9 ступеней на пути к христу: заповеди блаженства
Содержание:
- Как достичь кротости?
- О каком наследстве речь?
- Что такое блаженство для христианина
- Заповеди блаженства – что это и для чего они даны?
- Блаженство в христианстве
- И на земле, и на Небе
- Что такое заповеди блаженства?
- Появление заповедей
- Заповеди Иисуса Христа
- Девять заповедей блаженства
- О чем говорится в заповедях блаженства?
- Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
- Вторая заповедь Божия для получения блаженства:
- Третья заповедь Божия:
- Четвертая заповедь блаженства:
- Пятая заповедь блаженства:
- Шестая заповедь блаженства
- Седьмая заповедь блаженства
- Восьмая заповедь блаженства:
- Девятая заповедь блаженства:
- Популярное за 7 дней
- Слёзы покаяния и другие формы плача
- Человек-колосок
- Популярное за 7 дней
- Что означает «Блаженны нищие духом ибо их царствие небесное»?Как понимать эту фразу
- Кто такой кроткий человек?
- Плач духовный — это что?
- Примечания
- Кротость — это не слабость
- Заповеди блаженства с объяснениями
- Заповеди блаженства с объяснениями
Как достичь кротости?
Кротость — добродетель очень высокая. Обрести её сложно, к ней нужно восходить. Она невозможна без нищеты духа, к которой всё сводится. Если человек не чувствует своей слабости и немощи перед лицом греха, то он не станет просить Бога о помощи. Он будет пребывать в блаженном неведении, в самоуверенности и прелести. У него появится убеждённость в том, что он, конечно, не фунт изюма, но в целом у него всё нормально.
Это глубочайшее духовное заблуждение. Оно сродни тому, как если у человека бессимптомная четвёртая стадия рака, а он говорит: «У меня всё хорошо, ничего не беспокоит, не трогайте меня! Мне не нужны ни лечение, ни операции». Мы все находимся в таком состоянии повреждённости, и если человек заметил, что он неправ, признал, что у него есть проблемы — это колоссальный прорыв в его духовной жизни. Не надо маскироваться перед самим собой. Надо научиться говорить себе правду, признаваться в своём несовершенстве — это уже начало пути. Да, мы ещё на берегу, но это уже мужество души и хороший прогностический признак, как говорят врачи, — и значит, уже можно начинать лечение.
Чтобы пройти большой путь, надо начинать с маленьких шагов. Пусть вы ещё очень далеки от кротости, но если сможете промолчать, когда в душе кипит буря эмоций, это уже хорошо и значимо. Да, мы порой, как лётчики в тумане, идём по приборам — действуем интуитивно, по наитию
Но мы идём вперёд, и это важно. Если говорить о вещах практических, то совершенствование себя сводится к исповеди и причастию, чтению Евангелия и делам милосердия по отношению к ближним
Да, это банальные вещи, но зачем изобретать велосипед, если он уже нам дан? Потенциал, который даёт соединение со Христом через Таинство Евхаристии, ни с чем не сравним, потому что так Господь входит в человека, преображает его изнутри и даёт силы. Может ли что-то быть больше?
О каком наследстве речь?
Нужно обратить внимание на обетование, которое обещано кротким: сказано, что они «наследуют землю». О каком наследстве идёт речь? Разумеется, сказанное Спасителем не значит, что некий кроткий получит больший надел земли или что кому-то за проявление этой добродетели будет положена какая-то льгота — это, конечно, смешно
Здесь нужно вспомнить слова апостола Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Мы как люди, живущие духовной жизнью, должны понимать, что речь идёт о чём-то большем — о событиях, связанных с Апокалипсисом, Вторым пришествием Христа, Страшным судом.
Наш праотец Адам до грехопадения обладал раем и должен был всю землю превратить в один райский сад, то есть замысел о человеке у Творца был грандиозным, величественным, достойным Его. После грехопадения наши прародители были изгнаны из рая, но через Христа как Второго Адама мы можем вернуться в потерянный рай. Человек, живущий благочестиво, кающийся грешник, ищущий Бога и стремящийся ко спасению бессмертной души, будет наследником грядущего Царства Славы, Небесного Иерусалима — нового неба и новой земли, о которых пророчествует нам Откровение. Это будет обновлённый мир, в котором человек услышит призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Вот такую высокую планку надо иметь в виду, когда мы говорим о земле, которую наследуют кроткие.
С другой стороны, можно предположить, что буквальный смысл в этих словах тоже имеет место. Люди духовные, одарённые, богобоязненные редко когда нуждаются — вспомним, как об этом сказано в Псалтыри: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Мы верим, что Господь Своих не оставляет и праведники у Него под присмотром — примеров тому множество и в Ветхом, и в Новом Завете, и в книгах святых отцов, и в трудах исторических. Если человек пребывает в молитве, покаянии, смирении, Господь его хранит. Люди праведной жизни нередко получают не только небесные дары, но и земные блага — и в том есть частичное воплощение третьей заповеди блаженства.
Что такое блаженство для христианина
Большинство современных людей понимают под словом блаженство понимают очень яркие эмоции, доставляющие физическое наслаждение. Есть и отрицательная трактовка этого слова, так как блаженными называют людей, поступки и слова которых не вписываются в нормы общепринятой логики.
Но в христовых заповедях говорится о блаженстве, которое подразумевает обретение духовного счастья, заключающегося в обретении единства с Господом. Чтобы обрести счастье и радость в вечной небесной жизни, на земле человек должен быть бедным, жаждущим, плачущим и смиренно переносящим гонения и страдания.
О чем говорится в заповедях блаженства?
В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.
Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. Яко – потому что.
В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.
Заповеди блаженства – что это и для чего они даны?
Фото: Arhangelhram.by
Заповеди давались людям еще во времена Ветхого Завета Богом для того, чтобы уберечь их от всего зла и негатива, который существует вокруг. Заповеди – это своего рода предупреждение, которое говорит об опасности греха, рекомендуя держаться от него подальше. Кроме 10 заповедей Старого Завета, в Новом Завете, Иисус Христос, чтобы возвести людей на новый духовный уровень и научить их любви, дал еще и 9 заповедей блаженства. Эти заповеди ни в коем случае не отменили тех, которые Господь дал Моисею, а только позволили человеку понять, что ему стоит делать, чтобы достичь совершенства и еще больше приблизиться к Богу.
Заповеди блаженства были озвучены человечеству в Нагорной проповеди Спасителя, где Он подробно разъяснял, как должен строить свою жизнь настоящий христианин. Данные заповеди говорят людям не о запрете греха, как 10 заповедей Старого Завета, а о том, как христианин должен достигать блаженства и совершенства, какие добродетели могут приблизить человека к Господу, как каждый может найти истинную радость. Эти заповеди очень удачно дополнили 10 заповедей, данных людям в Старозаветные времена, что в сумме позволило человеку понять, каких грехов он должен остерегаться и, что должен делать, чтобы достичь духовного совершенства и максимально приблизиться к Богу.
Блаженство в христианстве
Тем, кто ищет информацию по теме «заповеди блаженства: толкование», необходимо знать, что такое блаженство в христианском понимании. Это высшее состояние человеческого бытия, которое достигается с помощью благодати Святого Духа. Это преодоление своего греховного естества и единение с Богом (обожение). Преподобный Исидор Пелусиот в «Письмах» учил, что основанием блаженной жизни служит «умерщвление страстей, вожделеннее и славнее которого ничто быть не может».
Блаженство – это высшая, истинная радость человека, счастье его как творения быть в гармоничном общении со своим Творцом. Изначально человек находился в единении со Всевышним. Однако грехопадение построило между ними преграду. В нашу жизнь вошли зло и страдания. Бог воплотился и в страданиях искупил грехи человечества именно для того, чтобы нам вновь стало доступно блаженство общности с Ним.
И на земле, и на Небе
В третьей заповеди Христос дает глубокое внутреннее наполнение ветхозаветным установлениям. Очередная ступень блаженства недоступна без восхождения на предыдущие и становится их следствием. Кроткими Бог называет подобным Ему:
Господь освящает солнцем каждый день жизни человеческой цивилизации. Он не истребляет огненными молниями людей, ежедневно совершенствующихся в беззаконии. Во время ареста и крестного пути Христос прошел свой путь без вмешательства Небесного Воинства в дело Его физического спасения.
Поэтому и кротким можно назвать
человека доброго и спокойного духа, который остается непоколебим под ударами
гнева и несправедливости со стороны. «Любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного» (Мф. 5:44). Христианские
святые наперекор ошибочным представлениям общества о человеческих добродетелях
в разное время показывали пример кротости и благожелательного отношения ко всем
людям без исключения. Подобный дар Святого Духа не достигается сам по себе
только внутренним желанием и решением: так, с сегодняшнего дня становлюсь
кротким, яко овча!
Настоящая кротость становится совокупным результатом усилия воли, молитвы к Богу, размышлений и выходящим (или не выходящим – в зависимости от наполнения) мыслям, превращающимся в действия.
Например, на гнев можно не реагировать совсем, то есть, потушить желание симметричного (или «с горкой») ответа. Гнев можно потушить, разорвав шаблон «атакующего»: улыбнуться, сказать что-то доброе или увести конфликт в русло мирной беседы. При этом сохранив внутри покой, доброе расположение духа и доброе отношение к ближнему.
Людям такого духа, взглядов и поступков Христос обещает в наследство землю. Христианские толкователи расходятся в определении предмета «завещания Иисуса». Но в широком смысле речь идет и о мире людей, и о Небесном Царстве. Господь говорит о земле в Своей проповеди в контексте, известном иудеям: земля обетованная. Тот самый участок суши, данный в наследство Аврааму. Кроткие христиане в течение нескольких столетий без единого взмаха меча «унаследовали» Римскую империю, самое крупное, развитое и сильное государство своего времени. Православные племена славян Святой Руси стали русскими, расселившись на огромных пространствах Евразии.
Можно спорить о Христианстве
европейцев, но миссия католиков, протестантов и англикан вместе с колонизацией
значительной части земного шара разнесла весть о Воскресении Спасителя среди
многих народов. В наши дни в мире крайне мало стран, в которых не было бы
христианских общин. Но, конечно, речь Господа о наследовании земле есть и
прообраз жизни будущего века: «приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания
мира» (Мф. 25:34). Вот она, земля, которая ждет кротких.
Что такое заповеди блаженства?
Заповеди блаженства – духовно-нравственные поучения Иисуса Христа, озвученные Им во время Нагорной проповеди. Она была произнесена Спасителем перед людьми на холме в окрестностях галилейского города Капернаум. Это событие описано в главах 5-7 Евангелия от Матфея. В сокращённом виде Нагорная проповедь также излагается в Евангелии от Луки (Лк. 6:12-49).
Нагорная проповедь и заповеди блаженства
Нагорная проповедь содержит основные положения христианского учения. Например, идеи всепрощения, непротивления злу, любви к ближним. Также во время этой проповеди Спаситель научил людей Молитве Господней («Отче наш»). Некоторые выражения из той речи Христа стали крылатыми («соль земли», «свет мира»).
Начинается же проповедь девятью заповедями блаженства. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл называет их декларацией христианских нравственных ценностей:
Появление заповедей
В ветхозаветные времена Господь дал людям 10 заповедей, высеченных на каменных скрижалях. Желая дать людям возможность преодолеть первородный грех, Господь приказывал и запрещал им совершать поступки, несущие в себе зло и тьму. Следование ветхозаветным заповедям открывает человеку Господа, очищая душу от греховной скверны. Но для достижения благодати Царства небесного недостаточно просто очиститься от зла. Необходимо заполнить освободившееся пространство добродетелями, которые способствуют совершенствованию духа человека.
Заповеди блаженства записаны в 5 главе Евангелия от Матфея
Именно об основных нравственных правилах, по которым должен жить истинный христианин, говорится в девяти заповедях блаженства. Иисус Христос поведал о них во время Нагорной проповеди, которой вынимали его ученики и люди, пришедшие, чтобы услышать Слово Его. Новые заповеди дополняли запретительные установки, данные Богом Моисею, указывая людям путь в Царство Небесное.
Заповеди Иисуса Христа
Девять заповедей блаженства
|
О чем говорится в заповедях блаженства?
В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.
Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
Блажени — счастливы. Нищий духом — унижающие себя. Яко — потому что.
В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.
Вторая заповедь Божия для получения блаженства:
Тии — те.
В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.
Третья заповедь Божия:
Кротцыи — кроткие, смиренные.
Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.
Четвертая заповедь блаженства:
Алчущий — хотящие есть. Жаждущий — хотящие пить. Правда — оправдание, добро.
В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.
Пятая заповедь блаженства:
В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.
Шестая заповедь блаженства
Узрят — увидят.
Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.
Седьмая заповедь блаженства
Нарекутся — назовутся.
В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.
Восьмая заповедь блаженства:
Изгнани — изгнанные, гонимые.
В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.
Девятая заповедь блаженства:
Егда — когда. Поносят — ругают. Ижденут — выгонят. Рекут — скажут. Глагол — слово. Зол глагол — злое слово. Лжуще — говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда — награда.
Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.
Популярное за 7 дней
Богородичный псалом, или Псалом любви. Читающий его обретает чудесную помощь Богородицы, очищает свое сердце
03.12.21 22:05
Какие головные уборы в Церкви допустимы для женщин помимо платка?
06.12.21 10:09
Текст службы Введения с переводом и объяснениями
03.12.21 14:27
6 декабря — день памяти благоверного великого князя Александра Невского
06.12.21 08:45
Что делать, если человек не знает, крещен он или нет?
03.12.21 10:29
Зима в работах Шишкина
07.12.21 12:07
Митр. Антоний (Паканич): Давайте вспомним о посте
06.12.21 14:57
Зимнее настроение от Алексея Саврасова
02.12.21 14:21
Нужно ли снова исповедоваться, если непосредственно перед Причастием вспомнил забытый грех?
08.12.21 14:20
Митрополит Антоний (Паканич) о самом заветном желании христианина
08.12.21 11:51
Слёзы покаяния и другие формы плача
Если обратиться к истории Ветхого Завета, мы увидим, как многие пророки плакали о своём несовершенстве. Например, царь Давид, который в псалмах часто воздыхает о своих грехах: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6:7). А в Новом Завете вспоминается плач апостола Петра: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22:61-62). Плакал и Сам Господь — над Лазарем, которого любил, и в Гефсиманском саду, где Он пролил кровавые слёзы.
Плач — это выражение духовного состояния человека. Он бывает разный. Преподобный Ефрем Сирин различает три различные формы плача. Первая — плач о том, что связано с нашей обычной земной жизнью, о видимых предметах. Вторая — та, что так необходима нам — это слёзы покаяния. Третья — это плач грешников, о котором говорит Священное Писание: «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Так вот второй вид плача — слёзы покаяния — по словам святого «сладки и полезны». Они крайне необходимы для духовной жизни, потому что это благословенная печаль о наших грехах. Человек что-то сделал не так и понимает, что это наложило отпечаток на его отношения с Творцом, лишило его света, радости, покоя. Если печаль об этом связана с Богом, то она, по словам апостола Павла, приведёт ко спасению: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).
Человек-колосок
Христианская кротость – «дикость» по меркам цивилизации горделивых материалистов. Она невозможна и нелогична в их системе ценностей, и является уделом неудачников. Стяжание, развлечения, достижение власти и славы среди себе подобных обычно сопрягаются с иными качествами. Правда, гонка за удовольствиями зачастую заканчивается истощением и выгоранием, и как тут не вспомнить о Боге? Набив шишек, человек понимает, что самолюбивый зверь внутри ненасытен, а вот кормилец замечает, что начинает скармливать амбициям и нездоровым желаниям себя самого.
Человек подобен колосьям
пшеницы: он легко склоняется при малейшем дуновении ветра. Ветер – это мысли,
идеи и мнения, оказывающие на нас влияние. Не раз писал, и не устану повторять,
что Каинов страх перед Богом, толкнувший братоубийцу на попытку создать
защищенное (непонятно, от кого или чего) место на земле, лег в основу
цивилизации мегаполисов. Хищные города, волей или неволей, в их современном
виде пытаются выглядеть жалким подобием рая на земле, где есть комфорт,
медицина, возможности и безопасность. С точки зрения христианина, все это
фикция, потому как от Бога не спрятаться. Но люди в наши дни перестали верить,
что у них «волосы на голове все сочтены»
(Мф. 10:29). Вера человечества в само себя и собственные продукты вывела
новые законы, которые породили несметное количество проблем и принесли еще
больше несчастий, чем прежде.
Новая система породила и новые
правила игры: нет Бога, значит, все можно. Кротость больше не в почете. Но
именно это качество так необходимо христианам в повседневности, чтобы
показывать пример заражённым гордостью, тщеславием, ненасытностью, пьянством и
блудом. Праведный Иоанн Кронштадтский описал внешний облик кроткого человека и
его влияние на окружающих так:
«Посмотрите
на лицо кроткого: как оно прекрасно, ясно, спокойно, невозмутимо,
привлекательно!.. Глядя на него, и человек гневливый научается быть кротким. А
взгляните на человека гневливого..: его лицо беспокойно, мрачно, безобразно;
один взгляд на него иногда раздражает многих (заражая сердца, смотрящих на
него, как бы ядом)».
Популярное за 7 дней
Богородичный псалом, или Псалом любви. Читающий его обретает чудесную помощь Богородицы, очищает свое сердце
03.12.21 22:05
Какие головные уборы в Церкви допустимы для женщин помимо платка?
06.12.21 10:09
Текст службы Введения с переводом и объяснениями
03.12.21 14:27
6 декабря — день памяти благоверного великого князя Александра Невского
06.12.21 08:45
Что делать, если человек не знает, крещен он или нет?
03.12.21 10:29
Зима в работах Шишкина
07.12.21 12:07
Митр. Антоний (Паканич): Давайте вспомним о посте
06.12.21 14:57
Зимнее настроение от Алексея Саврасова
02.12.21 14:21
Нужно ли снова исповедоваться, если непосредственно перед Причастием вспомнил забытый грех?
08.12.21 14:20
Митрополит Антоний (Паканич) о самом заветном желании христианина
08.12.21 11:51
Что означает «Блаженны нищие духом ибо их царствие небесное»?Как понимать эту фразу
Strath
В святоотеческом толковании под нищим духом понимается тот, кто стремится стяжать важнейшую христианскую добродетель — смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем» .
По другому традиционному толкованию эта заповедь означает, что блаженство и полнота жизни принадлежат тем, кто ничем не владеет. Это те, у кого ничего нет, а если и есть что-то, то они воспринимают это как дар Божий, а не как свою собственность. Такое отношение к материальному, интеллектуальному и к духовному богатству даёт нам возможность войти в Царство Небесное.
Есть третье толкование, основанное на буквальном прочтении текста, утверждающее, что человек, ощущающий свою духовную нищету, особенную нужду в Боге, блажен, так как такое положение перед Богом, Ему угодно. Такое толкование также имеет право на жизнь, так как согласуется с особенностями характера Бога, раскрывающимися в других местах Священного Писания.
Древнерусское слово «нищий» , гр. πτωχός, однако, не обозначало человека бедного, но того, кто открыто просит о том, чего ему не хватает: денег ли, одежды, еды, или, другим словом, «побирается» . И в данном случае обозначает человека, который стремится к приобретению не материальных, а духовных ценностей, о даровании Духа. Современный перевод этих слов соответствует понятию «блаженны побирающиеся Духом» , что отвечало бы, например, и словам Серафима Саровского о том, что «в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской… Стяжание все равно, что приобретение».
Ещё одно толкование встречается у А. Бергсона. Он толкует эту фразу так: блаженны нищие «по велению своего духа» , то есть те, кто сам отказывается от своего богатства. «Прекрасное не в том, чтобы быть лишенным собственности, и даже не в том, чтобы самому себя лишить ее, а в том, чтобы не почувствовать лишения» . Намерение данной заповеди заключается в том, чтобы вызвать некоторое состояние души, и «не для бедных, а для себя богатый должен отдать свое богатство». Этот вариант перевода «подтверждается как древними толкованиями, так и наблюдениями над семантикой текстов Кумрана, между тем как традиционная передача «нищие духом» ведет к недоразумениям» .
Ольга
Под нищетой духа понимается его несвязанность дурными мыслями, низшими желаниями и страстями. Нищий духом – это человек, одержавший победу над своей низшей природой. Именно о таких людях Христос говорил в нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея 5:3). Лука добавляет одну незаметную деталь в описании той же фразы, которая тем ни менее приобретает смысл в свете вышеизложенного: «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Евангелие от Луки 6:20).
Наталья козлова
Иисус всегда говорил притчами, загадками, добавляя «кто имеет уши да услышит». Мне понятно это выражение, но в двух словах не объяснишь. Почитайте «Диагностику кармы» С. Н. Лазарева. Священники по-своему это объяснят, но по-моему Лазарев прав.
Кто такой кроткий человек?
Говорить о кротости так же сложно, как рассказывать о стране, в которой никогда не был: можно поделиться только теоретическими знаниями. Однако мы попытаемся разобраться в том, что она такое. Заповеди блаженства, которые нам дал Спаситель в Нагорной проповеди, выстроены как духовная лествица: невозможно перейти на следующую ступень, пока не стал на предыдущую. Господь предлагает нам постепенное восхождение по пути духовного совершенствования: сначала нужно достичь нищеты духовной, после — плача о грехах, и только потом человек может пытаться стяжать кротость.
Кто такой кроткий человек? В Ветхом Завете кротким назван Моисей: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Толкуя эти строки, Иоанн Златоуст писал: «Чтобы ты знал, насколько велика сила кротости и смиренномудрия и как одна эта добродетель может удостоить неизреченных похвал преуспевшего в ней совершенно, послушай о прославлении блаженного Моисея и о венце, который сплетен ему за эту добродетель». С другой стороны — был ли этот пророк кротким?
Как мы понимаем кротость? Как застенчивость, несмелость, нерешительность, запуганность, робость, немногословность. Порой в этот перечень добавляют воспитанность и даже интеллигентность. Подходят ли все эти эпитеты к Моисею, который, как мы знаем, был смелым как лев, мог вступить в поединок и даже убить человека — как это случилось с египтянином, когда пророк защищал своего собрата? Он сорок лет прожил во дворце, столько же был пастухом, и ещё столько водил евреев по пустыне. Этот портрет никак не вписывается в наши представления о кротости.
Точно так обстоят дела и с царём Давидом. Священное Писание подчёркивает его кротость: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1), — но мы помним такие события его жизни, как поединок с Голиафом, участие в войнах, завоевание Иерусалима, желание построить там Храм. Тоже не очень кротко.
Плач духовный — это что?
Вторая заповедь гласит: «Блаженны плачущие». Что это значит? Мы плачем, когда нам больно. Какое отношение это имеет к любви? Чтобы понять заповеди блаженства, надо прежде всего понять, что это закон духовного совершенства. Божественная Любовь, которая сошла к нам на землю, дала нам нравственный закон для того, чтобы мы были счастливы, чтобы могли приблизиться к своему Творцу. Поэтому предложенные Им заповеди и называются «заповедями блаженства».
Все заповеди блаженства взаимосвязаны. Первая гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», вторая — «блаженны плачущие, ибо они утешатся». Человеку необходимо немного смириться, обрести духовную нищету, чтобы потом он мог плакать
Важно понимать, что здесь имеется в виду плач не в мирском понимании, когда мы плачем от боли, потери, обиды, а плач духовный. Это не плач скорби, а плач сокрушения, блаженный плач о потерянном рае и утраченных отношениях с Тем, Кто нас любит, Кто дорог нам и Кому дороги мы
Его рождает нищета духа.
Примечания
- Православный календарь. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
- Цит. по: «Канонические Евангелия», Перевод с греческого В.Н. Кузнецовой, М.: «Наука», 1993 – стр. 220.
- Цит. по: Аверинцев С. С. Переводы. К., 2004 – стр. 129.
- Славянский текст — егда добре рекут вам вси человецы
- Цит. по: Klaus Koch. Was ist Formgeschichte? Methoden der Bibelexegese. 5. Aufl., Neukirchener Verlag, Neukirchen-Vluyn, 1989 — S. 52: «Demnach lassen sich nur drei Seligpreisungen mit völliger Sicherheit auf die gemeinsame Vorstufe beider Evangelisten zurückführen:
- Selig sind die Hungernden, denn sie werden gesättigt werden.»
- M. R. Vincent Word Studies in the New Testament (1957, Vol. I, p. 36)
- «О цели христианской жизни. Беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым».
- Бергсон, А. Два источника морали и религии/ А. Бергсон. — М., 1994. — С. 62.
- Цит. по: Аверинцев С. С. Иисус Христос. Мифы народов мира// Энциклопедия. Т. 1. — М., 1980 — С. 493.
Кротость — это не слабость
Анализируя эти и многие другие примеры, можно сделать вывод, что кротость проявляется не в застенчивости, неуверенности, закомплексованности. Богословы говорят, что кротость — это незлобие, то есть неспособность ко злу. Это христианская добродетель, выражающаяся в добре, стремлении к единению с Богом, поиске Его. Кротость — проявление мира душевного, а он есть только у человека целомудренного — такого, у которого ум, воля и чувства собраны воедино и составляют целостную личность. Можно из всего сказанного выстроить такую формулу: кротость = незлобие = целомудрие. Все наши чаяния, всё усердие должны быть направлены к тому, чтобы приобрести чувствования, какие есть в Иисусе Христе, Господе нашем. Он говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Апостол Павел тоже пишет об этом: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:6).
Заповеди блаженства с объяснениями
Под духовной нищетой подразумевается смирение и осознание своего истинного греховного состояния. Победить грех и обрести спасение возможно только при помощи Божьей благодати. А она даётся только смиренным людям. Чтобы принять в себя Святого Духа, человеку нужно освободиться от гордыни и эгоизма, которые мешают покаянию. Смирение – это не слабость, униженность или забитость. Это великая духовная сила, которая преображает и спасает душу человека.
Если человек переносит страдания со смирением, то он духовно очищается и приближается к Богу. Также слёзы могут быть результатом покаяния человека, его осознания собственной греховности и отчуждённости от Бога.
Подлинную кротость нельзя путать с приниженностью и слабостью. Кротость – это спасительный плод смирения, любви к ближнему. Это покорность Богу, терпение и великодушие, которые свойственны только духовно сильному человеку.
Господь учит нас, что ни человеческое счастье, ни духовное блаженство невозможны без правды. Отец лжи – дьявол. Грехопадение Адама и Евы было совершено под влиянием его лжи. И если она есть в нашей жизни, значит, мы служим злу. Высшая правда, Истина – это Христос. Служение правде и поиск Истины приближают человека к Богу.
Господь призывает нас совершать для ближних дела любви. Они уподобляют человека Богу. Милостивые люди будут оправданы на Страшном Суде. Те же, кто не творил добрых дел, оправдаться не смогут.
Эта заповедь учит нас, что Богопознание возможно только для чистого сердца. Господь не открывается грешнику. От Бога нас отдаляют не только греховные поступки, но даже дурные мысли. Человек с нечистой душой является потенциальным совершителем видимых грехов. Поэтому христианину необходимо следить за своими помыслами.
Господь не только предостерегает от ненависти, но и призывает освобождать от неё других людей. Православным христианам следует утверждать вокруг себя дух любви и согласия. Подлинное миротворчество нередко оборачивается для миротворца скорбями: непониманием, осуждением, хулой и т.п. Поэтому эта добродетель требует самопожертвования и мужества. Тех, кто выстоит до конца, Господь назовёт Своими сынами.
Спаситель призывает нас к стойкости и говорит, что преданные правде обязательно обретут утешение в Вечной жизни. Путь настоящего христианина – это путь воина Христова, который готов пострадать за Истину. Он всегда будет победителем, поскольку Бог и правда сильнее дьявола и лжи.
Последняя заповедь блаженства говорит о высшем христианском подвиге – готовности отдать свою жизнь за веру в Христа. Этот подвиг называется мученичеством. Мученик становится самым сильным свидетельством истинной веры для других людей. За это он получает высшую награду от Бога. Мученик уподобляется распятому Христу, который своей смертью искупил грехи человечества. Раннехристианский богослов Тертуллиан писал:
Заповеди блаженства с объяснениями
Под духовной нищетой подразумевается смирение и осознание своего истинного греховного состояния. Победить грех и обрести спасение возможно только при помощи Божьей благодати. А она даётся только смиренным людям. Чтобы принять в себя Святого Духа, человеку нужно освободиться от гордыни и эгоизма, которые мешают покаянию. Смирение – это не слабость, униженность или забитость. Это великая духовная сила, которая преображает и спасает душу человека.
Если человек переносит страдания со смирением, то он духовно очищается и приближается к Богу. Также слёзы могут быть результатом покаяния человека, его осознания собственной греховности и отчуждённости от Бога.
Подлинную кротость нельзя путать с приниженностью и слабостью. Кротость – это спасительный плод смирения, любви к ближнему. Это покорность Богу, терпение и великодушие, которые свойственны только духовно сильному человеку.
Господь учит нас, что ни человеческое счастье, ни духовное блаженство невозможны без правды. Отец лжи – дьявол. Грехопадение Адама и Евы было совершено под влиянием его лжи. И если она есть в нашей жизни, значит, мы служим злу. Высшая правда, Истина – это Христос. Служение правде и поиск Истины приближают человека к Богу.
Господь призывает нас совершать для ближних дела любви. Они уподобляют человека Богу. Милостивые люди будут оправданы на Страшном Суде. Те же, кто не творил добрых дел, оправдаться не смогут.
Эта заповедь учит нас, что Богопознание возможно только для чистого сердца. Господь не открывается грешнику. От Бога нас отдаляют не только греховные поступки, но даже дурные мысли. Человек с нечистой душой является потенциальным совершителем видимых грехов. Поэтому христианину необходимо следить за своими помыслами.
Господь не только предостерегает от ненависти, но и призывает освобождать от неё других людей. Православным христианам следует утверждать вокруг себя дух любви и согласия. Подлинное миротворчество нередко оборачивается для миротворца скорбями: непониманием, осуждением, хулой и т.п. Поэтому эта добродетель требует самопожертвования и мужества. Тех, кто выстоит до конца, Господь назовёт Своими сынами.
Спаситель призывает нас к стойкости и говорит, что преданные правде обязательно обретут утешение в Вечной жизни. Путь настоящего христианина – это путь воина Христова, который готов пострадать за Истину. Он всегда будет победителем, поскольку Бог и правда сильнее дьявола и лжи.
Последняя заповедь блаженства говорит о высшем христианском подвиге – готовности отдать свою жизнь за веру в Христа. Этот подвиг называется мученичеством. Мученик становится самым сильным свидетельством истинной веры для других людей. За это он получает высшую награду от Бога. Мученик уподобляется распятому Христу, который своей смертью искупил грехи человечества. Раннехристианский богослов Тертуллиан писал: