Покровский хотьков женский монастырь

ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В житии Сергия Радонежского говорится, что преподобный и брат его Стефан приняли монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Произошло это вскоре после основания обители в 1308 г. (по преданию, родителями прп. Сергия Радонежского — Кириллом и Марией
И сами они в 1335-1336 гг. постриглись в Хотькове монастыре и были здесь похоронены в 1337 г.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель возродили. В 1640-х годах здесь выстроили первый каменный собор. Самостоятельным Хотьков монастырь стал в 1764 г., когда был возведен в 3-й класс со штатом в 17 монахинь, хотя жило в нем более 100 сестер. Здесь процветало золотошвейное искусство.

В 1916 г. в монастыре было 70 монахинь и 67 послушниц.
Главными святынями обители помимо гробницы родителей прп. Сергия Радонежского были четыре иконы Богоматери, хранившиеся в Покровском
соборе: Толгская и Смоленская, подаренные царицей Прасковией Феодоровной, Знаменская и Тихвинская, перед которой служились еженедельные молебны в память избавления обители от чумы в 1771 г. и холеры в 1848 г.

Покровский собор построен в 1816 г. с 2 приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя митр. Алексия. Храм свт. Николая Чудотворца построен в 1768 г., возобновлен в 1904 г. с 2 приделами: правым — во имя свв. апп.
Петра и Павла (освящен в 1835 г.) и левым — в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (освящ. в 1853 г.). Церковь над северными
вратами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1791 г. Церковь над южными вратами во имя свт. Митрофана Воронежского — в 1833 г.

Раньше существовал благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, в память о завещании прп. Сергия старались посетить Хотькову обитель и поклониться гробнице родителей великого Радонежского чудотворца.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После своего
закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.

В марте 1989 г. в возрожденном Покровском соборе состоялся первый
молебен. С этого началась новая жизнь Покровского Хотькова ставропигиального монастыря. На его территории находятся: Покровский собор
(1810-х гг.); Никольская церковь (1902-1904 гг.); надвратные храмы Иоанна
Предтечи и свт. Митрофана Воронежского (XVIII-XIX вв.), кельи и службы (XIX в.).

Богослужение:

Праздники:

1/14 окт. — Покров Божией Матери; 24 июня/7 июля — Рождество св. Иоанна Предтечи; 9/22 мая, 6/19 дек. — свт. Николая Чудотворца;
23 нояб./б дек. — свт. Митрофана Воронежского.

Настоятельница

игумения Олимпиада (Баранова).

Адрес:

Россия, 141350, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г.
Хотьково, ул. Кооперативная; тел. (254) 3-00-05.

Проезд: с Ярославского вокз. Москвы на пригородном электропоезде до
ст. Хотьково, далее пешком.

Материалы для Воскресных школ

Пасхальный сценарий для младшей группы Воскресной школы

Медведица и Мишутка

Сцена 1.

Медведица: С добрым утром, Мишутка!

Мишутка: Никакое оно и не доброе: дождь идёт.

Медведица: Иди скорей умываться, сейчас будем завтракать.

Мишутка: Зачем умываться, я и так чистый.

Медведица: Ох, Мишутка, Мишутка! Когда ты научишься слушаться?

Мишутка: А я разве не слушаюсь? Вот видишь – кушаю!

Зайчонок: Тетя Медведица! Можно Вас на минуточку? Наша мама заболела, а мы не знаем, как ей помочь.

Медведица: Ей поможет малиновое варенье. Идём, я тебе баночку дам.

Мишутка: А мне мама не даёт малинового варенья. Ну и пусть.… Пойду-ка я погуляю, пока мама не пришла.

Я люблю гулять по лужам –

Ни одной не пропущу!

А потом лежу простужен

И по улице грущу.

Ой, бабочка! Какая ты красивая! Можно я с тобой поиграю?

Бабочка: Я лечу на луг – там цветов много. А здесь в лесу – темно, и не видно ни одного цветочка. Хочешь, айда со мной на луг.

Мишутка: Конечно, хочу.

Медведица: Мишутка, ты где? Пропал куда-то…. Добрые соседи, помогите!

Сцена 2.

Мишутка: Я по травке на лугу

Час – второй уж бегу.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется!

Мышонок 1-й: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Мишутка: Возьмите и меня в игру, пожалуйста!

Мышонок 2-й: Ладно, становись.

Мышонок 3-й: Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Надо зайчика ловить.

Кто же будет догонять?

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ну, попробуй нас догнать!

Мишутка: Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем – лошадь догоним. Ой, куда же вы?

Сцена 3 (перед занавесом).

Сорока: Вы слышали? Вы слышали?

Ёж: Что такое?

Белочка: Что случилось?

Сорока: Медвежонок убежал из дому! Он, наверное, уже заблудился! Поможем тёте Медведице отыскать Мишутку?

Волчонок: Поможем!

Сцена 4.

Пчёлка 1-я: Пчёлки гудят – в поле летят.

Пчёлка 2-я: С поля идут – медок несут.

Мишутка: Как вкусно пахнет мёдом! А мне так есть хочется…

Пчёлка 3-я: А где твоя мама? Почему ты один?

Мишутка: Я хотел погулять и вот потерялся.

Пчёлка 2-я: Ай-яй-яй! Ушёл без спроса! Маму надо слушаться и не огорчать!

Пчёлка 3-я: Мы не можем терять времени. Нас ждёт работа.

Пчёлка 1-я: Возьми медок, покушай, Мишутка!

Мишутка: Спасибо.

Лиса: Послушай, Мишка,

Не кушай лишка.

Живот разболится,

Где будешь лечиться?

Дай попробовать медок!

Мишутка: Угощайся.

Лиса: Ой, и вкусный был медок, только маловато. А пойдём, Мишутка, рыбу в пруду ловить.

Мишутка: Мы медведи воды не боимся. Пошли!

Лиса: Раз – карасик, два – карасик. Ну, а это – целый карп.

Молодец, Мишутка. Настоящий ты рыбак.

Ой, сорока прилетела,

Весточку мне принесла:

Отлучиться я должна.

Сиди тут, Мишутка, и лови рыбку ещё, да побольше. Посмотрим, выйдет из тебя настоящий медведь или нет.

Сцена 5 (перед занавесом).

Белочка: Сюда, все сюда! Я узнала, где наш Мишутка: мне пчёлки рассказали. Он сейчас на пруду возле луга.

Волчонок: Спешим туда!

Сцена 6.

Ласточка – мама:

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;

Солнце скрылось под водой:

Ветер, после трёх ночей,

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?»

«Я дитя оберегал.

Колыбелечку качал!»

Мишутка (плачет): Я тоже к маме хочу…. У – у – у!

Сорока: Вот наш Мишутка!

Белочка: Не плачь, Мишутка!

Ёжик: Мы тебя отведём домой, к маме.

Волчонок: Зачем ты, Мишутка, маму обидел?! Она очень сильно переживала за тебя.

Мишутка: Я всё понял. Простите меня.

Ёжик: Мы тебя прощаем, а ты перед мамой повинись.

Белочка: Попроси у неё прощения.

Сцена 7.

Мишутка (подбегает к маме): Мамочка, прости меня, я больше так не буду. Я буду тебя всегда слушаться и не обижать.

Медведица: Я надеюсь, глупый мой малыш!

Мишутка:

Господи, помилуй! Господи, прости!

Не послушал маму…. Грех мне отпусти!

К маме прибегаю, слёзы не тая,

Вот и помирились: мама, Бог и я.

Об игуменье

Прошло 25 лет с того момента, как матушке Олимпиаде был вручен игуменский посох, а вместе с ним — разрушенный монастырь. На сегодняшний день обитель возродилась, славится своей красотой. Матушка игуменья продолжает возглавлять ее.

Будущая настоятельница родилась во Владивостоке, но ее семья в скором времени переехала в Саратовскую область. Когда матушке Олимпиаде исполнилось 20 лет, она покинула отчий дом, уехав в Сергиев Посад, поступила в медицинское училище. Жила в Москве, училась, после получения диплома вернулась в Сергиев Посад, где трудилась на должности медицинской сестры около 10 лет.

Бог привел будущую игуменью в Ригу, где она 13 лет прожила в Троице-Сергиевом монастыре. Обителью управляла в те годы игуменья Магдалина, ныне покойная. Матушка вспоминает о ней как о проницательном человеке, имеющем большую любовь к людям. Эта любовь покорила будущую настоятельницу Хотьковского монастыря, продолжительные и доверительные беседы со своей наставницей запомнились на всю жизнь.

В Риге матушка Олимпиада была благочинной, как выше написано, жила там на протяжении 13 лет. Затем приехала в Хотьково, где по распоряжению святейшего патриарха Алексия II стала настоятельницей обители. Через полтора года приняла сан игуменьи, в котором находится и по сей день.

На сегодняшний день в обители проживает 80 сестер, 50 из них приняли монашеский постриг. Матушке приходится нелегко, ибо у каждой насельницы свой характер, необходим индивидуальный подход. Она старается учитывать характер сестер, давая им послушания, смотрит на склонность к тому или иному делу, а также на образование. К примеру, если насельница хорошо поет, ее могут поставить на клирос, при наличии соответствующего образования — точно будет там.

Возрождение

Наступил 1989 год, Московский патриархат получил разрушенный и оскверненный Покровский собор. С этого момента началось возрождение одной из древнейших святынь — Хотьковского монастыря.

В 1993 году игуменьей обители была назначена монахиня Олимпиада. Она вместе с первыми насельницами и начала поднимать монастырь из руин.

На сегодняшний день в монастыре действует пансион для девочек, работает духовная библиотека, посещать ее может каждый горожанин. Обитель опекает дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической больницы.

В монастырь приезжают тысячи паломников, желающих понести здесь послушания и просто прикоснуться к великой святыне земли русской.

Хотьково, Московская область: достопримечательности

Без сомнения, главной достопримечательностью города является Покровский Хотьков монастырь, на территории которого, кстати, действует музей.

Привлекает православных и экскурсантов также церковь Преподобного Алексия человека Божиего, или, как ее еще называют, горбуновская церковь. Она была построена в селе Горбуново, которое со временем вошло в состав города. Каменная церковь, которая сохранилась и до наших дней, строилась архитектором Иваном Сафоновым. Она была освящена в 1863 году.

Вызывает интерес и краеведческий музей г. Хотьково, Московская область.

Недалеко от города расположен музей-усадьба «Абрамцево», которая некоторое время была собственностью русского писателя Сергея Аксакова. Усадьбу посещали И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и другие творческие люди того времени. Когда она перешла к богатому промышленнику Савве Мамонтову, художественная жизнь в ней не замерла. Ведь этот человек был еще и меценатом, любителем искусства. Был создан Абрамцевский художественный кружок, в котором собирались известные художники, музыканты, поэты.

Посетив Хотьково (Московская область), фото на память следует сделать и из села Радонеж, где провел детство Сергий Радонежский, который является основателем Троице-Сергиевой лавры

Внимание там привлекает Преображенская церковь, своеобразный крест перед ней, очень интересный памятник Сергию Радонежскому, установленный в 1989 году, крепостные валы и источник святой воды, где сооружены купели

К сведению, Преображенская церковь является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

О старой традиции

Об окрестностях Хотьково известно: там есть интересная церковь в селе Воздвиженском, совсем рядом, в десяти километрах от города, находится Радонеж и пятнадцать километров разделяют его с городом Сергиев-Посад и ансамблем Троице-Сергиевой лавры.

В наше время в России возрождается традиция паломнического посещения святых мест и монастырей, организуются даже специальные экскурсионные туры. Всегда был и остается наиболее посещаемым Троице-Сергиев монастырь.

Существует старая традиция: верующие, желающие поклониться святому Сергию Радонежскому в лавре, начинают свое паломничество с села Радонеж. Это вторая родина преподобного, здешние места с детства были исхожены им вдоль и поперек. Прозрачная речка, кругом пригорки с лесами, в памяти оживает картина Нестерова и вот, кажется, та самая молодая березка и елочки, близ которых беседовали мальчик Варфоломей и святой старец…

Среди верующих бытует такая легенда, что нераскаявшиеся грешники ни при каких условиях не попадут в Радонеж. Особенность у него такая. Ну там машина у них сломается, или еще какое препятствие на пути возникнет, но благословенное место их к себе не допустит. Пока не осознают проступок и не покаются.

Затем паломники отправляются на поклон родителям великого святого, а уж затем направляются в лавру.

В помощь паломнику

Что необходимо знать, собираясь пожить в монастыре? Во-первых, ориентироваться на собственное здоровье, ибо тяжелые послушания при наличии определенных заболеваний запрещены. Во-вторых, стоит учитывать наличие свободного времени, в период которого паломник хочет потрудиться в обители. Заранее предупреждают об этом гостиничную сестру, обговаривая сроки пребывания в доме паломника.

При заселении в монастырскую гостиницу необходимо иметь паспорт. Без документа, подтверждающего личность, могут отказать в поселении. Одеваться следует скромно, желательно в длинную темную юбку, кофту с длинным рукавом и без декольте, на голове обязательно наличие платка.

Послушание в монастыре не выбирают, куда пошлют, там паломник и трудится. Во время работы не стоит громко переговариваться с другими паломниками или насельниками обители. Праздные разговоры запрещаются, равно как и беспричинный смех.

На территории монастыря нельзя сквернословить, распивать спиртные напитки, вести себя распущенно, заигрывая с мужчинами-паломниками (увы, встречается и такое). Запрещено слушать музыку, грызть семечки, употреблять резко пахнущую пищу. В общей келье, куда селят паломников, есть нельзя, для этого в гостинице должно быть специальное помещение. Трудников кормят, как правило, дважды в день в специальной трапезной. Те, кому мало двухразового питания, могут перекусить в монастырском кафе за свой счет.

Собираясь потрудиться в обители, созваниваются с ней и заранее обговаривают свой приезд.

Звонница и шок, полученный около нее

Перед желтым Покровским собором небольшая площадка. На ней похожая на беседку очень скромная маленькая звонница. А на открытках конца XIX века можно увидеть величественную четырехъярусную колокольню, перегораживающую дорогу, в нижнем ярусе которой сделана проездная арка, а верхний ярус украшен часами. Ее разобрали в 30-х годах, когда монастырские постройки были заняты школой механизаторов и отданы под общежитие для рабочей молодежи.

К звоннице можно подойти вплотную и рассмотреть, с помощью каких приспособлений управляется с одиннадцатью колоколами одна сестра, выполняющая функции звонаря.

Рядом мемориальный знак, отмечающий место, где были захоронены мощи преподобных Кирилла и Марии в тяжкий период закрытия монастыря и резной поклонный крест. На нем написано, что «на сем кладбище в обители Покрова Пресвятой Богородицы на Хотькове погребены сродники преподобного Сергия». Летом наверняка здесь масса цветов, а сейчас все вокруг было голо и пусто, зато отлично все просматривалось.

Вдруг к поклонному кресту подошла особа в черном – наверное, монашенка? – приподняла скрывающийся за ним, но в непосредственной близости, люк ливневки и выплеснула туда ведро грязной воды. Как в могилу. Мы потеряли дар речи.

История

Начало Хотькову положил Покровский Хотьков монастырь, основанный здесь в 1308 году. В 1862 году в Хотьково открылась железнодорожная станция; пристанционный посёлок в 1939 был преобразован в рабочий. Хотьково имеет статус города с 1949 года. Кроме ансамбля монастыря — храм Святителя Алексия (1850-е, арх. И. Е. Сафонов). Музей народных ремесел. Близ города — музей-усадьба Абрамцево и село Радонеж, где провёл детские годы основатель Троице-Сергиевой лавры — преподобный Сергий.

С середины XIX века на территории современного Хотьково существовало множество мелких мануфактур. До 1920-х годов просуществовали бумагопрядильная, шелковая, молочная и миткалевая фабрики. Как правило, на таких фабриках трудилось не более двух десятков рабочих, а владелец был управляющим производством.

Существовала фабрика искусственного барашка. В производстве было занято 111 человек с 5 утра до 8 часов вечера. Обеденный перерыв на фабрике составлял 3 часа. Фольговый завод крестьян Базловых активно использовал механизацию. Шесть вальцовых станков и керосиновый двигатель позволял крестьянам делать серебряную фольгу. Владельцы завода стояли у станка вместе со своими наемными рабочими.

Крестьяне, освоившие керамическое дело в мастерских Мамонтова создавали артели по производству майолики. Работали они по эскизам художников, творивших в усадьбе Абрамцево.

Купола в России кроют чистым золотом

Так пел Владимир Высоцкий. Но бард ошибался – чистым золотом ни купола, ни кресты, ни церковную утварь не покрывают. Всегда используют сплав металлов – 96 частей золота и две — серебра и меди. Именно такой состав заставляет «гореть» маковки с крестами, разбрасывая окрест россыпи солнечных зайчиков.

Я смотрю вверх и размышляю, как же было трудно позолотчикам работать на куполе Никольского собора – оступись, а за спиной 44 метра высоты!

Там, наверху, из полиэтилена они выстраивают домик – защита от птиц, дождя и пыли. Мастера выполняют работу в альпинистской обвязке, словно верхолазы, на лицах их марлевые повязки. Летом купол раскаляется, под полиэтиленом духота и жара. Просоленные люди выполняют работу ювелирную: на специальный лак они накладывают внахлест, чтобы не было заметно швов, звенящие лепестки золотой фольги…

Храмы обители

(1816 год)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, действующий в настоящее время, построен в 1816 году в период управления монастырем игумении Евпраксии (Коротаевой). К этому времени число насельниц монастыря умножилось до двухсот восьмидесяти человек, вследствие чего возникла необходимость в постройке нового более вместительного Покровского храма на месте прежнего.

Строительство началось, по благословению митрополита Платона (Левшина), в 1811 году и производилось на средства монастыря. Окончательная отделка и роспись храма закончена в 1816 году. Девятого июля того же года было совершено освящение его архиепископом Московским Августином (Виноградским).

Эта церковь, представляющая главный собор монастыря, поскольку здесь всегда покоились мощи преподобных Кирилла и Марии, имела три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери и придельные – во имя преподобного Сергия Радонежского справа и святителя Алексея, митрополита Московского слева.

(1904 год)

Старая Никольская церковь была разобрана в 1899 году и сразу же началось строительство нового собора, которое продолжалось почти пять лет. Новый храм, рассчитанный на три тысячи молящихся, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера.

Никольский собор отличался тем, что это был первый в России храм, построенный в русско-византийском стиле, который начал возрождаться в храмовой архитектуре второй половины XIX века. Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором.

Торжество освящения, при огромном стечении народа и почетных гостей, продолжалось два дня, 26 – 27 сентября 1904 г. В 1932 году Никольский храм закрыли.  Надгробия из усыпальницы распилили на части и отправили на стройки. Благолепный, не так давно отстроенный храм подвергся жестокому разорению.

Первоначальная внешняя реставрация храма с установлением одного центрального купола была проведена к празднованию Тысячелетия Крещения Руси. В настоящее время в храме продолжаются реставрационные работы.

(1791 год)

Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи построен в 1791 году над северными Святыми вратами, освящен известным церковным деятелем, знаменитым проповедником, настоятелем Лавры и главой Московской епархии митрополитом Платоном (Левшиным). Этот храм считается самым древним из сохранившихся монастырских зданий, но есть основания предполагать, что до наших дней он дошел в сильно перестроенном виде.

Надвратный храм служил приходским для жителей окрестных деревень, в нем совершались для них Таинства крещения, венчания и другие требы.

С 1998 года идет реставрация храма Рождества Иоанна Предтечи. В настоящее время храм расписывается.

(1833 год)

Храм в честь святителя Митрофана Воронежского был возведен в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными. По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 году на вклад Н. М. Нероновой были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни, заменивших собой монастырскую ограду по южной стороне и соединенных высокими угловыми башнями с восточной и западной стенами обители.

Храм святителя Митрофана служил «к утешению болящих», поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу. В 1918 году произошло варварское разорение Покровского собора, в связи с чем были взломаны Водяные ворота и нанесен ущерб домовому храму.

В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. 30 октября 2012 года Архиепископ Сергиевопосадский Феогност совершил Чин Великого освящения храма. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовой.

XVIII — начало XX века

В XVIII веке на территории Хотьковского Покровского женского монастыря начались масштабные строительные работы. На месте старой деревянной Никольской церкви выросла новая каменная, были сооружены Святые ворота. Спустя несколько десятилетий над ними построена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.

В XIX веке строительство на территории обители продолжалось. В тот момент в монастыре проживало около 300 насельниц, в связи с этим началась постройка большого Покровского собора, приостановленная летом 1812 года. После войны строительство возобновилось, реставрационные работы завершились в 1816 году, тогда же состоялось освящение собора. Построены два придела — в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия — митрополита Московского.

Весь XIX век характеризуется как одна большая стройка. Были выстроены дополнительные корпуса для монашествующих, помещения под больницу, школу и гостиницу. Количество насельниц увеличивалось, монастырь перешел к общежительному уставу. До этого он был особожитийным, каждая насельница жила в собственной келье и вела свое хозяйство.

Наступил XX век, его начало ознаменовалось постройкой нового собора. Дело в том, что количество паломников увеличивалось, и старый Никольский храм Хотьковского монастыря не мог вместить всех желающих. Тогда-то и было принято решение о построении нового храма на месте предыдущего. Строительство Никольского нового собора вместимостью свыше 2000 человек завершилось в 1904 году.

На старой Троицкой дороге

Покровский Хотьков монастырь с его удивительной планировкой словно частица старинного русского города. Вот его главная улица, по обеим сторонам которой стоят двух- и трехэтажные каменные дома. Она представляет собой сохранившийся кусочек старинного тракта, что некогда вел к Троице-Сергиеву монастырю.

Границу территории монастыря по этому тракту обозначали Святые ворота, расположенные «с приезду от троицкия лавры». Их возвели в середине XVIII века, тогда еще Хотьков монастырь находился в подчинении Троице-Сергиева монастыря, а сама Троицкая обитель только-только получила почетное право именоваться лаврой.

Поэтому вид воротам придали торжественный: монументальная арка с тремя пролетами. Через несколько лет над аркой возведут надвратную церковь, посвященную Рождеству Иоанна Предтечи, которая много лет прослужит всей Хотьковской округе в качестве приходского храма.

Если мы на минуту перенесемся в XIX век, то увидим на месте каменных домов россыпь разнокалиберных деревянных келий, при них возделанные огороды и ничем не ограниченный сквозной проезд через всю монастырскую территорию. Увидим бойкую торговлю всяким товаром, что идет вдоль дороги как внутри, так и вне обители. Ароматно пахнут калачи, розовеют боками яблоки, высятся горки коричневых орехов…

Здесь же стоят монахини и предлагают купить свои рукоделья. Здешние инокини были замечательные мастерицы, умели и прясть, и шить, стегали одеяла, плели кружева и вышивали златом, серебром, жемчугом. В музее Свято-Троицой лавры хранятся замечательной красоты церковные облачения, сделанные руками хотьковских рукодельниц.

Из оставшихся лоскутков мастерили игрушки – маленьких тряпичных куколок с раскрашенными лицами, белочек и зайцев с глазами-бусинками. А еще делали красивейшие тканевые мячики «гремотушки». Их украшали витой канителью, бисером, вышивкой, ленточками, набивали высушенным мхом, а внутрь прятали берестяную коробочку с сухим горохом. Весело гремели в руках ребятни мячики, похожие на граненые мозаичные шары! Несколько штук таких лоскутных поделок хранится в музее игрушки Сергиева Посада.

Вы спрашиваете, что за нужда заставляет этих искусниц стоять в рядах селян, торгующих на рынке? Вот именно, что нужда. Дело в том, что Хотьков монастырь имел особножительный устав по которому государственное содержание обители было минимальным. Каждая инокиня должна была сама заботиться о себе: вести собственное маленькое хозяйство, на свои средства кормиться, выстроить келью и поддерживать ее в порядке.

Только к середине XIX века происходит переход к новой форме существования – к монастырскому общежитию. При нем порядки такие: содержание его насельниц идет за счет монастыря, живут все с общей трапезой и трудом уже на благо всей обители, а не только для себя, с проживанием в предоставленных обителью кельях. Для этого возводятся каменные келейные корпуса.

В это время прокладывают объездную дорогу вокруг монастыря и из обители исчезает рыночное многолюдство, выкрики, гомонящий шум торгующихся.

Что интересно, в этом красивом и спокойном месте мы не заметили ни обилия туристов, ни присутствия торгашей от туризма. Зато в церковной лавке у проворных и доброжелательных молодых монахинь можно купить свечи, книги, календарики, сувениры, выпечку.

В центре Покровского Хотькова монастыря — два красивых храма. Покровский собор в камне сооружен в XIX веке, он заменил собой деревянный храм XVII века. Второй храм – громада из красного кирпича — собор Николая Чудотворца, его построили в начале XX века на месте его предшественника XVIII века. Своим роскошным великолепием напомнил нам византийские храмы Стамбула…

Храмы и архитектура

Покровский собор

Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

В 1811-1816 годах вместо прежнего построили более просторный собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Пятиглавый (однокупольный с четырьмя декоративными главками), бесстолпный собор построен в стиле классицизма, из оштукатуренного кирпича с белокаменными деталями. Стены были расписаны в 1893 году. Собор был закрыт в 1935 году, росписи забелены, использовался в хозяйственных целях. Возвращен верующим в 1989 году и вновь отреставрирован — тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина

Никольский храм

Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм

Трехчастные Святые ворота с северной стороны были сооружены из кирпича в середине XVIII века. В 1791 году их надстроили церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи. Двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный сохранившийся к началу XXI века памятник барокко в монастыре.

Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Колокольня

Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.

Прочие постройки

Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.

Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX века. Кирпичные оштукатуренные здания снаружи имеют черты позднего классицизма. В корпусах — коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.

Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.

Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х годах по проекту А. А. Латкова.

Осмотр монастыря

Кроме величественных храмов обители, таковыми являются еще несколько исторических памятников ушедших веков. Прежде всего это поклонный крест в честь Кирилла и Марии, отца и матери Сергия Радонежского.

Семья поселилась в обители после обнищания купеческого рода, тогда еще допускалось совместное проживание супругов в монастыре. Их старший сын уже был здесь послушником после смерти жены, а младшему Варфоломею суждено было стать преподобным Сергием Радонежским.

Отмечено памятным знаком и место захоронения святых мощей Кирилла и Марии в период большевистской власти. Небольшой обелиск отмечает это место – аккуратное надгробие из нескольких каменных плит с покровным барельефом.

Сооружение размещено возле приметного дерева на холмике из природных глыб, поверху украшенном декоративными растениями

Мощи в настоящее время находятся в Покровском соборе и содержатся в подобающем виде, однако и место их временного пребывания, достойное почитания, вниманием не обделено

Редкой достопримечательностью женского Покровкого Хотькова монастыря является наземная колокольня, более похожая по конструкции на парковую беседку или павильон.

Колокольня восстановлена в том состоянии, в каком она была в XIX веке, во время перестройки Покровского собора с обретением храмом каменного обличья. В звоннице подвешены на деревянных перекладинах 11 колоколов различного размера, языки которых соединены системой веревок.

Одна из монастырских послушниц, обученных искусству колокольного звона, управляла всей звуковой конструкцией и единолично выполняла функции звонаря.

Колокола до наших дней содержатся в рабочем состоянии, мастерство управления ими можно посмотреть воочию без подъема на колокольню.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector