Церковь антипия на колымажном дворе

Возрождение былой святыни

Восстановление храма шло постепенно, начавшись ещё в 1968 году – задолго до того, как на волне перестройки государство стало возвращать церкви изъятую у неё недвижимость. Однако реставрационные работы тех лет коснулись лишь фасада здания, так как внутри него помещалась библиотека Музея изобразительных искусств.

В наши дни храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе, адрес которого: Москва, Колымажский пер., 8/4, стр.1, стал одним из многочисленных приходов столицы. В собственность православной церкви он был передан в 2005 году, но ещё задолго до этого при нём образовалась община, которую возглавил тогда протоиерей Владимир (Волгин).

Архитектура[ | ]

В настоящее время храм представляет собой комплекс объёмов, сложившийся в несколько этапов; формирование его завершилось к концу XVIII века. Ядром сооружения является одноглавый на подклете, возведённый предположительно в 1530-х годах. Размеры основного объёма — 8,2 х 8,29 м, вместе с апсидой длина составляет 13,3 м. Изначально его обходила с трёх сторон (южной, западной, северной) галерея-гульбище. Для московских приходских церквей той эпохи наличие подклета и гульбища было нехарактерным. Над западным фасадом возвышалась звонница.

С южной стороны к ней примыкает Никольский придел, построенный в XVII на месте галереи и перестроенный в 1739—1741 годах. С северной части располагается придел Рождества Иоанна Предтечи, с запада — церковный притвор и двухъярусная колокольня; все эти сооружения возведены в 1798 году. В XVIII веке в храме появился ещё один придел — великомученицы Екатерины. Вертикальными доминантами всего сооружения выступают колокольня, а также барабаны храма и северного придела.

Основной объём имеет небольшие размеры, перекрыт крестчатым сводом[источник не указан 956 дней

] и отличается от других храмов XVI века тем, что имеет двухчастный алтарь. Стены четверика были расчленены пилястрами на три прясла каждая. Средние части стен вынесены на полкирпича вперёд, поэтому в плане четверик имеет слегка крестообразную форму, в настоящее время это не так очевидно, так как скрыто за позднейшими пристройками. Прясла завершаются большими кокошниками килевидной формы, которые своими архивольтами «опираются» на капители пилястр. Кокошники северного и южного фасада соответствовали аркам гульбища. Над кокошниками прясел возвышается второй ряд из восьми кокошников. Кровлю, повторяющую форму крестового свода храма, венчает стройный барабан с главой в форме шлема.

Особенность храма, выделяющая его из ряда бесстолпных храмов — соответствие пилястр интерьера, разделяющих стены до уровня свода, фасадным пилястрам.

В XIX века потолок южного придела был разобран. В 1841 году в подклете южного придела была сооружена овальная колоннада. Позднее построена круговая колонная галерея при алтаре Николая Чудотворца. В середине столетия на своде и в нишах северного придела была выполнена стенопись, сохранившаяся до настоящего времени.

Усыпальница Скуратовых

Известно также, что церковь возле царских конюшен стала фамильной усыпальницей рода Скуратовых, один из которых – Малюта, являвшийся главой опричников Ивана Грозного, – вошёл в историю России едва ли не как самый кровожадный злодей прошедших веков. Кстати, есть основания полагать, что он принимал действенное (финансовое, разумеется) участие в строительстве самой церкви и был погребён в ней после своей гибели в 1573 году.

После того как в 1565 году территория, на которой находилось Чертолье, была отдана Опричнине, и все, кто проживал на ней, были выселены, там начали строиться дома царских приближённых. Среди них была упомянутая в документах 1638 года усадьба государева стольника Петра Скуратова – одного из родственников Малюты. Она вплотную примыкала к церковной ограде.

Курсы пролетарских художников

После октябрьского переворота храм Антипы на Колымажном дворе ещё несколько лет оставался открытым. Известно, что в 1922 году в нём был рукоположен в сан диакона будущий новомученик российский Илья Громогласов, через несколько месяце после этого расстрелянный по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей.

Закрыт храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был в 1929 году. Его здание вначале планировали использовать для размещения в нём библиотечных фондов, но затем приняли решение о передаче его в распоряжение курсов, готовивших так называемых «художников революции», призванных кистью и резцом воспеть великие свершения народа-победителя.

Усадьба Лопухиных

Еще одно интересное строение в Малом Знаменском переулке — городская усадьба Лопухиных. Сейчас здесь располагается музей Рериха. Несмотря на свой классический вид, основной объем здания был построен в XVII веке. Если подойти поближе, то можно увидеть белокаменные наличники. А в подвале (где сейчас находится магазин «Оазис») сохранились старинные своды. Здание обновлялось в 1774 году, когда был стесан декор XVII века, прорублены новые окна. На рубеже XVIII-XIX вв. появился портик из шести колонн под массивным фронтоном, украшающий главный фасад. Помимо интересной экспозиции, внутри сохранились интерьеры второй половины XVIII века.

Усадьба Лопухиных — ныне Музей Рериха

Усадьба Лопухиных — ныне Музей Рериха

Необычная картина — пустынный Малый Знаменский переулок. Слева — здание Музея изобразительных искусств. Справа — одно из помещений этого же музея. Впереди, уже на другой стороне Волхонки — музей художника Ильи Глазунова.

Малый Знаменский переулок

Одна из любимых церквей Ивана Грозного

Согласно преданию, в этой церкви венчался с одной из своих жён царь Иван Грозный, вот только когда и с какой именно — неясно, на это счет существуют разные мнения. Несмотря на то что церковный устав допускает не более четырёх бракосочетаний, любвеобильный государь умудрился сделать это семь раз – царям ведь закон не писан. Впрочем, возможно, что последние три жены были с ним не венчаны.

Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе не случайно пользовался особым вниманием грозного царя – святого великомученика Антипу он считал одним из своих небесных покровителей, и среди наиболее почитаемых семейных реликвий хранил его зуб, оправленный в серебро

Иконография

Самый известный образ святого создан при Иване Грозном иконописцами московского храма. Икона дает четкое представление о том, как жил, что пережил епископ Пергамский. Ее рекомендуется держать на домашнем иконостасе человеку, стремящемуся исцелиться духовно или телесно, укрепить веру.

На иконе изображен седовласый старец с длинной бородой и мудрым, проникновенным взглядом. Лик выражает смирение, покорность уготованной судьбе, но, в то же время, выглядит серьезным, твердым и уверенным, выражает готовность бороться с бесовскими силами ради спасения человеческих душ. На святом мученике епископский омофор с изображениями крестов и риза. В облачении преобладают зеленые и красные цвета. Одной рукой епископ делает благословляющий жест, другой – держит Евангелие.

Глядя на икону, понимаешь, сколько мук пришлось перенести святому за веру. Но даже мучительное умирание в раскаленном жертвеннике не отвратило епископа Пергамского от веры в Христа.

Возрождение былой святыни

Восстановление храма шло постепенно, начавшись ещё в 1968 году – задолго до того, как на волне перестройки государство стало возвращать церкви изъятую у неё недвижимость. Однако реставрационные работы тех лет коснулись лишь фасада здания, так как внутри него помещалась библиотека Музея изобразительных искусств.

В наши дни храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе, адрес которого: Москва, Колымажский пер., 8/4, стр.1, стал одним из многочисленных приходов столицы. В собственность православной церкви он был передан в 2005 году, но ещё задолго до этого при нём образовалась община, которую возглавил тогда протоиерей Владимир (Волгин).

Священномученик Антипы епископ Пергамский почитается как покровитель стоматологов

Священномученик Антипа епископ Пергамский Святой Антипа, Священномученик Антипа епископ Пергамский издревле почитался на Руси, как исцелитель от зубной боли и покровитель стоматологов, древние храмы в его честь есть в Суздале и в Вологде. Его день памяти празднуется 24 апреля.

24 апреля

день памяти Священномученика Антипы епископа Пергамского

Согласно житию, Антипа являлся учеником апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в правление императора Нерона (54-68 гг.).

Своей твёрдой верой в Сына Божия он достиг того, что жители Пергама (территория современной Турции) стали уклоняться от жертвоприношений идолам.

Антипа отказывался прекратить свои проповеди о Христе и приносить жертвы языческим богам.

Разъярённые жрецы бросили Антипу в раскалённого медного вола в храме Артемиды – куда обычно бросали жертвы идолам, но и там священномученик продолжал молится Богу. Его тело было тайно погребено местными христианами в Пергаме.

В V веке над его гробницей в Пергаме был возведен храм, а в IX веке во имя священномученика построили храм в Константинополе.

Чудотворные мощи небесного покровителя дантистов ныне хранятся на греческом острове Патмос, в монастыре святого апостола Иоанна Богослова.

Служители, приход

Известно, что священники церкви много занимались благотворительностью, несли социальное служение. Например, священник Василий Ретровский в 1860-е гг. открыл бесплатную школу для девочек, причем занятия проходили прямо у батюшки дома.

Продолжало расти также количество постоянно посещающих богослужения. Местный приход был одним из самых больших в Вологде, а о высоком авторитете церкви говорит название улицы, на которой она располагалась – Антипиевская.

Настоятель, священник Алексий Скворцов, в 1892 г. писал:

«Народ здесь добрый, отзывчивый и, главное, любящий Церковь (а за нею и служителей ее). Здесь все, от малого до великого, весьма усердно посещают храм, особенно накануне и в дни праздничные и воскресные, имеют добрый, благочестивый обычай в трудных и радостных обстоятельствах жизни прибегать к Богу, Божией Матери, святым угодникам (особенно к небесному покровителю храма священномученику Антипе)…»

К 1890-м места для желающих прийти на службу снова стало очень мало, особенно зимой, когда служили только в отапливаемых небольших приделах. На 1895 г. приходится последняя перед революцией реконструкция здания, объединившая «теплую» и «холодную» части церкви.

Жизнеописание священномученика Антипы Пергамского

Пребывая на острове Патмос, апостол Иоанна написал послание Пергамской церкви (Откр. 2: 13).

Это откровение апостол получил от самого Господа во время пребывания около его престола, в окружении семи светильников. Творец назвал епископов первых христианских храмов ангелами церкви. Своим посланием Господь укрепил веру мучеников, отдельно упомянув и о епископе Пергамы, сказав, что знает, что Антипа живет там, где стоит сатанинский престол.


Священномученик Антипа Пергамский

В жилище сатаны и окружении его поклонников священник, епископ Пергамский был светильником, рассеивающим тьму. Всевышний Бог наполнил священника особым блаженством, непоколебимостью, добродетельностью крепко стоять против язычников. Не обращая внимания на запреты императора и угрозы физической расправы, подобно сиянию чистого света Антипа нес слово Божье в массы язычников, выходя на площади.

Он на физическом уровне видел, как бесы разбегаются из Пергамы, что не нравилось жрецам, теряющим силу и власть. Бесы посещали языческих идолопоклонников и жаловались, что не могут жить в Пергаме, где для них нет пищи, жертвы и курения сатане уничтожаются молитвами христианского начальника.

Разгневанные эллины схватили священника Антипу и потащили к правителю. Император Домициан обвинил священномученика в том, что бесы или идольские боги покинули город, лишив его своей защиты. Правитель твердо верил, что идолы во время обладания городом даруют жителям защиту, попечительство, охрану, поэтому, препятствуя им, священник совершает преступление против общества.

Император Домициан предложил епископу раскаяться и принести жертвы идолам, на что получил достойный ответ. Священник сказал, что человеческое решение для него ничего не значит. Если он является простым смертным, по утверждению правителя, то почему от него бегут бесы, покидая город, при этом, всесильные жрецы оказываются бессильными.

Священномученик просил объяснить, каким образом бесы, бегущие от одного человека, христианина, могут спасти город. Епископ предложил императору отказаться от заблуждений и принять истинную, спасающую веру во Христа, который пришел на землю спасти человечество, ибо только Спасителю будет дано право судить род человеческий по окончании века сего.

Чувство свое бессилие и правоту слов священника разъяренная толпа потащила святого в храм Артемиды, где стоял медный вол — место жертвоприношения. Стоя перед лоном раскаленного вола, св. Антипа Пергамский перекрестился и прочитал молитву:

Молитвы святого были слышны и после того, как его бросили в костер. Палачи не дождались криков молитвенника, он просто уснул вечным сном и был встречен на небе венцом мученика.

Жители Пергамы, ставшие свидетелями удивительной смерти святого, массово стали отказываться участвовать в жертвоприношениях созданным человеческими руками идолам, стараясь узнать больше о Сыне Божьем, Пресвятой Богородице, вечной жизни и путях спасения.

После того, как металл остыл, христианам было разрешено взять останки, но вместо пепла они достали не тронутое огнем тело, которое и похоронили в Пергаме. Гробница со святыми мощами время от времени покрывается благовонным миром, обладающим силой исцеления от самых тяжелых болезней.


Икона святого мученика Антипы Пергамского

Принявший смерть в 95 году епископ Пергамский был почитаем со времени своего погребения. Феодосий Великий, правивший в конце 3-го века, распорядился перевести в Царьград жертвенник — медного вола.

Аристократы – прихожане храма

Когда в 1737 году в Москве вспыхнул один из самых страшных в её истории пожаров, храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе стал жертвой огня, как и большинство городских построек. Его восстановление по разным причинам затянулось и было завершено в 1741 году. Благодаря щедрой финансовой помощи князя С. А. Галицина удалось полностью перестроить предел святителя Николая Чудотворца, а позже добавить ещё один – в честь великомученицы Екатерины. На протяжении долгих лет в числе прихожан храма были представители самых громких аристократических фамилий, а в начале XX века одним из них стал замечательный русский художник Валентин Серов.

Одна из любимых церквей Ивана Грозного

Согласно преданию, в этой церкви венчался с одной из своих жён царь Иван Грозный, вот только когда и с какой именно — неясно, на это счет существуют разные мнения. Несмотря на то что церковный устав допускает не более четырёх бракосочетаний, любвеобильный государь умудрился сделать это семь раз – царям ведь закон не писан. Впрочем, возможно, что последние три жены были с ним не венчаны.

Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе не случайно пользовался особым вниманием грозного царя – святого великомученика Антипу он считал одним из своих небесных покровителей, и среди наиболее почитаемых семейных реликвий хранил его зуб, оправленный в серебро

Молитва священномученнику Антипе

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Возбранный чудотворче и изрядный недугов целебниче, по данней ти от Господа благодати, яко имеяй дерзновение к Подателю здравия, от всяких нас бед и недугов свободи, да зовем ти: радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Просвещённые варвары

Несмотря на то что со временем были разобраны главный купол и один из пределов, храм Антипы на Колымажном дворе всё же постигла не самая худшая участь – могли бы и вовсе разрушить, как сделали это с тысячами церквей и монастырей по всей России. Но, тем не менее, творческие работники, в ведение которых была передана церковь, обошлись с ней по-варварски.

Из описания, составленного в 1966 году, видно, что постройка приобрела к этому времени заброшенный и неряшливый вид. Крыша на колокольне отсутствовала, а со стен свисали куски прогнившей обрешётки. В сохранившихся до той поры куполах зияли дыры, и всюду виднелись следы обвалившейся штукатурки. При этом частично храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе использовался под жильё художников-певцов новой жизни, а в остальной его части размещался склад.

После революции

Даже после начала гонений приходская жизнь Антипиевского не  замерла. Более того, современный исследователь этого периода истории Вологды, И.Спасенкова, пишет, что, например, в 1926 г. количество членов общины увеличилось более чем на 300 человек!

Причт церкви продолжал свое служение в полном составе до самого закрытия храма, которое приходится на 30 января 1930 г. Историки установили: несмотря на угрозу репрессий, никто не вышел за штат, не отказался от сана.

Более того, прежним порядком шли не только богослужения, но даже крестные ходы – по улицам города без страха шли с хоругвями, иконами, пением богослужебных песнопений.

Аристократы – прихожане храма

Когда в 1737 году в Москве вспыхнул один из самых страшных в её истории пожаров, храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе стал жертвой огня, как и большинство городских построек. Его восстановление по разным причинам затянулось и было завершено в 1741 году. Благодаря щедрой финансовой помощи князя С. А. Галицина удалось полностью перестроить предел святителя Николая Чудотворца, а позже добавить ещё один – в честь великомученицы Екатерины. На протяжении долгих лет в числе прихожан храма были представители самых громких аристократических фамилий, а в начале XX века одним из них стал замечательный русский художник Валентин Серов.

Храмы в честь святого Антипы

Епископ Антипа своим молитвенным покровом и поныне оберегает христиан, наставляет их на путь истины. Присутствие святого особого ощутимо в храмах, возведенных в имя священномученика Антипы Пергамского.

Вологда бережно хранит историческую реликвию — Антиповский храм, который в начале 21 столетия находится в стадии восстановления. В 1777 году ввиду эпидемии чумы росли кладбища, около них открывались церкви, одним из приходов и стал Антиповский храм.

Население города росло, Заречье присоединили к Вологде, кладбище закрыли, а церковь в 1847 году реставрировали, создав при ней 3 придела. Сферический купол над декоративными арками стал визитной карточкой нового храма в Вологде.

В течение 20 лет шла роспись церкви, колокольня которой была видна издалека. В 1930 году храм закрыли, несколько святых образов передали в музеи, само здание не разрушили.

1999 год стал временем возрождения Антиповской святыни, отсутствие финансирования является главным тормозом в реставрационных работах, но с 2014 года храм священномученика Антипы снова является самостоятельным приходом.

Центральное благочиние Москвы привлекает паломников всего мира церковью Антипы на Колымажном дворе. В 1547 году найдены упоминания о церкви, в которой по преданию было совершено одно из венчаний Ивана Грозного почитавшего святого Пергамского и хранившего его зуб.


Московский храм в честь Антипы Пергамского

Великий пожар 1737 года не пощадил старинной святыни, реставрация которой длилась почти 50 лет. К 1830 году не было Колымажного двора, вместо него основали тюрьму, затем основали музей, богослужения в Антиповской церкви продолжались в прежнем режиме. В 1922 году в ней служил Патриарх Тихон.

С 1929 по 1968 год прекрасное здание превратилось в заброшенное строение, без крыши и крестов, в части помещении жили люди, в другой половине расположились склады.

В течение 30 лет шли споры о необходимости реставрации, образование церковной общины в 1991 году дало первый толчок для реставрирования, настоятель Антиповской церкви на Колымажном дворе протоиерей Д.Рощин в 2014 году начал работы, которые продолжил иерей А.Щенников.

Паломники всего мира знают об Антипьевской балке, расположенной всего в 18 км от города Антрацит, на Луганщине. Казалось бы, что общего между Луганской землей и городом в Малой Азии. Ответ довольно прост. Паломники из Воронежской губернии, отправляясь из богомолья в Иерусалиме, остановились на ночлег в балке, около которой бил родник вкуснейшей воды. После ужина все путешествующие попили водички и легли спать.


Источник святого Антипы на Луганщине

Не стоит забывать, что в то далекое время зубы никто не лечил, от больных зубов просто избавлялись. Чудо состояло в том, что наутро все паломники проснулись со здоровыми зубами. Один из паломников пошел к роднику и увидел в воде отражение святого, до сей поры ему неизвестного.

Паломники воздали хвалу Богу и неведомому святому за ночлег, исцеление и пошли в родные края. По возвращении паломники пришли в храм на богослужение и увидели икону, на которой было написано, что изображенного на ней святого зовут Антипа Пергамский.

Слух о целительном источнике распространился по округе, к целительной воде потянулись не только люди, сюда вели скот, а вскоре неподалеку устроили ярмарку.

На 25 день между Воскресением господним и праздником Пятидесятницы к источнику совершался крестный ход, затем моление и водосвятие. Во время борьбы с религией крестные хода запретили, 1991 год принес возобновление давней традиции. Прошло более двух тысячелетий после подвига веры епископа Пергамы, а память о нем жива и поныне.

https://youtube.com/watch?v=Vdc4FFgdgvE

Житие священномученика Антипа Пергамского

Ближайшие похожие организации

Часовня Александра Невского при Музее современного искусстваГоголевский бульвар, 10 стр.1320 метров

Храм Воскресения Словущего на АрбатеФилипповский переулок, 20 стр.1470 метров

Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.1650 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.8710 метров

Храм Преподобного Симеона Столпника на ПоварскойПоварская ул., 5 стр.1800 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 1840 метров

Священномученика Власия Храм в Старой Конюшенной СлободеГагаринский переулок, 20 стр.1870 метров

Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.5980 метров

Храм Вознесения Господня (малое)Большая Никитская ул., 181 000 метров

Храм Спаса Преображения Господня на ПескахСпасопесковский переулок, 4А1 100 метров

Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 141 200 метров

Храм-музей святителя Николая в ТолмачахЛаврушинский переулок, 10 стр.11 200 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 151 200 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 21 200 метров

Храм-музей святителя Николая в ТолмачахМалый Толмачевский переулок, 91 300 метров

Заиконоспасского и Никольского Монастырей в Китай-Городе Патриаршее ПодворьеНикольская ул., 7 корп.9 стр.11 400 метров

Конец Колымажных конюшен

В 1830 году придворная конюшня на Колымажном дворе была упразднена. Сами постройки — ещё достаточно крепкие — использовались вначале в качестве манежа для обучения верховой езде, а затем в них была размещена пересыльная тюрьма, известная главным образом тем, что в своё время из неё благополучно сбежал польский революционер Ярослав Домбровский.

К началу XX века находившиеся в ней арестанты были переведены в Бутырку, а само здание разрушено. В 1912 году на освободившемся месте был торжественно открыт Музей изобразительных искусств, которому в 1937 году присвоили имя А. С. Пушкина. Его основателем был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев – отец известнейшей русской поэтессы Марины Цветаевой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector