Все деревянные церкви и часовни россии и мира

Содержание:

Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус  Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу.. Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда.. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом

Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Чем отличается село от хутора. Размытые границы

Чем отличается деревня от села и поселка в наше время? Октябрьская революция, хрущевские реформы и сложные экономические условия последних десятилетий развеяли четкую границу между этими территориальными пунктами. В Советском Союзе село постепенно теряло свое социальное предназначение, его развитие прекратилось. Место между городом и деревней заняли новые административные образования, несущие промежуточную функцию. В современной России отсутствует четко установленная типология муниципальных образований. Чем отличается село от деревни юридически — сложно сказать. В период советской власти возможной разницей могло быть наличие сельсовета — органа власти. Наличие церковного прихода тоже не является показателем принадлежности к селу, также как и количество населения. Сейчас нет принципиальной разницы между этими понятиями. Возможно, только дань уважения истории и привычка местных жителей еще определяет статус поселения.

На данный момент на грандиозных просторах, занятых Российской Федерацией, существует около 150 тысяч сельских поселений. В наше время уже не уловить разницы, чем село отличается от деревни, эти различия сейчас практически упразднены

Принимая во внимание бесчисленное количество факторов, объединяющих социально-культурные и экономические связи, основанные на традициях и обычаях, очень сложно ограничить принадлежность поселения к определенному виду. Множество споров о том, чем отличается село от деревни, не дают точных ответов

Развитие сельского хозяйства и более совершенная механизированная обработка угодий, общность территории и географических условий дает возможность слияния форм сельских поселений в единую систему с более удобной инфраструктурой.

Манхэттен — центральный деловой район Нью-Йорка

Люди, как правило, не живут изолированно. Они концентрируются в поселениях, где на ограниченной территории компактно размещены дома, места работы, учебы, магазины, банки и т. п. Человеческие поселения занимают очень маленькую долю от площади Земли (около 1%), но оказывают огромное влияние на экономику и культуру, являясь центрами инноваций.

Преимущества городских населенных пунктов по сравнению с сельскими

Города привлекают как бизнес, так и граждан возможностями для предпринимательства, образования, более высоким качеством жизни, здравоохранения. Во всех странах мира доходы на душу населения в городах выше, чем в сельских поселениях. Это ведет к постоянному росту численности горожан, росту площади городской застройки и повышению роли городов в жизни мирового сообщества. Города, особенно крупные, притягивают не только внутренних, но и международных мигрантов из всех регионов мира. Города становятся центрами культурных, официальных, деловых, научных контактов; в них концентрируются функции управления, производства и контроля — ключевые предприятия, банки, штаб-квартиры

Город и село отличаются друг от друга большим количеством факторов. Это и площадь, и количество населения, а также его плотность. Городское население проживает в основном в многоквартирных домах, а в селах люди живут в частных усадьбах, домах.Также в городах есть больницы, школы, различные предприятия и тд. Тогда как в большинстве сел наличие медпункта, школы и магазина говорит о «продвинутости» данного населенного пункта.В селах в основном занимаются сельским хозяйством, тогда как в городе спектр разнообразных вакансий работы очень большой.Кроме этого в городах более развита культурная жизнь. Есть много музеев, выставок, театров, ночных заведений, кафе, ресторанов. Село и в этом плане к сожалению до сих пор остается ограниченным по сравнению с городом.

Изначально, сообщества жили в сельских условиях и занимались возделыванием полей, выращиванием домашней скотины. С развитием цивилизации, появились города. В них жили ремесленники, правители. В городах располагались рынки и общественные здания – суды, тюрьмы, учебные заведения.

Северная краса

Особенно славен деревянными постройками Север России – тут зодчие проявляли такой удивительный талант, изобретательность и чувство прекрасного, что путешественники только диву давались. Особенно часто и восторженно говорили о Кижском погосте, который к началу ХХ века стал так знаменит, что даже император Николай ІІ купил картину с его изображением («На далеком Севере», художник – Шлутлейт).

Климат в этих местах негостеприимный. Лето недолгое, зима морозная. В холодное время года, кроме как на вертолете, никак не добраться: Кижи – остров суровый, да разве только он? Близлежащие клочки суши демонстрируют столь же резкий характер: непроходимые чащи, глубокие реки. Несмотря на это, люди поселились тут очень давно, тысячелетия назад. Само название острова происходит от карельского «кижат» (в переводе – «игрище»). Исследователи связывают это место с древними языческими празднествами, которые проходили здесь в давно минувшие времена.

Рококо в Липецкой области

1 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 1930-е годыWikimedia Commons

2 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1947 годarch-heritage.livejournal.com

3 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годыe-Wiki

4 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годы

Видны остатки скульптуры архангела в нише на фасаде.

e-Wiki

Покровская церковь в селе Репец (нынешняя Липецкая область) выстроена в 1760-е годы в усадьбе отставного гвардейца Кожина. Это постройка совер­шенно столичного уровня и один из немногих в России примеров рококо в архи­тектуре. Храм украшен уникальной, невероятно богатой лепниной с объем­ными растительными украшениями. Краеведы предполагали, что к постройке могли быть причастны знаменитые мастера уровня Растрелли или Ринальди, но почерк настолько своеобразен, что вероятнее предположить авторство неизвестного европейского мастера. Образ райского сада в интерьере Покров­ской церкви трактован почти буквально — вместо колонн в храме рас­ставлены гипсовые стволы деревьев. Среди памятников русской архитектуры XVIII века не сохранилось ничего подобного.

1 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

2 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2015 год Артем Меньшиков / «Соборы.ру»

3 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

4 / 6

Строительные леса вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы rustemple.narod.ru

5 / 6

Строительные леса внутри церкви Покрова Пресвятой Богородицы rustemple.narod.ru

6 / 6

Усадебный дом Кожина. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

К сожалению, уцелело немногое. Стены стоят до сих пор, но разру­шение купола в 1942 году повлекло за собой медленную гибель интерь­ерной лепнины. В 2010 году были установлены леса и вычинены своды трапезной, но на том все и кончилось.

В 2014 году закрылась школа, располагавшаяся в главном доме, и усадьба стала совсем бесхозной. Драгоценный подлинник может убить не только разруха, но и некачествен­ная реставрация — опыта бережной консер­вации руин в России практически нет.

Еще один памятник, разрушенный настолько, что его остатки можно сохранить лишь с помощью консервации, — церковь Троицы в Пятой Горе, которая находится в 50 км к югу от Петербурга, в безлюдном и очень живописном месте. Разрушение кровли в 1960-е годы привело к размыванию стен. С 2010-х памятник словно стекает в землю, недавно рухнули западная и восточная полуротонды, обвалился фронтон одного из портиков. Многочисленные обращения общественников к Церкви и государству ни к чему не привели. Потрясающий опыт волонтеров, остановивших разрушение столь же пропащей церкви-руины в вологодском Крохино, вселяет надежду, но Ленинградская область пока не решилась на подобный поступок.

Деревянные храмы русского севера

На русском Севере можно увидеть много красивых, деревянных церквей. Древние зодчие, не имея ни гвоздей, ни молотков, возводили невероятной красоты сооружения. Большинство древних церквей не сохранилось. Но некоторые из них, датированные началом 18 века, сумели чудом сохраниться.

Кижский погост

Архитектурный ансамбль расположен на одном из островов Онежского озера в Карелии. Включает в себя жемчужину русского деревянного зодчества — 22-главую Преображенскую церковь. Ее необычная конструкция обеспечила эффективную систему вентиляции, что в итоге помогло сохраниться зданию от разрушения. Церковь полностью сделана из дерева, без гвоздей.


Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах, Карелия

Во второй половине 19 века на остров были перенесены и другие деревянные церкви с разных мест Карелии, чтобы сохранить их. Так образовался музей под открытым небом.

Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших был восстановлен без единого гвоздя, по всем правилам церковного деревянного зодчества в 2002 году на том самом месте, где был расположен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный казаками.


Церковь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, Сургут

Соединяет в архитектуре древние и современные традиции, технические приемы. Присутствуют черты клетского и шатрового зодчества. Конструкцию храма можно охарактеризовать как «восьмерик на четверике». Венчает сруб шатровая колокольня.

Деревянные храмы Руси

Дерево — недолговечный строительный материал, к тому же легко воспламеняющийся. Поэтому до наших дней дошло очень мало древних памятников деревянного зодчества. О существовании некоторых храмов нам известно исключительно из летописей: Успенский собор в Ростове (992 г.), Софийский собор в Новгороде (989 г.), другие. Но есть и такие, которые дошли до наших дней.

Самая старая деревянная церковь в России

Один из древнейших образцов русского деревянного зодчества, сохранившихся и поныне — небольшой деревянный храм, поставленный в селе Бородава в 1485 г., близ Ферапонтова монастыря (23 км), и наименованный в честь праздника Положение честной ризы Богоматери во Влахерне.


Церковь Ризоположения из села Бородава

В 1957-58 гг. был перенесен в город Кириллов в период строения Волго-Балтийского водного пути (попадал в зону затопления), и ныне находится в Кирилло-Белозерском монастыре.

Деревянный храм без единого гвоздя

Как гласит древняя легенда, церковь Преображения Господня (1714 г.) на острове Кижи была выстроена мастером по имени Нестор одним только топором, без единого гвоздя. Храм в основе имеет восьмигранный сруб, увенчан 22-мя главами.


Церковь Преображения Господня на острове Кижи

В 1990 году был занесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а несколькими годами позже — в список наиболее ценного культурного наследия народов России.

Деревянный суздальский храм

Церковь св. Николая (1766 г.) в Суздале — еще один пример плотницкого мастерства, была выстроена без применения гвоздей. Перевезена в 1960 г. в город из села Глотово Владимирской области и реставрирована архитектором М. М. Шароновым. Переезд был мотивирован сохранением памятника и развития Суздаля как туристического центра.


Никольская церковь на территории Суздальского кремля

Деревянные церкви в Москве

Первые церкви столицы государства Российского были деревянными и недолговечными. Поэтому почти не сохранились до наших дней. В дальнейшем Москва продолжала возводить преимущественно каменные постройки. В конце 20 века церковная жизнь столицы оживилась, город продолжает застраиваться церквями. Среди них много деревянных храмов:

  • храм свт. Тихона Задонского (1863 г.), метро Сокольники;
  • Преображенская церковь (19 в.), район богородский, ул. Краснобогатырская 17;
  • храм в честь Державной иконы Божьей Матери (1995 г.), возле ст. метро Кропоткинская;
  • церковь великомученика Георгия Победоносца (1997 г.) в Коптево, метро Войковская;
  • Крестовоздвиженская часовня (1996 г.), метро Краснопресненское;
  • храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1997 г.) в Раево, метро Бабушкинская;
  • храм-часовня св. вмч. Владимира митрополита Киевского и Галицкого (1997 г.), метро Свиблово;
  • церковь-часовня св. Николая, ул. Елисейская, д. 22;
  • храм в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали», метро Медведково;
  • церковь Алексия митрополита Московского (1998 г.), Северное Медведково;
  • часовня преп. Сергия Радонежского, пересечение улиц Норильской и Малыгина;
  • церковь Новомучеников и исповедников российских, Бутово;
  • храм св. Димитрия Донского, Садовники;
  • часовня св. Николая, ул. Каргопольская, метро Отрадное.

Это далеко не полный перечень всех деревянных храмов в Москве. В таких церквях особенно легко дышится и молится, внутреннее убранство — очень светлое и уютное, спокойное место для прихожан.

Деревянные храмы в Ленинградской области

В селе Родионово, в Подпорожском районе Ленинградской области, на берегу озера, расположилось подворье Александро-Свирского монастыря. Здесь круглый год живут монахи, летом работает детский православный лагерь.

Неподалеку, на том же берегу стоит Георгиевский храм, построенный почти 500 лет назад. Это одна из самых древних в России действующих деревянных церквей. Здание имеет минимум украшений, но оно изящно, — его мастера обладали тонким чувством красоты.


Церковь Георгия Победоносца в Ленинградской области

Воскресенская церковь в поселке Важины Подпорожского района. Она построена в 1630 году. Изначально шатровая, десятигранная, в 19 веке была перестроена. Поэтому в ее облике соединились формы старинного деревянного храма с чертами современной архитектуры. Единственный деревянный храм, дошедший до сегодняшнего времени и имеющий в основе десятигранник.

Среди новых, современных проектов деревянная церковь, построенная Михаилом Красовским в дачном селе Вырицы. Сегодня — это один из наиболее посещаемых храмов Ленинградской области. Столь большой поток приходящих сюда людей связан с одной из главных святынь, могилой, место упокоения преп. Серафима Вырицкого.


Храм Казанской иконы Божией Матери, Вырица

Поделка из макарон

Для детского сада можно сделать своими руками миниатюрный храм из макарон.

«Строительным» материалом будут макароны разной фактуры – прямые толстые, ажурные круглые, плоские длинные типа «лапша». Кроме них нужны:

  • ножницы, карандаш и линейка;
  • фольга и плотный картон;
  • клей ПВА или клеевой пистолет.

Из картона делаем шестиугольную призму с одинаковыми сторонами и оклеиваем ее плотно макаронами в форме бревнышек.

Углы «сруба» и верх закрываем плоскими элементами. Из ажурных деталей выкладываем отделку по верху стен и выстраиваем «колонны».

Теперь настала очередь купола. Формируем его из картона – шестиугольник и конус склеиваем между собой, отделываем плоскими макаронами. Из прозрачной пластиковой бутылки делаем купол, оклеиваем его ажурным материалом, сверху крепим крест. Соединяем воедино все заготовки.

Теперь нужно изготовить крыльцо и крышу к нему. Их основа – картон, отделка – макароны.

Последний шаг – сборка церкви

Важно дождаться, когда места соединения хорошо просохнут, прежде чем нести «экспонат» на выставку

На деревянное зодчество оказала влияние каменная архитектура: в XVIII веке некоторые элементы стиля барокко появились на Русском Севере

В 60–70-х годах XVIII века в северном народном зодчестве явно было заметно влияние основных архитектурных стилей того времени: барокко и классицизма. Это видно и в том, что облик храмов в целом меняется, и в частностях  — например, в появлении барочных круглых окон в храмах.

Как раз в это время строилась церковь Успения в Кондопоге (Карелия), сейчас утраченная из-за пожара 2018 года. В ней сохранялся иконостас в стиле барокко.

Почему это влияние отразилось именно на архитектуре Кондопоги? Дело в том, что здесь грузили на суда гранит и мрамор, которые потом доставлялись в Петербург и использовались для постройки Исаакиевского и Казанского соборов. Поэтому местные мастера, работавшие в Петербурге, привнесли в деревянное зодчество Олонецкого края и самой Кондопоги новые барочные мотивы.

10

История деревянного зодчества Древней Руси

История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.

Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество

На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.

Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.

Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси

Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.

Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

Русское деревянное зодчество в советский период

Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.

Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.

Деревянное зодчество Руси в настоящее время

Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например,

До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье разбираются причины такого удручающего положения.

Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.  

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.  

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя. 

Архитектурный ансамбль Кижи

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси

Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.

За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.

Алтайский край

Макария Алтайского, церковьНиколая Чудотворца, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковьАнтония и Феодосия Печерских (старая), церковьФилиппа апостола, церковьКазанской иконы Божией Матери поморского согласия (старая), церковьКазанской иконы Божией матери во Власихе, церковь»Прибавление ума» иконы Божией Матери, церковьИоанна Рыльского при бывшей Казённой женской гимназии, домовая церковьНиколая Чудотворца, часовняВасилия Великого, часовняНеизвестная часовняПокрова Пресвятой Богородицы, часовняКазанской иконы Божией Матери, церковьСпаса Преображения (временная), церковьТроицы Живоначальной в Малоугреневе, церковь»Нечаянная Радость» иконы Божией Матери, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковьНиколая Чудотворца, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковьНиколая Чудотворца, церковьСпаса Преображения, церковьНиколая Чудотворца (утраченная), церковьИоанно-Кронштадтский женский монастырь. Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявшихАлексия, человека Божия, церковьНеизвестная часовняСергия Радонежского, церковьИлии Пророка, церковьСергия Радонежского, часовняМакария Алтайского, церковьМихаила Архангела (новая), церковьНиколая Чудотворца, церковьУспения Пресвятой Богородицы, церковьКазанской иконы Божией Матери, церковьТроицы Живоначальной, церковьНиколая Чудотворца, церковьТихона, Патриарха Всероссийского, церковь»Спорительница хлебов» иконы Божией Матери, церковьТатианы, церковьНиколая Чудотворца, церковьСпаса Преображения, церковьНиколая Чудотворца, церковьНиколая Чудотворца, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковьМихаила Архангела, кафедральный соборВасилия Великого, часовняОльги равноапостольной, церковьНиколая Чудотворца, кафедральный соборЧасовня в память приезда П. А. СтолыпинаНиколая Чудотворца, церковьСмоленской иконы Божией Матери, церковьИоанна Предтечи (новая), церковьИоанна Предтечи (старая), церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковьМихаила Архангела, церковьНиколая Чудотворца (старая), церковьКазанской иконы Божией Матери, церковьСимеона и Анны, церковьБогоявления Господня, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector