19 мая. память праведного иова многострадального

Житие святого

Тяга к служению Господу проявилась у Иоанна Железо с раннего детства. В 10 лет он стал послушником Угорницкого монастыря, в 12 лет принял постриг под именем Иова. По достижении 20 лет был рукоположен в иеромонахи (монаха в чине священника). В 30 лет Иов принял великую схиму (высшую степень монашества) под именем Иоанн.

О духовном подвиге преп. Иова известно из рассказов иеромонаха Досифея. Он свидетельствовал, что преподобный стремился подражать в образе жизни раннехристианским подвижникам. Иов постоянно творил молитву, уединялся в пещере на всенощные бдения, был кроток с вором (подобно авве Макарию, не препятствовавшему вору украсть свое имущество).

Богоугодная жизнь Иова Почаевского привлекла внимание правителя тамошних земель, князя Острожского и Дубенского, защитника и поборника православия. Он видел, что православная западная церковь находится в упадке из-за отсутствия духовного просвещения: школ, типографий, хороших проповедников

Католики и протестанты, сектанты имели более благоприятные условия для распространения своих вероучений

Стремясь поднять уровень духовности, князь Острожский обратил внимание на монастыри и решил возвысить их, чтобы они могли противостоять протестантским общинам и католическим монашеским орденам

Правитель уговорил игумена Угорницкого монастыря направить преп. Иова в Дубенский Крестный монастырь, чтобы он своим примером способствовал воспитанию монашеской братии и мирян. Вскоре прп. Иов был избран настоятелем Дубенского монастыря, которым руководил на протяжении 20 лет.

За этот период времени была напечатана первая Библия на славянском языке (Острожская). Просветительская деятельность преп. Иова вызывала нападки униатов. В 1604 году он ушел из Дубенского монастыря и начал жизнь отшельника и аскета в окрестностях Почаевской обители. Монахи, видя его благочестие и усердие к Богу, избрали своим настоятелем.

При нем монастырь расстроился: появилось 7 церквей, новые монастырские стены. Продолжая просветительскую деятельность, святой Иов организовал типографию и продолжал работу над рукописью «Пчела почаевская», посвященную защите православия. Умер просветитель в возрасте 100 лет, в 1651 году.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский

Архиепископ Иоанн (в миру Михаил Максимович) родился в 1896 году в Харьковской губернии. Выходец из старого дворянского рода, прославленного Иоанном, митрополитом Тобольским, просветителем Сибири. С детства Михаил отличался глубокой религиозностью. В годы гонений был вынужден эмигрировать в Белград, где окончил богословский факультет. В 1926 году его монашеский постриг совершил митрополит Антоний (Храповицкий). В 1934 году Иоанн был возведен в сан епископа и отбыл в Шанхай. Владыка почти ежедневно посещал больных, многие по его молитвам исцелялись. В 1951 году его назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Будучи епископом, нередко появлялся на парижских улицах босым. С 1962 года до кончины был архиепископом Сан-Францисским. Святитель Иоанн сочетал в себе миссионерские подвиги, дары проповедника и молитвенника, аскетизм православного подвижника. Он почил во  время посещения Сиэтла с  чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной 2 июля 1966 года.

Последствия грехопадения Адама и Евы

В грехопадении совершилось порча, «генетическое» повреждение человеческой природы, что отразилось на всех потомках Адама и Евы. О том, что прародительский грех принципиально изменил жизнь человека, свидетельствуют греховные наклонности, болезни, страдания, смерть тела, а также история человечества, написанная кровью.

За прародительским грехом тянется чреда новых: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын — жертвой. Жизнь человека без Бога оказалась всего лишь жизнью высокоорганизованного животного, боящегося страданий и стремящегося к наслаждениям.

В силу центрального положения человека в мироздании, грехопадение первозданных людей оказало влияние на весь материальный мир.

Последствия грехопадения можно условно подразделить на четыре группы. Грех внёс разлад в отношения между: человеком и Богом; человеком и человеком; человеком и окружающим миром, наконец, разладу подвергся сам человек (между плотью и душой, между главными силами души).

Ересь монтанистов

Один из главных тезисов учения монтанистов сводился к тому, что Сверхъестественное Откровение Божье продолжает активно преподаваться Церкви и что, в частности, откровение преподается через Монтана (и других Божьих пророков).  Своих пророков монтанисты ставили выше представителей церковной иерархии, даже выше епископов. Цель «откровений», преподаваемых через Монтана и его последователей, — переустройство Церкви на более строгих началах.

Монтанисты практиковали чрезмерно жесткий аскетизм, устранялись от браков, соблюдали особые посты, во время гонений побуждали христиан стремиться к получению мученических венцов, а отпадшим от веры отказывали вновь вступать в Церковь даже в случае покаяния. Не должны были быть возвращаемы в Церковь и те, кто отпадал от неё через совершение таких тяжких грехов, как убийство, прелюбодеяние и пр.

Имея особое мнение о себе, монтанисты называли себя духовными христианами, тогда как остальных — душевными.

Среди современных христиан подражателями монтанистов являются те, которые требуют от представителей Церкви чрезмерно жёстких норм поведения, огульно хулят церковную иерархию и прочих христиан.

Преподобный Михей Радонежский

Преподобный Михей Радонежский, келейник преподобного Сергия Радонежского, – один из первых его учеников. Под руководством великого подвижника Михей достиг высокой степени духовного совершенства и присутствовал при явлении Божией Матери своему учителю. Преподобному Сергию было дано видеть Царицу Небесную и слышать Её голос, а потрясённый ученик видел лишь небесный свет. Почувствовав душой приближение небесного явления, преподобный Сергий сказал: «Бодрствуй, чадо, сейчас мы будем иметь чудесное посещение». Внезапно засиял свет ярче солнечного, и преподобный Михей пал ниц на землю и от страха лежал как мёртвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи, отче, что это было за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела». И святой Сергий рассказал ему о явлении Богородицы. Скончался преподобный Михей ещё при жизни своего учителя 19 мая 1385 года. Над его гробницей воздвигнут храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, часто называемый Михеевским.

За что страдал Иов Многострадальный

Почему же на самом деле страдал Иов? Библия приоткрывает завесу тайны, о которой Иов знать не мог. В самом начале повествования об Иове сказано, что на небесах произошёл удивительный спор о личности этого праведника:

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня».

(Иов.1:6-12)

Может показаться, что праведники для Бога всего лишь расходный материал, а не любимые и драгоценные дети. Но Библия не даёт никаких оснований считать, что Богу легко далось его решение.

Святой праведный Иов Многострадальный Миниатюра. Византия

Всё Божье откровение восстаёт против мысли о том, что Бог бесстрастно взирает на страдания ни в чём не повинных людей.

«Мне без любви даже рая не надо» 

Тот вопрос, что поднял сатана, касался не только Иова и людей в целом, но и самого Создателя человека. С одной стороны, дьявол сказал, что Иов вовсе никакой не праведник, но обычный своекорыстный человек, служащий Богу только из соображений материальной выгоды.

И дьявол знал, о чём говорил. Он много раз видел, как из-за преклонения перед материальными благами создаются и рушатся семьи, дружеские коллективы, города, страны и целые империи.

В наши дни также нередко происходит то, о чём сказал дьявол. Человек, ставший обладателем баснословного наследства или лотерейного выигрыша, моментально обзаводится целой армией родственников и друзей, о существовании которых он не подозревал ещё за сутки до этого.

С другой стороны, сатана намекнул на то, что Бог прекрасно знает о том, что Иов его нисколько не любит. Именно поэтому он благословляет и защищает Иова. Ведь без всех его богатств Бог никому не нужен. На самом деле никто его по-настоящему не ценит и не любит за личные качества. Бог просто боится остаться в одиночестве, потерпеть моральное фиаско как Создатель и Отец, потому и покупает любовь щедрыми подарками.

Святой праведный Иов Многострадальный. Миниатюра. Византия.

Выходит, что во Вселенной нет любви. Совсем. Все, включая Бога, занимаются лицедейством. А люди не более чем говорящие животные, но не образ и подобие Бога. Но если настоящая любовь — иллюзия, то и вечная счастливая жизнь в раю представляется весьма сомнительной.

 «Мне без любви

Даже рая не надо.

Рай без любви

Называется адом,

В нем так горько

И безотрадно».

Алексей Глызин

 Так выглядит заявление сатаны в развёрнутом виде. Иов пострадал для того, чтобы показать, насколько далёк от истины враг Бога и всего рода человеческого. Он не был расходным материалом. Как раз напротив:

Бог доверил Иову отстоять святость своего имени. Иов был его лучшим воином и пророком на земле. Дьявол говорил, что Иов — фальшивая драгоценность, кусок ничего не стоящего стекла, что разобьётся даже от лёгкого удара. Бог же был уверен, что он алмаз, который нужно всего лишь огранить. А потому и допустил его испытания, зная, что он их выдержит. Бог поставил на кон свою репутацию всеведущего и любящего Творца, проявив доверие ему.

Примечательно, что друзья Иова рассматривали Бога как подобие механизма, не имеющего личной привязанности, благословляющего праведных и наказывающего нечестивых. Но Иов восстал против этой идеи. Он не был богохульником. Но он не позволил навязать ему веру в иного, фальшивого, Бога: бесчувственного и бездушного. Ему нужен был не просто защитник и благодетель, а Бог, с которым можно дружить; настоящий Отец, которым можно и нужно восхищаться.

Даже то, что он хотел вызвать Бога на суд, говорит о том, что Иов не мог поверить в злого, жестокого, равнодушного и безответственного Творца. Все его сетования, сомнения и излияния гнева происходили из личной привязанности к Богу. Эгоист, убеждённый материалист и лицемер, лишившись материальных благ, давно бы отрёкся от Бога.

Но для Иова самым невыносимым была жизнь без взаимоотношений с любящим небесным Отцом. Он не отрёкся от Бога не только как от реально существующей личности, но и как от любящего и справедливого Владыки Вселенной. Так он доказал, что любит Бога по-настоящему и предпочитает смерть жизни без единения с Господом.

Противостояние Богу

Иов лишился всего, что было — семья разрушена, денег нет, все друзья и знакомые отвернулись, жена пребывает в депрессии и толкает на грех. Характерной особенностью этого человека стало не смирение, а наоборот — стремление выйти с Богом на спор и доказать, что все произошедшее было ошибкой.

Библия описывает диалоги праведника с друзьями — лишь 3 человека пришло поддержать товарища в горе. И в беседе они предлагают каяться, предполагая, что их друг совершил нечто непростительное и ужасное, раз Творец так покарал человека.


Друзья Иова пришли к нему во время страданий

Однако пораженный проказой праведник не соглашается с товарищами и спорит, указывая, что он жил благочестивой жизнью и праведной. Несмотря на то, что все говорят о покаянии, старец твердо уверен в себе и смеет призывать Бога как оппонента — по сути, он спорит с Творцом, что говорит о его решительности и абсолютной уверенности в себе.

Несмотря ни на что, Иов не отрекается от Господа, как это часто бывает с людьми, перенесшими несчастья. Он, как и любой другой, испытывает сильную боль от утраты детей, от болезни, но при этом больше всего страдает от непонимания — за что это все ему?

Он постоянно взывает к Творцу и в итоге Господь отвечает ему — Бог является в вихре и говорит со своим сыном, объясняя, что все находится в Божьей руке и только Он один знает, что и почему происходит.

Иов получает полное исцеление за то, что не усомнился в Боге и за то, что на самом деле был праведником. Господь воздает ему вдвое за все несчастья — к нему возвращается здоровье, жена родит еще 7 сыновей и 3 дочери, богатство не только возвращается, но и удваивается.

Важно! Данная история показывает, что Бог владеет всем на земле и все, что происходит, совершается по суверенной воли Небесного Отца. Человеку никогда не понять почему происходят те или иные вещи, важно доверять Господу и принимать все с благодарностью

Святитель Иоанн (Максимович) об общественном богослужении

Общественная молитва, особенно молитва в Церкви, важнее частной молитвы. Члены Церкви должны собираться на общую молитву по храмам — местам, посвящённым Богу, где всё напоминает о небесном

В храмах мы легче можем освободиться от земных попечений и всё своё внимание устремить на молитву. Молясь вместе, мы выражаем этим любовь друг ко другу, и поэтому во время общественных богослужений не надо читать частные молитвы, но надобно следить за богослужением, вместе выражать знаки богопочитания (метания, поклоны и так далее)

Такая молитва увеличивает благочестивое настроение и одушевление молящихся, потому что передаётся от одного к другому. Участие в общественном богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от богослужения — знак отступничества от Церкви.

Творения в библиотеке

Преподобный Иов оставил после себя рукописные духовные записи. После изучения и систематизации они были опубликованы, как «Поучения» и «Пчела Почаевская. Беседы и поучения». В своих работах он переосмысливал православное вероучение, опираясь на раннехристианские произведения святых отцов, Священное Писание. В этот период Южная Православная Церковь не могла в полной мере идеологически противостоять католикам, протестантам и сектам, отколовшимся от православия.

Обосновывая тот или иной тезис, он ссылался на высказывания учителей православия, особенно Иоанна Златоуста. Несмотря на заимствования и некоторое подражание, рукописные сборники преподобного Иова несут на себе отпечаток его личности, имеют свою стилистику.

Проповедник и духовный писатель излагает собственные мысли и выводы простым, понятным для слушателей и читателей языком. Преподобный назвал свой рукописный сборник «Пчела почаевская» по аналогии с древневизантийскими работами.

Богословы, святые отцы давали своим трудам название «Пчела», подразумевая, что в них сосредоточен духовный «мед» из разных источников. Опираясь на мудрость предшественников, они доказывали свою правоту. Таким же методом воспользовался святой Иов, чтобы в назидательных беседах с современниками просветить их относительно православного вероучения.

Молитвы святому и праведному Иову Многострадальному

Молитва первая

О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Священное Писание

Деян., 19 зач., VIII, 18-25

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Ин., 21 зач., VI, 35-39

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Иов Многострадальный. Житие

Святой праведный Иов жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов многострадальный приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама – Нахора.

Иов многострадальный был человеком богобоязненным и благочестивым. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. За свою справедливость и честность святой Иов многострадальный был в великом почете у сограждан. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу.

Однажды Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов многострадальный обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Тогда диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Все друзья и знакомые оставили его. Жена думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов многострадальный тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов многострадальный наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих.

Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, «ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов». Иов многострадальный принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле.

Святой Иов многострадальный прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

Спаситель

«Позорная» болезнь

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов 2, 7).

Проказа — страшная болезнь, весьма распространенная в ветхозаветную эпоху на Ближнем Востоке. Лечить ее тогда не умели, да и сейчас она поддается излечению с большим трудом. В древние времена этот недуг считался признаком духовной нечистоты человека — карой, которую Господь насылает на грешников. Человек, больной проказой, должен был покинуть пределы города, чтобы не заражать других, и жить в специально отведенных для этого местах.

Вот и Иов покинул свой дом и оказался «на гноище». Начался новый виток его испытаний. Не только боль и стыд из-за «позорной» болезни терзали праведника, но и слова самых близких для него людей. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов 2, 9). Святые отцы отмечают, что эта женщина — невольно, конечно, будучи пораженной страшным горем матери — действует как Ева, некогда соблазнившая Адама, становится инструментом сатанинской провокации. Однако Иов, в отличие от Адама, остался верен Богу. Он ответил несчастной женщине: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2, 10).

Молитвословия

Тропарь праведного Иова Многострадального

глас 1

Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, растерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и обнажив плени:/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

Кондак праведного Иова Многострадального

глас 8

Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен,/ освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.

Молитвы Иову Многострадальному

О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского

глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Жена Иова стала говорить ему, чтобы он роптал на Бога

Все же друзья и знакомые оставили его. Жена же его стала добывать себе еду, трудясь то в одном доме, то в другом. Она не поддерживала Иова, а также думала, что Иов чем-то тайно прогневал Бога. Она плакала и роптала на Бога. Когда она пришла на гноище к Иову, то посоветовала ему обвинить Иова во всем Бога, и умереть. Иов хоть и был сильно болен, но даже так остался верен Господу.

К Иову Многострадальному пришла жена, и стала говорить ему, чтобы он роптал на Бога, на то, что Он послал ему испытания. Фото: pp.userapi.com

Когда о страданиях Иова узнали его три друга, они решили разделить с ним эту скорбь. Они говорили Иову, что он, скорее всего, наказан за свои грехи, и просили его покаяться перед Богом. Но Иов говорил, что он наказан не за грехи, а испытания эти ему посланы по непостижимой для человека Божественной воле. Но его друзья не хотели в это верить, они утверждали свое.

К Иову стали приходить его друзья и стали уговаривать его попросить прощения за свои грехи перед Богом. Фото: xn--b1afbsmjief6c0de.xn--p1ai

Тексты молитв

К преподобному Иову за помощью обращаются, используя следующие тексты молитв, которые утверждены Русской Православной церковью.

Тропарь

Правосла́вия побо́рниче,/ ве́ры Христо́вы испове́дниче,/ первоиера́рше Це́ркве Ру́сския,/ святи́телю о́тче И́ове,/ за ны Христа́ Бо́га моли́,/ ве́ру оте́ческую утверди́ти,/ грехо́в оставле́ние нам дарова́ти// и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.

Перевод: Ревностный защитник Православия, веры во Христа исповедник, первоиерарх Церкви Русской, святитель отче Иов, о нас Христа Бога моли, веру предков утвердить, грехов отпущение нам даровать и подать миру великую милость.

Ин тропарь

Да торжеству́ет Це́рковь Христо́ва/ и да ра́дуется град Москва́/ я́ко возсия́ свети́льник земли́ Росси́йския/ во испове́дании И́стины непоколеби́мый И́ов Патриа́рх,/ его́же моли́твами, Го́споди,/ вся собла́зны ми́ра сего́ и е́реси искорени́,/ лю́ди во благоче́стии наста́ви// и утверди́ в Правосла́вии.

Перевод: Да торжествует Церковь Христова и да радуется город Москва, так как воссиял светильник земли Российской, в исповедании Истины непоколебимый Патриарх Иов, по его же молитвам, Господи, все искушения мира этого и ереси искорени, людей направь к благочестию и укрепи их в Православии.

Кондак

В годи́ну лю́тых искуше́ний/ многострада́льному И́ову подо́бяся,/ в же́ртву жи́ву и непоро́чну/ себе́ Христу́ прине́сл еси́,/ обрати́в па́ству к покая́нию,/ терпели́ве И́ове святи́телю,/ моли́ и нам за вся благодари́ти Го́спода/ и всегда́ воздава́ти// сла́ву Бо́гови.

Перевод: Во времена тяжелых испытаний ты, уподобившись многострадальному Иову и принеся себя Христу, как живую и непорочную жертву (Рим.12:1), обратил паству к покаянию, много за Христа претерпевший святитель Иов, молись о том, чтобы и нам за все благодарить Господа и всегда воздавать славу Богу.

Ин кондак

Свети́льник Це́ркве Ру́сския/ и па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ святи́телю о́тче И́ове,/ моли́твою твое́ю ко Го́споду/ храни́ зе́млю Росси́йскую// и спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Светильником Церкви Русской и пастырем добрым (Ин.10:11) явился ты, святитель отче Иов, молитвой твоей ко Господу храни землю Российскую и спаси души наши.

Значение святого в православии

Иов жил до пророка Моисея, до того времени, когда Бог дал Завет для избранного народа. Древние толкователи Ветхого Завета отводят Книге Иова особое место.

Бог знал, что ни один человек на земле не любил его так, как Иов. Но он позволил сатане искушать самого верного раба. Господь провоцирует дьявола испытать на нем свою силу, но накладывает на него ограничения: не лишать жизни и разума. Внезапные, необъяснимые страдания довели благочестивого и богобоязненного человека до отчаяния, и он взывает к Богу, не понимая причины его гнева и проклиная свое появление на свет.

Христианские толкователи, включая и православных, рассматривают страдания библейского праотца, как путь к духовному самосовершенствованию, к укреплению веры и приближении к Богу. Господь допустил такие испытания для праведника, чтобы он стал совершенным человеком, который не только услышал, но и увидел Господа.

Из истории праведного многострадальца следует вывод, что страдания грешников и праведников имеют разную причину и последствия. Божье наказание за грехи заставляет людей прийти в церковь, чтобы найти духовную опору в несчастье и болезни, избавиться от пороков. Для праведников телесные и душевные страдания – это способ духовного самосовершенствования, которое включает два аспекта: незыблемую веру, любовь к Богу и стойкое смирение. Иов – пример для верующих, как следует переносить несчастья, чтобы подготовиться в будущей вечной жизни встрече с Богом. Он – символ надежды, обретаемой через страдания.

Молитвословия

Обращаясь за благословением к святому отцу или прося его помощи, используют следующие тексты молитв.

Тропарь

Весь был еси́, о́тче, в до́льнем житии́ свое́м пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости. Тро́ицкия пу́стыни нача́льниче и основа́телю, жития́ мона́шеского на гора́х угольских возроди́телю. В моли́твах, бде́нии и в труде́х мона́шеских для бра́тии зерца́ло подража́ния. В беда́х и гоне́ниях терпели́вий сноси́телю, и всем приходя́щим к тебе́ по́мощь и утеше́ние. Не преста́й моля́ся о всех, чту́щих твою́ па́мять, И́ове, преподо́бне о́тче наш, Карпа́тския страны́ похвало́.

Кондак

Преподо́бне о́тче И́ове пресла́вне, ты весь пла́менем а́ки свеча́ горе́л еси́ пред Бо́гом. В неусы́пном бде́нии предстоя́ моля́ся о ми́ре, и ны́не лику́еши в черто́зе Небе́снем, помина́й нас чад твои́х притека́ющих и вопию́щих тебе́: ра́дуйся И́ове, преподо́бне о́тче наш.

В каких случаях читают акафист, канон

Акафист и канон святому Иову читают в день его памятования 19 мая.  В этот день во многих храмах их читают на общем богослужении.  Это можно делать и в любой день дома перед иконой. 

О чем молятся праведнику

Иову молятся по разным причинам. Среди них можно выделить:

  • ослабление веры из-за сомнений в Божьих любви и справедливости;
  • недостаток терпения и стойкости в тяжёлых обстоятельствах;
  • физические и духовные недуги;
  • борьба с вредными привычками, например, курением.

Как изображают на иконах

Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

 На некоторых иконах Иов держит в руке белый свиток. Другой рукой он благословляет тех, кто смотрит на икону. На других иконах Иов благословляет двумя руками.

На голове Иова видна царская корона. Он одет в драгоценные одежды. Всё это указывает на его знатное происхождение и высокий статус в обществе.

Самая знаменитая картина

Одной из самых известных картин с изображением великого страдальца является полотно «Иов и его друзья» Ильи Репина. Мастер создавал шедевр в то время, как получал звание свободного художника в 1869 году.

Иов и его друзья — Илья Ефимович Репин. 1869. Холст, масло. 133 x 199

На картине показаны друзья Иова, пришедшие, чтобы выразить ему соболезнование. Хотя ни у кого не видны слёзы, но страх и печаль явно ощущаются у каждого.

  • Художник запечатлел Иова, сидящим на руинах своего некогда шикарного дома.
  • Плечи Иова поникли. На его лице — горесть и обречённость.
  • На лицах друзей — растерянность и недоумение.
  • За Иовом видна его жена, которая держится за голову и побуждает его к покаянию в грехах.

Церковь на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

Данный храм является одной из самых знаменитых святынь культурной столицы России. Также это единственная действующая церковь на территории Волковского кладбища, одного из самых крупных в Санкт-Петербурге.

Храмы в Брюсселе и Сарове

Брюссельская церковь, созданная в честь Иова, принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом. Её воздвигли в память об императоре Николае II. Годы строительства: 1936—1950. Архитектор — Николай Исцеленнов.

Храм Иова Многострадального в Сарове

В городе Саров храм во имя Иова был заложен в 2008 году, у входа на городское кладбище. Освятили его в 2011 году. Только в этом храме Сарова есть звонница и обученные звонари.

***

Книга Иова была написана не для того, чтобы ответить на все наши вопросы о зле, царящем в нашем мире. Её главный герой являет собой пример человека, не мыслящего жизни без единения с любящим и справедливым Творцом. Если бы счастье Иова было лишь материальным, то он не задумываясь, отрёкся бы от Бога. Но Иов был сказочно богат духовно и нравственно. И потому не сгорел в огненном испытании.

Удивительная книга Иова учит нас тому, что если мы живём святой и праведной жизнью, то наши страдания дают возможность прославить Бога и человека. Бога — как того, кто всегда любит нас и достоин ответной любви, и человека — как его лучшее творение на земле, подлинный образ и подобие.

Виктор Глебов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector