35 главных храмов москвы
Содержание:
- Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов
- Во сколько начнется Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2020 году?
- Интерьеры самого большого храма России
- Убранство
- Благовещенский собор Московского Кремля
- Восстановление храма Христа Спасителя
- Статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро)
- Частица Ризы Божией Матери
- Современное состояние
- Успенский собор Московского Кремля
- Усыпальница
- Уникальные фрески и старинные иконы
- XXC Dosya Özeti
- Архитектура и стиль Храма
- Колокола
- Архитектура
- Покровский собор Московского Кремля (собор Василия Блаженного)
Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов
- Собор 12 апостолов Московского Кремля – единственный храм города, носящий такое имя.
- Возведен в XVII веке по указу патриарха. Вместе с ним выстроен Патриарший дворец. В дальнейшем неоднократно перестраивался.
- После того как патриаршество было упразднено, собор утратил свое былое значение, а во дворце было расположено управление Великого Синода.
- В течение XVIII века собор стал разрушаться, приходя в упадок, и лишь к концу века были проведены восстановительные работы.
- Пострадал собор во время революционных событий, а после них был передан в управление музею. В настоящее время в здании действует экспозиция.
Во сколько начнется Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2020 году?
На 7 января приходится один из главных праздников для большинства православных христиан
Рождество Христово – важный день для верующих, для которых очень важно встретить момент рождения Спасителя в главном храме России – Храме Христа Спасителя
Часто этот момент является мечтой всей жизни, как для мусульман – посещение Мекки. Тем не менее, в народе распространено мнение, будто нереально попасть в Храм Христа Спасителя на рождественскую службу. Для этого нужны либо деньги, либо государственный статус.
Мы постараемся развенчать данный миф.
Не все легенды, бытующие в народе, являются реальностью. В праздничный день, как и в любое другое торжество, в храм допускаются все желающие. Но не стоит забывать о вопросе безопасности, ведь в Храме Христа Спасителя могут свободно разместиться только десять тысяч верующих. По этой причине непросто оказаться в числе счастливчиков.
Чтобы попасть на светлый праздник Рождества в Храм Христа Спасителя, потребуется заранее побеспокоиться о занятии очереди. На входе каждого верующего пристально осмотрят, ведь вопрос безопасности в таком месте является в приоритете. Люди, которым хочется попасть на мероприятие, рекомендуют еще рано утром, 6 января занять очередь. Некоторые приходят даже с вечера, 5 января, так как первые праздничные церемонии запланированы в течение всего дня 6 января.
Исповедь запланирована на 8 часов утра, 6 января, тогда как в 17 часов того же дня начинается Всенощное бдение. Торжественные службы будут продолжены и в течение 7 января.
Как правильно вести себя в храме
Существует определенный набор правил, действующих не только в храме Христа Спасителя, но и в других зданиях, которые входят в комплекс собора. Они ничем не отличаются от общепринятого этикета в других религиозных местах:
- Одеваться и выглядеть в соответствии с требованиями, принятыми Русской православной церковью. В храме девушкам и женщинам обязательно нужно носить головной убор, тогда как мужчины, посещающие территорию церкви, обязаны его снять.
- Следует прийти на службу заранее, еще до начала литургии. Это позволит без лишних сложностей купить свечи, оставить записку о здравии или за упокой. Также верующий сможет в спокойной обстановке поклониться святым образам.
- Когда идет литургия, мужчинам следует оставаться справа, тогда как женщины становятся слева от алтаря.
- Заходя в храм, следует подойти к аналою и приложиться к главной иконе, а также Святым, день которых чествует церковь.
- Во время процессии нужно вести себя тихо и смиренно, не мешать другим прихожанам и особенно служителям церкви проводить службу.
- На все время пребывания на территории церкви отключите телефон. Если с вами пришли дети, стоит внимательно следить за их поведением, чтобы они также сохраняли тишину во время службы.
- Если вы уже пришли на службу, нельзя покидать храм до момента ее завершения. Если вы опоздали на начало службы, стоит находиться в районе входа. Лишь по окончании Божественной литургии необходимо выполнять запланированные процедуры.
Адрес храма
Собор находится в столице на улице Волхонка, в доме под номером 15. До него можно легко добраться, ведь рядом располагается станция метро «Кропоткинская». Если вы пешком будете проходить через Красную площадь и Кремль, на путь придется потратить около пятнадцати минут.
Прямая трансляция Рождественского богослужения в храме Христа Спасителя в 2020 году
Шестого января в 23:00 начнется богослужение в Храме Христа Святителя, посвященное Рождеству Христову. Прямой эфир мероприятия будет демонстрироваться на центральных телеканалах Российской Федерации. Оно состоится в главном церковном сооружении страны – Храме Христа Спасителя. Во главе праздничной литургии стоит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Интерьеры самого большого храма России
Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.
Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.
Скульптурная компазиция на стенах храма
Убранство
Внутреннее убранство Храма Христа Спасителя славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров — это золочения сусальным золотом. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней — лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей, отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.
Благовещенский собор Московского Кремля
- Возведен в конце XV века во время княжения Ивана III на месте деревянной благовещенской церкви.
- Изначально имел три купола. В правление Ивана Грозного собор был расширен, за счет чего количество глав возросло до девяти.
- Считался придворным храмом Московских государей, а его настоятель одновременно являлся духовником венценосной особы.
- Уникален оригинальными фресками, нехарактерными для православного храма. На них библейские сюжеты и святые изображены наряду с античными не христианскими деятелями.
- Закрыт для прихожан в 1918 году, как музей работает с 1955 года. С 1993 по престольным праздникам проводятся богослужения.
Восстановление храма Христа Спасителя
В 1988 году, в период гласности и перестройки, в СССР с помпой отмечали 1000-летие крещения Руси. Вопрос о гонениях на веру в Советском Союзе очень часто всплывал в выступлениях западных политиков. Горбачеву надо было показать Западу, что бывшего коммунистического монстра больше нет. Поэтому он поддержал идею многих общественных деятелей о воссоздании на прежнем месте храма Христа Спасителя.
Торжественная закладка храма состоялась в 1994 году, финансировалось строительство правительством Москвы и многочисленными жертвователями. Президент Борис Ельцин отказал в средствах из бюджета.
«Дальше произошло почти мистическое, знаковое совпадение исторических дат. Президент Ельцин выступил с известным обращением, что досрочно покидает Кремль. В тот же самый час перед наступлением Нового года патриарх Московский и Всея Руси торжественно совершал малое освещение храма Христа Спасителя», – рассказывает Владимир Фортунатов.
Сегодня воссозданный храм Христа Спасителя является самым большим православным храмом в России, он может вместить до 10 тысяч человек. Памятные доски на стенах рассказывают о великой истории и военных победах русских солдат. Кроме того, в храме воссоздали Преображенскую церковь в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.
Статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро)
Статуя Христа-Искупителя (порт. Cristo Redentor) — знаменитая статуя Христа с распростёртыми руками на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро. Является символом Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом. Статуя Христа-Искупителя по праву может считаться одним из самых величественных сооружений человечества. Её размеры и красота в сочетании с панорамой, открывающейся со смотровой площадки у подножия статуи, захватывают дух у любого, кто там оказался.
В 1921 году приближающаяся столетняя годовщина национальной независимости Бразилии (1822 г.) вдохновила отцов города — Рио-де-Жанейро тогда являлся столицей Бразилии — на создание монумента Христа Искупителя. Журнал «О Крузейро» объявил сбор средств по подписке на сооружение памятника. В результате кампании было собрано 2,2 миллиона реалов. К сбору средств подключилась и церковь: тогдашний архиепископ Рио-де-Жанейро дон Себастьян Леме принял большое участие в деле создания монумента. Постройка статуи продолжалась около девяти лет — с 1922 по 1931 гг.
Первоначальный эскиз памятника разработал художник Карлос Освальд. Именно он предложил изобразить Христа с распростёртыми в благословляющем жесте руками, отчего издали фигура выглядела бы как огромный крест. В первоначальном варианте пьедестал для статуи должен был иметь форму земного шара. Окончательный проект монумента был разработан бразильским инженером Эйтором да Силва Коштой (Heitor da Silva Costa).
В 1924 французский скульптор Поль Ландовски (Paul Landowski) закончил моделирование головы (высотой 3,75 метра) и рук статуи. В разобранном виде все детали монумента доставлялись в Бразилию и по железной дороге транспортировались на вершину горы Корковадо.
12 октября 1931 года состоялось торжественное открытие и освящение монумента, ставшего символом Рио-де-Жанейро.
Изготовлена статуя Христа-Спасителя из железобетона и мыльного камня, и имеет вес — 635 тонн. Высота холма, на котором она установлена — около 700 метров. Высота самой статуи — 39,6 метра, из которых 9,5 метра — это высота постамента. Размах рук Христа — 30 метров. Благодаря своим размерам и месту расположения, статуя хорошо видна с достаточно большого расстояния. И при определённом освещении, выглядит, по настоящему божественно.
Но еще более впечатляет вид на Рио-де-Жанейро, открывающийся со смотровой площадки, расположенной у подножия статуи. Подняться к которой можно по автостраде, а затем по ступенькам и эскалаторам.
Дважды, в 1980 и 1990 годах, проводился капитальный ремонт статуи. А также, несколько раз велись профилактические работы. В 2008 году в статую попала молния и немного повредила её. Работы по восcтановлению наружного слоя на пальцах и голове статуи, а также по установке новых громоотводов начались в 2010 году. Именно тогда статуя Христа-Спасителя и была подвергнута первому и единственному за всю свою историю акту вандализма. Кто-то, взобравшись на строительные леса, сделал краской рисунки и надписи на лице Христа.
Ежегодно к подножию монумента поднимется около 1,8 млн. туристов. Поэтому, когда в 2007 году были названы новые семь чудес света, в их список попала и статуя Христа-Спасителя.
Частица Ризы Божией Матери
Частицу Ризы Божией Матери привез на Русь Дионисий Суздальский в XIV веке из Константинополя. Вместе с другими святынями она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей.
После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В 2008 году, по просьбе покойного Патриарха Алексия II, была передана Русской Православной Церкви вместе с другими святынями, которые также хранились в кремлевских музеях.
Частица Ризы Пресвятой Богородицы некоторое время находилась в Храме Христа Спасителя и была доступна для поклонения. Но, поскольку верующие не проявляли к ней большого интереса, было принято решение на время убрать святыню в алтарь и выносить ее в некоторые богородичные праздники, например, в Праздник Ризоположения во Влахернах, на Покров Пресвятой Богородицы, в Субботу акафиста Великим постом и в другие праздники.
Современное состояние
Возрождённый Храм — духовное средоточие деятельности Русской Православной Церкви, он стал центром многих общественных и культурных событий, просветительской деятельности. В храме торжественно отмечаются всенародные праздники и юбилеи. В двунадесятые и великие праздники церковного календаря здесь совершает богослужения настоятель Храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Зале Церковных Соборов проходят заседания Архиерейских Соборов и других церковных форумов.
Между торжествами Храм и Преображенская церковь живут обычной приходской жизнью, люди приходят сюда за таинствами крещения и венчания, исповедаться, проводить в последний путь родных и близких…
Архитектурный комплекс Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является туристической достопримечательностью столицы, памятником истории и культуры, он напоминает потомкам, о ратных подвигах героев Отечественной войны 1812 года.
Посетителей восхищают архитектурные достоинства памятника, высокохудожественные росписи его интерьеров это краткий курс богословия в образах и красках, а уникальный алтарь в виде беломраморной шатровой часовни не имеет аналогов в истории русской церковной архитектуры. Со смотровых площадок на все стороны света открывается захватывающая дух панорама столицы.
Храм Христа Спасителя — сложнейшее современное сооружение, требующее неустанного труда сотен людей. Фонд Храма Христа Спасителя силами своих подразделений обеспечивает жизнедеятельность Храма — главного собора Москвы и всей России.
Успенский собор Московского Кремля
- Успенский собор – главный собор Московского Кремля. Возведен в 70-х годах XV века. Строился не на пустом месте, до него здесь располагался деревянный храм, а после, в XIV веке, сооружен новый, белокаменный.
- Этот храм, возведенный в княжение Ивана Калиты, и есть первый каменный собор Московского Кремля. Невзирая на это, за более чем сто лет собор утратил свою актуальность, и князь Иван III решил возвести новый, более соответствующий возросшему статусу Москвы. Первая попытка строительства завершилась неудачей. Незавершенную постройку разрушило землетрясение, столь редкое для данной местности. Приглашенный итальянский архитектор построил собор заново, взяв за образец Владимирский Успенский собор.
- Материалом для собора послужил белый камень и кирпич. Он имеет пять глав.
- Расписан Успенский собор на рубеже XV и XVI веков. Повторная роспись осуществлена в средине XVII века.
- За свою историю собор неоднократно подвергался пожарам, восстанавливался и обновлялся. Помазание на царство Ивана IV Грозного состоялось именно в Успенском соборе Московского Кремля. А в 1917 году здесь состоялся Поместный собор, который принял решение восстановить патриаршество в Русской православной церкви.
- В 1918 году богослужения прекращены, с 1955 года принимает посетителей в качестве музея. С 1990 года проводятся службы, но на нерегулярной основе.
Усыпальница
Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.
Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.
Гробницы
Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.
Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.
У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.
Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.
В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.
У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.
Росписи усыпальницы
В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.
Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.
В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.
Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».
Уникальные фрески и старинные иконы
Внутри храм поражает фресками, расписывали стены в семнадцатом веке искусные художники, сохранились имена некоторых из них — Яков Казанец, Гурий Никитин, Федор Зубков и другие мастера. На стенах собора можно видеть около 60 изображений царственных особ и их жен: княгини Ольги, князей Боголюбского, Невского, Владимира, Ивана Калиты и Семена Гордого. Некоторые из изображенных на портретах людей причислены к лику святых. Портреты есть над каждым княжеским захоронением, изображены усопшие в молитвенной позе, изображения сопровождаются надписью, в которой указываются их имена и имена святых покровителей.
Для пополнения первоначального иконостаса, который не сохранился, много сделал царь Иван IY. Историки предполагают, что с того времени остались иконы: «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни», «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский»
Привлекает внимание храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» — считается одной из самых старинных икон. Сейчас это вряд ли возможно доказать, но по преданию, ее заказала Евдокия, вдова Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве
Возможно, икона находилась в предыдущем соборе, возведенном по приказу Ивана Калиты. Не исключено, что в ее написании принимал участие сам Феофан Грек или его ученики.
Иконы, которые можно увидеть в стенах храма, написаны большей частью в семидесятых — начале восьмидесятых годов XYIII века. Их заказал царь Федор Алексеевич. Резной иконостас делали искусные мастера, призванные со всей Руси, всего этой работой занимались более 60 человек. Он имеет четыре яруса, с Распятием наверху. По обеим сторонам Царских врат можно видеть уникальные иконы – «Спас Великий Архиерей», «Богоматерь Благодатное Небо».
XXC Dosya Özeti
XXC Dosya Uzantısının bir ana dosya tipi vardır ve (Unknown Developer tarafından yayınlanmış) Unknown Software ile açılabilir. Bu format ile ilgili toplamda bir yazılım programı var. Genellikle bunlar Centraline COACH Controller Firmware formatındadır.
XXC dosyaları en çok Data Files olarak kategorize edilir.
Windows İşletim Sistemi XXC dosyalarını görüntülemek için kullanılabilir. Bunlar genellikle masaüstü cihazlarında (bazen de mobil cihazlarda) bulunur, bu dosyaları görüntülemenizi ve bazen düzenlemenizi sağlar.
XXC dosyaları, «Düşük» Popülerlik Puanına sahiptir, bu da demek olur ki bu dosyalar çok popüler değildir.
Архитектура и стиль Храма
Размеры:
- Здание имеет высоту 103 метра;
- Ширина стен – 3 м;
- Длина всего Храма примерно 80 м;
- Объём сооружения – 524 тыс. м³.
Собор включает несколько комплексов:
- Верхний храм;
- Нижний храм;
- Стилобатная часть;
- Подземная парковка на 300 мест.
Внешний вид Храма дублирует устоявшиеся догмы российско-византийского стиля. Площадь, покрытая росписью в помещении Храма, занимает приблизительно 22 тыс. м². Кроме того, нижний коридор выступает как памятник военным действиям.
Большая часть художественного оформления Собора образуют орнаменты, изготовленные из 50 кг золота. Внутренний свод купола украшен композицией «Отечество» – изображение Бога и маленького Иисуса. Имеется множество росписей, олицетворяющих земную жизнь Христа.
Колокола
В 1926 году в России был отлит последний церковный колокол, и надолго погасли литейные колокольные печи. Минуло почти 70 лет. В 1995 г. Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя конкурсе объявила конкурс на право изготовления колоколов для Храма, победителем в котором стал первый литейный цех ЗИЛа.
Всего зиловцы отлили для Храма 4 тяжелых колокола: Большой Торжественный массой 29,8 т, который звучит только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, чей голос можно услышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 т и 5-тонный Будничный. Первый колокол залит 31 мая 1996 г., последний — 2 августа 1997 г.
Архитектура
Внешний вид
Центральный портал западного фасада, 2014 год
Пятиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном, с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер. Закомары декорированы белокаменными раковинами и акротериями в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы, сочетание малых и больших круглых окон, встречающееся в архитектуре Венеции, в частности в храме Санта-Мария-деи-Мираколи. Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым. В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи.
Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу, которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века. Своды закреплены на шести столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре. Стены собора разбиты на прясла.
Иконостас
В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 метров с полихромным резным декором, изготовленный во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году. Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. В начале XIX века он был дополнен резьбой. Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам.
При средних столбах собора в двух и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми.
Покровский собор Московского Кремля (собор Василия Блаженного)
- Построен в середине XVI века по повелению Ивана IV Грозного, в ознаменование взятия Казани, которое произошло в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы.
- Состоит из девяти отдельных церквей, престол каждой из которых освящен в честь определенного праздника.
- В конце века к собору была пристроена десятая церковь, возведенная в честь известного московского юродивого и предсказателя Василия Блаженного. Этот храм и дал собору второе, простонародное название, под которым он известен всему миру.
- В течение веков собор многократно перестраивался и обновлялся. После революции даже поднимался вопрос о сносе святыни, но его удалось отстоять.
- В настоящий момент собор принимает посетителей в качестве музея, также в нем проводятся нерегулярные богослужения.