История карачаево-балкарского народа

Стойкость — черта народа

На протяжении многих столетий балкарцам и их предкам приходилось проявлять мужество и стойкость в борьбе с завоевателями. Далеко не всегда земли этого народа оставались независимыми.

Напротив, тягостные времена владычества других племён были своего рода “проверкой на прочность”. Сложнейшим периодом становятся времена монгольского завоевания. Тогда ханские орды заняли большую часть Балкарии.

Местным жителям пришлось скрываться в отдалённых горных районах. Однако балкарцы, оттеснённые в ущелья центрального Кавказа, не собирались сдаваться. Они образовали 5 крупных общин, которые противостояли монгольскому натиску.

Кроме того, вынужденное переселение помогло балкарцам создать благоприятную основу для дальнейших торговых отношений с соседями. Их культура заметно обогащается. В ней появляются некоторые заимствования из карачаевских, осетинских грузинских традиций, но при этом сохраняется самобытная нота. Благодаря такому культурному смешению сам этнос стал более устойчив к внешнему влиянию.

Князья из Верхней Балкарии, 1913 год, Нальчик (Биев Паша Сафар-Алиевич и его младший брат Биев Маштай Сафар Алиевич)

История

Как этнос балкарцы сформировались в результате смешения коренного населения (кобанских племен) с аланами, булгарами, кипчаками. Также у них были тесные связи с кабардинцами, карачаевцами, грузинами, осетинами. Они заселяли земли Центрального Кавказа. В 13 веке татаро-монголы предпринимали многочисленные вторжения на эти территории. Балкарам пришлось уйти дальше в горы, где они основывали поселения. 17 век стал периодом установления общения с русскими. Началась совместная торговля, между аристократическими родами обеих сторон возникли дружественные отношения.

В начале 19 века балкарцы приняли российское подданство. Они участвовали во многих войнах русского государства 19-20 веков. После революции 1917 года народ претерпел массовые репрессии, расстрелы. Вместе с этим произошел экономический подъем региона, появились учебные учреждения, многие люди получили образование. Это способствовало развитию поэзии, театрального искусства. Во время Великой Отечественной войны многие жители региона подверглись террору со стороны НКВД. За год до ее окончания балкарский народ депортировали на территорию Средней Азии. Спустя 13 лет правительство СССР восстановило права балкарцев, после чего они вернулись обратно.

Кто же родственники?

Нам может показаться вполне очевидно, что самыми близкими народами являются те, что проживают на одной территории. Но относительно племён Кавказа этот принцип действует не всегда.

Казалось бы, генетически самым близким этносом к балкарцам должны быть кабардинцы (всё-таки именно эти два народа объединены в качестве жителей одной республики), но на самом деле всё не так.

Изучение особенностей гаплогрупп балкарцев показало, что они гораздо ближе к карачаевцам и крымским татарам. В первом случае с карачаевцами этот народ и вовсе составляет одно целое (в старину их не различали между собой).

Карачаевцы. Семейство Крымшамхаловых. Аул Карт-Джурт, ХIХ век

Этногенез

Полагают, что балкарцы образовались из смешения коренных северокавказских племён и алан. Предположительно название народа (этноним) балкарцев происходит от русского варианта названия балкарцев (то есть искажённое от малкарцев).

После монгольского нашествия (13 в.) предки балкарцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа, где затем образовали 5 крупных «обществ» (Балкарское (Малкарское), Холамское, Безенгийское, Чегемское и Урусбиевское). Города были разрушены монголами и практически не подлежали восстановлению. В середине 18 века балкарцы пережили нашествие чумы с большими человеческими потерями. Из-за большой плотности населения болезнь стремительно распространилась и уничтожила 2/3, восстановленного после монгольского нашествия, населения. Во 2-й половине 19 в. часть балкарцев вновь переселилась в предгорные районы.

Быт балкарцев

Традиционное жилище

Поселения балкарцев, как правило, крупные, состоящие из нескольких родов.  Располагались уступами по склонам гор. В целях обороны возводили своеобразные башни. Иногда балкарцы селились на равнинах, стоя свои дома на русский, «уличный» манер с усадьбами.

В горных поселениях балкарцы строили свои жилища из камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами. Согласно семейному уставу, который был в силе до конца 19 века, спальная честь дома балкарцев должна быть разделена на две половины: женскую, и мужскую. Кроме того, присутствовали хозяйственные комнаты, иногда гостевая. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоятельных семей в конце 19 века. В 20 веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками. В старые времена дом балкарцев отапливался и освещался открытым очагом.

Народный костюм

Традиционная одежда балкарцев северокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска, подпоясанная узким ременным поясом. Из зимней одежды: шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шапочки

Балкарские женщины большое внимание уделяют украшениям: браслеты, кольца, серьги ожерелья и так далее. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой

Кухня балкарцев

Традиционная кухня балкарцев в основном состоит из пищи, приготовленной из злаков (ячмень, овес, пшеница, кукуруза…). Мясную и молочную пищу употребляли довольно редко, в основном по праздникам. В будни дни ели мед, лепешки, хлеб и похлебки. Варили пиво из ячменя.

Культура, просвещение, наука

Историко-культурное наследие карачаево-балкарского народа вобрало в себя многое из культуры кавказских народов и всего тюркского мира. Это нашло отражение в мифологии, эпических сказания и других жанрах фольклора, а также в религиозных древнейших представлениях, в которых упоминаются и высочайшие горные вершины, и моря, и бескрайние степные просторы евразийских степей. В религиозных представлениях ведущее место занимают общетюркские божества Тенгри (Тейри), Умай и др. Древнейшие истоки культуры испытали влияние таких мировых религий, как христианство и мусульманство, бытуют до сих пор среди карачаево-балкарского народа в виде различных обычаев, обрядов, народных игр и представлений. С древних времен предки балкарцев и карачаевцев имели свою письменность в виде рунических надписей кавказских болгар, в большом количестве обнаруженных на территории Карачая и Балкарии в памятниках VII-XII веков.

Уже в начале XVIII века балкарцы и карачаевцы имели письменность и на основе арабского алфавита, о чем красноречиво говорит так называемая «Холамская надпись» 1715 года, найденная в ауле Холам, надпись 1709 г. и др. В настоящее время балкарцы и карачаевцы пользуются русским алфавитом. Среди множества народов бывшего СССР балкарцы и карачаевцы занимали первое место по числу имевших высшее образование на тысячу человек.

Традиционная одежда

Национальная одежда кабардинцев и балкарцев

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин — нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы.
Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

История [ править ]

Этногенеза балкарцев привело, в частности, от вторжения в Аланию в течение 11 — го века, по Кипчак Теркс и их Cuman союзников. Столица Алании находилась в Магасе , который одни авторы помещают в Архыз , в горах, в настоящее время населенных Карачаево-Балкарскими республиками , в то время как другие помещают ее либо на территории современной Ингушетии, либо в Северной Осетии .

В 14 веке Алания была разрушена Тимуром . Многие аланы, половцы и кипчаки мигрировали на запад в Европу. Вторжение Тимура на Северный Кавказ познакомило остальных с исламом .

Большинство балкарцев приняли ислам в середине восемнадцатого века под влиянием кабардинцев . Балкарцы считаются глубоко религиозными. Суфийский орден Кадирия имеет сильное присутствие в регионе.

В 19 веке Россия аннексировала эту территорию во время русского завоевания Кавказа . 20 октября 1828 года произошло сражение при Хасауке ru , в котором русские войска находились под командованием генерала Георгия Эмануила . На следующий день после битвы, когда российские войска приближались к аул из Kart-Dzhurt ру , старейшины карачаево-балкарский встретился с российским руководством и была достигнута договоренность о включении в карачаево-балкарский в состав Российской империи.

Внешность

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.

Необычные традиции балкарцев

В старину у балкарцев существовало почитание огня. Пламя домашнего очага ценилось особенно. Нельзя было погасший огонь разжигать от углей, взятых у соседей. Для этого в каждом семейств существовал один определённый день, когда можно было “делиться” огнём с соседями или брать угольки для себя.

Не менее интересный и обычай куначества, которого балкарцы придерживаются по сей день. Ещё куначество называют искусственным родством, что, на мой взгляд, очень точно. Установить такую связь могут очень близкие и доверенные люди, настоящие друзья, что желают связать судьбы своих родов воедино.

Для проведения обряда куначества требовалась дружба, проверенная временем, а также проведение особого ритуала. Во время него оба человека наливали в чашу напиток и, поочерёдно давая друг другу клятву, выпивали его.

В конце обряда друзья обменивались оружием, преподносили друг другу подарки. Тот, кто совершил куначество, считался равным кровному родственнику. Он должен был поддерживать товарища в любой ситуации, а при необходимости – даже отдать жизнь за друга.

Танец балкарцев

Внешность

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.

Одежда

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:

  • рубаха;
  • широкие штаны;
  • бешмет (кафтан);
  • сапоги;
  • папаха.

Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет — приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки — накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.

Национальный состав

1959 чел. % 1989 чел. % 2002 чел. % от всего % от указав- ших нацио- наль- ность 2010 чел. % от всего % от указав- ших нацио- наль- ность
всего 420115 100,00 % 753531 100,00 % 901494 100,00 % 859939 100,00 %
Кабардинцы 190284 45,29 % 363494 48,24 % 498702 55,32 % 55,32 % 490453 57,03 % 57,18 %
Русские 162586 38,70 % 240750 31,95 % 226620 25,14 % 25,14 % 193155 22,55 % 22,49 %
Балкарцы 34088 8,11 % 70793 9,39 % 104651 11,61 % 11,61 % 108577 12,63 % 12,66 %
Турки 0,00 % 4162 0,55 % 8770 0,97 % 0,97 % 13965 1,62 % 1,63 %
Осетины 6442 1,53 % 9996 1,33 % 9845 1,09 % 1,09 % 9129 1,06 % 1,06 %
Армяне 1421 0,34 % 3512 0,47 % 5342 0,59 % 0,59 % 5002 0,58 % 0,58 %
Украинцы 8400 2,00 % 12826 1,70 % 7592 0,84 % 0,84 % 4800 0,56 % 0,56 %
Корейцы 1798 0,43 % 4983 0,66 % 4722 0,52 % 0,52 % 4034 0,47 % 0,47 %
Цыгане 416 0,10 % 2442 0,32 % 2357 0,26 % 0,26 % 2874 0,33 % 0,34 %
Черкесы 166 0,04 % 614 0,08 % 725 0,08 % 0,08 % 2475 0,29 % 0,29 %
Татары 1608 0,38 % 3005 0,40 % 2851 0,32 % 0,32 % 2375 0,28 % 0,28 %
Азербайджанцы 257 0,06 % 2024 0,27 % 2281 0,25 % 0,25 % 2063 0,24 % 0,24 %
Чеченцы 0,00 % 736 0,10 % 4241 0,47 % 0,47 % 1965 0,23 % 0,23 %
Грузины 1486 0,35 % 2090 0,28 % 1731 0,19 % 0,19 % 1545 0,18 % 0,18 %
Лакцы 481 0,11 % 1587 0,21 % 1800 0,20 % 0,20 % 1462 0,17 % 0,17 %
Немцы 903 0,21 % 8569 1,14 % 2525 0,28 % 0,28 % 1462 0,17 % 0,17 %
Ингуши 84 0,02 % 664 0,09 % 1236 0,14 % 0,14 % 1271 0,15 % 0,15 %
Карачаевцы 420 0,10 % 1202 0,16 % 1273 0,14 % 0,14 % 1028 0,12 % 0,12 %
Евреи 1310 0,31 % 1726 0,23 % 1088 0,12 % 0,12 % 835 0,10 % 0,10 %
Лезгины 0,00 % 855 0,11 % 867 0,10 % 0,10 % 767 0,09 % 0,09 %
Кумыки 213 0,05 % 624 0,08 % 713 0,08 % 0,08 % 699 0,08 % 0,08 %
Белорусы 953 0,23 % 2022 0,27 % 1194 0,13 % 0,13 % 696 0,08 % 0,08 %
Адыгейцы 207 0,05 % 828 0,11 % 584 0,06 % 0,06 % 524 0,06 % 0,06 %
Узбеки 0,00 % 424 0,06 % 290 0,03 % 0,03 % 451 0,05 % 0,05 %
Даргинцы 178 0,04 % 535 0,07 % 504 0,06 % 0,06 % 438 0,05 % 0,05 %
Аварцы 196 0,05 % 480 0,06 % 386 0,04 % 0,04 % 425 0,05 % 0,05 %
Абазины 103 0,02 % 468 0,06 % 514 0,06 % 0,06 % 418 0,05 % 0,05 %
Персы 217 0,05 % 485 0,06 % 511 0,06 % 0,06 % 418 0,05 % 0,05 %
Курды 0,00 % 143 0,02 % 301 0,03 % 0,03 % 321 0,04 % 0,04 %
Ногайцы 384 0,09 % 501 0,07 % 409 0,05 % 0,05 % 289 0,03 % 0,03 %
Мордва 305 0,07 % 727 0,10 % 490 0,05 % 0,05 % 282 0,03 % 0,03 %
другие 5199 1,24 % 10264 1,36 % 6364 0,71 % 0,71 % 46602 5,42 % 5,43 %
указали национальность 420105 100,00 % 753531 100,00 % 901479 100,00 % 100,00 % 857670 99,74 % 100,00 %
не указали национальность 10 0,00 % 0,00 % 15 0,00 % 2269 0,26 %

Экономика[ | ]

Основная статья: Экономика Кабардино-Балкарии

Основа экономики республики — сельское хозяйство (зерновые культуры (пшеница, кукуруза, просо), технические культуры (подсолнечник, конопля), животноводство (молочно-мясного направления), а также лесозаготовка.

В рамках развития инфраструктуры и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике была создана сеть бизнес-инкубаторов, целью функционирования которых является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства КБР оборудованных офисных и производственных помещений в аренду на льготных условиях. Уже создано и успешно работает три бизнес-инкубатора: государственное учреждение «Кабардино-Балкарский бизнес-инкубатор» в г. Нальчике, предоставляющее офисные и производственные помещения, два муниципальных офисных бизнес-инкубатора в городском округе Прохладный и Баксанском районе.

Промышленность

В республике действуют более 100 промышленных предприятий. В г. Майский ООО «Севкаврентген-Д» одно из ведущих производителей рентгеновского оборудования в России. В г. Терек на налажено собственное производство синтетических алмазов, и высококачественных алмазных инструментов на их основе. В числе выпускаемой продукции алмазные буровые инструменты для геолого-разведочных и горнорудных предприятий (коронки, долота, расширители); алмазные правящие инструменты (прецизионные фасонные ролики, карандаши, гребёнки, алмазы в оправе), шлифовальный алмазный инструмент (круги АЧК, прямого профиля и т. д.) для машиностроения и металлообработки; алмазный инструмент для камнеобработки и стройиндустрии (круги отрезные сегментные, фрезы, бруски, канатные пилы и т. д.) для резки, шлифовки, полировки природного камня, бетона, асфальта; алмазные пасты и др. В г. Тырныаузе есть по производству продукции торговой марки GIPSELL, базирующийся на производстве и продаже строительных и отделочных материалов.

  • Завод Кавказкабель
  • Тырныаузский горно-обогатительный комбинат (не работает с начала 2000-х годов, после схода сели)

Развивается электроэнергетика, в регионе действуют несколько гидроэлектростанций, общей мощностью на 2010 год — 126,6 МВт, и выработкой 478 млн кВт·ч в год:

  • Аушигерская ГЭС (60,0 МВт; 222,0 млн кВт·ч в год),
  • Кашхатау ГЭС (65,1 МВт; 241,0 млн кВт·ч в год),
  • Баксанская ГЭС (27,0 МВт; 125,0 млн кВт·ч в год),
  • действует несколько малых ГЭС (общей мощностью 5,5 МВт и выработкой 14,9 млн кВт·ч в год),
  • ведётся строительство Зарагижской (28,8 МВт) и Верхнебалкарской ГЭС (15,6 МВт),
  • рассматривается строительство ГЭС «Голубые озёра» (до 110 МВт), проектируется Сармаковская ГЭС (17,6 МВт, 74,5 млн кВт·ч)

Транспорт

См. также: Нальчик (аэропорт)

См. также: Нальчикский троллейбус

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

История балкарцев

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские болгары, кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами. Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».

В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.

На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.

Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.

Жилища и поселения

Земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений.

В наиболее многолюдном обществе Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. В Чегеме и Баксане их планировка была более свободной.

К селам и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опорные столбы (Малкар, Холам, Чегем).

Во многих селах и иных, удобных для защиты ущелий, местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкара, Амирхана, Баксанука, Ак-кала и др.).

Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней.

Проводилась определенная физическая и военная подготовка молодежи, в том числе и в специальных лагерях таубиев («Басиат-къош»).

Еда

Основу питания балкарцев составляют мясные, молочные блюда. Их подают с лепешками из пшеницы, ячменя, кукурузы. Повседневной пищей являются наваристые, густые супы. Для первых и вторых блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. На гарнир подают картофель, фасоль, рис. Кушанья приправляются луком и чесноком. Издавна почетным блюдом считался целиком запеченный или сваренный в котле баран. Животное резали в честь прихода гостя или по праздникам. Голову подавали на блюде как самую лучшую пищу. Популярные национальные блюда балкарцев:

  1. Шурпа. Густой жирный суп из баранины, картофеля, овощей с луком. Ингредиенты нарезаются крупными кусками.
  2. Гедлибже. Мясо курицы или индейки, тушенное в сметане. В соус добавляют муку, специи. Подают с круто сваренной пшеничной кашей.
  3. Лягур. Вяленое мясо, тушеное с картофелем.
  4. Шашлык. По старинному рецепту готовится из печени и сала барана.
  5. Хычын (также хычин). Пресные лепешки на основе пшеничной муки. Иногда начиняют фаршем, зеленью.

Также балкарцы пекут блины, ватрушки. Традиционным десертом является пахлава. Популярен закерис — нечто похожее на сладкий хворост, пастила, халва. Интересное блюдо представляет собой жамуко — старинное национальное угощение балкарцев. Оно очень питательное и калорийное. Его готовят из сыра или творога, который перетирают и варят на сметане. В смесь добавляют манную крупу. Получается нежное, тающее во рту лакомство. Эти и другие угощения всегда делают к приходу гостей. Балкарцы очень гостеприимные люди, для которых любой гость — уважаемый и почитаемый человек.

История вхождения в состав России

Даже история вхождения в состав России, у кабардинцев и балкарцев совершенно разная. Кабардинцы воевали за свою независимость с 1763 по 1822 год. Когда российские войска под командованием генерала Ермолова окончательно заняли Северный Кавказ, по некоторым оценкам, население Кабардино-Балкарии уменьшилась с 300 до 30 тысяч человек. Большинство погибли в сражениях, многие умерли от эпидемии чумы, другие ушли в другие регионы Кавказа. Окончательно большая часть Кабарды была включена в состав Российской империи в 1825 году.

Балкарцы вошли в состав России в 1827 году, подав прошение от всех своих общин о вхождении в состав империи при условии сохранения древних обычаев, мусульманского вероисповедания, сословной структуры. С этого времени аманаты (заложники) из числа балкарской знати находились в русских крепостях, потом многие из них воевали в составе царской армии.

Одежда

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:

  • рубаха;
  • широкие штаны;
  • бешмет (кафтан);
  • сапоги;
  • папаха.

Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет — приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки — накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.

Исторический контекст

Депортации 1944 года и их влияние на современное движение

В 1943 и 1944 годах в Среднюю Азию были массово депортированы балкарцы и карачаевцы , а также чеченцы, ингуши и калмыки. Все группировки обвинялись в «сотрудничестве с нацистами».

После депортации, как и другие жертвы, балкарцы и карачаевцы лишились всякого политического признания своих территорий. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинском АССР , в то время как карачаево автономная область была полностью уничтожена карта и разделяла на территории , предоставленных в Черкесской автономной области , Ставропольский край , Краснодарский край и Грузинской ССР .

На счету НКВД (организация, виновная в депортации) приводились следующие статистические данные:

  • В общей сложности 724,297 люди были отправлены в Среднюю Азию ( Сибирь и Казахстан ) в безвоздушном грузовых поездах (других, такие как Чеченская аул из Хайб , были убиты в массовом порядке , а)
  • Депортировано 39 407 балкарцев, 71 869 карачаевцев, 412 548 чеченцев, 96 327 ингушей и 104 146 калмыков.
  • По данным НКВД , средняя смертность депортированных составила около 23,5% (144 704 человека).

Многие историки подвергли сомнению достоверность отчета НКВД, заявив, что это, вероятно, было сильно преуменьшением, отмечая также, что цифра, представленная Хрущевым в 1956 году, противоречит цифре Берии по крайней мере на 96000 человек (и заявляя, что даже данные Хрущева могли быть преуменьшением, учитывая его позицию).

Вопреки советскому взгляду на целые народы как на вероломных нацистов-коллаборационистов, согласно официальной статистике, 4428 депортированных чеченцев, 946 ингушей, 2543 карачаевцев и 1045 балкарцев были ветеранами Красной Армии.

Несмотря на ужасные условия, балкарцы и карачаевцы внесли большой вклад в экономическое развитие советской Средней Азии. В 1946 году только в Ворошиловском районе Кыргызстана насчитывалось более 50 карачаевцев- стахановцев и 70 карачаевцев-ударников (отличия для тех, кто постоянно превышал квоты). Когда балкарцы и карачаевцы продемонстрировали свое трудолюбие и патриотизм, они заняли более авторитетные должности, особенно в Кыргызстане, где можно было найти множество карачаевских физиков, врачей и педагогов. Карачаевцы настолько ценились, что перед их отъездом на родину в 1957 году власти как в Казахстане, так и в Кыргызстане предложили создать для них автономную область, если они согласятся остаться.

В изгнании карачаевцы и балкарцы смогли получить образование для своих детей на уровне, намного превосходящем то, что было бы возможно на их родине. Они также интегрировались в религиозную жизнь жителей Центральной Азии, и многие получили формальное исламское образование и собрали частные библиотеки исламских книг. По возвращении домой они сохранили связи с оставленными ими религиозными общинами. Вернувшиеся были лучше образованы, чем те, кто остался, лучше осведомлены в исламе, чем они были раньше, и испытывали глубокое чувство негодования за несправедливые и бесчеловечные действия, совершенные против них советским правительством.

Как и в случае с другими жертвами этой депортации, а также многих советских депортаций в целом, балкарцы и карачаевцы рассматривают ее как национальную трагедию, центральную часть жертвы нации и требуют ее признания геноцид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector