882 год образование древнерусского государства

Причины образования древнерусского государства

Предпосылки для объединения восточных славян зарождались задолго до образования великой страны. Главные причины:

  • Защита от врагов. Племена славян соседствовали с очень сильными государствами. На севере господствовали воинственные норманны, регулярно требовавшие откупа. На юге реальную угрозу представлял Хазарский каганат, которому также нужно было платить дань. Для противостояния внешним врагам нужно было объединяться.
  • Обесценивание родовых связей. Если до IX века славяне жили родовыми общинами, в которых царило равенство, то после произошло разъединение семей. Благодаря военным походам, торговле появились богатые и бедные роды.
  • Разделение людей на сословия. Богатые семьи становились старейшинами, родовой знатью. Активные участники военных походов превратились в дружинников, которые получали дары за защиту общины. Также появились купцы, ремесленники и простые крестьяне, работавшие на земле.
  • Разрастание поселений. В IX веке люди активно пользовались речными и сухопутными торговыми путями. Старейшины, купцы, ремесленники, земледельцы старались селиться в стратегически важных местах, благодаря чему появлялись города.

В результате увеличилось количество жителей. Изменились порядки, общественный строй. Старейшины превращались в князей. Их власть со временем стала государственной. Дары, которые раньше люди добровольно преподносили воинам и старейшинам, стали обязательной данью.

Вторая половина XIX века

Поражение в Крымской войне 1853–1856 годов показало отсталость России и подорвало авторитет страны на мировой арене. Государство нуждалось в переменах. Император Александр II во время своего правления провел ряд важных реформ: в 1861-м отменил крепостное право, создал органы местного самоуправления – земства, расширил полномочия городских властей, ввел суд присяжных, реформировал систему образования и военное дело. Однако крестьяне по-прежнему платили подать и несли рекрутскую повинность. В обществе росло недовольство, усилились революционные настроения. Александр II был убит 1 марта 1881 г.

Предпосылки возникновения государства

Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства. 

К внутренним относятся: 

  1. Экономические предпосылки. 
    • В результате развития земледелия произошло разделение труда на производительный и военно-управленческий (князь и его дружина). Большую часть будущего Древнерусского государства занимали расчищенные для пашни места среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Родовые общины стали трансформироваться в земледельческие. Всё это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов. 
    • Развитие ремесла и отделение его от земледелия. 
    • Развитие торговли. В результате усовершенствования орудий труда и появления новых способов производства члены общин стали заниматься изготовлением и продажей вещей, полезных в хозяйстве. 
  2. Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели похожие обычаи, традиции и «менталитет». 

Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние. 

Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле. 

Внутренними внешнеполитическими предпосылками были: 

  1. Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  2. Формирование института наследования княжеской власти. 

Предпосылки образования Древнерусского государства

внутриполитические:

  • экономические (развитие земледелия, сельского хозяйства, ремесла, торговли)
  • духовные (общая религия и традиция)

внешнеполитические:

  • внутренние (возникновение крупных племенных объединений)
  • внешние (необходимость защиты от внешних врагов)

Относительно возникновения государства у восточных славян существует несколько версий. 

Теории образования Древнерусского государства 

В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской

Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян. 

Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристскаятеория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова). 

Этапы формирования государства у восточных славян 

I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).

II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).

III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры. 

Главные центры Древнерусского государства

Большие протяжённые от севера к югу территории и особенности расселения восточных славян повлияли на формирование особых центров — северного и южного, которые принято считать главными точками развития страны во второй половине IX века. Это были совершенно полярные области с разными природными условиями, традициями, образом жизни и способами ведения хозяйства.

Из-за невозможности в полной мере обеспечить обороноспособность своих границ, эти крупные по меркам того времени древнерусские города находились под постоянным давлением со стороны более развитых с военной точки зрения народов-соседей. На Киев часто совершали походы хазары и собирали здесь дань. Северный Новгород платил дань викингам. Освобождение от этого ига породило междоусобицу. Не сумев договориться по поводу правления, славяне предложили княжение норманнскому князю Рюрику.

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

В.М. Васнецов. Крещение святого князя Владимира. Фреска создана между 1883 и 1895 гг.

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был Ярополк. Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович, он же Владимир Святой, Красно Солнышко и т.п. (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Как бы там ни было, но в 988 году произошло крещение всей Руси «огнем и мечом», что имело просто огромные последствия для страны. Благодаря крещению, активными темпами началось развитие культуры, из Византии приглашали мастеров для строительства храмов, началось развитие иконописи, на древнеславянский язык начали переводиться христианские книги, при церквях стаи обучать грамоте, заботиться о нищих и больных. Кроме того, укрепилась личная власть Владимира, укрепилось единство страны, поднялся авторитет Руси на международной арене.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов

Исчезновение государства

Смерть Мстислава в 1132 году знаменовала собой конец эпохи древнерусского государства. Распавшись на полтора десятка фактически самостоятельных княжеств, она окончательно прекратила своё существование как цельное государственное образование. При этом Киев всё же продолжал ещё некоторое время представлять собой символ престижа княжеской власти, постепенно теряя реальное влияние. Но даже в таком качестве существовать Древней Руси осталось всего лишь столетие. Нашествие монголов в средине тринадцатого века привело к потере самостоятельности древнерусских земель на несколько столетий.

Два центра

Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине IX века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:

  • на севере – Новгородский союз племён;
  • на юге – объединение с центром в Киеве.

К середине IX века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь. Эту дату принято считать образованием Древнерусского государства. В 907 и 911 г. Олег совершил успешные походы на Константинополь (Царьград). В результате этих походов он “установил свой щит на воротах Царьграда” и заключил выгодные торговые договоры с греками.При Олеге в состав Древнерусского государства были включены древляне, северяне и радимичи.

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

После смерти Олега, титул «великий князь» принял Игорь (912 -945) – сын Рюрика. В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. При Игоре произошло восстание в древлян в 945 г. Собрав дань во время полюдья и отправив основную часть в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно в древлянский город Искоростень, чтобы взять дань повторно. Древляне решили убить Игоря вместе с дружиной.

Рис. 3. Монумент князю Рюрику – основателю Древнерусского государства

Что мы узнали?

Сегодня были кратко рассмотрены следующие вопросы по истории (6 класс): к какому веку относится образование Древнерусского государства (IX век), какие событие стали предпосылками зарождения государственности на Руси, и кто были первыми русскими князьями (Рюрик, Олег, Игорь). Данные тезисы могут быть использованы в качестве шпаргалки к подготовке к экзаменам по истории.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Период расцвета Киевской Руси

Время перед правлением князя Владимира Мономаха историки условно делят на несколько этапов.

  • Святополк и Ярослав.
  • Княжение Ярослава Мудрого.
  • Одиннадцатый век. Триумвират Ярославичей.
  • Киевская Русь.12 век. Владимир Мономах.

Каждый этап выделяется благодаря важным для развития и становления государственности событиям.

Соперничество Святополка и Ярослава

Владимир Креститель умер в 1015 году, сразу в стране началась новая междоусобная борьба за власть между его сыновьями. Святополк Окаянный убивает своих братьев Бориса и Глеба, позже причисленных к лику святых, и захватывает киевский стол. После чего вступает в борьбу с Ярославом, правившим в Новгороде.

Борьба идёт с переменным успехом несколько лет и едва не заканчивается полной победой Святополка-Ярослав, который, в очередной раз изгнанный из Киева, отказывается от дальнейшей борьбы и собирается бежать «за море». Но по настоянию новгородцев за собранные ими деньги снова набирает наёмное войско и окончательно изгоняет Святополка, позже пропавшего без вести «между чехи и ляхи», из Киева

Княжение Ярослава Мудрого

После устранения Святополка в 1019 году борьба Ярослава за власть не была окончена. Сначала, по истечении полутора лет, произошла битва с племянником, полоцким князем Брячиславом, разграбившим Новгород. Позже он вступил в схватку с князем Тмутаракани Мстиславом. Пока Ярослав на севере подавлял восстание племён язычников, Мстислав попытался неудачно захватить Киев, после чего остановился в Чернигове. Произошедшее позже на берегу Днепра сражение с подоспевшим Ярославом окончилось для последнего сокрушительным поражением и бегством.

Несмотря на победу, Мстислав не имел сил для дальнейшей борьбы, поэтому инициировал подписание мирного договора, который разделил Русь по Днепру между двумя столицами, Киевом и Черниговом, в 1026 году. Договор оказался крепким, «дуумвират» братьев успешно просуществовал до 1036 года, когда после смерти не оставившего наследников Мстислава его земли перешли во владение киевского князя. Таким образом, Ярославом было завершено новое «собирание земель» бывших владений Владимира Великого.

На время правления Ярослава Мудрого приходится максимальный расцвет Руси. Были разгромлены печенеги. Русь была признана влиятельным государством в Европе, о чём свидетельствуют многочисленные династические браки. Был написан сборник законов «Русская правда», построены первые каменные памятники архитектуры, резко поднялся уровень грамотности. Расширилась география торговли, которая велась со многими странами от Средней Азии до Западной Европы.

После смерти Ярослава в 1054 году власть разделили трое его старших сыновей, правивших в Киеве, Чернигове и Переяславе. На это время приходится ряд русско-половецких войн, неудачных для русских князей. Состоявшийся в 1097 году съезд в Любече, разделив Рюриковичей на отдельные династии, стимулировал дальнейшую феодальную раздробленность, одновременно прекратив усобицы для борьбы с половцами.

Владимир Мономах и Мстислав Владимирович

В 1113 году начался киевский период правления Владимира Мономаха. Будучи тонким политиком, он с помощью компромиссов сумел на время своего правления приостановить неизбежный распад государства на отдельные княжества. Полностью распоряжаясь военным силами страны, он сумел добиться повиновения своевольных вассалов, на некоторое время ликвидировать опасность половецкого вторжения.

После смерти Мономаха в 1125 году его сын Мстислав продолжил политику отца. Годы правления Мстислава Великого были последними, когда Русь ещё оставалась единой.

Государство Русь в IX — начале X века

Возникновение нового государства, Киевской Руси, связано с еще одной летописной легендой. К IX веку на землях, заселенных славянскими племенами, сформировалось несколько политических центров со своими князьями во главе. Между ними постоянно происходили столкновения. К тому же, славянские племена подвергались внешнему давлению: были вынуждены платить дань соседнему государству, Хазарскому каганату. Чтобы прекратить внутренние раздоры и избавиться от хазарской угрозы, новгородцы и призвали варягов во главе с Рюриком, что было распространенной практикой в раннее средневековье.

Закрепившись в Старой Ладоге и Новгороде, Рюрик отправил в Византию двух своих дружинников, Аскольда и Дира. Последние, достигнув Киева, подчинили себе племена полян и стали княжить. Около 879 года умер князь Рюрик, после него остался малолетний сын Игорь, пока мальчик рос, князем и его опекуном стал Олег. В 882 г. он отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и объединил под своей властью два крупнейших городских центра восточных славян. Именно эта дата сегодня считается датой возникновения Древнерусского государства.

Киевская Русь во времена правления династии Рюриковичей

Преемником Олега стал Игорь, сын Рюрика, который подчинил славянские племена, обитавшие между Днестром и Дунаем, воевал с Константинополем, печенегами. Игорь был убит древлянами в 945 году, когда пытался во второй раз собрать с них дань.

После смерти Игоря во главе государства встала Ольга, жена князя, которая правила до совершеннолетия сына Святослава и первой среди правителей Руси приняла христианство. Преемник Святослава Владимир прославился обращением всей Руси в христианство, что укрепило княжескую власть и повысило международный статус Древнерусского государства. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром, правившем с 1016 по 1054 год. При нем был создан первый письменный свод законов, «Русская правда». Благодаря междинастическим бракам удалось укрепить связи с соседними державами.

После смерти Ярослава начались междоусобные войны. Последним князем, которому удавалось сохранять целостность Древнерусского государства, был Владимир Мономах. Современники называли его образцовым князем. Своим детям он оставил своего рода политическое завещание «Поучение», однако те не вняли отцу. Междоусобная борьба вспыхнула с новой силой и к середине XII столетия государство оказалось расколото на самостоятельные княжества.

Монголо-татарское иго

Монголы, населявшие земли Центральной Азии, занимались скотоводством, вели кочевнический образ жизни и для расширения пастбищных территорий совершали набеги на соседние государства. В 1206 году у них возникло государство: на съезде знати Темучин был провозглашен правителем всех монголов и получил имя Чингисхан. Опустошив Азию и Закавказье, в начале XIII века войска кочевников двинулись в направлении Руси. В 1223 году на реке Калка армия, возглавляемая сподвижниками Чингисхана, разбила войско киевского князя Мстислава вместе с его союзниками – половцами. Одержав победу, орда вернулась обратно в степи.

В 1237 году в поход на Русь двинулся внук Чингисхана – хан Батый, которому удалось захватить Рязань, Коломну, Москву, а к 1240-му Чернигов и Киев. Монголо-татарское войско вернулось на приволжские территории, где было основана держава Золотая Орда. Русские города ежегодно платили ордынским ханам дань, отправляли строителей и ремесленников для строительства и обслуживания золотоордынских городов. Русь находилась под игом кочевников вплоть до 1480 года и за это время значительно отстала в экономическом и культурном развитии от европейских государств.

Иван Грозный, смутное время, власть династии Романовых

Василию III в 1533 г. наследовал его 3-летний сын, Иван IV. До совершеннолетия мальчика, регентом стала его мать, Елена Глинская, которой удалось провести ряд реформ до своей смерти в 1538 году. Реальная власть перешла в руки боярских кланов, приближенных к великокняжескому двору. Только в 1547 Иван IV был венчан на царство и власть вернулась в руки Рюриковичей. При нем был проведен ряд реформ в военной, судебной системах, в сфере государственного правления. К Русскому государству были присоединены: Астраханское, Казанское ханства, Западная Сибирь, Башкирия, территории Ногайской орды, начало зарождаться крепостное право. Однако, называть Ивана IV Грозным стали не за реформы. В его правление была проиграна затяжная Ливонская война и введена опричнина. Царь отличался особой жестокостью к инакомыслящим. Боясь притязаний на власть, царь расправлялся со своими родственниками – удельными князьями.

Последним царем из династии Рюриковичей был сын Ивана Федор, болезненный человек, не способный управлять государством. После его смерти престол занял боярин Борис Годунов. Смутные времена – эпидемия холеры, противостояние с поляками и шведами, неурожаи и народные восстания – ослабили положение государственной власти, чем воспользовался самозванец, выдавший себя за сына Ивана Грозного Дмитрия и пообещавший отдать полякам часть русских земель, за что те помогли ему захватить Москву. Но удержаться в столице долго Лжедмитрий не сумел, его место занял Василий Шуйский. Вскоре появился еще один самозванец, Лжедмитрий II. Шведы и поляки воспользовались внутренними раздорами и оккупировали многие русские территории. Решающую роль в этот критический момент сыграл русский народ. Собрав ополчение, которым руководили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, удалось изгнать самозванца и иностранных интервентов. «Смута» закончилась избранием на престол Михаила Романова в 1613 году.

Возникновение государства у восточных славян

Считается, что к середине IX века некоторые северные племена восточных славян, в частности словене ильменские, находились в зависимости от так называемых варягов (они же норманны), т.е. скандинавских племен, проще говоря, викингов. В середине IX века словене ильменские изгоняют варягов, но начинают ссориться между собой и тогда принимают решение призвать варягов обратно на княжение с целью прекратить внутренние распри. Так, в 862 году состоялось легендарное призвание варягов на княжение и с этого момента начинается отсчет лет древнерусского государства. Первым правителем Древней Руси стал варяжский князь Рюрик, севший править в Новгороде со своими братьями Синеусом и Трувором.

Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения древнерусского государства заслуживает отдельной статьи (здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси).

Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.

Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег (879-912 гг.). Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра – Киев и Новгород. Киев стал столицей Руси.

Киевской Руси Олег подчинил еще несколько восточнославянских племен. Подробнее об этом читайте в нашем «Полном курсе истории».

Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. заключил с ней выгодные для Руси торговые соглашения.

Для успешной сдачи ЕГЭ по истории сегодня важно знать современников русских князей на международной арене, ключевые события Всеобщей истории, происходившие одновременно с правлением русских князей и историографию (т.е. мнения историков о данном князе или историческом периоде)

Всю необходимую информацию по данным вопросам Вы можете найти здесь.

Следующим правителем уже именно киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь (912-945)

Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря – это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен – полюдье

В 945 г. дружинники Игоря убедили его собрать двойной налог с племени древлян, за что Игорь и был убит древлянами во главе с князем Малом в их городе Искоростень.

Обязательно ознакомьтесь с более подробной информацией по внешней и внутренней политике Игоря, а также оценками его деятельности в историографии в нашем «Полном курсе истории».

Это интересно: 788,Возникновение сельского хозяйства: освещаем тщательно

Принятие христианства

На протяжении нескольких веков Русь была языческой. Славяне поклонялись десяткам богов, верили в духов, проводили особые обряды. Но на рубеже IX-X веков сложились предпосылки смены религии.

Русь со всех сторон терзали набеги враждебно настроенных соседей, кроме того страну раздирали и междоусобные распри между князьями. Требовалась единая идеология, которая смогла бы примирить враждующие княжества и защитить страну от разорительных набегов.

Почти все государства Европы уже приняли христианство и отказывались выстраивать дружеские отношения с дикими язычниками-варварами.

В то время еще совсем молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князю, и , как следствие платить ему дань.

Рис. 4. Причины и значение принятия христианства на Руси.

Почему все-таки христианство?

Из повести временных лет мы знаем, что князь Владимир, правивший тогда Русью, стоял перед нелегким выбором. От его решения зависела в буквальном смысле судьба большого государства. Есть мнение, что к Владимиру явились проповедники, каждый из которых рассказывал о своей религии. В начале пришли приверженцы ислама. Владимиру импонировало одно: узаконенное многоженство. С неодобрением князь отнесся к обрезанию, воздержанию от свинины и вина. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», — так сказал Владимир мусульманам.Затем прибыли миссионеры из Рима, направленные папой. Князь спросил: «В чем заповедь ваша?» Папские послы отвечали: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу божию, как сказал учитель наш Павел». Тогда Владимир молвил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».Затем перед ним предстали хазарские иудеи. Владимир отверг их веру, сославшись на то, что иудеи за собственные грехи были рассеяны по свету, а князь для своего государства этой участи не желает.

Последними пришли греки. «Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»»..

Вот такая легенда. Точно ли было данное событие, или хождение к князю представителей всех религий было лишь выдумкой Нестора, мы сказать не можем, но факт остается фактом — Русь готовилась принять крещение по византийскому образцу, ждали только удобного случая.

Он представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. В 988 году Владимир выступил с войском на Корсунь. Жители затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение. Город был взят из-за предательства жителя города Анастаса. Он пустил в стан к русским стрелу с запиской, на которой указал, где проложены трубы, подающие воду в город. Владимир подкопал колодцы, разрушил трубы и корсунцы, изнемогая от жажды, были вынуждены сдаться.Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир поставил условие, что уйдет из города только с сестрой императоров Василия и Константина Анной.

Но жители сказали, что по обычаю не могут выдать христианку замуж за язычника. Князь Владимир крестился в Корсуни и только после этого был совершен брак с Анною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.Примирившись с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах, например, у вятичей, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Закрепление

  • Назовите предпосылки возникновения государства у восточных славян. Какие теории возникновения государства у восточных славян Вы знаете?
  • Каковы были причины и последствия принятия христианства на Руси?

Домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector