Хлодвиг i — clovis i

В вихре событий

После реставрации Бурбонов вернулся с некоторыми вариациями и королевский герб. В 1830 году вспыхнула новая революция, возведшая на престолкороля-буржуа» Луи-Филиппа Орлеанского.

Он старался показать себя большим демократом и решил доказать это с помощью герба. Вместо лилий на синем щите появилась большая скрижаль с надписьюКонституционная хартия. 1830 год». По мысли короля, это обозначало, что теперь конституция стоит выше королевских лилий.

В 1848 году началась новая революция. Франция опять стала республикой, а первым президентом избрали популярного политика Луи-Наполеона(племянника Наполеона I).

В 1852 году президент отбросил республиканские декорации и стал Наполеоном III. Началась эпоха Второй империи. Вместе с императором вернулся и наполеоновский герб.

Последний Бонапарт в 1870 году проиграл войну с Пруссией и лишился короны. С тех пор и до наших дней Франция остаётся республикой. Согласно старому обычаю, у неё нет герба, но имеется неофициальный символ — ликторский пучок.

В годы оккупации во время Второй мировой войны вишистский режим, возглавляемый немецким ставленником маршалом Анри Филиппом Петеном, выбрал своим символом лабрис — двухлезвийный боевой топор с рукоятью в виде ликторского пучка. А сторонники генерала Шарля де Голля шли в бой под символомСражающейся Франции» — красным лотарингским крестом с шестью концами.

Несмотря на бурную историю, французские лилии не исчезли. Их можно встретить не только на гербах, которые традиционно используют потомки старинных аристократических фамилий. Мы увидим лилии на гербах и печатях городов, провинций и, конечно, на многочисленных французских сувенирах. Так расцветший ещё в пятом веке геральдический цветок продолжает свою жизнь вместе с Францией.

Государство франков при Хлодвиге

Правление короля Хлодвига

Вождь племени салических франков, Хлодвиг, из рода Меровей, был основателем королевской династии Меровингов (V- VII вв.).

Хлодвиг (486-511гг.) сумел объединить всех франков в единое государство, которое просуществовало 200 лет. Его правление явилось поворотным моментом в европейской истории по нескольким причинам:

  1. — Хлодвиг создал первое сильное государство франков, расположенное к северу от Альп;
  2. — Он стал первым военным вождем франков, получивший титул короля;
  3. — Хлодвиг первым из королей варварских государств принял христианство.

Границы государства франков в VI веке

Территория нового государства во время правления Хлодвига существенно расширилась и стала примерно в три раза больше, чем территория Галлии, на которую в V веке пришли франки. Границы сдвинулись по всем направлениям; особенно много земель было завоевано на западе и юго-западе. К 507 году вся территория, на которой расположена современная Франция, находилась под властью Хлодвига. Столицей государства стал город Париж.

Расширение границ привело к овладению богатствами покоренных народов, которые были вынуждены платить франкам дань.

Управление в королевстве франков

Для создания могущественного королевства Хлодвиг использовал единую власть, единый закон и единую религию. Вся власть была сосредоточена в руках короля: он был верховным собственником всех земель; все налоги поступали в королевскую казну и король был главнокомандующим войском (дружиной). В случае военной необходимости собиралось ополчение, которое также поступало на службу к королю.

Для укрепления государства Хлодвиг велел собрать все существующие у франков нормы и правила в единое законодательство, получившее название Салическая правда (LexSalica). С помощью установленных законов, обязательных для всех жителей страны, удавалось держать франков в повиновении и сохранять порядок в государстве. Салическая правда является важным источником для изучения законодательства, системы управления, хозяйства и обычаев франков.

При управлении государством Хлодвиг опирался на единую религию – христианство, в которую обратился сам и заставил обратиться своих подданных. Его роль в обращении франков в христианство была столь велика, что папа римский официально признал Хлодвига первым королем франков.

Изменения в жизни франков в VI-VII веках

С VI века у франков началось расслоение общества: появились зажиточные и малоимущие жители. Крестьянская община, которая ранее поддерживала своих членов, помогая им в случае нужды, потеряла свое значение – наблюдался выход крестьян из общины с целью создания своих собственных хозяйств. Бывшие общинники, которые потеряли собственность, уходили из поселения и занимались бродяжничеством.

Неравенство отразилось в законодательстве: закон по-разному определял меру ответственности богатых и бедных за одно и то же преступление или нарушение закона. Для бедняков размер штрафа в несколько раз превышал размер штрафа для зажиточных граждан. Судебное наказание для неимущих было более суровым.

Во франкском обществе существовали рабы, которые появлялись в результате завоевательных походов. Но рабский труд не находил широкого применения и постепенно исчезал.

Причины прочности франкского государства

Внутренняя и внешняя политика Хлодвига обеспечила прочность франкского государства. Причинами устойчивого развития страны явились следующие особенности государственного устройства франков:

— королевская власть была сосредоточена в центре, при дворе короля, а на окраинах страны за соблюдением королевских указов и сбором налогов в пользу короля следили посланники короля – графы;

— зависимость франкской знати от короля обеспечивалась тем, что аристократия – графы и герцоги – получали землю от короля при условии несения ему военной службы;

— войско (дружина) находилось в полном подчинении Хлодвига.

Централизация власти и опора на приближенных позволила Хлодвигу создать сильное государство.

Хлодвиг и Клотильда — вместе и порознь

Крещение Хлодвига не сделало его святым – завоевания и убийства продолжались. Король, подчинивший себе огромную территорию, боялся заговоров и нападений прежде всего со стороны своих родственников, а потому действовал на опережение, собственноручно расправляясь с ними. Эта участь постигла Рагнахара и его братьев, не только состоявших в Хлодвигом в родстве, но и ставших его союзниками в завоевании земель Галлии. В жизнеописании короля упоминается, что даже тоску по отсутствию оставшихся в живых родных он выражал с умыслом: не проявит ли участия к нему кто-то, кого можно потом на всякий случай умертвить. В отличие от своей жены, Хлодвиг так и не был канонизирован.

Хлодвиг умер в возрасте около 45 лет и был похоронен рядом со святой Женевьевой. Клотильда же, за время брака родившая от короля шестерых детей, удалилась в Тур, где прожила оставшиеся 33 года своей жизни. Она посвятила себя молитвам, милостыне нуждающимся, служению церкви, при которой жила. К концу дней Клотильда раздала все, что у нее было.

Клотильда считается покровительницей Парижа. С ней связывают образ щита, украшенного тремя лилиями, якобы именно это изображение, символизирующее Святую Троицу, она создала на преподнесенном Хлодвигу доспехе перед битвой.

Клотильда основала в Париже монастырь, который позже получил название Аббатство Святой Женевьевы, оно существовало до Великой Французской революции, а потом было разрушено.

Хлодвиг, один из самых выдающихся королей и военачальников прошлого, мечом подчинивший себе всю территорию на левом берегу Рейна, и не менее великая Клотильда, покровительница невест, родителей, вдов и сирот, чье имя почитается во всем христианском мире, странным образом прошли жизненный путь вместе.

Но после смерти Хлодвига созданное им государство оказалось поделено между враждующими наследниками, а дети, с любовью и смирением воспитанные Клотильдой, вступили в борьбу между собой и даже убили ее малолетних внуков. продолжали править в Европе.

Среднее время правления (492–506)

Варварские узы

Около 493 г. н.э. он заключил союз с остготами через брак своей сестры Аудофледы с их королем Теодориком Великим . В том же году соседний король бургундцев был убит своим братом Гундобадом ; принесение междоусобиц в это королевство. Он утопил свою невестку и заставил свою племянницу Хрону отвести в монастырь; другая племянница, Клотильда , убежала ко двору своего дяди. Оказавшись в шатком положении, этот дядя Годегизель решил вступить в союз с Хлодвигом, женив свою изгнанную племянницу на франкском короле.

Нападение аламаннов

Хлодвиг I ведет франков к победе в битве при Толбиаке , на картине Ари Шеффера 1836 года.

В 496 алеманнах захвачены, некоторые Salians и Ripuarians Reguli перешли на их сторону. Хлодвиг встретил своих врагов возле сильного форта Толбиак . Во время боев франки понесли тяжелые потери, и Хлодвиг (+ три тысячи франкских товарищей), возможно, обратился в христианство. С помощью прибрежных франков он узко победил аламаннов в битве при Толбиаке в 496 году. Став христианином, Хлодвиг заключил своих пленников, Харарика и его сына в монастырь.

Бизнес в Бургундии

В 500 или 501 годах отношения между братьями-бургундами ухудшились, и они начали составлять интриги против его брата. Он пообещал своему зятю территорию и ежегодную дань за победу над братом. Хлодвиг стремился подавить политическую угрозу своему королевству и перешел на территорию Бургундии. Узнав об инциденте, Гундобад выступил против Хлодвига и позвонил своему брату. Три армии сошлись возле Дижона , где и франки, и силы Годегизеля нанесли поражение отряду ошеломленного Гундобада, которому удалось бежать в Авиньон . Хлодвиг последовал за бургундским королем и осадил город, однако через несколько месяцев он был убежден отказаться от осады и согласился на ежегодный приток из Гундобада.

Союзники Armonici

В 501, 502 или 503 годах Хлодвиг привел свои войска в Арморику . Раньше он ограничивал свои операции небольшими набегами, но на этот раз целью было подчинение. Хлодвиг не смог достичь своей цели военными средствами, поэтому он был вынужден заниматься государственным управлением, что оказалось плодотворным для армоничей, разделяющих презрение Хлодвига к арианским вестготам. Так Арморика и ее бойцы были интегрированы во франкское королевство.

Ослабление государства франков при преемниках Хлодвига и битва при Пуатье

После разделения франкского королевства, согласно завещания Хлодвига, на четыре части между его сыновьями, вместо одного сильного государства образовалось фактически четыре самостоятельные области: Нейстрия, Австразия, Бургундия и Аквитания, не имеющие между собой практически никаких экономических связей.

И пока сыновья Хлодвига вели междоусобные войны, стараясь доказать друг другу, кто из них главнее, майордомы сосредоточили власть над государством практически в своих руках. В результате, короли, лишившись всех рычагов управления, ушли в их тень, получив прозвище «ленивых королей». Более того, теперь майордомы сами возводили и смещали королей, став, по сути, их наместниками.

Многие летописцы, вплоть до исследователей XX века, называли именно эту битву кардинальным поворотом, воспрепятствовавшим  масштабному распространению мусульманства в Европе, и одной из самых ключевых эпох в мировой истории.

Войны основателя династии Каролингов

Создавать великое и сильное Франкское государство Карлу Мартеллу пришлось с оружием в руках. К началу его правления государство франков состояло из нескольких разрозненных частей, которые были лакомым куском для соседей. На эти земли стали претендовать авары, саксы и даже могущественные арабы.

Но таков был франкский воин:

  • В 719 году Карл Мартелл победил нестрийцев, возглавляемых давним его врагом майордомом Рагенфридом.
  • В 725 и 728 годах им были выиграны важные сражения у герцога баварского Гугобера, после которых Нордгау отошло к франкам.
  • В 732 году произошла главная битва Карла Мартелла – битва при Пуатье или как ее еще называют битва при Туре, в которой знаменитый франк остановил продвижение халифата в глубь Европы и предотвратил тем самым обращение христианского населения в ислам.
  • В 734 году, построив мощный флот, Мартелл завоевал Фризию, разгромив войско противника и убив короля Поппо в битве на реке Борн.

Мне нравится2Не нравится

Позднее царствование (507–511 гг.)

Посещение вестготов

Франкские территории на момент смерти Хлодвига в 511 г.

В 507 году Хлодвиг получил от магнатов своего королевства возможность вторгнуться в оставшуюся угрозу Королевства вестготов. Король Аларих ранее пытался установить теплые отношения с Хлодвигом, служа ему головой изгнанного Сиагрия на серебряной тарелке в 486 или 487 годах. Однако Хлодвиг больше не мог сопротивляться искушению выступить против власти. Вестготы для многих католиков под игом вестготов были недовольны и умоляли Хлодвига сделать шаг. Но чтобы быть абсолютно уверенным в сохранении лояльности католиков при вестготах, Хлодвиг приказал своим войскам не совершать набеги и грабежи, поскольку это было не иностранное вторжение, а освобождение.

Армоничи помог ему победить вестготское королевство Тулуза в битве при Вуйе в 507 году, устранив власть вестготов в Галлии. Битва добавила большую часть Аквитании к королевству Хлодвига и привела к смерти вестготского короля Аларика II .

По словам Григория Турского, после битвы византийский император Анастасий I пожаловал Хлодвига титул консула . Поскольку имя Хлодвига не фигурирует в консульских списках , вполне вероятно, что ему было предоставлено соответствующее консульство . [ необходима цитата ]

Восхищаясь Регули

В 507 году, вслед за Вуйе, Хлодвиг услышал о плане Чарарика сбежать из своей монастырской тюрьмы и убил его.

В том же году Хлодвиг убедил принца Хлодорика убить своего отца, заработав ему прозвище. После убийства Хлодвиг предал Хлодорика и приказал своим посланникам убить его.

В 509 году Хлодвиг посетил своего старого союзника Рагначара в Камбре. После его обращения многие из его языческих вассалов перешли на сторону Рагначара, что сделало его политической угрозой. Рагначар запретил вход Хлодвига, побудив Хлодвига выступить против него. Он подкупил вассалов Рагнахара, и вскоре Рагначар и его брат Ричар были схвачены и казнены.

Смерть

Раздел франкского королевства между четырьмя сыновьями Хлодвига под председательством Клотильды , Grandes Chroniques de Saint-Denis (муниципальная библиотека Тулузы)

Незадолго до своей смерти Хлодвиг созвал синод галльских епископов для встречи в Орлеане для реформирования церкви и создания прочной связи между короной и католическим епископатом. Это был Первый Орлеанский совет . Тридцать три епископа помогли и приняли 31 декрет об обязанностях и обязанностях отдельных лиц, праве на святилище и церковной дисциплине. Эти указы, в равной степени применимые к франкам и римлянам, сначала установили равенство между завоевателями и побежденными.

Традиционно считается, что Хлодвиг I умер 27 ноября 511 года; однако Liber Pontificalis предполагает, что он был еще жив в 513 году, поэтому точная дата его смерти не известна. После его смерти Хлодвиг был похоронен в аббатстве Святой Женевьевы в Париже. Его останки были перенесены в базилику Сен-Дени в середине-конце 18 века.

Когда Хлодвиг умер, его королевство было разделено между его четырьмя сыновьями: Теудериком , Хлодомером , Хильдебертом и Хлотером . Этот раздел создал новые политические единицы Королевств Реймс , Орлеан , Париж и Суассон и положил начало традиции, которая привела к разобщенности, продлившейся до конца Меровингов.династии в 751 году. Хлодвиг был королем без основного капитала и без центральной администрации, кроме своего окружения. Решив быть преданным земле в Париже, Хлодвиг придал городу символический вес. Когда его внуки разделили королевскую власть через 50 лет после его смерти в 511 году, Париж сохранился как общая собственность и неизменный символ династии.

Разобщенность продолжалась и при Каролингах, пока, после краткого единства при Карле Великом , франки не разделились на отдельные сферы культурного влияния, которые объединились вокруг восточных и западных центров королевской власти. Эти более поздние политические, языковые и культурные образования стали Королевством Франции, бесчисленными немецкими государствами и полуавтономными королевствами Бургундия и Лотарингия .

Наследство

Когда Хлодвига не стало, его четыре сына разделили между собой государство. Это была дань франкской традиции. Затем дележ наследство продолжился и со стороны внуков умершего императора франков. Неизбежным следствием этого раздела стали очередные распри в семействе Меровингов. В этих междоусобицах всегда присутствовали вероломные убийства и прочие жестокости.

Клотильда, вдова короля, после кончины Хлодвига переехала в Тур. Именно там она начала прислуживать в монастыре Св. Мартина. Она редко посещала Париж и все дни проводила более чем скромно.

Она пережила своего супруга на тридцать три года. Ее похоронили вместе с ним…

Клотильда из Бургундии

В Бургундии, которую Хлодвиг также не мог обделять вниманием, делая ставку на объединение галльских земель, жила дочь одного из правителей, Клотильда (Хродехильда). Родителей – короля Хильперика и его жену Каретену, убил в борьбе за дядя Клотильды, взяв затем ее и сестру себе на воспитание

Когда послы Хлодвига в очередной раз прибыли для ведения переговоров в Бургундию, юность и красота Клотильды поразила их. Вернувшись, они рассказали о светловолосой и зеленоглазой красавице Хлодвигу, и тот немедленно захотел на ней жениться – к тому же, это отвечало его целям относительно союза с Бургундией. Так семнадцатилетняя девушка стала женой франкского короля.

Клотильда была христианкой, в этой вере ее воспитывала мать, и к ней она мечтала приобщить своего мужа. По-видимому, между супругами на протяжении всего брака складывались теплые отношения, но принять христианство Хлодвиг отказывался. Первый сын Клотильды, Ингомер, вскоре после рождения заболел, и королева убедила мужа крестить ребенка ради его спасения. Мальчик вскоре умер. Позже родился второй сын, Хлодомир, также крещенный по настоянию Клотильды. Нового наследника поразила та же болезнь, но, как отмечает летописец, матери удалось спасти его своими молитвами. Примечательно, что король долгое время сохранял скептицизм по отношению к вероисповеданию жены, и тем не менее поддавался на ее убеждения в таком серьезном деле – детей Клотильда воспитывала в чуждой для Хлодвига вере.

Другим просветителем и наставником короля называют епископа Ремигия, того, что по преданию стал участником инцидента с чашей в Суассоне.

Исцеление крещенного сына не убедило Хлодвига стать христианином, однако в 496 году, когда его войска сражались против аллеманнов, перед решающей битвой король дал обет. Видя, что силы противника существенно превышают численность франков, он объявил, что примет христианскую веру в случае, если победит. 25 декабря, в Рождество, Хлодвиг и несколько тысяч его воинов прошли обряд крещения.

По легенде, во время таинства к Хлодвигу прилетел ангел, обратившись голубем. Он принес сосуд с елеем – маслом для помазания. Позже этот сосуд стал одной из главных французских реликвий и получил название Святая Стеклянница. Она веками использовалась в обряде коронации и хранилась в соборе в Реймсе, в городе, где получали официальный титул французские короли начиная с Людовика I Благочестивого.

Святая Стеклянница была разбита во время Французской Революции в 1793 году, однако ее осколок сохранили и использовали при создании нового сосуда, который был использован при коронации Карла X.

Укрепление Франкского государства

Власть короля франков укрепилась за счёт поддержки римского духовенства. Отныне Хлодвиг совершал свои завоевания под именем церкви и в защиту католиков. В 500 году он присоединил Бургундию, в 507 году захватил земли вестготов.

В качестве своей новой резиденции франкский завоеватель выбрал Париж. Он не только воевал, но и путём интриг физически устранял своих соперников и даже родственников. Итогом такой политики стало расширение границ Франкского государства на всю территорию от левого берега Рейна.

В стремлении стать не просто завоевателем, а настоящим правителем Хлодвиг повелел издать свод первых франкских законов «Салическая правда». Свод, содержащий 65 глав, в основном по вопросам наказаний за нарушения обычаев, стал одним из первых источников европейского права. Главным судьёй был сам Хлодвиг. Он же имел право толковать законы по своему усмотрению.

Не забывая о необходимости укрепления церкви, в 511 году Хлодвиг собрал первый во Франкском государстве церковный собор в Орлеане. Это стало последним историческим достижением короля франков, в 511 году он умер, оставив правление своим четырём сыновьям.

Супруга Клотильда, пережила Хлодвига на 33 года. После смерти, за благочестивый нрав и заслуги в установлении католичества, была канонизирована.

Хлодвига, несмотря на очевидные достижения, католическая церковь так и не причислила к лику святых. Считалось, что жёсткий и циничный Хлодвиг не был примерным христианином. Похоронен первый король франков в Аббатстве Святой Женевьевы в Париже.

Позднее царствование (507–511 гг.)

Посещение вестготов

Франкские территории на момент смерти Хлодвига в 511 г.

В 507 году Хлодвиг получил от магнатов своего королевства возможность вторгнуться в оставшуюся угрозу Королевства вестготов. Король Аларих ранее пытался установить теплые отношения с Хлодвигом, служа ему головой изгнанного Сиагрия на серебряной тарелке в 486 или 487 годах. Однако Хлодвиг уже не мог сопротивляться искушению выступить против власти. Вестготы для многих католиков под игом вестготов были недовольны и умоляли Хлодвига сделать шаг. Но чтобы быть абсолютно уверенным в сохранении лояльности католиков при вестготах, Хлодвиг приказал своим войскам не совершать набегов и грабежей, поскольку это было не иностранное вторжение, а освобождение.

Армоничи помог ему победить вестготское королевство Тулуза в битве при Вуйе в 507 году, устранив власть вестготов в Галлии. Битва добавила большую часть Аквитании к королевству Хлодвига и привела к смерти вестготского короля Аларика II .

По словам Григория Турского, после битвы византийский император Анастасий I пожаловал Хлодвига титул консула . Поскольку имя Хлодвига не фигурирует в консульских списках , вполне вероятно, что ему было предоставлено соответствующее консульство . [ необходима цитата ]

Восхищаясь Регули

В 507 году, вслед за Вуйе, Хлодвиг услышал о плане Чарарика сбежать из своей монастырской тюрьмы и убил его.

В том же году Хлодвиг убедил принца Хлодорика убить своего отца, заработав ему прозвище. После убийства Хлодвиг предал Хлодорика и приказал своим посланникам убить его.

В 509 году Хлодвиг посетил своего старого союзника Рагначара в Камбре. После его обращения многие из его языческих вассалов перешли на сторону Рагначара, что сделало его политической угрозой. Рагначар запретил вход Хлодвига, побудив Хлодвига выступить против него. Он подкупил вассалов Рагнахара, и вскоре Рагначар и его брат Ричар были схвачены и казнены.

Смерть

Раздел франкского королевства между четырьмя сыновьями Хлодвига под председательством Клотильды , Grandes Chroniques de Saint-Denis (муниципальная библиотека Тулузы)

Незадолго до своей смерти Хлодвиг созвал синод галльских епископов для встречи в Орлеане для реформирования церкви и создания прочной связи между короной и католическим епископатом. Это был Первый Орлеанский совет . Тридцать три епископа помогли и приняли 31 декрет об обязанностях и обязанностях отдельных лиц, праве на святилище и церковной дисциплине. Эти указы, в равной степени применимые к франкам и римлянам, сначала установили равенство между завоевателями и побежденными.

Традиционно считается, что Хлодвиг I умер 27 ноября 511 года; однако Liber Pontificalis предполагает, что он был еще жив в 513 году, поэтому точная дата его смерти не известна. После его смерти Хлодвиг был похоронен в аббатстве Святой Женевьевы в Париже. Его останки были перенесены в базилику Сен-Дени в середине-конце 18 века.

Когда Хлодвиг умер, его королевство было разделено между его четырьмя сыновьями: Теудериком , Хлодомером , Хильдебертом и Хлотером . Этот раздел создал новые политические единицы Королевств Реймс , Орлеан , Париж и Суассон и положил начало традиции, которая привела к разобщенности, сохраняющейся до конца Меровингов.династии в 751 году. Хлодвиг был королем без основного капитала и без центральной администрации, кроме своего окружения. Решив быть преданным земле в Париже, Хлодвиг придал городу символический вес. Когда его внуки разделили королевскую власть через 50 лет после его смерти в 511 году, Париж оставался совместной собственностью и неизменным символом династии.

Разобщенность продолжалась при Каролингах, пока, после краткого единства при Карле Великом , франки не разделились на отдельные сферы культурного влияния, которые объединились вокруг восточных и западных центров королевской власти. Эти более поздние политические, языковые и культурные образования стали Королевством Франции, бесчисленными немецкими государствами и полуавтономными королевствами Бургундия и Лотарингия .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector