2 мнения относительно того, можно ли увидеть серафимов и херувимов

Высшие из высших – Метатрон, Иехоил, Люцифер

Каждый ангельский чин представляет собой отдельное войско служителей, во главе которого стоит самый лучший посланник, избранный Творцом. Одновременно можно назвать этого ангела главным над всей ангельской ратью.

В христианстве, включая Православие, таким предводителем когда-то был знаменитый Люцифер. Любимчик Создателя, он был самым прекрасным, самым одаренным среди всех. Но упоенный своей красотой и силой, однажды любимец Бога возжелал занять трон Творца или встать с ним на одну ступень. За что был изгнан во тьму, где стал известен под именем Сатана.

На смену падшему Люциферу явился другой сильный ангел – Иехоил (Иехоэл). Посланник настолько чистый, что ему единственному открыто истинное имя Отца. Иехоэл лично отвечает за защиту всего живого от демона Левиафана, что ему с блеском удается.

Оба названных ангела являются серафимами – наивысшими в ангельской иерархии у христиан и иудеев. У последних Иехоэл считается прежним именем Маттатрона (Метатрон) – высшего ангельского правителя по Талмуду. Однако сам Маттатрон не записан ни в одни верховные ангелы Серафимы, Херувимы или Престолы.

Маттатрон – бывший когда-то смертный, своей праведностью заслуживший высокую честь возглавить несметное войско божественных помощников на небесах. Авторитет его был так высок, что по преданиям ему даже был отведен отдельный трон. Постепенно положение Метатрона стало яблоком раздора между «подчиненными». С одной стороны, посланники не хотели служить простому смертному, хоть и бывшему. С другой – два престола стали порождать различные сомнения. В конце концов, предводитель был изгнан из небесного мира.

Вместе с тем, такая трактовка используется не везде. В целом, Метатрон признается непогрешимым любимчиком Бога, всегда стоящим к нему ближе всех, независимо от его положения. Несмотря на то, что его истинный чин – Архангел, относящийся к более низкому рангу.

Метатроном, согласно многим апокрифам, считается библейский праведник Енох.

Ангелы самые близкие к людям существа — помогают людям встать на путь истинный

Ангелы самые близкие к людям существа. Они помогают человеку встать на путь праведный и истинный. Они охраняют всех православных христиан, никогда не оставляют и всегда готовы помочь, если мы это просим.

Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога. В православии празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архистратиг Михаил принимал участие почти во всех ветхозаветных событиях.


Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога

На иконах Михаил изображен попирающим ногами дьявола. В левой руке у него зеленая финиковая ветвь, а в другой — копье с белой хоругвью, на котором начертан червленый крест.

Итак, Херувимы и Серафимы — это самые близкие к Господу Ангелы. Именно они те самые создания, которые несут людям святость и мудрость от Бога. Именно поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах или песнопениях.

Только лишь несколько выдержек из православной литературы показывает нам, что же это были за существа. Как мы видим, эти образы очень интересны и, тем не менее, очень загадочны.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Кто такие шестикрылые серафимы

Прежде чем говорить о значении серафимов в общепринятом христианском богословии, следует внимательно узнать истоки, от которых произошли эти могущественные существа. Само слово «сераф», или же «сараф», в древнеиудейском языке обозначало огонь, а конкретнее — непосредственно языки пламени или же дракона. Кроме этого, в некоторых случаях данное слово также означало молнию, любого летающего змея или даже грифона. Именно с этой, «змеиной» сущностью серафимов связано большинство чудес, творимых ветхозаветными пророками

Отчетливо прослеживается в этом значении серафимов и связь с сиррушем — таинственным змееподобным существом или драконом, занимавшем важное место в древневавилонской мифологии.Так, именно серафимы в ветхозаветные времена часто становились исполнителями всех пророчеств Господних, ниспосылая наказания беспутным язычникам, которые были противны Божьему лику. Серафимов обозначал и змей на знамени Моисея

В целом же непосредственно в Библии эти ангельские существа упоминаются крайне редко. А наиболее исчерпывающее их описание представлено в книге Пророка Исайи, где и описывается наличие у них шести крыльев. Одну пару они используют для полёта, другими двумя закрывают лицо и ноги соответственно. В этом же описании указывается и то, что они беспрестанно прославляют Бога своими песнями и гимнами.

Небесные серафимы являются одними из немногих высших, исключительно добродетельных существ, которые могут изображаться в иконографии при помощи красных цветов, что символизирует их огненную сущность и невероятные способности, равно как и олицетворение силы, близкой к господней.

Упоминания в Устной Торе

Талмуд упоминает херувима среди пяти предметов, находившихся в Первом, но не во Втором Храме, однако существует упоминание, что и во Втором храме были изображения херувимов. В том же трактате объясняется, что при разрушении Первого Храма, увидев херувимов, язычники стали глумиться над евреями, полагая, что те поклонялись статуям. По этой причине херувимы во Втором Храме не представляли отдельных статуй, а были вырезаны на стенах.

В Талмуде говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами золотого тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному.

В другом месте Талмуд сообщает нам, что лица крувим на крышке Ковчега Завета были лица подобны лицам детей. Комментаторы же добавляют, что это были лица мальчика и девочки.

Следует отметить, что в Талмуде, описывая небеса и небожителей, перечисляются лишь три вида небесных существ: срафим, офаним и хайот, вовсе не упоминая о херувимах. О тех же трёх видах говорится и в древней еврейской литургии.

В то же время, в мидраше на Экклезиаста говорится, что «когда человек спит, тело говорит душе (нешама

), что оно делало в течение дня; душа передает эти сведения духу (нефеш ), последний — ангелу, ангел — херувиму, херувим — серафиму, который, наконец, делает доклад Богу».

Мидраш говорит, что Бог, сидя на херувиме, наблюдает за всем, что творится в Его мире. Херувим, при этом, не заключает в себе ничего материального и носим Богом, а не наоборот.

Согласно мидрашам на Книгу Бытие, херувимы были созданы Богом на третий день. В то время, как, согласно другому источнику, они были первыми живыми существами, созданными в мире.

В Мидраш Тадше херувимы на Ковчеге Завета соответствуют двум качествам Бога и двум Его Именам: качеству милосердия (тетраграмматон) и качеству справедливости (Элохим).

Согласно другим мидрашам, херувимы не имеют определённой формы, являясь то мужчинами, то женщинами, то духами и ангелоподобными существами.

Предание рассказывает, что, когда фараон погнался за евреями к Красному морю, Бог взял херувима из колёс Своего трона и полетел к тому месту.

Можем ли мы видеть ангелов: мнение церкви и эзотериков

По словам святого Иоанна Златоустного «весь воздух наполнен ангелами». Они рядом с нами, участвуют в наших жизнях и сослужат священникам во время Литургии. Однако физически не показываются нам, ведь знают человеческое сердце – малодушное, боязливое и робкое. Даже пророка Даниила ангелу пришлось все время подбадривать во время разговора, чтобы тот попросту не умер от страха. И это не единственный случай в Библии, когда человек был невероятно напуган появлением внеземных сущностей.

Поэтому церковники настаивают: не стоит пытаться увидеть ангелов, призывая их во сне или проводя какие-то мистические ритуалы. В лучшем случае, вы потратите время зря, а в худшем – прислужники Люцифера могут принять обличье ангелов и направить вас на греховный путь. Вот чем еще грозит желание призвать ангела.

До проведения обрядов После осуществления ритуалов
Стабильная психика Возможность возникновения психических отклонений, в виде панических атак, депрессий галлюцинаций и т.д.
Здоровый сон Бессонница или наоборот — сонливость
Крепкое физическое здоровье Возможность появления болезней, обострения хронических нарушений в организме и т.д.
Нарушение речи Возможность появления болезней, обострения хронических нарушений в организме и т.д.
Хорошие отношения с близкими Если вы начнете делится с родными своим мистическим опытом, это может отдалить вас друг от друга, напугать их.

В исключительных случаях, описанных в Священном Писании, ангелы, исполняя воль Творца, могут принять физическое обличье.

В тоже время, эзотерики говорят, что присутствие ангелов, в том числе серафимов и херувимов, можно почувствовать. Так, если у вас на душе очень спокойно, благостно, в голове светлые мысли, вас практически невозможно вывести из душевного равновесия, то скорее всего, ваш ангел-хранитель ближе в этот момент, чем всегда.

Многие ощущают присутствие ангелов во время православных богослужений, крестных ходов, посещения монастырей и святых мест. А есть люди, которые на себе почувствовали небесную защиту…

Подробней об иерархии ангелов в этом видео:

Иерархия: Девять ангельских чинов

На границе V — VI вв. была создана книга «О небесной иерархии». Её автором долгое время считали Дионисия Ареопагита,  епископа Афин. Там сказано. что Ангелы имеют 9 чинов. Те, в свою очередь, делятся на триады или сферы.

К первой сфере относятся:

  1. Серафимы.
  2. Херувимы.
  3. Престолы.

Во вторую сферу входят:

  1. Господства.
  2. Силы.
  3. Власти.

Третья сфера состоит из:

  1. Начала.
  2. Архангелы.
  3. Ангелы.

Херувимы, Серафимы и Престолы: в чем отличие

Серафимы служат Богу, всё время восхваляя его и помогая земным созданиям. Это наиболее приближённые к Творцу Ангелы и первые из всех его небесных сыновей.

Феофан Грек. Серафим (1378)Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек пишет Серафимов по византийской схеме: два их крыла скрещены вверху, два — внизу, а другие два разведены в стороны. Объем крыльев он лепит с помощью широких притонок (затенений по краю изображения) и редких вспышек пробелов, сто позволяет не нарушить цельность восприятия их образов. Стройный силуэт, композиционно тяготеющий к вертикали, подчеркивает впечатление монументальности и величия. Лики Серафимов со всех сторон слегка прикрыты крыльями, отчего выглядит ромбовидно.

Серафимы имеют горячую как пламя любовь к Богу, непрестанно прославляют его святость и помогают людям развивать её, очищаясь от грехов и злых поступков. Также они передают волю Бога всем другим Ангелам.

Херувимы прославляют Божьи качества и замыслы в среде его творений. Они распространители Божественного знания. Они также участвуют в Божьих судах,  ведя образные записи о тех, кто достоин спасения.

Престолы наделены преимуществом служить правосудию Владыки Вселенной. Он совершает свои справедливые приговоры через этих Ангелов. Престолы изливают Божье могущество на земных правителей и судей,  побуждая их к принятию справедливых законов и заботе о людях.

Молитвословия

«И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа».

На русском языке:

(Мы), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех (разумных существ), невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.

Этими словами православные выражают Деве Марии великое почтение как той, кто своей славой и честью превышает наивысших ангельских существ.

Если Серафимы взирают на пламя Божьей Любви, то Мария носила его в себе, когда внутри неё рос Сын Божий. Херувимы же постигают свет Божественного знания. Но Мария родила этот свет — Иисуса Христа.

Херувимская песнь: смысл текста

Песнь исполняется в храме во время Великого входа, император Юстин II включил ее в чин Литургиив 573 году.

Вот её смысл: все, кто находится в церкви, должны стать подобными Ангелам-Херувимам, прославляя Господа и ставя личные интересы на второе место.

Образ Херувимов в литературе и искусстве

Херувимы упоминаются в произведении Лермонтова «Демон». В Интернет-комиксе Эндрю Хасси Homestuck. Здесь они представлены как разумная инопланетная форма жизни, похожая на смесь ящерицы и человека.

Небесная сфера — очень популярная тема в изобразительном искусстве. Вот некоторые примеры изображения Херувимов:

  1. Колёса из огня и Херувим на фресках в греческих Метеорах (16 век).
  2. «Видение Иезекииля» Рафаэля Санти (1518). Бог восседает на спине орла.
  3. Миниатюры с иллюстрациями на темы Ветхого Завета.
  4. Фреска Томмазо Мазаччо (флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, 1426 год). Херувим изображён в виде Ангела, вооружённого мечом.
  5. Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле (1509 год). Небесное создание также изображено с мечом.

Флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, Фреска Томмазо Мазаччо 1426 год. «Изгнание из рая»

Кинофраза: «Паки, Херувимы» — что значит этот винегрет? 

Такие слова говорит Якин — персонаж одного из любимых советских фильмов («Иван Васильевич меняет профессию»). Встретив настоящего Ивана Грозного, он начал лихорадочно вспоминать старославянские слова. И в итоге выдал такой словесный винегрет:

Перевод: слово «паки» значит «снова», «ещё. «Иже» — «и», «который».

Очевидно, что слова Якина не имели никакого смысла.

***

Священное Писание раскрывает лишь частичку драгоценных знаний о небесной сфере, в которой обитают Бог и его небесная семья. Но даже то, что мы о ней знаем, приводит нас в благоговейный трепет. Зачем Бог рассказал о Херувимах?

С одной стороны, чтобы показать, что на небе все Ангелы знают о наших проблемах и заботятся о нас. С другой, Создатель даёт знать о том, как Он выстраивает отношения с небесными сыновьями. Взаимная любовь, гармония, захватывающая работа и полная гармония отношений — это реальность, в которой живут Ангелы, подавая нам пример верного служения и открывая, каким будет наше будущее единение с Богом.

Виктор Глебов

Молитвы к серафимам и обращения к ним

Как таковые молитвы серафимам возносятся крайне редко. Обычно, в православии предпочитают обращаться к каким-либо конкретным святым, к личному ангелу-хранителю, либо же к Небесным силам в целом. Именно в таких обращениях ко всем Небесным Силам и фигурируют Серафимы, причем, во многих из таковых молитв в очередной раз указывается страшная сила их и внешний вид, что намекает о том, что они долгое время были орудием кары господней, как и ангелы смерти.

В целом, обращения к серафимам, архангелам и всему сонму Сил Небесных произносятся во времена самой сильной нужды. Также, их можно читать перед началом какого-либо особенно ответственного дела, в котором необходима будет любая возможная помощь – чем больше она будет, тем лучше. Итак, данную молитву необходимо читать только после недельного поста, предварительно исповедовавшись в храме: Другая, более простая молитва может читаться в любое время, просто в те моменты, когда вам будет необходима помощь Небесных Сил: О серафимах, несмотря на их важную роль и приближенность к Богу, известно крайне мало. Эти шестикрылые ангелы способны изменить жизнь каждого человека как в лучшую, так и в худшую сторону. До сих пор сохранились притчи про карающих серафимов, обращавших в прах целые народы.

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.

Успение Богородицы, Франческо Боттичини

Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.

Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

Обязанности и место Херувимов

Все, чем отличается серафим от херувима, является главной сутью вторых по чину божьих посланников:

  • херувимы только иногда имеют 6 крыльев, чаще всего это 4 крыла, так как они не прячут лика;
  • одеяния их лазоревые, а не огненные;
  • имеют 4 лика, по одному с каждой стороны, из которых только одно – человеческое, остальные – орлиное, львиное, бычье;
  • никого не наказывают, однако держат в руках огненные мечи, ибо стоят на страже ворот рая;
  • главная обязанность херувов – принимать уже идущих к вере, показывая им путь к Творцу, в то время, как серафимы обращают в веру с ноля.

Херувимы – сама мудрость. Несмотря на второй чин, они стоят ближе к Создателю, поддерживая его престол, помогая ему передвигаться, познавать себя, мироздание. В разных религиях херувимы и серафимы постоянно меняются местами по главенству. По своей силе, влиянию на людей, значению для Господа они, скорее, равноценны. Только серафы более воинственные, пылкие служители, херувы же служат больше познанию, учению.

Стоит знать, что канонические херувимы не имеют отношения к путто – пухлым херувимчикам с крылышками. Такие изображения появились в Эпоху Возрождения, порожденные чувственным восприятием религиозных художников. Настоящие же херувы часто выглядели устрашающе, странно, непонятно для людей. Например, пугали большим количеством моргающих глаз на крыльях, или большим количеством ног, по паре на каждый лик. Есть описания, где у херувов по 12 крыльев.

В отличие от серафимов, которых изображали очень редко, для херувимов существует отдельная икона и отдельная молитва – херувимская песнь. В Православии это самые благословенные и почитаемые ангелы, олицетворяющие всю мудрость и милосердие Бога.

Херувимы

Если прочитать Книгу Бытия, можно узнать что один из херувимов является стражем. Он стоит на вратах и охраняет вход в рай. Царь Давид пишет, что херувимы используются Богом в качестве перевозчиков. Именно на них Всевышний облетает свои владения.

Но основная цель херувимом — доносить до людей божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках лестницы.

Считается, что херувимы появились на свет в 3-й день сотворения мира и стали первыми, кто поселился на Земле среди всех живых существ.

Чаще всего херувимы изображаются на иконах и статуях с человеческим лицом и крыльями. Некоторые из них имеют еще и львиную морду. В древних писаниях херувимы изображаются как быки с крыльями.

По еврейской легенде считается, что когда человек погружается в сон, его тело шепчет душе обо всем, что было пережито за день. Душа далее сообщает информацию духу, затем ангелу, херувиму и, наконец, серафиму. Так о человеке и его делах узнает Господь.

Одним из самых могущественных среди херувимов считается Херувиил.

У христиан эти создания являются теми, кто поет в честь Бога гимны, восхваляя и возвышая его. Именно эти ангелы считаются самыми мудрыми и умными существами. В Библии упоминается о 12 крыльях херувимов.

Иоанн Златоуст же считал, что херувим полностью состоит из глаз, поэтому он все видит о человеке и передает все Богу. У христиан есть даже специальная молитва, песня херувимов.

Небесная Иерархия состоит из трех ликов; а в каждом лике по три чина. ПЕРВЫЙ ЛИК: Серафимы — занимают место в высшей Иерархии, ближайшие к Пресвятой Троице. Они, пламенея любовью к Богу, воспламеняют к тому же и других духов и земнородных. Херувимы — сияющие светом разума Божия и изливающие премудрость на все другие творения. Престолы — Богоносные, по образу их служения, ибо Бог через них устраивает праведные суды Свои. ВТОРОЙ ЛИК: Господства — превышают достоинствами своими низших Ангелов: они наделяют избранных дольнего мира силою благоразумного самообладания и способствуют смирять вожделения и страсти, порабощать плоть духу и вообще господствовать над собственной волей и искушениями. Силы — исполнители воли Божией и податели возможности совершения чудес в укрепление веры и для помощи нуждающимся и обремененным. Власти — укрепляют человека в подвигах благочестия и охраняют его от искушений диавола. ТРЕТИЙ ЛИК: Начала — им вручено управление вселенной и хранение царств. Они содействуют избранию добрых властей и распространяют между людьми славу Божию. Архангелы — благовестники и предвозвестники великих тайн Божиих для умножения веры среди людей. Ангелы-хранители — ближайшие существа к людям и как вестники меньших тайн Божиих.

Число Ангелов — по Писанию — неисчислимо велико, но нам известны по имени только семь из них: четыре библейских и три открытых Богомысленными Отцами Церкви. Михаил — по служению своему, победитель. Гавриил — вестник тайн Божиих. Рафаил — целитель недугов человеческих. Уриил — просветитель, как отблеск огня Божественного. Селафиил — молитвенник, предстательствующий у Бога о людях и возбуждающий их к молитве. Иегудиил — славитель Божий, укрепляющий трудящихся к славе Божией и ходатайствующий у Бога о прославлении их. Варахиил — благословитель, раздающий людям благословления Божии и испрашивающий у Бога благодеяния им.

Почитания Ангелов, как в Ветхом, так и в Новом Завете, было постоянное и впервые века христианства доходило у некоторых до идолопоклонства, вследствие чего Отцы второго века заповедали чествовать их, как служителей Божиих. Почему Православная Церковь и определила особенные дни для прославления бесплотных сил (Чет. -Мин. 26.03, 8.11 и 6.09).

Этимология названия

Этимология слова «керувим

» спорна.

В Талмуде название «כרוב» производится от арамейского выражения «כרביא» (`подобный юноше`).

Библейские критики производили это слово от арамейского корня כרב — «пахать», из чего ими делался вывод о том, что херувим имел вид быка. Но эта этимология была отвергнута.

Некоторые (как, например, Эйхгорн) скомбинировали это слово с греческим γρυψ (гриф), представление ο кοтοром дошло до греков через колонии в областях Понта, Таврического Херсонеса и т. д.; грифы изображались в виде крылатых существ, с львиным туловищем, орлиной головой и пылающими глазами; по греческому мифу они охраняли золото аримаспов, живших на Рифейских горах.

Ассириологи предполагают, что ивритское слово «керув

» связано с ассирийским глаголом «karâbu» (`молиться`, `благословлять`), то есть херувим — это посредник, возносящий человеческие молитвы к Богу. Причастие «kâribu» — «благословляющий», по утверждению ассириологов, часто встречается в клинописных текстах, как обозначение быкообразных крылатых колоссов, которые ставились у порталов ассирийских царских дворцов, в качестве могучих стражей государства и счастья, изображая бога «Адар». Тем не менее, эти четвероногие колоссы представляют только слабую аналогию библейских херувимов.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

Это интересно: Молитва шестопсалмие — рассмотрим суть

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:


В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись «Херувим» церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector