошел 10 ноября в киевском Caribbean Club. В этом же году Крупин предстал перед любителями рэпа в новом сайд-проекте Misha. Эту ипостась он сам охарактеризовал как «молодого и очень амбициозного артиста» и выпустил композицию «Бам-Бам».

В 2020-м дискография «Коррупции» пополнилась новыми композициями и клипами «Облака» и «Институтка».

Отыскать тему

Я никогда не думаю, откуда взять тему. Просто хочется о чем-то написать, я и пишу. Жизнь, она дает такие образцы, что все фэнтези кажутся скучной выдумкой. В жизни есть все в гораздо большем количестве, чем можно выдумать. Я никогда ничего не измышлял, сюжеты подсказывала сама жизнь. Например, я решил описать одну историю, когда узнал про мальчика, родители которого хотели разойтись, и, чтоб жить в одном районе, они решили давать объявление о размене квартиры не в газете, а самолично расклеить их по близлежащим улицам. Так этот мальчик ночью бежал за папой и срывал объявления. Ну как об этом не написать? А вот Любочка, о которой я тоже написал. Она жила в хорошем детском доме, с ласковым, заботливым персоналом. Но все время убегала из детского дома к матери, лишенных родительских прав. Мать пила и била эту Любочку, так что обратно в детский дом, где её любили, девочка возвращалась в синяках. Чтобы вновь уйти к матери. «А если мама упадет во дворе, кто её домой приведёт?» – говорила она.

А в последнее время я, может быть, к сожалению, может – к радости, пишу из послушания. Вот решил я оформить какие-то свои мысли, как владыка Климент говорит: «Владимир Николаевич, вам надо написать о преподобном Тихоне Калужском!» И всё, я руки по швам.

Биография

Родился 21 июля 1925 года в городе Тетюши Татарской АССР.

Заочно окончил школу и Казанский авиационный техникум (в настоящее время Казанский авиационно-технический колледж имени П. В. Дементьева), а затем Казанский государственный медицинский институт. Во время войны работал на Казанском авиазаводе.

После окончания института в 1952 году работал в должности главного врача и хирурга Беловолжской, а затем Корноуховской больницы, хирурга поликлиники узловой больницы станции Юдино Казанской железной дороги. С 1958 года трудился в 5-й городской клинической больнице Казани, где базировалась кафедра неотложной хирургии ГИДУВа.

Более 30 лет возглавлял отделение общей хирургии в городской клинической больнице № 5. По сообщению пресс-службы Минздрава , ежегодно проводил около 300 операций.

В 1980 году за большой вклад в развитие народного здравоохранения, высокие моральные качества и самоотверженность в профессиональной деятельности присвоено почётное звание «Народный врач СССР».

Ушёл из жизни 3 октября 2006 года в Казани. Похоронен на Арском кладбище.

Семья

  • Жена — Нина Крупина, гинеколог
  • Дочь — Ирина Крупина, заведующая отделением неврологии грудного и раннего возраста Детской городской больницы № 8

Факты из биографии

  1. В течение трех лет после окончания школы Владимир работал корреспондентом в районной газете, грузчиком и слесарем-фрезеровщиком. Был членом райкома ВЛКСМ, выдвигался на должность секретаря райкома комсомола.
  2. Затем в течение трех лет служил в армии. Служба проходила в Москве.
  3. В 1961 г. вступил в коммунистическую партию.
  4. В 1962 г. подавал документы в Литинститут им. Горького, но не смог поступить.
  5. В 1967 г. окончил филфак Московского областного пединститута им. Крупской.
  6. После института работал учителем в школе, параллельно занимался литературным творчеством, совмещая это с работой на телевидении и в нескольких издательствах, в т.ч. в «Современнике», где он занимал должность парторга.
  7. Первая книга Крупина, сборник рассказов «Зерна», вышла в 1974 г. Герои рассказов – простые вятские крестьяне.
  8. Вскоре после выхода первой книги, в 1975 г., Владимир Николаевич стал членом Союза писателей СССР.
  9. В 1976 году уволен из издательства «Современник» в связи с выходом в свет скандально известного романа Георгия Владимова «Три минуты молчания».
  10. С начала 1980-х годов Крупин стал воцерковляться, и постепенно главной темой его творчества стало Православие.
  11. В 1980 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Живая вода», которая была переведена на многие языки мира и принесла писателю мировую славу. Главный герой произведения обнаружил источник, знаменующий собой духовную жизнь и исцеляющий от недуга алкоголизма.
  12. В 1981 г. в журнале «Наш современник» печатается повесть «Сороковой день». Правдивое описание проблем сельской жизни было воспринято властями как очернительство и угроза советскому образу жизни. За публикацию повести уволили с работы заместителя главного редактора Юрия Селезнева.
  13. В 1990 году Крупин в числе других писателей подписал «Письмо 74-х», где они выступили в защиту русского народа от обвинений в расизме и шовинизме. В этом же году было подписано «Римское обращение» писателей, также касающееся национального вопроса. С 1986 по 1990 год Крупин был членом редакционной коллегии журнала «Новый мир» и входил в состав правления СП СССР.
  14. С 1990 по 1992 год занимал должность главного редактора литературного журнала «Москва».
  15. С 1990 по 2017 год участвовал в фестивале православного кино «Радонеж» – сначала в качестве члена жюри, затем (многие годы) – председателя.
  16. С 1994 по 2001 год преподавал православную педагогику в Московской Духовной академии.
  17. В 1995 году публично отказался от премии Льва Толстого. Отказ был вызван резким неприятием религиозных исканий классика.
  18. С 1998 по 2003 год был главным редактором православного журнала «Благодатный огонь».
  19. В 2011 г. писателю присуждена Патриаршая литературная премия им. Кирилла и Мефодия.
  20. В 2013 г. по итогам Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского, была издана книга «Преподобный учитель», соавторами которой стали Владимир Крупин, Петр Синявский и 27 тысяч детей из 68-ми регионов России.
  21. В 2016 г. Крупину присвоено звание «Почетный гражданин Кировской области».
  22. В 2020 году стал лауреатом первой Всероссийской литературной премии им. Валентина Распутина за новую книгу «Эфирное время».
  23. 13 июля 2020 года в компании православных активистов, организовавших крестный ход, участвовал в освящении истока реки Вятка и водружении Поклонного креста. Этому предшествовало уничтожение языческой символики – деревянных фигур персонажей русских сказок и удмуртского фольклора, установленных на поляне у истока в 2006 году.
  24. В 2021 году входит в состав жюри Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», является вице-президентом Академии Российской словесности и сопредседателем Союза писателей России.

Сочинения

  • Зёрна, 1974 (сборник рассказов)
  • До вечерней звезды, 1977 (сборник рассказов)
  • Живая вода // «Новый мир», 1980, №8
  • Верб­ное воскресенье, 1981
  • Сороковой день // «Наш современник», 1981, №11
  • Живая вода, 1982 (сборник повестей)
  • Во всю иванов­скую, 1985
  • Дорога домой, 1985
  • Вятская тет­радь, 1987 (сборник)
  • Прости, прощай…, 1988
  • КАК ТОЛЬКО, ТАК СРАЗУ повесть // «Наш современник», 1992, №12
  • Детский церковный календарь, 2002
  • Русские святые, 2002
  • Повести последнего времени, 2003
  • Освящение престола. Будни сельского храма. Записки прихожанина, 2005 (три повести)
  • Незакатный свет. Записки паломника, 2007
  • Дымка, 2007 (сборник рассказов)
  • От застолья до похмелья. Русский взгляд на глобализм, 2007 (сборник рассказов)
  • Афон. История и современность Святой Горы, 2008 (религиозная публицистика)
  • Святая Земля. Там, где прошли стопы Его, 2009 (религиозная публицистика)
  • Босиком по небу, изд. Сибирская Благозвонница, 2010
  • Афон. Стояние в молитве, изд. Сибирская Благозвонница, 2011

Статьи

  • Крупин Владимир . [borodino2012.net/?p=2094 Поле Куликово: Осенью будущего года исполняется 600 лет одной из величайших битв в истории Родины] // Комсомольская правда, 13.09.1979.
  • Крупин Владимир . [www.rospisatel.ru/krupin3.htm «Земля еси и в землю отыдеши»].
  • Крупин Владимир . [3rm.info/5014-russkie-tezisy.html Русские тезисы].
  • [www.blagogon.ru/articles/36/ Рассказы] // Благодатный огонь, № 1.
  • [www.blagogon.ru/articles/48/ Вася, отбрось костыли] // Благодатный огонь, № 2.
  • [www.blagogon.ru/articles/66/ Папа в моей жизни] // Благодатный огонь, № 3.
  • [www.blagogon.ru/articles/73/ Бессовестный бѣс] // Благодатный огонь, № 4.

Рассказы

Мысли текли медленно и тоскливо, но ни одна из них не достигала моря, не могла достучаться до его огромного сердца. Когда-то в море была влюблена скрипка, которая жила только своей любовью. Она любила море так, как люблю его сейчас я — с огромным чувством безысходности, потому что скрипка знала, что море любить не может. Солнце уже садилось, а я смотрела на море и все плакала. Оно было так далеко от меня и одновременно так близко. Где-то вдалеке послышалась тихая мелодия скрипки, и история началась заново. Мелодия была очень красивая и тоскливая. Мне захотелось заплакать и убежать, чтобы ничего не слышать. Скрипка плакала, и из ее сердца сочилась кровь. Медленно, с кровью утекала и ее жизнь. Крупные капли слез, смешавшись с кровью, текли по струнам. Скрипка, собрав свои последние силы, пела о своей любви к морю; о том, что море никогда не полюбит ее. Где-то далеко застонало море, и волны его яростно забились об камни, будто они ограничивали свободу моря, и их на до было уничтожить. Море тосковало. Оно никогда не знало, чего хотело; море не знало, хотело ли оно любить скрипку? Но её любовь удручала его. Море, великое море не могло любить и страдать, потому что было свободным. Оно не могло лишиться своей власти, своего величия. А скрипка с каждой минутой страдала все больше и больше, а кровь текла все сильней и сильней. Но она изо всех сил торопилась доиграть свою мелодию до последней ноты ей самой хотелось похоронить свою любовь. Она не замечала ни крови, ни слез — крови любви и слез разочарования. Вдруг мне захотелось закричать: «Не умирай, скрипка!» Море шумело. Оно плакало по умирающей скрипке, которой не может дать ничего. Скрипка доиграла последнюю ноту и потянулось к морю за последним взглядом, обращаясь к нему: «Моя любовь к тебе — моя рана. Я знаю, что, пока я люблю тебя, из моей раны будет течь кровь, пока не вытечет вся — ведь остановить ее могла только твоя любовь. Я устала, струны мои болят. Они устали играть всю жизнь для тебя. Я тебя почти не вижу, потому что все время плачу, но все еще люблю». Кровь перестала течь, и скрипка замолчала. Она умерла. В ту же минуту море забилось о скалы, разрушая их. Внезапно оно застыло, как будто умерло. Оно стало ровным, серым, безразличным ко всему, потому что, даже если и не любишь, тяжело терять любовь к себе. Я долго смотрела на море, пытаясь прочитать его мысли, но услышала только глухой стон из груди великой стихии: «Не уходи, скрипка!».

Начало пути[править | править код]

«Родился в с. Кильмезь Кировской обл. в крестьянской семье, отец работал в лесничестве. В детские годы испытал все тяготы деревенской жизни военных и послевоенных лет. Стремление к писательству проявилось у Крупина уже в школьные годы. «Только родная литература помогла мне определить на всю дальнейшую жизнь смысл моего существования, — вспоминал впоследствии Крупин. — Русская литература всегда отдавала и отдает предпочтение образу жизни, духовно наполненному. Она всегда знала, что жизнь — поиск духовности».

Работал селькором в районной газете, комбайнером, слесарем, служил в армии. Во время учебы на филологическом факультете Московского областного педагогического института сотрудничал в различных многотиражках. После окончания института (1967) работал редактором в разных издательствах, сценаристом на телевидении, преподавателем литературы в школе.

Писатель отслужил три года в армии (в ракетных войсках), а после подал документы в Литературный институт имени Горького, но не прошел по конкурсу. Вскоре был зачислен на филологический факультет Московского областного педагогического института, где проучился до 1967 года. О своих студенческих годах писатель с чувством и теплом рассказал в произведениях «Прости, прощай…» и «Курс молодого бойца».( https://proreligiu.club/lichnosty/pisateli/vladimir-krupin-biografiya.html )

Первые публикации Крупина — очерки, репортажи, заметки — появлялись в районной периодике, армейских и заводских газетах; несколько стихотворений Крупина в 60-е были опубликованы в сборниках произведений молодых поэтов. Однако с н. 70-х Крупин всецело посвящает себя прозаическим жанрам. Первая книга «Зерна» (1974) выявила Крупина как самобытного автора т. н. « деревенской» (традиционной) прозы, творчество которого питается корнями родины, живыми воспоминаниями детства и юности. «( А.Любомудров,http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=4544&tm=5)

Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980), переведенная на многие языки. Здесь в ироничной манере переосмысливает писатель легенду о живой воде. Открытый в одной из деревень источник помогает людям избавиться от пагубных привычек. В произведении автор выражает надежду на возрождение русских богатырей при помощи этого чудодейственного средства. Еще одно крупное произведение жанра деревенской прозы — «Вятская тетрадь», сборник рассказов о «малой родине» писателя. Обращается Владимир Крупин и к другим темам. Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи, «От рубля и выше» (1981) — проблемам художественного творчества, «Прости, прощай» (1986) — воспоминание о студенческих годах.

Детство Крупина

Детство писателя было сложным, как и у многих его сверстников. Он на своем опыте познал, что такое тяжелый крестьянский труд, работая на сенокосе и в огороде.

Происхождение и рождение

Родился писатель 7 сентября 1941 года в небольшом поселке под названием Кильмезь, расположенном в Кировской области.

Семья писателя

Владимир был сыном лесника. Семья его была верующей. Родители, Николай Яковлевич и Варвара Семеновна Крупины, никогда не пропускали церковных праздников и воспитывали сына в православных традициях. В советские времена власти пытались запретить веру. В связи с этим семья Крупина не могла посещать храм: в их селе большевики одну церковь превратили в дом культуры, другую — сожгли.

Писатель всю жизнь помнит совет матери для преодоление обид и несправедливостей, обращенный к обидчикам: «Дай Бог вам здоровья, а нам терпения». «Будь сам хорош, все хорошими будут».

Отец научил своего сына главному — жизненному поведению. Владимир Крупин в одном из последних интервью рассказывает о своем родителе так:

— Я уходил в армию, он сказал на прощание два завета, оба очень жизненные. «От службы не бегай, на службу не напрашивайся». И: «Вперед не суйся, сзади не оставайся». Так и живу. Он никогда не гнался за деньгами, был до изумления неприхотлив. Честен до последней копейки. В одежде был скромен. Очень радовался, когда мы, его сыновья, дарили ему свои рубашки. Много, своим единственным глазом, читал. Знал наизусть русскую поэтическую классику. За всех нас переживал, хотя иногда не знал, кто в какой класс перешел. Очень ответственно подписывал дневники за неделю. И за мои трояки и пары никогда не ругал. «Это, Владимир, надо подтянуть», — только и всего.

У всех в семье Крупиных были свои обязанности. Владимир выпускал домашнюю стенгазету «Семья», потому что писал с детства. В школу он пошел с 5 лет. Володя был третьим ребенком в семье, и когда старшие брат и сестра пошли на занятия, ему тоже захотелось отправиться с ними. Он так плакал, что родителям ничего не оставалось, как отвести его в школу. Это произошло 3 сентября.

Владимир очень любил читать, за это в школе его прозвали «запечным тараканом». У него была единственная мечта — стать писателем. Об этом он в девять лет написал в своем дневнике, а в четырнадцать, когда ночью по радио звучал гимн СССР, встал и поклялся, что будет русским народным писателем.

После окончания обучения в сельской школе в 1957 году Владимир работал грузчиком, слесарем, а также корреспондентом в Кильмезьской газете.

Особенность прозы Крупина

Основным образом в творчестве этого писателя является Дом. В своих рассказах он воссоздает его, основываясь на воспоминаниях о родственниках, крестьянском быте, народной мудрости, присущей жителям деревни. Еще одна характерная черта прозы Крупина – открытые финалы. Причем подобные концовки отличаются особой лиричностью и проникновенностью.

Малой родине посвящено одно из самых крупных произведений – «Вятская тетрадь». Согласно мнению критиков, именно в этом сборнике собраны классические примеры деревенской прозы.

Любимые герои Крупина – юродивые, деревенские мужики. Эти персонажи говорят правду, понимают истинную суть событий, хотя и выражают свои мысли довольно косноязычно. Но именно эти правдолюбцы противостоят лжи, которая давно укоренилась в русском обществе, и провоцирует, по мнению автора, такие явления, как социальная апатия, безразличие, пьянство. Писатель чрезвычайно бережно относится к языку. Выражается это не только в богатом литературном стиле, свойственном его произведениям. Известно, что русский прозаик не раз выступал против использования в родной речи заимствований из иностранных языков.

Более позднее творчество Крупина посвящено теме Православия («Великорецкая купель», «Последние времена», «Крестный ход»). С середины девяностых годов писатель преподает в духовной академии, а также является главным редактором одного из христианских журналов.

Современная литература — внешнее

В последние годы русская литература потерпела сильные таранные удары, в том числе от тех средств массовой информации, которые стремятся лишь «развлечь публику»… Но все-таки она живет, причем во всех жанрах. Много интересных поэтов: здесь можно назвать Светлану Сырневу, Диану Кан, Вячеслава Артемова, Николая Рачкова, Геннадия Иванова, Анатолия Гребнева. В прозе – еще и моё поколение, слава Богу, не ушло на покой – это Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Лихоносов… Хорошие вещи создают представители других поколений писателей — Александр Сегень, Михаил Попов, Виталий Богомолов, Евгений Шишкин, Лидия Сычева.

Писатели (слева направо) Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов на озере Байкал. РИА Новости

От Достоевского до революции?

Я как-то меньше стал читать Достоевского. Он хорош в «Дневнике писателя», в «Записках из мертвого дома», но в «Преступлении и наказании» – он ТАК описывает Петербург, что у читателя возникает только одна мысль: надо срочно делать революцию.

Вообще к творчеству каждого писателя надо подходить с рассуждением. Мы же не можем всецело принять Лермонтова, даже того же Пушкина, Блока или Есенина. Но это не значит, что их вообще не следует читать. Просто нужно отсекать то, что противоречит взглядам читателя-христианина.

Проза, стихи – душа писателя на рентгене. И о вере нужно говорить искренне – или лучше совсем не говорить.

Вообще, если атеист – порядочный человек – это лучше, чем человек лукавый, теплохладный, увиливающий, но считающий себя верующим.

Писатель, который пишет на христианские темы и владеет христианской лексикой, но не живет церковной жизнью – не сможет в полной мере убедить читателя в том, о чём он пишет.

Произведения Крупина

Главная тема произведений Крупина – это дом. Все творения хранят в себе частичку родной ему вятской земли, где прошло детство писателя. В своих произведениях он затрагивает проблемы простых крестьян и в целом рассказывает о жизни в деревнях и селах. Рассказы отличаются особой народной речью, поговорками, присловьями. Так как Владимир Николаевич человек верующий, тема религии в его произведениях играет большую роль. Его герои – люди ищущие, страдающие, трудно постигающие свое предназначение.

Писателя волнуют такие темы, как судьбы родной страны и простого русского человека. Основными персонажами произведений являются крестьяне, а излюбленные персонажи — деревенские чудаковатые мужики, доморощенные философы. В их, на первый взгляд, наивных, порой, простоязычных суждениях отражается точное и глубокое понимание народом всех событий, происходящих в стране.

Герои произведений:

  • Евланя («Повесть о том, как…»);
  • Отец («Сороковой день»);
  • Костя («Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991);
  • земляки писателя («Во всю Ивановскую», «Боковой ветер», 1985).

В своих произведениях автор рассказывает о горестной судьбе русского села. Каждая из повестей пронизана щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям.

Автор своей жизнью и творчеством убеждает читателей, что Россию спасет православная вера. Он — великий патриот земли русской, искренне любящий свою Родину — и малую, и большую. Крупин пишет: «Жизнь моя так крепко срослась с жизнью России, что я не могу уже ни о чем писать, кроме как о своем Отечестве». Владимир Николаевич много ездит по территории России и за пределами страны. Своими впечатлениями от поездок и встреч с интересными людьми писатель всегда делится со своими читателями и слушателями.

Автор органично сочетает проблематику «светской» жизни с православной этикой. Писатель убежден, что путь к полноценному, гармоничному существованию пролегает через любовь, добро и обретение истинной веры. Каждый из героев приходит к этому своим собственным, порой, весьма извилистым и причудливым путем.

Русский писатель

Обычно я отказываюсь от премий. Так, отказался от премии Льва Толстого, поскольку думаю про него то же, что святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вообще я хочу, чтобы обо мне говорили, когда умру: «Ушел русский писатель», а то когда на похоронах стоишь и слышишь перечисление регалий (лауреат премии такой-то, лауреат другой), чуть ли не забываешь, о ком идет речь.

Но в данном случае – другое дело. Патриаршая премия для меня почетно, ведь это своего рода оценка мои литературных заслуг Церковью. Не мог я отказаться и от премии святого Александра Невского. Кстати, она была безо всякого денежного вознаграждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector