Анализ стихотворения «бородино» (м. ю. лермонтов)

Военные словечки

Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин

«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.

Задание для детей: Проверь себя!

Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.

Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:

  • Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
  • Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
  • Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
  • Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
  • Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
  • Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
  • Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
  • Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
  • Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
  • Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
  • Военная одежда для верхней части тела (Мундир)

Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать _________ О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили _____

. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до______ !» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у_______ , И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш ______ открытый: Кто______ чистил весь избитый, Кто______ точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен_______, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. _______ с пестрыми значками, _______ с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили ________. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Казацкий рейд Платова и Уварова

Кавалерийский корпус Уварова и казаки Платова по решению Кутузова двинулись в тыл противника. Быстро переправившись через реку, они нанесли неожиданный и сокрушительный удар по позициям войск генерала Орнано. Войска, штурмовавшие батарею Раевского, были переброшены на битву с казаками.


Рейд казаков в тыл французов. (wikipedia.org)

В четыре часа дня, устроив переполох в стане французов, Уваров и Платов вернулись к своей армии: их главная цель была достигнута — французская армия ослабила наступление и дала русским передышку, во время которой армия Кутузова успела перегруппироваться.

Образы и символы

“Бородино” Лермонтова написано в новом для XIX века стиле, потому что повествование ведется от имени рядового участника Бородинской битвы, старого солдата, рассказывающего современнику автора об этих трагических событиях. Акцент сделан на победе, которая далась дорогой ценой. Ветеран с болью в душе говорит о том, что они не отдали б Москвы, не будь на то Божьей воли. Старый город предстает сердцем Родины, за которое бойцы готовы были погибнуть. Читатель слышит речи гордого патриота и смельчака — именно такими были бойцы того времени, которое было эталонным для поколения Лермонтова. «Были люди в наше время» — это замечание не только старого ветерана, но и самого поэта, который часто критиковал своих современников за трусость, инфантильность и несостоятельность. Обращение к прошлому стало назиданием и упреком для настоящего в его устах.

Автор не теряется за словами рассказчика, его голос тоже отчетливо слышен, поэтому в «Бородинском» Лермонтове многословная лексика и литературные обороты сочетаются с книжной речью. До Михаила Юрьевича многие писатели сочиняли оды, песни, баллады на тему Отечественной войны, все эти произведения объединял общий дух — они прославляли героев высокопарными речами и тяжеловесным слогом. Поэты брали пример с древнегреческих эпических поэм, написанных гекзаметром. Эти произведения были сложны для понимания и далеки от народа, который и сыграл решающую роль в событиях 1812 года. Поэтому свободное от стереотипов творчество Лермонтова произвело оглушительное впечатление на общество, это как после сотен книг и стихотворений военной тематики появляются записи простых солдат, участвовавших в кровопролитных сражениях — тех, кто видел смерть и победил ее.

Произведение обладает восхитительной музыкальностью, поэтому стихи были созданы маршем и исполнялись в военных ансамблях.

Причины Бородинского сражения

В отношении причин Бородинской битвы не существует единой оценки. Зарубежные исследователи событий утверждали, что Наполеон вынудил русских принять сражение, и у Кутузова просто не было другого выхода. Популярно и другое мнение: главнокомандующий дал сражение под натиском общественного мнения и в угоду императорскому двору. Эту версию поддерживает военный историк генерал Н. Михневич:

Оба мнения необъективны. Документы, подписанные главнокомандующим за несколько дней до дня Бородинского сражения, подтверждают два основных момента:

  • бой близ Бородино был запланирован и продуман самим Кутузовым и дан по его собственной инициативе;
  • цель военачальника – обескровить вражеские полки, уничтожить лучшие силы, остановить наступление на Москву.

Все, что делал накануне сражения Михаил Кутузов, было четко продумано, смело и мудро.

Сюжет и композиция «Бородино»

Картины Бородинского сражения. Образ войны

Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России.Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения, эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.

Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Онс упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.

В сюжете «Бородино» есть ключевой эпизод описания ночи в лагерях противников перед битвой.Автору важны настроения солдат. Французы ликовали до рассвета, предаваясь веселью. Покорив Европу, захватчики в Россию пришли за добычей и славой. Они воодушевлены прежними победами наполеоновской армии, не верят в свое поражение. Русские солдаты ночью перед сражением были тихи и сосредоточенны, каждый думал о своей причастности к судьбе Родины, осознавая свое место в системе отношений между людьми. Над простым солдатом стоит полковник-хват, которому безоговорочно доверяют, как отцу; а полковник – слуга государю. Но высшей инстанцией для народного сознания является Господь Бог. «Божья воля» определяет исход событий: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». Но это не безропотное подчинение начальству и судьбе, а сплоченность ради победы над неприятелем, вклад в общий великий подвиг, ставший залогом национальной свободы.

Картины Бородинского сражения представлены с позиции солдата-артиллериста. Мощь столкновения передана им в череде лаконичных и ярких оценок: «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди», «залпы тысячи орудий», «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Подчеркивается продолжительность, стремительность и ожесточенность битвы.

Солдат стал выразителем общенародного отношения к войне, получившей название «отечественная», и ратному делу, как серьезному воинскому долгу. О гибели множества солдат на поле боя говорится с сожалением, но обобщенно: «гора кровавых тел», «немногие вернулись с поля», «плохая им досталась доля». Упоминается об обстоятельствах смерти только одного конкретного, но тоже безымянного человека – полковника: «Жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой». Перед сражением боевой офицер призвал дать клятву верности: «Умремте ж под Москвой». Командир погиб на передовой, став для бойцов образцом доблести, удали и самоотверженности.

Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа. Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды

В стихотворении нет упоминания ни об одном реальном историческом лице: Наполеоне, Кутузове и др.Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер избитый, кто-то штык точил и пр. Собирательный образ обычного рядового солдата стал олицетворением главного защитника русской земли – народа.

Стихотворение «Бородино» относится к гражданской,патриотической лирике. Это многоплановое произведение, его жанр литературоведы определяют, как батальную поэму, народную оду, патриотическую балладу.Реалистическим, конкретным изображением событий стихотворение относится к литературному течению реализма, однако присутствуют и элементы романтизма в прославлении воинов, изображенных«могучим, лихим племенем», настоящими богатырями.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года . Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
  2. Патриотизм . Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
  3. Героизм . На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
  4. Тема дружбы . В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
  5. “Бородино” показывает проблему поколений . Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
  6. Проблема войны . Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
  7. Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.

Конец Бородинской битвы

До семи часов вечера продолжалась вялая артиллерийская перестрелка. На захваченных позициях Наполеон к своему негодованию не обнаружил ни пленных, ни оставленных артиллерийских орудий. Доставшиеся с таким трудом позиции французы просто покинули, вернувшись к своему первоначальному расположению.


Конец битвы при Бородино. (wikipedia.org)

Оставшаяся часть русской армии стала усиленно готовиться к следующему дню сражения, однако в полночь пришел приказ Кутузова — оставить позиции и выдвинуться по направлению к Можайску. Так, не выявив окончательного победителя, закончилась одна из величайших битв в истории.

Михаил Илларионович Кутузов – главнокомандующий русской армией

В 1812 году Кутузову было 68 лет. Главнокомандующим он стал только благодаря таланту полководца и широкой народной любви. Императору Александру скрепя сердце пришлось уступить желанию большинства и подписать указ сенату:

Нелегкое решение императора оказалось исключительно правильным в сложившейся фронтовой обстановке. Напряжение и недовольство в армейских рядах, нараставшее в процессе отступления, при появлении нового начальника пошло на спад. Появилась надежда на поворот в войне, желание победить и выгнать неприятеля с земли Русской. Он не только объединил под своим началом все армейские подразделения, но и решал вопросы материально-технического оснащения и кадрового пополнения.

Вступая в должность, Михаил Илларионович не получил никаких четких указаний о дальнейших действиях, никаких планов и стратегических схем. Вся ответственность за ход войны возлагалась только на него. Князь понимал, чего от него ждут все: остановить наступление наполеоновского войска. Опытный стратег, он знал и другое: ни на фронте, ни в тылу нет нужного количества людей, техники, вооружения и продовольствия. Исход кампании зависел только от резервов. Это первое, за что взялся новый главнокомандующий.

Кутузов поставил перед русской армией задачу: не пустить врага к Москве. Для этого ему нужны были новые силы. По пути из Петербурга в Москву он телеграфировал об этом правительству с каждой почтовой станции. Царь и его министры слишком запоздали с работой над своими ошибками. До войны с Наполеоном они и не думали о подготовке резервного запаса, рекрутские бюро работали плохо, они понятия не имели о численности армии врага. Процесс набора ополченцев активизировался только к концу июня 1812 года, когда полки Бонапарта уже маршировали по русским окраинам.

Армия противника была идеально подготовлена к этой захватнической кампании. Наполеон прекрасно понимал, что Россия – главное препятствие в стремлении к мировому господству. Годом ранее он говорил:

Уже весной 1812 года число солдат в его армии превысило миллион человек. На русском направлении он сосредоточил 600 тысяч. Французы составляли только половину, остальная часть была представлена немцами, итальянцами, испанцами, португальцами, австрийцами, датчанами и другими порабощенными народами – абсолютно пестрая, но хорошо обученная и подготовленная к ведению военных действий компания.

Прибыв в расположение русской армии, Кутузов увидел истинное состояние дел и понял фактическое соотношение сил. Отступавшие в течение нескольких месяцев солдаты были измождены, запасы продовольствия иссякали, резервы, обещанные министрами, оказались полной фикцией. В конце августа он отдает приказ оставить передовые позиции. Это было полной неожиданностью для всех. В донесении императору Кутузов писал:

Князь просил резервные формирования ополченцев для усиления обороны Москвы. Полученный ответ был прост и ясен:

До столицы оставалось всего 150 км. Но давать бой в таких условиях для М. И. Кутузова значило погубить армию безвозвратно. Русские отступили. Но главнокомандующий не дремал, он готовился к решительным сражениям и формировал свою тактику событий. Наполеоновской стратегии добиваться победы в одном грандиозном сражении он противопоставил свою: небольшими столкновениями измотать противника, подтянуть его вглубь страны, построить грамотную линию обороны и решительным ударом разбить врага. Эта концепция и нашла свое выражение в масштабном Бородинском сражении 1812 года.

Главные герои

Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.

Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.

Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны. Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило. Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.

Это интересно: исследователи стихотворения смогли найти прототипы героев. Юношей является сам автор, а дядей старый солдат Андреев, который и ведет рассказ. Он был унтер-офицером лейб-гвардии пехоты, и Лермонтов хорошо был знаком с этим человеком.

Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.

Сочинение «Бородино» − 5 класс

История стихотворения

В 1812 году произошла одна из величайших битв в истории Отечественной войны. Бородинское сражение имело большое значение для победы. Стих написан от лица солдата, который был участником сражения. Он уже постарел и проводит время, вспоминая те страшные времена. Солдат снова и снова переживает пережитые мгновения.

Михаил Лермонтов первый обратил внимание на заслуги обычного народа, описывая подвиги солдат. Многие творческие личность на передний план выдвигали стратегические вклад в победу верхов военных званий

Они считали, что полководцы и императоры определяли победу войска. Лермонтов же сконцентрировался на простых солдатах. Они смелые, решительные, бесстрашные. В них больше героизма, чем в их командирах. Солдаты являются настоящими патриотами своей страны. Чтобы защитить Родину, они готовы пожертвовать собственную жизнь. Повествователь передает свое единство с другими воинами. Он часто использует слово «мы», когда описывает военные действия. Старый солдат не привык хвастаться. Он спокойно ведет рассказ о своей жизни.

Особенности произведения

Командир называет своих подчиненных «ребята». Такое дружеское обращение характеризует теплые отношения, родство душ, стремление к общей цели. Громкие слова полковника направлены на поднятие боевого духа. Он призывает солдат дать достойных отпор врагу, чтобы он не смог поработить народ.

Поэт является настоящим мастером слова. Он создал реалистичную обстановку. Кажется, что ты сам попадаешь в центр событий. А вокруг прекрасная природа, лагерь видит тревожные сны перед битвой, наступают волнительные моменты кровавого боя. При этом читатель знакомиться с чувствами и эмоциями старого солдата. Он может пережить весь спектр ощущений. Чувствуется гордость за полученную победу, сердце переполняет патриотизм. Человек ощущает единство с прошлым поколением.

Стих несет достойный посыл. Кроме этого он обеспечивает сильную мотивацию. Видно, что старое поколение было смелым и бесстрашным. Они готовы были положить свою жизнь ради победы. Современные люди действуют осмотрительно, постоянно испытывая страх. Стихотворение несет действительно важные идеи.

Бородинская битва

Бой за Багратионовы флеши, которые защищала дивизия генерала Воронцова, сразу же принял ожесточенный характер.

Русским приходилось отбивать одну за другой атаки французских пехотинцев, во главе с военачальниками Даву, Нея, Жюно и Мюрата.

Историки до сих пор спорят о том, какое количество нападений было совершено на флеши. Укрепления несколько раз переходили то к одной, то к другой армии.

В разгар боя в дивизии Воронцова в живых осталось только 300 солдат. Сам генерал получил пулевое ранение в ногу. Наполеон Бонапарт отдал приказ вести еще более активное наступление на позиции русских. Вследствие этого завязалось еще более кровопролитное сражение, в котором были задействованы десятки орудий.

Вскоре Багратион направил гренадерскую и пехотную дивизии на помощь защитникам флешей. Затем с обеих сторон в бой вступили кирасирские кавалерии.

Интересен факт, что французам не удалось одержать победу ни в одном конном противостоянии с русскими.

В результате ожесточенных схваток численность французской кавалерии сократилась почти вдвое.

Экспозиции

Одна из 6 постоянных выставок в музее-заповеднике — экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Находится она в Бородинском музее. В рамках выставки экспонируются военная форма тех времен, оружие, картины, а также найденные вещи участников битвы: дневник полкового священника Е. С. Левитского, хирургические инструменты и другие предметы.

«Военная галерея Бородинского поля» — выставка, на которой представлены портреты полководцев русской армии, участвовавших в битве на Бородинском поле. Картины созданы в XIX веке. Сама выставка находится в трапезной церкви Спасо-Бородинского монастыря.

Экспонаты выставки «Бородино в годы Великой Отечественной войны» — это личные вещи участников ВОВ, документы, фотографии и оружие. Предметы экспонируются в одном из зданий монастыря.

Выставка «Дом-музей игумении Марии» открыта в отреставрированном доме основательницы монастыря. В здании всего 3 комнаты, одна из которых — мемориальная. Вся экспозиция посвящена жизни настоятельницы монастыря.

Татьяна Квичанская

«Герои романа „Война и мир“ на Бородинском поле» — выставка, в которой ведется рассказ об авторе романа Л. Н. Толстом и героях его произведения. В одно из залов представлены экспонаты с образами исторических и выдуманных персонажей известного романа. Эта выставка расположена в одном из зданий храма.

Шестая экспозиция — «Бородинское поле. Вехи истории» открыта в 2017 году. Находится выставка в бывшем императорском дворце в селе Бородино. В экспозиции отражены сразу несколько эпох этой исторической территории. Из экспонатов: украшения XII–XVII веков, изделия из керамики, старинные монеты, фотографии, коллекции военного обмундирования и многое другое.

Татьяна Квичанская

Кроме постоянной выставки, на территории военно-исторического комплекса проходят разнообразные мероприятия, посвященные международным и национальным праздникам. Их анонсируют на главной странице официального сайта музея-заповедника. Также календарь мероприятий можно посмотреть в соответствующем разделе сайта.

На территории «Бородинского поля» располагается больше 300 исторических объектов, среди которых предметы истории и археологии, парки, надгробия и братские могилы, военные сооружения, монументы, земляные укрепления, здание музея, храмы, дворцовый ансамбль в селе Бородино. Информацию о памятниках Бородинского поля можно найти на сайте музея-заповедника.

Татьяна Квичанская

Итоги баталии

Дата Бородинского сражения – самая важная веха войны 1812 года. Тем не менее и французы, и русские были разочарованы итогами схватки. Наполеон рассчитывал разбить неприятеля, взять Москву, подчинить себе Россию и заставить жить на своих условиях. Не удался и замысел Кутузова: он не сумел остановить врага на подступах к столице.

Таким результат сражения видится на первый взгляд. Дата Бородина стала днем, показавшим миру несостоятельность стратегического таланта Бонапарта. Генеральное сражение, которое было продумано до мельчайших деталей, должно было продемонстрировать в действии его неизменное правило: мощным натиском уничтожить противника и завоевать победу. Этого не случилось. Русские войска сохранили свои позиции, упорно отбивали все атаки и атаковали сами.

В Европе отношение к наполеоновской армии сильно изменилось. Сообщения Бонапарта о победе под Бородино там встретили с явным недоверием. Стало ясно, что эта мнимая победа – лишь начало конца, а показателем кризиса великого полководца, захватившего пол-Европы, явилось Бородинское сражение. Когда были подсчитаны потери французской армии и трофеи в виде пленных и орудий, стало понятно, что последние несоизмеримо ничтожны.

Русские солдаты и офицеры выстояли на поле Бородина, не сдали позиций и укрепили веру в свои силы. Морально они были намного сильнее французских наемников. Они отстаивали родную землю, демонстрируя чудеса храбрости и тактической мудрости, умение маневрировать и действовать сообща. Пехота, кавалерия и артиллерия действовали как единое целое и не дали врагу ни одного шанса на победу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector