Церковь ризоположения. фото и описание

Содержание:

Ризоположенская церковь: сплав двух традиций древнерусского зодчества


Часть уникальных настенных росписей и фресок относятся к концу XV века сохранившиеся до наших дней Церковь Ризоположения – одна из красивейших построек Москвы. Это трехапсидная церковь, которая стоит над высоким цокольным этажом – подклетью. Опорой для сводов храма служат четыре столба. Три стены храма украшает фриз. Храм выстроили из кирпича, хотя в те времена основным строительным материалом был белый камень. Эту постройку можно рассматривать как уникальный сплав двух традиций зодчества московского и псковского.

Спецификой интерьера этой церкви стало то, что все его элементы были сделаны в одно время, сохраняя полное стилистическое и художественное единство. В 1627 году церковь перестраивали, и лучший придворный иконописец того времени, Назарий Истомин со своими мастерами создали для храма великолепный иконостас из четырех ярусов с серебряными окладами на иконах. Даже сейчас это считается настоящим произведением искусства!

В 1644 году, известнейшие мастера своего времени – Сидор Поспеев, Иван Борисов и Федор Абрамов всего лишь за три месяца украсили стены храма фресками на библейские темы. Эти фрески были обнаружены во время реставрационных работ проводимых в середине прошлого столетия. К сожалению, в Росси сохранилось очень мало подобного рода памятников.

Экспозиция в церкви Ризоположения

Храм стал домом для постоянной экспозиции, в которую вошли оригинальные деревянные скульптуры. Тот факт, что они сохранились до наших дней, не может не впечатлять, ведь противниками такого произведения искусства были  представители православной церкви (фигурки из дерева они считали отголоском идолопоклонства).

Как бы там не было, сегодня в храме Ризоположения можно увидеть около 80 интересных экспонатов, среди которых не только изображения Заступников Небесных, но и кресты, образы, резные традиционные иконы. Звездой экспозиции является скульптура авторства Николая Можайского.

Паломнику

Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.

Выходной день — четверг.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.

Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.

Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.

Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:

Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.

Билеты можно приобрести:

— Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;

— в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.

Дополнительные услуги:

— экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.

Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.

Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету

Как добраться

Из Москвы до Суздаля можно доехать автобусом «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» от — Щелковского автовокзала. Расстояние — около 220 км. Автовокзал в Суздале находится за чертой города, поэтому до Покровского монастыря надо будет еще добираться городским транспортом, на такси, или пешком. В любом случае, это займет немного времени. На автомобиле поезжайте по автомагистрали М-7 до Владимира. Непосредственно после въезда во Владимир объездная дорога с указателем на Иваново уходит влево; по ней через 12 км следует снова повернуть налево, на Суздаль. От Владимира до Суздаля 37 км. На поезде из Москвы можно доехать только до Владимира, поезда отправляются с Курского вокзала. Далее до Суздаля — автобусами, которые ходят каждые полчаса от железнодорожного вокзала.

Внутреннее убранство

Церковь Ризоположения – один из немногих московских храмов, в которых сохранилось оригинальное убранство. Статус архитектурного памятника и непосредственное отношение к ансамблю Московского Кремля стало для собора защитой в советское время.

В храме можно увидеть уникальные православные фрески, изображающие земной путь Богородицы. Над фресками работали мастера Осипов и Борисов, выполнявшие самые ответственные поручения царя.

Главная икона храма – «Ризоположение Богородицы». Автором этого удивительного по глубине и качеству художественного воплощения образа стал великий иконописец XVII в. Назарий Истомин. Иконостас Церкви Ризоположения также выполнил Истомин. Работы по созданию этого уникального произведения церковного искусства были завершены в 1627 г. Иконостас Истомина стал первым после завершения Смутного времени.

Иконы сочетают традиции русской и византийской иконописи, все образа считаются бесценными шедеврами.

В церкви можно увидеть коллекцию старинных подсвечников, принадлежавших патриарху Иосифу — видному деятелю русской церкви середины XVII в.

К храму примыкает небольшая крытая галерея, в которой размещена выставка скульптуры Древней Руси

Деревянные статуэтки святого Георгия, Богородицы, Иисуса, митрополита Ионы, Николая Можайского изготовлены с невероятным мастерством и вниманием к деталям

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

Вид на церковь со стороны Соборной площади

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах — северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны. Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор. Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

Вид церкви с севера

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного. Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма. Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

Современное состояние[править]

При церкви существует воскресная школа — как для детей, так и для взрослых. Существует библиотека. Также при храме существует гранитная мастерская по изготовлению надгробных памятников.

Настоятель храма — протоиерей Андрей Рахновский. Помимо него, в клире храма ещё четыре священника и два диакона.

Клирики храма служат также в храмах: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, домовой церкви Феодоровской иконы Божией матери Российского государственного социального университета.

Избран одним из 10-ти храмов Москвы, в которых в рамках V Московского Пасхального фестиваля проходила «Звонильная неделя».

Социальная работа

Клирики и прихожане храма ведут социальную работу (окормляют):

Российский геронтологический научно-клинический центр

Хоспис № 4

Территориальный центр социального обслуживания «Ярославский» — филиал «Ростокино»

Исправительное учреждение ИЗ-50/8 ГУ ФСИН Московской области

Экскурсия по архитектурному комплексу

Монастырский комплекс настолько богат и интересен, что туристам понадобится не меньше одного дня, чтобы осмотреть территорию. Территория большая, кроме старинных построек, есть кафе — «блинная» и небольшая детская площадка.

Детская площадка

В начале маршрута навигационные стенды и указатели. Возле архитектурных объектов — информационные щиты с названием и описанием экспозиций.

Стены и башни

В 1664 г. деревянную ограду снесли и заменили на каменную. Одновременно увеличилась монастырская территория.

Крепостные монастырские стены и башни

Стены с двухрядными «машикулями» (отверстиями для навесного боя) расширяются к верху. Их протяженность 1160 м. 12 башен с бойницами по периметру предназначались для ведения боя.

С 1999 года и по сей день ведутся реставрационные работы, поэтому на сегодняшний день стены и башни в хорошем состоянии.

Стена с галереей боевых ходов

Проездная башня отличается от остальных, округлых, и имеет прямоугольную форму. Возвышается на 22 метра и обращена фасадом в сторону города. Там расположены кассы и сувенирный магазин.

В скверике перед проходными воротами башни установлен памятник Дмитрию Пожарскому.

Бюст Дмитрия Пожарского у входа в монастырский комплекс

Проходные врата в виде арки сочетаются по стилю с узорочьем культовых сооружений Суздали.

Проездная башня в советское время использовалась в качестве водонапорной

Аптекарский огород

Вдоль восточной крепостной стены разместился аптекарский огород.

На Руси разведением целебных трав издревле занимались монахи. Суздальский Спасо-Евфимиевый монастырь в XVIII в. располагал богатым садовым хозяйством.

Здесь выращивали травы, предназначенные для целебных снадобий, чая и кваса.

Силами сотрудников музея аптекарский огород восстановлен с сохранением крестообразной разбивки. Грядки 300 x 300 см ежегодно засеваются разнообразными лекарственными травами.

Аптекарский огород

Архимандритский корпус

Двухуровневое строение Г-образной конфигурации возведено в середине XVII в., оно примыкает к Успенской трапезной церкви.

Балкон-галерея в Архимандритском корпусе

С деревянного крытого балкона-галереи, опирающегося на каменные столбы, открывается красивый вид на Спасо-Преображенский собор и звонницу.

Вид с балкона архимандритского корпуса

Южная часть хорошо сохранилась. Северная сторона реконструирована в XIX столетии. Украшают строение резные наличники.

Помещения предназначались для складирования запасов, дневальной палаты. Здесь располагались настоятельские и келарские кельи.

C конца XVIII века здесь стал проживать архимандрит монастыря. Сейчас в здании расположены музейные экспозиции.

Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского

Участник важнейших событий Смутного времени, представитель знатного рода Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил борьбу за национальную независимость России. Под его руководством земское ополчение освободило Москву от иностранных интервентов осенью 1612 года.

Усыпальница князя Дмитрия Пожарского

Род Пожарских ведёт своё происхождение из здешних мест. Большая часть их вотчин и поместий располагалась по соседству. Князья делали богатые вклады в монастырь церковной утварью, книгами, образами и даже сёлами и землями.

Дмитрий Пожарский, которому не было и десяти лет, собственноручно составил дарственную и отдал в поминание по отцу в распоряжение Спасо-Евфимиевской обители деревню «Три дворища».

Вид сбоку на мавзолей

В 1642 г., согласно завещанию, Пожарский погребён в родовой усыпальнице монастыря. Здесь похоронены родители и старший сын князя Фёдор.

В 1885 г. над могилой полководца воздвигнута часовня. Деньги на постройку собирали всем миром. В 1933 г. она варварски разрушена и разграблена.

В 2009 г. возведён новый мемориал. Установлены крест и плита, построена часовня.

Памятный крест и плита на месте родовой усыпальницы Пожарских

Киворий

У стен собора под раскидистыми ветвями укрыта симпатичная беседка — киворий. Предназначена для богослужений на открытом воздухе.

Киворий возле Спасо-Преображенского собора

История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

В память об этом спасительном чуде – заступничестве Богородицы против татарского нашествия, в Кремле при содействии митрополита Ионы и был построен храм Ризоположения. Первая церковь была деревянная. Но ее сгубил большой пожар, случившийся в Москве в 1473 году. Позже, при митрополите Геронтии, во время грандиозной перестройки Кремля, за два года нанятые в Пскове мастера возвели каменный храм, закончив строительство к 1486 году.

Долгое время Ризоположенский храм был домовым для митрополитов, а позже – для патриархов московских. Но когда в середине XVII в., во времена патриарха Никона возвели другой домовый храм в памяти о Двенадцати Апостолов, Ризоположенская церковь стала дворцовой. Она использовалась русскими самодержцами для частной, домашней молитвы.

Тогда же, в XVII веке храм перестроили, покрыв его четырехскатной кровлей. А открытые раньше паперти, расположенные с запада и севера от церкви, перекрыли сводами. Получившаяся в результате этого крытая галерея стала служить для царице и царевнам для перехода из Теремного Дворца к Успенскому собору.

В более поздней своей истории храм дважды был сильно разрушен. В первый раз – во время большого Троицкого пожара 1737 года. После него храм восстанавливали под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. Для Ризоположенской церкви сделали новый шлемовидный золотой купол и растесали окна алтаря.

А второй раз – во время артиллерийского обстрела кремлевских зданий в 1918 году. Но как и все храмы Кремля, эту церковь реставрировали, но не оставили для религиозных службы, а в 1965 году открыли здесь музей.

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

Вид на церковь со стороны Соборной площади

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах — северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны. Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор. Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

Вид церкви с севера

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного. Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма. Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

История

Каменная церковь построена в 1719—1722 годах в вотчине князя Василия Хованского, сменив деревянный храм, известный с 1633-го. Постройка каменного храма, по преданию, связана с раскаянием князя за пристрастие к алкогольным напиткам и нарушение церковных обрядов в нетрезвом виде.

В 1800 году церковь была закрыта по распоряжению учёного-натуралиста и мецената Павла Демидова, страдавшего психическими заболеваниями и не выносившего никакого шума. В соответствии с резолюцией митрополита Платона, утварь и иконостасы были розданы другим церквям. После 1859 года, когда усадьба перешла к семье Капустиных, церковь снова открылась. Как отмечает в своих воспоминаниях Михаил Алпатов, «в самом подкупольном пространстве ярко освещённая солнцем высилась копия ивановского Явления Христа народу».

В 1918 году церковь была передана советской властью в безвозмездное пользование прихожанам. 23 апреля 1922 года «в период ограбления храмов под предлогом изъятия ценностей в пользу голодающих» из храма изъяли 26 пудов 65 золотников серебряных изделий. В 1931—1937 годах в церкви служил священник Павел Фелицын (прославлен в лике святых в 2000 году).

На рубеже 1930—1940-х годов богослужения в церкви не совершались в связи с политикой государственного атеизма, проводившейся в СССР.

Во время войны, в 1942 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Марков († 1955); приход вносил значительные суммы в фонд Красной Армии.

Колокола

5 января 2012 года в храме был освящён колокол весом в полторы тонны, отлитый в Каменске-Уральском. На колоколе изображены четыре образа: Преображение Господне, Божия Матерь Казанская, святитель Николай, святой праведный Симеон Верхотурский. Колокол опоясывают две надписи:

В память о всех священнослужителях, ктиторах, строителях, благотворителях, благоукрасителях и всех прихожан прихода сего
Отлит сей колокол в Каменске-Уральском товариществом Пятков и К° усердием рода Третьяковых и иных прихожан в честь 300-летия первого прихода святителя Николая и второго прихода в честь Преображения Господня града Екатеринбурга на Уктусе лета 2011 от Рождества Христова

Непростая история Ризоположенского монастыря

Особую славу Ризоположенскому монастырю во многом принесла деятельность преподобной Евфросиньи Суздальской. Она приходилась дочерью Черниговскому князю и решение об уходе в монастырь ею было принято в результате пережитых печальных событий. Ей предстояло выйти замуж за брата Александра Невского, князя Фёдора Ярославича, но в тот день, когда должно было состояться бракосочетание, суженый скончался.

Этот суздальский монастырь уникален тем, что в период нашествия хана Батыя и массовых разрушений местных строений, лишь только он остался нетронутым. По преданиям, преподобная Евфросинья своими молитвами спасла родной монастырь от разрушения.

Одно из самых знаменитых суздальских достопримечательностей и архитектурных строений — Святые ворота. Находятся они в Ризоположенском монастыре. Ворота щедро украшены узорами, изразцами, рустом и состоят из двух разных по размеру арок, которые увенчаны изящными шатрами, стоящими на невысоких восьмериках. За свою историю им пришлось немало пострадать и претерпеть целый ряд изменений. В 1964 году Святые ворота были отреставрированы и приобрели свой нынешний вид.

Современность

В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов. Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» — полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов. Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.

В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее. Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами. Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).

В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и деревянная скульптура первого митрополита Руси – Ионы, заложившего церковь в далекой древности. Выставлены в экспозиции деревянные иконы Соловецкого монастыря, изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков. Не менее интересны и другие раритеты – распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.

Церковь Ризоположения в Кремле


Храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля. К сожалению, он не так хорошо известен москвичам, как Успенский или Архангельский соборы. Возникновение церкви на этом месте связано с удивительной легендой. Еще в V веке от Рождества Христова, неподалеку от Назарета были обнаружены одеяния Богородицы – ее риза. Ризу перенесли в Византию, основав в честь этого великого события храм. В дальнейшем эта риза неоднократно чудесным образом спасала Константинополь от неминуемого захвата противниками. День обретения ризы Пресвятой Богородицы стал большим праздником на Руси, перенявшей религию и обряды от Византии.

Летом 1451 года, накануне праздника Обретения Ризы, к стенам Кремля подошли татарские войска. Татары подожгли вокруг крепости все деревянные постройки, и дым от них душил кремлевских защитников. Митрополит Иона в дыму и под градом стрел провел крестный ход, прося помощи у Богородицы. И случилось великое чудо: ночью татарам привиделось огромное войско, пришедшее на защиту Кремля. В потемках татарские отряды, бросив все награбленное, спешно бежали из Москвы. В память об этом событии Иона распорядился основать церковь в честь Положения Ризы Богородицы. В конце XV века на ее месте была возведена новая каменная церковь.

Так как церковь была выстроена рядом с двором митрополита, в скором времени она стала его домовым храмом. В дальнейшем, вплоть до середины XVII века, митрополиты и патриархи молились здесь в уединении. Возвели Ризоположенскую церковь псковские зодчие Кривцов и Мышкин. Возможно, постройка была доверена русским мастерам во избежание народных волнений: ведь большинство каменных построек в Кремле возводили итальянские архитекторы – иноземцы, что вызывало ропот среди народа. Ризоположенская церковь стала примером воплощения традиций русского зодчества. Рядом с величественным Успенским собором она кажется изящной и воздушной.

Когда-то высшие духовные лица попадали в церковь Ризоположения, не выходя на улицу – по крытым переходам, ведущим от митрополичьих палат. В нижнем ярусе церкви – подклете – хранилось драгоценное имущество митрополита. Ризоположенская церковь неоднократно страдала от пожаров и разорений. Самый большой вред был нанесен ей в смутное время, на рубеже XVI и XVII веков, когда Москва была захвачена шведско-польскими интервентами. Надеясь поживиться драгоценностями митрополитов и патриархов, они уничтожили большую часть церковных интерьеров. Восстанавливали церковь уже представители новой правящей царской династии – Романовы.

В связи с тем, что внутреннее убранство церкви было восстановлено одновременно, сейчас оно является прекрасным примером единообразного оформления храма XVII века. Почти сразу же после реставрации Ризоположенской церкви был выстроен новый патриарший двор с внутренним храмом. Патриарх передал церковь Ризоположения царскому двору, она была соединена переходами с палатами цариц и царевен и в скором времени стала одним из домовых храмов царской семьи. Над северной и западной папертями церкви Ризоположения возвели крытые галереи. Позже с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери.

Вход в церковь осуществляется с северной стороны. Здесь и сегодня хорошо сохранился декор XVII века – оформление портала и роспись в его арке. А в галерее, окружающей храм, в наши дни располагается экспозиция древнерусской деревянной скульптуры

При входе сразу же обращает на себя внимание горельеф святого Георгия – одна из самых древних деревянных скульптур России. Подобные скульптуры были своего рода объемными иконами и располагались в киоте

Святой Георгий традиционно считался покровителем Москвы, его изображение находится на городском гербе. Также здесь можно увидеть произведения мастеров-резчиков по дереву из других городов России.

Особый интерес представляют «Богоматерь Знамение» из Ростова, рельефная икона «Снятие с креста» из Новгорода, а также деревянные иконы из Соловецкого монастыря. Есть среди экспонатов и деревянное изображение митрополита Ионы, трудами которого была заложена Ризоположенская церковь. На выставке представлено изображение Николая Можайского – образ, в котором чудотворец явился на защиту русского города Можайска. В самом храме располагается иконостас, иконы которого были выполнены в XVII веке артелью иконописца Назария Истомина. Фрески появились в храме в тот же период. Сюжетом стенных росписей является прославление Богородицы.Александра Гурьянова

Архитектурный ансамбль Александровского монастыря

Вознесенский собор

Вид на Вознесенский собор

Вознесенская церковь (ныне собор Александровского монастыря) относится к типичным для Суздаля слободским зданиям. Она представляет собой двухъярусный четверик, перекрытый четырёхскатной кровлей с пятью высокими, устремлёнными ввысь барабанами. Церковь имеет пятиглавое завершение, а её четверик поверху декорирован шестью кокошниками.

Окна собора украшены резными наличниками, дополненными простыми колонками в первом ярусе, и фигурными — во втором. Центральную часть фасадов занимают перспективные порталы, декорированные белокаменными «бусинами». С восточной стороны к главному объёму собора примыкает небольшая апсида, а с западной — паперть. Дверь в северной стене паперти ведёт в угловое помещение усыпальницы, пройдя которую, можно попасть в северный «тёплый» придел, переназначенный для зимних богослужений.

Монастырская колокольня

Вид на Монастырскую колокольню

Колокольня Александровского монастыря, стоящая рядом с собором, видна ещё издали благодаря высокому, стройному шатру. Она уникальна тем, что является единственной в Суздале звонницей шатрового типа, не содержащей украшений на фасадах.

Массивный восьмигранный столп звонницы, поставленный на низенький четверик, практически лишён декора. Шатёр колокольни, скромно декорированный резными арочными проёмами и слуховыми окнами, подчёркивает чистые грани восьмерика. С вершины звонницы открывается замечательная панорама окрестностей Суздаля.

Святые ворота

Вид на Святые ворота

От кирпичной ограды, окружавшей Александровский монастырь в XVIII веке, сохранились лишь фрагменты и главные врата с надвратной башней. Архитектура ворот проста: два восьмерика, поставленные один на другой, перекрыты тёсом. В нижнем ярусе ворот размещена широкая проездная арка, а верх башни увенчан главкой. Неслучайно ансамбль ворот напоминает Святые ворота Ризоположенского монастыря. Их воздвиг один и тот же мастер — Иван Грязнов, участвовавший в строительстве Ризоположенской обители.

Рейтинг достопримечательности:

← СУЗДАЛЬ РОССИЯ →

Современность

В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов. Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» — полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов. Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.

В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее. Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами. Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).

В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и деревянная скульптура первого митрополита Руси – Ионы, заложившего церковь в далекой древности. Выставлены в экспозиции деревянные иконы Соловецкого монастыря, изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков. Не менее интересны и другие раритеты – распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.

Суздаль — достопримечательности

Спасо-Евфимиев монастырь

Я не случайно начинаю с него. Это, пожалуй, самая главная достопримечательность Суздаля. Это целый город в городе, обнесённый высокой крепостной стеной с 12 башнями и длиной 1160 метров! Внутри — на территории около девяти гектаров — церкви, соборы и часовни, звонница, жилые и хозяйственные постройки, захоронения, тюремный корпус, сады и огороды! Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот мужской монастырь был основан аж в 14 веке. Сейчас он недействующий, теперь здесь целый музейный комплекс.

Будьте внимательны! Спасо-Евфимиев монастырь закрыт по понедельникам! Также он не работает и каждый последний четверг месяца. Мы были в Суздале всего один день, и так вышло, что именно в понедельник. Было очень обидно. Поэтому и фото нет:( 

Время работы с 10.00 до 18.00, в летнее время по субботам территория открыта до 20.00. Если музейный комплекс закрыт, вам не удастся даже попасть на территорию. Вы не только не зайдёте в музеи, вы не увидите храмы даже снаружи.

Покровский монастырь

Возведён напротив Спасо-Евфимиева монастыря, на противоположном берегу реки Каменки. На данный момент это действующий женский монастырь. Он начал набирать известность с 16 века благодаря пострижению в него женщин из аристократических семей: Рюриковичи, Романовы, Шуйские, Годуновы — едва ли не все царские династии России отметились здесь. Фактически речь идёт о месте заточения постриженных в монахини знатных представительниц этих династий.

Вид на монастырь с моста через реку Каменку. Вдали — стены Спасо-Евфимиевого монастыря.

В центре архитектурного ансамбля — трёхглавый Покровский собор 16 века. Под зданием собора находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря, ссыльные княгини, царицы, знатные женщины аристократического происхождения.

В отличие от Спасо-Евфимиевского монастыря, на территорию Покровского монастыря можно зайти в любое время, даже тёмным вечером. Правда, далеко вас не пустят;)

Суздальский кремль

Это место в излучине реки Каменки, откуда начинался город Суздаль. Первая крепость появилась здесь примерно в начале 10 века. Сейчас по сути это уже не кремль, ведь кремлём называли укреплённую часть города: главный признак кремля — это наличие крепостных стен. Крепости и крепостных стен здесь уже нет, они были деревянными и давно сгорели, остались только земляные валы. Каменные постройки восстанавливали, а деревянные стены — не стали. 

Собор Рождества Богородицы — старейший храм Суздаля, построен из белого камня и украшен резьбой в 1222-1225 годах. Режим работы с 10.00 до 18.00, кроме последней пятницы месяца.

Собор и Архиерейские палаты внесены в список наследия ЮНЕСКО.Музейные экспозиции в Архиерейских палатах открыты с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы месяца.

Музей деревянного зодчества

Сюда мы не попали тоже.  Напишу лишь, что здесь собраны около 20 уцелевших деревянных построек — памятников архитектуры 18-19 века, которые были привезены из разных сёл Суздальского района. Две церкви, жилые крестьянские дома, мельницы, колодец, амбары и другие хозяйственные постройки.

Режим работы: с 9.00 до 16.00, кроме среды и последнего вторника месяца. Летний период — до 19.00, по субботам территория открыта до 21.00.

Александровский монастырь

В 1240 году Александр Невский основал этот монастырь для сирот и вдов, назвав его в честь своего небесного покровителя.

Ризоположенский монастырь

Древнейший из пяти ныне существующих монастырей города и один из древнейших монастырей всей Руси. Основан в 1207 году. Первые постройки монастыря были деревянными и не сохранились до наших дней. Монастырь известен благодаря св. Преподобной Евфросинье, дочери князя Михаила Черниговского. 

Особенно нам понравились нарядные необычные Святые врата (1688 г.), украшенные изразцами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector