6 ноября

Содержание:

Святой Дмитрий – покровитель

Святой Димитрий невидимо являлся защитником родного города Фессалоники. Русские воины всегда верили, что находятся под покровительством великомученика Димитрия.

Почитание святого в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. И день его памяти всегда ассоциировался с воинским подвигом, защитой Отечества.

По молитвам к своему небесному покровителю Дмитрий Донской одержал ряд блестящих военных побед. Особенно знаменательна была его победа на Куликовом поле, после которой была установлена Дмитриевская поминальная суббота – в память воинов, которые пали в бою. Позднее в этот день будут поминать всех от века почивших православных христиан.

«Прошло 17 веков с того времени. Но Церковь помнит своих верных сыновей и дочерей, чад Небесного Отца, и они свидетельствуют о глубокой вере, преданности воле Божьей и спасению наших человеческих душ. Димитрий Солунский является покровителем воинов. Он был сам воин. Поэтому он изображен на знаменах и его именем названо много храмов, воинских частей, полков. Он является покровителем всей молодежи, которая защищает свое Отечество», – отметил митрополит Павел.

На Куликовскую битву его благословил Сергий Радонежский

Куликово поле: 12 картин

Игумен сначала стал уговаривать князя избежать кровопролития, но это уже было невозможно, согласно преданию. Вражеское войско наступало с единственной целью — победить. Тогда Преподобный, помолившись Богу, тихо сказал князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». 

И благословил двух своих монахов — бывших воинов — отправиться на битву вместе с князем Дмитрием. Это были Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба они происходили из знатных родов боярских. Напутствуя их, Преподобный сказал: «Мир вам, братья мои! Крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

Что можно и нельзя делать в церковный праздник 8 ноября 2019 года

Традиционно в День Димитрия Солунского люди не работали. В праздник поздравляли с именинами всех мужчин, которых величали Дмитрием, и поминали умерших родственников. Принято было вспоминать о них не только за столом, но и заказать службу в храме. На ночь на улице оставляли воду с полотенцем, чтобы пришедшая душа смогла напиться и умыться.

Кстати, поминальный обед принято подавать только вечером. Дополнительно ставится одна тарелка и на нее кладется по ложке каждого угощения. Затем принято поставить ее возле иконы и зажечь свечу.

В День Димитрия Солунского традиционно начинался период сватовства. Интересно, что только 8 ноября принято было засылать сватов, поскольку позже начнется Рождественский пост, во время которого подобные события запрещены.

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

В 1359 году умер его отец, когда Дмитрию было 8 лет, и он стал Великим князем владимирским и московским. Святитель Але́ксий на долгое время фактически заменяет ему отца, до самой смерти в 1378 году.

9-летним мальчиком Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение. Димитрий Донской был воспитанником святителя Алексия Московского.

Как уже отмечалось, в православии Дмитрий Донской считается покровителем брака. Однако Евдокию он до брака и в глаза не видел — это был брак по расчету. В выборе супруги помогал Сергей Радонежский. Союз с Суздалем должен был помочь Москве укрепиться с нижегородской стороны. На момент брака ему было 16 лет, а невесте — всего 13 лет.

Многие считают, что своей необычайной гармонией этот брак во многом обязан кроткому нраву князя Дмитрия. Миролюбие он унаследовал от отца, прозванного за дипломатичный подход «Кротким». Впоследствии эту черту характера ему помогли развить и его наставники — митрополит Московский Алексий и игумен Сергий Радонежский.

На свою решающую историческую Куликовскую битву благоверный князь Димитрий получил благословение у великого святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал благоверному воину Димитрию в помощники своих монахов-схимников Алексея и Александра.

Куликовская битва была доблестно выиграна великим князем Димитрием. История русского воинства ещё не знала такой победы. Рядом с Куликовым полем течёт река Дон, поэтому и победителя битвы Димитрия стали называть Димитрий Донской.

Избранник Божий с младенчества воспитывался в добродетели и чистоте, впитывая атмосферу христианской морали. Никогда больше великий правитель не отступит от постулатов православия.

Безграничное упование на Бога, строгие посты, молитвенные и духовные подвиги соединились с милосердием и благотворительностью, попечительством о своих подчинённых и русском народе.

Дмитрий Донской скончался молодым — ему не было и 39 лет — всего через несколько дней после рождения своего младшего сына.

Кто благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Современники чествовали благоверного князя как бесстрашного и мудрого полководца. Сокрушительные победы над Ордой подарили надежду на избавление от многолетнего ига.

Но святой Дмитрий Донской ни одно дело не начинал без напутствия Божия. И потому, отправляясь на решительный бой Куликовский, он берёт благословение у преподобного Сергия Радонежского. Старец увещевал сохранять мужество, уповать на Бога и тогда Господь дарует успех.

Подкреплённый поддержкой святого и его иноков воинов, князь обещает в честь победы над монголами выстроить монастырь во имя Пресвятой Богородицы. В это же время происходит чудо. Обретение нетленных мощей Александра Невского, прадеда святого князя, явилось достоверным свидетельством помощи Божией.

В честь сокрушительного разгрома монголов истинного сына церкви нарекли Донским.

Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых

До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.

1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле. Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.

Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.

В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.

Итоги правления благоверного князя Дмитрия Донского

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси. Дмитрий также добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.

При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), которые прикрывали подступы к центру Москвы. Дмитрий впервые в русской военной истории ввел взамен старого принципа комплектации войска новый (территориальный) принцип формирования. При Дмитрии Донском в Москве была введена чеканка серебряной монеты – ранее, чем в других русских княжествах и землях.

Библиография

Писатель Димитрий Ростовский приблизил духовную литературу к пониманию простого читателя. До него все книги писали на старославянском языке. В описании святителя мученики предстают перед внутренним взором читателя, будто живые. Некоторые сочинения святого отца посвящены Страстям Христовым, Богородице. В своем творчестве автор наставляет, как бороться с нечистыми помыслами, сохранять чистоту души и приблизиться к Царствию Божьему.

Агиографические и богослужебные сочинения

Хвалебные сочинения святителя:

  • «Руно орошенное» — о чудесах икон Богородицы;
  • «Псалтирь Божьей Матери» — посмертное собрание, псалмы из которого издавались в других сборниках;
  • «Псалмы или духовные канты» — восемь восхвалений Господу Иисусу Христу;
  • «Пяточисленные молитвы» — сложены в память о скорбях Девы Марии.

По трудам отца Димитрия можно судить о богословских представлениях святых разных эпох, отношении к религии простых людей.

Проповеди и поучения

Митрополит Ростовский воплотил талант проповедника и богатый управленческий опыт в таких произведениях:

  • «Поучения и слова» — к церковным праздникам, дням памяти мучеников;
  • «Поучения и проповеди» — к предпраздничным, постным неделям;
  • «Поучения к иереям» — о долге священнослужителя;
  • «Приготовление иереев к Божественному Причащению» — изобличение богохульного отношения священников к Святым Дарам и прочим церковным атрибутам;
  • «Память духовному отцу, как управить ставленника» — правила для священнослужителя при возведении послушника в духовный сан.

Поучителен труд «Слово о пьянстве», описывающий десять растлевающих гроздей винограда.

Исторические и полемические сочинения

«Келейный летописец» — исторический труд, описывающий библейские события до рождения Христа в хронологическом порядке. В нем святитель собрал из других сочинений все сведения, которые посчитал полезными. «Розыск о раскольнической брынской вере» — полемический труд, доказывающий ложность вероисповедания, проповедуемого сектантами.

Письма

22 письма написаны святителем в период его работы в Ростове. Большинство посланий датированы 1708-1709-м годом и адресованы монаху Феологу, другу и московскому редактору.

Трактаты

Сочинения святителя написаны в простом стиле, передают суть его мысли и отличаются краткостью. По сравнению с одностраничными сочинениями, можно считать объемным трактат «Зерцало православного исповедания». Он состоит из трех частей, посвященных вере, надежде и любви. Из этих составляющих состоит вера в Господа и добродетель, необходимые для обретения вечной жизни.

Назидательные сочинения

Краткие очерки:

  • «Богодухновенное христианское наставление»;
  • «Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании»;
  • «За что подобает благодарить Бога?»;
  • «Краткое христианское нравоучение».

В простой форме автор пишет о том, как душой пребывать в согласии с Господом.

Стихотворные тексты

«Стихи на Страсти Христовы» напоминают пьесу и повествуют о страданиях Христа. В произведение включено стихотворное обращение грешника к Марии Магдалене.

Другие произведения

Святитель составлял молитвы:

  • повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения;
  • молитвенные стихословия;
  • краткое воспоминание страстей Христовых.

Митрополит также сложил собственную «Молитву о своем окаянстве».

Сборники

Известны два сборника:

  • «Житие и творения святого Димитрия»;
  • «Симфония по творениям».

В книгах собраны уже издававшиеся назидания, поучения и высказывания митрополита.

Приписываемые сочинения

Книга «Алфавит духовный» впервые издана в 18-м веке. Каждой букве алфавита соответствует краткое поучение. Первоначальное название книги — «Лествица духовная», а автор — митрополит Исаия Копинский. Есть версия, что в типографии ошиблись, так как сочинение лежало с произведениями Димитрия Ростовского.

До «Алфавита» «Лествицу» читал Серафим Саровский, рукопись нашли в его личных вещах под таким названием. Святитель Димитрий, вероятно, тоже постигал духовные законы по рукописи Исаии, которую редакторы превратили в «Алфавит».

Собрание сочинений

«Житие святых. Двенадцать книг» повествует о жизни православных подвижников, святителей, мучеников. Каждая книга соответствует месяцу. На каждый день приходится биография почитаемого святого. Полное «Собрание сочинений» включает 5 томов. В многотомнике можно найти «Алфавит духовный», житие святителя, его келейные записки и письма.

Димитрий Солунский: чудеса

Ангел, сошедший с небес, укреплял узника в заключении. И, наверное, первое чудо Димитрий сотворил, будучи в темнице. «Дело в том, что император любил смотреть гладиаторские зрелища, как его тюремный силач сбрасывал христиан с помоста на копья воинов. И один юноша-христианин Нестор пришел к Димитрию в темницу взять благословение на борьбе с язычником. И по благословению Димитрия и молясь Господу, Нестор одолел варвара, сбросив его на копья воинов. Разгневанный император велел немедленно казнить Нестора, а благословившего его Димитрия приказал пронзить копьями», – поведал Владыка Павел.

Так, 26 октября 306 года Димитрий принял мученическую кончину от рук язычников. Его слуга, собрав на полотенце кровь мученика, стал исцелять недугующих, за что также был приговорен императором к смерти.

Тело Дмитрия Солунского было тайно предано земле, а при равноапостольном Константине над могилой была воздвигнута церковь. Через сто лет были обретены нетленные мощи святого Димитрия, а в VII веке начинается истечение благовонного мира.

Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых

До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.

1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле.  Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.

Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.

В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.

Детство

Князь Димитрий Донской родился 12-го октября 1350 года в Москве. Его отцом был Иван II Красный. Мать — княгиня Александра Ивановна. Предком выдающегося исторического деятеля был Иван Калита.

В 1359-м году отец скончался. С этого момента началось правление Дмитрия Донского. Княжение перешло в руки молодого правителя и его брата. Очень скоро второй сын также покинул этот мир, и власть над Москвой перешла в руки Дмитрия. Однако только номинально. На тот момент правитель был совсем юным, ему едва исполнилось 9 лет.


Дмитрий Донской

Бразды правления в свои руки взял опекун молодого князя, митрополит Алексий. Он был честным человеком с сильным характером, а также пользовался большим авторитетом.

Детство князя было сложным. Едва ли не с ранних лет будущему борцу с Золотой Ордой и объединителю русских земель пришлось участвовать в политических войнах и интригах.

Всего через год ярлык на правление во Владимирских землях получил Дмитрий Константинович, князь Суздальский. Такое положение вещей москвичей категорически не устраивало.

К счастью для русских правителей, вторая половина 14-го века пришлась на «великую замятню», тяжелейший политический кризис в Золотой Орде.

Начались бесконечные междоусобицы, которые закономерно сопровождались ханской чехардой. Князья пользовались тяжелой политической ситуацией ордынцев. При участии митрополита Алексия в 1362-м году ярлык на княжение во Владимире получил Донской.


Дмитрий Иванович Донской

Князь Дмитрий Константинович предпринимал еще одну попытку взять под контроль земли, которыми не так давно управлял. Не прошло и года, как новый хан вновь передал ему ярлык. Но второй период правления князя закончился через 2 недели.

В 1364-м году сын Дмитрий Константиновича Василий получил для отца право княжить во Владимире, но тот отказался в пользу Донского. Отношения двух правителей были закреплены через брак молодого князя и дочери некогда серьезного политического соперника, Евдокии.

В течение всего периода княжения Дмитрий Донского (с 1363 по 1389 г.) на подвластных территориях, продолжалось возвышение Москвы и присоединение все новых земель. Процесс централизации и складывания государства шел медленно, но уверенно. Однако это стоило титанических усилий.

Почитание

У мощей благоверного князя проходили молебны. Люди приносили ценные дары, в том числе покровы из бархата и драгоценные лампады. Подобное почитание — следствие помощи, оказанной святым тем, кто просил его помощи

Жители находящейся близ монастыря слободки прежде чем приступить к важному делу обращались к св. Даниилу за благословением, ставили свечу и прикладывались к его мощам

Лик князя Даниила из Архангельского собора Московского кремля

Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон так отозвался о св. Данииле:

«Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту.

Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».

Покровитель инженерных войск

Как покровителя этого вида войск Российской Федерации св. Даниила чтят православные военнослужащие. Его почитают не только как миролюбца, но и как мужественного, несгибаемого воина, отстаивающего свои идеалы.

Храм в Нахабино

Даниловский храм в посёлке Нахабино открыт 7 дней в неделю с 10 утра до 6 вечера. В те дни, когда проходят вечерние службы, закрывается на 2 часа позже.

Памятник в Москве

В 1997 году российская столица отпраздновала 850-летний юбилей. В честь этого события Серпуховскую площадь украсили бронзовым князем. В левой руке приблизительно 10-метровой скульптуры расположили церковь, в память о его религиозности; а в другой — меч в ножнах, как символ стремления к мирному решению конфликтов.

Интересный фактПисатель Дмитрий Балашов посвятил благоверному произведение «Младший сын». Здесь описан период со смерти Александра Невского и до конца жизни Даниила.

Атомная подводная лодка

Подводное судно Северного флота «Даниил Московский» получило это название в 1996-м. А спустя 10 лет на нём произошёл пожар, во время которого погибли два члена экипажа. Случилось это в Баренцевом море.

Икона

Иконописцы нередко изображают св. Даниила в иноческом одеянии. Одна из первых икон датируется XVII–XVIII вв., когда-то она защищала Даниловский монастырь. На ней князь, держа Писание, стоит у белокаменного Кремля. Наверху — слева в углу — нарисована Троица.

Святой благоверный князь Даниил Московский. Икона рубежа XVII-XVIII веков

Княжий облик встречается на барельефах и мозаичных ликах соборов Московской области. Часто вместе с отцом, также причисленным Православной Церковью к лику святых.

В чем помогает Господь по молитвам святого

К святому Даниилу люди в первую очередь обращаются, если сталкиваются с проблемами при покупке или продаже недвижимого имущества, в том числе при получении или закрытии ипотеки. Некоторые излагают просьбу своими словами, но церковь рекомендует использовать молитвослов.

Если нужна помощь в продаже жилья:

Помимо этого святого просят, чтобы святой благоверный князь Даниил Московский:

  •  уберёг от нападений;
  • вылечил от тяжёлого заболевания;
  •  добился торжества истины и справедливости;
  •  помирил спорщиков;
  • ниспослал хорошего начальника.

Тропарь рекомендуют читать до тех пор, пока не будет подписан трудовой договор

или перед собеседованием.

Тропарь, кондак, величание

Князь Даниил — основоположник рода московских государей. Деревянные церкви при нём становились белокаменными. Его иконы настраивают душу на мирный лад, что способствует сохранению семьи, домашнего уюта. А ещё освящённые лики не одно столетие оберегают православие от лжеучений и раскола.

Виктор Глебов

Житие великомученика

Вероятнее всего, биография св. Димитрия стала известна на Руси практически с установлением христианства, имя великомученика было крестильным для великого князя Всеволода Большое Гнездо (в князь владимирский с 1176 года), им же установлено сугубое почитание св. Дмитрия Солунского. Древнейшая из дошедших до нас икон святого так же относится к двенадцатому веку.

«Мучение Димитрия Солунского» – известный греческий мартирий (от греч. «мартирос» – мученик, свидетель), агиографический текст, написанный, возможно, пятом-шестом веке и очень рано переведенный на славянские языки. Отчасти он был воспроизведен в Великих Четьях Минеях митрополита Макария. В семнадцатом веке житийный цикл святого Димитрия Солунского обновлен в трудах его тезки, святителя Димитрия Ростовского.

Таким образом, в основу русской агиографии святого легли византийские собрания рассказав о чудесах великомученика Димитрия Солунского, древнейшие из них принадлежат перу архиепископа Фессалоникийского Иоанна, датируются серединой седьмого века.

Святой Димитрий СолунскийПервая половина XVIII в.Дерево, темпера.35 × 26.5 смНациональный музей перемышльской земли,Пшемысль, ПольшаИнв. MPH-1065Происходит из села Крайна (Krajna)Подкарпатского воеводства в Польше.

Святой Димитрий Солунский родился в Фессалоникийской области, в конце третьего века, в семье тайных христиан. Его отец был высокопоставленным римским сановником. Когда он умер, должность проконсула перешла к сыну, который на тот момент уже был совершеннолетним и успел зарекомендовать себя на службе. Св. Димитрию вменялось в обязанность в первую очередь, пограничная служба, защита городских границ от внешних врагов.

Однако, это был период гонений на христиан, и от св. Димитрия, как от римского проконсула требовали поддержки императорской инициативы. Римляне почитали богов на государственном уровне, в частности, они обожествляли императора. Очень скоро, императору Максимиану Галерию донесли, что молодой проконсул не только не преследует христианство, но и открыто проповедует, всячески помогает ему расцветать, искореняя языческие обычаи и приводя народ к вере во Христа.

По возвращении из из сарматского похода, Максимиан сделал остановку в Фессалониках, арестовал молодого проконсула и решил развлечь местное сообщество гладиаторскими боями, безответными жертвами которых стали христиане. Их легко побеждали закаленные в боях воины императора, и, поверженных, сбрасывали на копья.

В темнице св. Димитрий начал готовиться к смерти. Его навестил юноша-христианин Нестор, которому предстояло сражение с могучим римским гладиатором. Святой благословил Нестора и тот победил в схватке, сбросив на копья своего противника. Как победителя состязаний, его должны были освободить, но это не входило в планы Максимиана и Нестор был казнен. Спустя некоторое время, был предан казни и св. Димитрий. По приказу императора, его пронзили копьями и тело выбросили на съедением зверям.

В другой версии жития представлена несколько другая история: убитый гладиатор был любимцем воинственного Максимиана, а Нестор сказал, что римского гладиатора «убил ангел, посланный Димитрием». Это разгневало императора и он приказал предать молодого проконсула такой же смерти — пронзить копьями. Христианская община тайно предала тело святого земле. Известно, что от его окровавленной ризы и перстня происходили чудеса исцеления.

Как и кого поминают в православии

Каждый день поминать усопших в домашней молитве необходимо. В Символе Веры мы произносим: «Во едину святую Соборную  и Апостольскую церковь». Церковная, соборная молитва дает нашим усопшим возможность оставаться частью Церкви, ведь «у Бога все живы».

В Дмитриевскую субботу и в церквях, и на кладбищах совершают заупокойные литии и панихиды. Посещение кладбищ — благочестивая традиция, однако не следует забывать, что главное — не пышные надгробные памятники, а молитва.

Придя в храм, нужно подать записки. Имена тех, кого вы поминаете, принято писать в родительном падеже («кого?»). В первых строках пишут имена священнослужителей и монахов: «митрополита Пимена», «иерея Игоря», «монахини Наталии».

Имена должны быть в церковном написании: «Алексия», а не «Лёши», «Татианы», а не «Татьяны».

Уточнения в записках должны быть корректными. Степени родства с покойным писать не нужно. Не следует добавлять к именам «заблудшего», «грешного» и т.д., потому что тем самым мы выносим суд о человеке прежде Бога. Часто пишут: «младенца», «отроковицы»,  «убиенного», «воина». Церковь не препятствует этому, хотя единственное, что важно – имя христианина. Разумеется, все, за кого подают записки в храме, должны быть крещеными православными.  Нельзя подавать записки за совершивших самоубийство

Разумеется, все, за кого подают записки в храме, должны быть крещеными православными.  Нельзя подавать записки за совершивших самоубийство.

В качестве пожертвования можно принести продукты: фрукты, овощи, крупу, конфеты, растительное масло, любые постные продукты. Недопустимы мясо и крепкие спиртные напитки. Все продукты пойдут на нужды прихода и на помощь нуждающимся прихожанам. Можно жертвовать кагор для Литургии, муку для просфор.

В этот день можно устроить дома поминальную трапезу, пригласить близких, родных, друзей. Следует помнить, что главное — не богатое застолье, не веселье, а память о почивших и их добрых делах.

О значении молитвы за умерших

Даже во времена Ветхого Завета иудеи верили, что очистительная жертва, приносимая за покойного, а также  милостыня помогают ему.

Жертва Иисуса Христа, его Крестное страдание, смерть и Воскресение сделали ненужными все ветхозаветные жертвы. Бескровная жертва, таинство Божественной литургии вводит в жизнь вечную всех, кто прибегает к нему или прибегал во время земной жизни.

Но умершие уже не имеют возможности изменить свою посмертную участь, принести покаяние, творить дела милосердия. Эта забота об их душах оставлена нам, живым. Об этом говорили отцы Церкви.

Предание Церкви донесло до нас, что поминовение усопших на Божественной Литургии избавляло от адского пламени даже умерших без покаяния или грешников.

Очень важна милостыня за усопших. Причем ее можно приносить и с имущества умершего. Как ни удивительно, особенно необходима милостыня за богатых.

В житиях мы находим примеры, когда молитва близких, частная молитва, исправляла посмертную участь умершего. Но во всех случаях эта молитва была связана с трудами- постом и творимой в его память милостыней.

Особую благодать молитвы за умерших христиан имеют Андрей Христа ради  юродивый, пустынники Паисий Великий и Макарий Великий, другие святые. Но святые имеют дар заступничества, а помнить следует о том, что Суд принадлежит Господу Иисусу Христу, и ему в первую очередь следует молиться об усопшем.

Душа новопреставленного в первые сорок дней особенно нуждается в церковном поминовении, молитвах близких и милостыне в его память. Но и после сорока дней не следует оставлять ближнего без поминовения. Молиться за усопшего можно дома, но лучше прийти в храм, заказать панихиду, литию или проскомидию для поминовения за Божественной Литургией.

Что делать нельзя

Как и в любой другой день нельзя проявлять недоверие и сомнение к вере в Бога, его могуществе и помощи. В день поминовения усопших нельзя про них забывать. Если семья в этот день не посещает кладбища и даже не устраивает никаких встречи и вечеров воспоминаний, не предав молитвы за упокой – на нее ложится грех.

В преданиях говорится, что женщинам нельзя заниматься домашней работой. Все дела по дому переносят на пятницу – в день памяти Дмитрия в квартире должно быть чисто и светло. Шить, вязать и устраивать глобальные стирки тоже не рекомендуется.

Святой Дмитрий, отказавшись от всех благ, посвятил себя Богу, поэтому заниматься покупками в этот день – кощунство. Если перенести покупку нет возможности – обратитесь к нему с молитвой, прося о прощении и заступничестве перед Богом.

День памяти

День памяти празднуется Церковью 8 ноября (26 октября по старому стилю).

Великомученик Димитрий СолунскийШкола или худ. центр: МстераВторая половина XIX в.Дерево, темпера.31 × 26.5 смЦентральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева, Москва, РоссияИнв. КП 4019

Как воин, святой Димитрий Солунский стяжал себе особую славу на Руси.

Интересный фактУстановления дня родительской субботы связано с традицией поминовения погибших воинов. Она установилась после Куликовской битвы, день стал называться Димитриевской родительской субботой. Великий князь Димитрий Донской, считал, что его небесный патрон участвовал в битве на стороне, существует иконография, святого Димитрия, повергающего Мамая.

Как появился Дмитриев день

Ярким примером служения Богу и Отечеству стала жизнь Дмитрия Донского. Днем великого князя по праву считается 1 июня. Исторические сведения подтверждают, что все самые важные события в жизни Дмитрия Ивановича благословлялись церковью.

Важно! Подробные данные об Успенском Горицком монастыре

Перед каждой битвой и в преддверии наступления молодой князь обязательно советовался со своими духовными наставниками. Любовь к Богу и сила веры помогали побеждать в кровавых сражениях.

Отправляясь на битву в 1380 году, он получил благословение от преподобного Сергия. Впереди его ожидало сражение с Мамаем. В этот период произошло открытие мощей Александра Невского – легендарного прадеда князя. Ночь перед сражением прошла в горячих молитвах.

Когда настала сеча, то князь стал плечом к плечу со своими дружинниками. Победа на Куликовом поле свершилась ценой множества жертв. О погибших был совершен всенародный поминальный обряд, впоследствии получивший название Дмитриевская родительская суббота.

Интересно! Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин

Испытания на этом не закончились. Впереди была кровавая битва за Москву с полчищами хана Тохтамыша. Спаленные города, убитые, искалеченные люди и сожженная Москва – все это увидел на своем пути Дмитрий Иоаннович. На свои деньги он хоронил погибших, помогал выжившим.

Как только князь ощутил приближение смерти, то призвал отца Сергия. Исповедавшись, князь умер в 40-летнем возрасте. Канонизирован великий князь в 1988 году.

Внимание! Принято присваивать имя новорожденном,у используя православный календарь, тогда малыш сразу же обретет ангела-хранителя

Великий князь

Юный князь с детства принимал активное участие в политической жизни Северо-Восточной Руси. В 1360—1361 годах он совершил две поездки в Орду, пытаясь получить ярлык на великое княжение, однако смог сделать это только в 1362 году. Причём вскоре за свой статус ему пришлось побороться с князем Дмитрием Константиновичем, который некоторое время правил Великим княжеством Владимирским и не желал уступать престол юному родственнику.

«Со времён Ивана Калиты Московское княжество было центром притяжения для русских земель. Оно было уже богатым и авторитетным, а действия конкурентов ставили всё это под угрозу. Опираясь на поддержку Алексия, ставшего для князя вторым отцом, Дмитрий Иванович сумел вернуть и удержать великокняжеский престол», — рассказал RT историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

Также по теме


«На Куликовом поле рождалась Россия»: как сражение с войсками Мамая привело к объединению жителей Руси

640 лет назад объединённые войска княжеств Северо-Восточной Руси под командованием великого князя владимирского и московского Дмитрия…

После победы Дмитрия Ивановича в борьбе за великокняжеский статус Владимирское, Дмитровское и Галицкое княжества были объявлены наследными владениями князя Московского. А с Дмитрием Константиновичем Дмитрий Иванович помирился, помогал ему в борьбе с соседями и женился на его дочери Евдокии.

«Пережив в 1365 году в Москве большой пожар, Дмитрий Иванович решил возвести в своей столице белокаменный кремль, ставший первой каменной крепостью в Северо-Восточной Руси и резко поднявший оборонительный потенциал Московского княжества», — рассказал в беседе с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

В дальнейшем Дмитрию Ивановичу пришлось противодействовать претензиям на владимирский престол со стороны князя Тверского Михаила Александровича, приходившегося тестем правителю Великого княжества Литовского Ольгерду. Примерно в эти же годы Литва захватила часть территории Юго-Западной Руси (современная Центральная Украина), и её правители опасались, что московская ветвь Рюриковичей заявит свои права на эти территории.

Трения Москвы с Михаилом Александровичем стали очередным фактором, негативно сказавшимся на отношениях Великого княжества Литовского с Дмитрием Ивановичем. В дальнейшем это вылилось в ряд военных столкновений.

  • Печать Дмитрия Донского

Время прихода Дмитрия Донского к власти совпало с междоусобной борьбой в Золотой Орде. Фактическим правителем территорий между Волгой и Днепром стал ордынский темник и зять хана Бердибека Мамай.

Мамай попытался поддержать в борьбе за великокняжеский статус на Руси Михаила Тверского, однако эти попытки не увенчались успехом. Воспользовавшись сложной ситуацией в Орде, Дмитрий Иванович перестал платить ордынцам дань, проводя всё более независимую политику.

В 1378 году в битве на реке Воже русские войска разгромили ордынские карательные части, которые шли на Русь, чтобы принудить Москву снова платить дань.

«Победа на Воже вдохновила русских князей, почувствовавших, что ордынцев можно успешно бить», — отметил Евгений Спицын.

  • Битва на реке Воже
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector