Семь царей древнего рима

Войны Республики

После создания республики Рим начал захватывать земли соседних племен. Внешнеполитическому укреплению помешали галлы, которые в конце 4-го века до нашей эры разбили римскую армию и сожгли город. Вскоре они покинули Рим. Жителям пришлось начинать все заново, в том числе борьбу с соседними племенами.

На этот раз римские войска побеждали своих противников. К середине 3-го века до нашей эры им удалось захватить всю Италию, до границ с Галлией. На этом войны Древнего Рима не прекратились.

Республика начала экспансию на территории Средиземноморья. На ее пути был один достойный противник – Карфаген. В результате трех войн, названных пуническими, Карфаген был уничтожен. Победители получили Испанию и сделали Средиземное море своим внутренним водоемом. Между второй и третьей Пунической войной республика пережила Македонскую войну, уничтожив противника.

Карьера

Политическая карьера Тиберия началась под руководством Октавиана Августа, который назначил его квестором в возрасте 17 лет. Потом юноша получил должность, уважаемую в древнем Риме, и благодаря наставлениям старших заслужил в обществе авторитет.

В молодости пасынок императора прославился как превосходный оратор, выступавший на открытых мероприятиях и произносивший речи в судах. В 20 году до н. э. Тиберий отправился в Армению и вскоре понял, что его место в подчиненных правителю войсках.

После успешных операций в Европе молодой человек вернулся на родину и стал официальным преемником Октавиана в качестве императора страны. Но путь к власти осложнился из-за паломничества в Грецию, связанного с политической ситуацией и потерей первой жены.

Проводя время в компании астролога, Тиберий узнал о болезни Августа, которая была вызвана смертью внука и рядом других личных причин. Император вернул в Рим изгнанника и провел процедуру усыновления, сделав тем самым перспективного юношу самым могущественным из мужчин.

Бюст Тиберия

Став вторым человеком в государстве, потомок прославленного рода Клавдиев участвовал в военных походах с целью установления новых границ. В 14 году нашей эры Октавиан Август умер, и Тиберий возглавил общество высших политических лиц.

Будучи правителем Римской империи, бывший полководец инициировал реформы, но так и не победил общественное мнение, яро защищавшее принципат. Получив отпор со стороны политиков, обладатель верховной власти посвятил сложившейся ситуации ряд выдающихся цитат.

Идеи свободомыслия и равенства, чуждые существовавшему укладу, привели к появлению прослойки граждан, критиковавших высшую власть. Принятие закона об оскорблении в 15 году помогло Тиберию и сенаторам не лишиться кресел.

Сделав выводы, император занялся внутренней политикой государства и за очень короткое время до отказа наполнил казну. Радикальные меры, в одночасье коснувшиеся народных и патрицианских собраний, при потомке Нерона прошли безболезненно благодаря тактике и уму.

Бюст Тиберия

Приверженец республиканских традиций стабилизировал римскую экономику, запретив строить памятники и храмы на деньги, собранные с граждан страны. Параллельно в античном обществе началась война с ростовщиками, покупавшими у бедных вещи за треть или половину цены.

Во внешней политике достижениями второго римского императора стали отказ от новых территорий и прочное установление границ. По приказу главы государства провинции прекратили военные действия и получили возможность осмотра владений при помощи боевых колесниц.

Тиберий в годы своего правления трепетно охранял территорию Рима, поэтому заручился поддержкой армии, которой командовал Луций Элий Сеян. Отъезд императора в Капатонию из-за конфликта с престарелой матерью взволновал и озадачил тысячи преданных горожан.

В 31 году противники преемника Октавиана решили с помощью заговора захватить верховный трон. В итоге государственная власть устояла, и представителем имперской власти был назначен военачальник Квинт Невий Корд Суторий Макрон.

Устройство Ромулом римского государства

Основатели

Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем. Ромул сказал: «Здесь будет город». «Город, как солнце» — ответил Рем.

Ромул сказал: «Волей созвездий Мы обрели наш древний почёт». Рем отвечал: «Что было прежде, Надо забыть, глянем вперед».

«Здесь будет цирк, — промолвил Ромул, — Здесь будет дом наш, открытый всем». «Но надо поставить ближе к дому Могильные склепы» — ответил Рем. 22 января 1908 года

/Н.С. Гумилёв /

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие — куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий — курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли — «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям — быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственными делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Ромул счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил институт сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Каждой из трёх триб он предписал выбрать трёх человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трёх самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами ещё 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.

Правление

Первому римскому царю приписывают создание сената, в котором 100 «отцов» решали, как будут жить подопечные граждане. Ромул разделил население на 30 сословий (курий) и учредил особый вид государственных служащих (ликторов). Патриции и плебеи – тоже изобретение Ромула.

Богатые и успешные патриции управляли городом, а плебеи (или сельчане) не влияли на устройство общественной жизни. Римскую землю царь поделил на 30 участков-клеров.

Древний Рим

Ромул наделил патрициев и плебеев разными правами и функциями. Патриции могли стать жрецами, судьями, участвовать в государственных делах. Плебеям отводилась роль земледельцев, скотоводов и ремесленников. Опека патрициями низших слоев населения, бедных плебеев, называлась патронатом. Ромул установил между бедными и богатыми человеколюбивые связи.

Среди сенаторов-патрициев царь выбрал главного, оставляя его руководить Римом в свое отсутствие.

Траян

Марк Ульпий Нерва Траян, больше известный как Траян, правил с 98 по 117 годы, и именно при нём Римская империя достигла своих максимальных размеров. Будущий император родился в испанском аристократическом роде, начал свою карьеру при Домициане и был усыновлён Нервой, после чего стал его соправителем и наследником.

Когда умер Нерва, Траян стал императором, и, будучи блестящим стратегом, чей опыт был неоспоримым в военных кругах, начал масштабные кампании по завоеванию ближайших к Риму земель. За 19 лет правления он присоединил к Риму Великую Армению, Месопотамию, Парфянское царство, Дакию, Набатейское царство и другие земли.

Кроме того, он был известен и как правитель, которого заботило благополучие простых граждан. При нём велось масштабное строительство, расцвело искусство, он пользовался уважением у простых людей, военных и Сената. Можно сказать, что его почитали все слои населения.

Император Траян умер 9 августа 117 года, и об уважении к нему граждан говорит уже одно только пожелание сенаторов каждому последующему императору, звучавшее как «felicior Augusti, melior Traiani», что переводится как «будь счастливее Августа и лучше Траяна».

Смерть

История жизни и смерти Ромула, как и следовало ожидать, состоит из легенд и мифов. Кончина римского царя загадочна. Она описана Плутархом и Титом Ливием. Если верить древнеримским историкам, Ромул, восседавший на троне 37 лет, по традиции раз в год проводил за городом, на Козьем болоте, жертвоприношение, выпрашивая у богов благополучия римлянам. Следить за обрядом приглашались простые граждане и сотня сенаторов.

Ромул в зрелом возрасте

В момент обряда на землю опустилась туча, поднялись вихрь и буря. Римляне бросились врассыпную, и лишь когда буря утихла, заметили, что Ромул бесследно пропал.

Любившие Ромула люди заподозрили патрициев, которых правитель в последнее время не жаловал, в убийстве. Римляне обвинили господ в умерщвлении царя и желании узурпировать власть в стране.

Нума Помпилий

Патриции поклялись, что Ромула и пальцем не тронули – по их словам, он «удостоился лучшей доли». Пользовавшийся авторитетом патриций Прокул рассказал, что стал свидетелем вознесения царя в полном воинском обмундировании на небеса и даже слышал голос Ромула, приказывавшего называть его богом Квирином.

Днем смерти (вознесения) прародителя римлян Ромула называют 5 июля 717 г. до н. э. Трон первого царя, отпрыска Марса, занял второй правитель Рима – Нума Помпилий.

Период принципата (-37 — 235)[]

Династия Юлиев-Клавдиев

Юлий Цезарь (ж. -100 — -44) — формально не император, но пожизненный диктатор Рима, основатель династии Юлиев-Клавдиев и идейный вдохновитель идеи Империи. Убит сенаторами.

Клавдии

  • Тиберий (ж. -42 — 37): 37 — 14, единолично. Усыновлен Августом. Умер естественной смертью.
  • Гай Калигула (ж. 12 — 41): 37 — 41, единолично. Внучатый племянник Тиберия. Убит заговорщиками.
  • Клавдий (ж. 10 — 54): 41 — 54, единолично. Племянник Тиберия. Убит по приказу жены Агриппины.
  • Нерон (ж. 37 — 68): 54 — 68, единолично. Пасынок Клавдия. Покончил с собой.

I междуцарствие

  • Гальба из дома Сульпициев (ж. 3 — 69): 68 — 69, власть оспаривалась. Провозглашен сенатом. Убит заговорщиками.
  • Отон из дома Сальвиев (ж. 32 — 69): 69, власть оспаривалась. Провозглашен сенатом после убийства Гальбы. Покончил с собой.
  • Вителлий из дома Вителлиев (ж. 15 — 69): 69, власть оспаривалась. Провозглашен войсками. Убит заговорщиками.

Династия Флавиев

  • Веспасиан (ж. 9 — 79): 69 — 79, соправители: Тит (с 69) и Домициан (с 72). Провозглашен войсками. Умер естественной смертью.
  • Тит (ж. 39 — 81): 79 — 81, соправитель: Домициан (с 79). Сын Веспасиана. Умер от болезни.
  • Домициан (ж. 51 — 96):79 — 96, единолично. Брат Тита. Убит по приказу жены Домициллы.

Династия Антонинов

  • Нерва из дома Кокцеев (ж. 30 — 98): 96 — 98, единолично. Провозглашен сенатом. Умер естественной смертью.
  • Траян из дома Ульпиев. (ж. 53 — 117): 98 — 117, единолично. Усыновлен Нервой. Умер от болезни.
  • Адриан из дома Элиев (ж. 76 — 138): 117 — 138, единолично. Двоюродный племянник Траяна. Умер естественной смертью.
  • Антонин Пий из дома Аврелиев. (ж. 86 — 161): 138 — 161, единолично. Усыновлен Адрианом. Умер естественной смертью.
  • Луций Вер из дома Цейониев (ж. 130 — 169): 161 — 169, соправитель: Марк Аврелий (с 161). Усыновлен Антонином Пием. Умер от оспы.
  • Марк Аврелий из дома Анниев (ж. 121 — 180): 169 — 180, соправитель: Коммод. Усыновлен Антонином Пием. Умер от чумы.
  • Коммод из дома Аврелиев (ж. 161 — 192): 180 — 192, единолично. Сын Марка Аврелия. Убит заговорщиками.

II междуцарствие

  • Пертинакс из дома Гельвиев (ж. 126 — 193): 193, единолично. Заговорщик. Убит в ходе восстания.
  • Марк Юлиан из дома Дидиев (ж. 133 — 193): 193, власть оспаривалась. Провозглашен войсками. Убит заговорщиками.
  • Гай Нигер из дома Песценниев (ж. 140 — 194): 193 — 194, власть оспаривалась. Провозглашен войсками. Убит заговорщиками.
  • Клодий Альбин из дома Цейониев (ж. 150 — 197): 194 — 197, власть оспаривалась. Провозглашен войсками. Покончил с собой.
  • Септимий (ж. 146 — 211): 197 — 211, соправители: Каракалла (с 198) и Гета (с 209). Провозглашен войсками. Умер естественной смертью.
  • Бассиан Каракалла (ж. 188 — 217)

    Гета (ж. 189 — 211): соправитель Каракаллы в 211. Убит Каракаллой.

    : 211 — 217. Сын Септимия Севера. Убит заговорщиками.

  • Макрин из дома Опеллиев (ж. 164 — 218)

    Диадумениан из дома Опеллиев (ж. 208 — 218): соправитель Макрина. Убит заговорщиками.

    : 217 — 218. Заговорщик. Убит заговорщиками.

  • Бассиан Гелиогабал из дома Вариев (ж. 204 — 222): 218 — 222, единолично. Побочный сын Каракаллы. Убит заговорщиками.
  • Александр Север из дома Гессиев (ж. 208 — 235)

    Юлия Мамея из дом Авитов (ж. 180 — 235): соправительница Александра с 224 по 235. Убита заговорщиками.

    : 222 — 235. Побочный сын Каракаллы, усыновлен Гелиогабалом. Убит заговорщиками.

Нестандартный подход к истории Древнего Рима

Это очень интересный момент. Совсем иная точка зрения относительно летоисчисления представлена в фильме «Символы Древнего Рима». Это двадцать четвертая серия исторического проекта, который был создан по исследованиям Фоменко-Носовского. Такая точка зрения также имеет право на существование, хотя она разрушает множество устоявшихся мнений.

Академик Фоменко утверждает, что в истории допущено множество хронологических ошибок. Например, Тиберия, Калигулу, Клавдия, Нерона считают разными правителями. На самом же деле это один человек. Другой пример связан с рождением Иисуса Христа. По мнению Фоменко, случилось это в 1054 году. И таких огрехов очень много. Разбираться в них историки не желают, чтобы не переписывать все события.

Похищение сабинянок

Ромул понимал, что для процветания государства ему необходимо укрепить отношения с соседними племенами, а для этого заключить браки между мужчинами Рима (коих было подавляющее большинство) и женщинами – представительницами этих племен. Но это оказалось не так просто. Все посольства, которые отправлял Ромул, возвращались ни с чем. Соседи попросту считали римлян «нищим сбродом» и отказывались от предлагаемых союзов.

Тогда Ромул хитростью заманил соседей в город – устроил праздник в честь бога морей Кокса (древнее имя Нептуна). Во время проведения конных состязаний царь снял с плеч пурпурный плащ, подав тем самым знак легионерам. По его сигналу они похитили сабинянок.

Уговоры сабинян вернуть им дочерей не увенчались успехом, Ромул лишь предложил разгневанным мужчинам переселиться в Рим.

Первыми выразили возмущение жители города Ценина (расположен к северо-востоку от Рима в Лации). Но Ромул победил в поединке с их предводителем Акроном, возложив после этого на Капитолии дары Юпитеру Феретрию.

Тогда разъяренные сабиняне, томимые мечтой разрушить Рим, отправились в военный поход во главе с Титом Тацием (за оружие взялись мужчины Антемны, Крустумерии, Фидены, Вейи и т.д.). Они обманом проникли на Капитолий.

В сражении пал командующий римским войском – Гостилий, после чего римляне обратились в бегство. Но Ромул, дает обет посвятить храм Юпитеру Статору — «остановителю», и его войско прекращает бегство.

Однако нового сражения не произошло – виновницы сего раздора бросились к воюющим, умоляя отцов не убивать их мужей, а мужей – отцов. Так был заключен мир.

По римско-сабинскому договору Ромул:

  • Принял сабинян в Рим, предоставив им равные с римлянами права, а своему народу дал имя «квириты», которое происходило от древней столицы сабинского народа — города Куры.
  • Для замужних женщин, ставших спасительницами, ввел особые условия жизни: они освобождались от всей домашней работы, кроме прядения шерстяных нитей, при них нельзя было сквернословить и их не привлекали к суду даже по подозрению в убийстве.
  • Царя сабинян — Тита Тация — сделал своим соправителем.

Всадников (новая должность) Ромул разделил на центурии:

  • рамнаев или рамнов (латинян);
  • таций (сабинян);
  • луцеров (этрусков).

В каждой из 3-х центурий было 10 курий, названных в честь похищенных у сабинян девушек.

Аналогии в культурах других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике. Наконец, легенда об убийстве Ромулом родного брата очень напоминает библейскую историю о Каине, убившем родного брата Авеля.

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. Быт. 4:4-8

В случае с Ромулом его братоубийство произошло из-за борьбы за власть, и это сюжет повторявшийся многократно в течение всей истории Рима. В случае с Каином мы видим такую же зависть и злобу, возникшую на фоне собственной неудачи и успехов родного брата, принёсшего угодную Богу жертву. Интересно, что сразу после истории с убийством брата, Каин предстаёт в Писании строителем первого в истории человечества города.

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. Быт. 4:17

Эта аналогия приходила на ум ещё античным авторам. Вот, что пишет о Ромуле Аврелий Августин (Августин Блаженный) в своём труде «О граде Божьем»(2 часть, 15-я книга, 5 глава):

О первом основателе земного града – братоубийце, которому соответствовал по нечестию братоубийства основатель Рима. Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4). Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов:

Первые стены, увы, обагрилися братскою кровью.

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они – злы…

Аврелий Августин

В честь Ромула и Рема названы спутники астероида (87) Сильвия : Ромул S/2001 (87) и Рем S/2004 (87), открытые в 2001 и 2004 гг.

Предание о начале Рима

Если у римлян и была когда‑либо поэзия, воспевавшая подвиги героев, то до нас она не дошла, и с преданиями римлян о начале их государства мы знакомы лишь в позднейшей обработке, какой эти предания подверглись у римских и греческих писателей (историков и поэтов). Влияние греческой литературы на римскую относится к очень позднему времени, и, конечно, лишь к этому времени может относиться попытка связать начало римской истории с троянскою войною. Родоначальником римлян возникшее тогда сказание сделало троянца Энея, который будто бы после гибели родного города бежал в Италию и пристал к берегу Лациума. Его потомство царствовало в Альбе‑Лонге, где и родились будущие основатели Рима, братья‑близнецы Ромул и Рем. Они считались сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери царя (Нумитора), сверженного с престола родным братом (Амулием). Царь приказал бросить младенцев в Тибр, но они чудесно спаслись, будучи выкормлены волчицей и воспитаны пастухами. Выросши, Ромул и Рем возвратили престол своему деду, а сами с разными бродягами основали город Рим. (Это событие римляне относили к 753 г. до Р. Х., и от него вели свое летосчисление). Братья заспорили, чьим именем назвать новый город, и в возникшей отсюда ссоре Ромул убил Рема. Город был назван Roma по имени старшего брата, который и был его первым царем. Чтобы достать себе жен, первые жители города устроили праздник, на который пришли сабины с женами и дочерьми, но римляне похитили сабинянок, а их мужей и отцов прогнали. Между обоими народами произошла было война, но похищенные женщины примирили враждующих. Сабины соединились тогда с латинами в одно государство, и Ромул стал делить власть с сабинским царем Титом Тацием. Когда последний умер, Ромул правил один, но после него цари из латинов и сабинов должны были чередоваться. Сам Ромул чудесно был взят на небо и сделался богом под именем Квирина. По его имени и римский народ стал называться квиритами.

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Литература

1. Белкин М.В., Вержбицкий К.В. История Древнего Рима. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: СПбГУ, 2007. — 197 с.

2. Дионисий Галикарнасский. Римские древности в 3-х томах. Т1, М.: Рубежи XXI, 2005.-278 с.

3. История древнего мира. Восток, Греция, Рим. учебное пособие / И. А. Ладынин . – Москва.: Слово.Эксмо, 2004. — 575 с.

4. Ковалев С.И. История Рима. Новое издание, исправленное и дополненное/Под ред.проф. Э. Д. Фролова. СПб.: Полигон, 2002.—864 с.

5. Машкин Н.А История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 2006. — 753 с.

6. Мейер Э. Экономическое развитие в Древнего мире/ Пер. под ред. М.О. Гершензона, 3-е изд. Москва:. Мир, 1910. — 108 с.

7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2-х томах.Т1. М.: Наука, 1961. -503 с.

8. Тит Ливий. История Рима от основания города. . URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1364000100 (дата обращения 15.01.2017).

9. Фюстель де Куланж Н.Д. Древняя гражданская община/ Пер. с франц. Н.Н.Спиридонова, 2-е изд.М:.1903.- 459 с.

10. Целлер М. Римские государственные и правовые древности: Компендиум для студентов и учителей гимназии. М:. 2019. — 308 с.

Легенда об основании Рима

После падения Трои в Лаций приплыли троянцы с Энеем. Их принял местный царь Латин. Эней женился на дочери Латина по имени Лавиния. После смерти Латина Эней стал царем над латинами и троянцами. Сын Энея Асканий-Юл построил город Алба-Лонгу после смерти отца и стал в нем царем. Позднее здесь воцарился Нумитор, но он был свергнут старшим братом Амулием, а его дочь Рея Сильвия стала весталкой. Весталки должны были давать обет безбрачия, за нарушение которого их заживо погребали. Рея Сильвия не смогла сдержать обет и вскоре у нее от бога Марса родилось два сына-близнеца: Ромул и Рем. Тогда Амулий решил избавиться от них и приказал бросить их в Тибр, но братьям удалось спастись — волна выбросила их на берег, где их подобрала и вскормила волчица. Позже детей нашел пастух, у которого близнецы жили до совершеннолетия. Когда Ромул и Рем выросли и узнали о своем происхождении, то они наказали Амулия и восстановили в правах своего деда. Вскоре они основали новый город, который в честь старшего брата назвали Римом (Roma). Но между братьями возникла ссора, во время которой Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.

Подобную трактовку легенды мы можем видеть у Плутарха, Дионисия Галикарнасского и Тита Ливия. В легенде нет исторического зерна. Легендарные сведения дают нам очень мало для изучения истории города. По мнению Белкина М.В., данная легенда включает в себя два пласта: с одной стороны, распространенный у многих народов миф, получивший литературную обработку, о таинственном происхождении и чудесном спасении героя, вскормленного каким-либо животным, с другой — фольклорные мотивы, объясняющие происхождение названий самого города, холмов, на которых был расположен Рим, различных праздников и обрядов. И в том и в другом случае, вероятно, действовал один герой-основатель города. Удвоение героя могло произойти тогда, когда два пласта объединились в одну легенду, но полного отождествления героев не получилось. Так возникла легенда о близнецах-Ромуле и Реме. В конце легенды один из героев должен был погибнуть — эта участь выпала Рему — так как по представлению римлян, и эпонимом, т.е. тем, кто дал свое имя городу, и носителем царской власти мог быть только один человек. Это мнение можно подтвердить при помощи археологических данных: найдено этруское надгробие V в. до н.э. с изображением волчицы кормящей одного ребенка. Хотя на известной бронзовой скульптурной группе Капитолийская волчица, которая сейчас находится в Риме в Капитолийском музее, мы можем видеть двух младенцев, но статуи Ромула и Рема были отлиты в XVI веке, предположительно мастером Антонио дель Поллайоло. Из вышесказанного мы видим, что версия о двух близнецах сложилась несколько позже. Ковалев С.И. считает, что легенда получила официальное признание в I в. н.э. в связи с желанием доказать божественное происхождение рода Юлиев, из которого вышла первая династия римских императоров. Этим объясняется роль, которую играет в легенде Асканий-Юл.

Этруское надгробие 5-ый век до н.э.

Капитолийская волчица. Lupa Capitolina. XII век. Капитолийские музеи, Рим

Латины и этруски

История Древнего Рима началась с основания города у реки Тибр. Считается, что основан он был на пересечении торговых путей в 9-м веке до нашей эры латинами и сабинами. По легенде, его основал Ромул в 753 году до нашей эры.

Появились латины на полуострове более трех тысяч лет назад. Исследователи считают, что пришли они из придунайских земель. Латины и сабины сначала проживали обособленно, но со временем стали объединяться. В результате они выстроили общую крепость – Рим. Апеннинский полуостров заселяли и этруски. Они жили между реками Тибр и Арно. Именно эти племена оказали существенное влияние на культуру формировавшегося государства.

Династия Антонинов: конец власти преторианцев

Пришедший к власть в 96 году н. э. император Нерва восстановил в должности префекта преторианцев Касперия Элиана. Через год он ответил императору мятежом и осадой дворца. Гвардейцы требовали выдачи и казни убийц Домициана, предшественника Нервы. Принцепсу пришлось выдать их на расправу, а после этих событий он сделал своим соправителем полководца Траяна.

Когда в январе 98 года н. э. Нерва умер, Траян был на германской границе. Он вызвал к себе Элиана и отстранил от его командования (возможно казнил). На место смутьяна принцепс назначил верного ему военачальника.

Поскольку задачей преторианцев была охрана императора, гвардейские части участвовали в войнах Траяна — в Дакии и на Востоке. После смерти Траяна преторианцы почти не упоминаются вплоть до императора Коммода. Префекты претория были советниками, военачальниками императоров, а также выполняли функции полиции в Италии.

Царский период римской истории

Первые два с половиной века римской истории (753–510) приходятся на так называемый царский период, когда Римом управляли цари. Предание их насчитывало вместе с Ромулом семь, но почти все, что о них рассказывалось, относится к области легенд, а не достоверной истории. Не название города на самом деле произошло от имени основателя, а наоборот, имя основателя от названия города. Отдельным царям римляне приписывали вообще происхождение своих учреждений. Ромул основал государство и дал ему определенное устройство. Следующий царь из сабинов (Нума Помпилий) казался римлянам родоначальником их культа, установившим обряды и учредившим жреческие коллегии понтификов, авгуров и весталок. Трем следующим царям (Туллу Гостилию, Анку Марцию и Тарквинию Приску) приписывались завоевание Альбы‑Лонги и других латинских городов, а также возведение первых больших построек в Риме и т. п. Третий царь был латин, четвертый – сабин, и оба являются как бы новыми повторениями двух первых, тогда как пятый считается этруском. Два последние царя назывались Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Хотя и с их именами соединены разные легенды, но в предании о них есть уже и более достоверные известия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector