134,аварский каганат

Содержание:

Почему аварцев назвали аварцами?

Если бы можно было вернуться в прошлое на несколько столетий назад, вы наверняка удивились бы, почему сами аварцы себя так не именуют. Более того, единого самоназвания у народа не было. Этнос разделялся на несколько племён, каждое из которых называло себя по-своему. Слово “аварцы” появляется в источниках иностранного происхождения.

Чаще всего так называли народ русские, причём даже здесь особенности этнонима понять крайне сложно. У учёных существует несколько версий относительно происхождения слова.

Аварцы

К примеру, востоковед В.Ф.Минорский полагал, что именование “аварцы” связано с названием древнего племени аваров. Он считал, что этот азиатский народ оказал значительное влияние на формирование культуры аварцев. И, конечно, явное созвучие в словах сложно не заметить.

Впрочем, есть и иная версия, которая, на мой взгляд, тоже имеет право на существование. Согласно ей, аварцами нард впервые назвали тюрки Позднее от них слово переняли русские. В переводе с тюркских наречий “авар” значит “воин”, “бродяга”. “беспокойный человек”.

Надо отметить, что все эти характеристики очень точно подходили к древним аварским племенам. Они кочевали (то есть были беспокойными “бродягами”), а также отличались прекрасным воинским искусством.

Что же касается самих аварцев, то Василий Потто пишет:

«Аварец» художник Г. Гагарин XIX век.

Поселение и занятия

Было найдено несколько сотен поселений, которые относятся к 7-9-му вв. Самые внушительные раскопки проводились возле Дунауйвароша в Венгрии. Там были найдены останки тридцати семи жилищ. Они имели вид полуземлянок с деревянными стенами. Внутри каждого дома была печь-каменка. Многие жилища обустроены зерновыми ямами. В таких поселениях авары жили в холодное время года, когда возвращались с летних пастбищ. В теплое время они пасли скот, перемещаясь с места на место, поэтому использовали легкопереносимые юртообразные конструкции.

Занимались авары полукочевым скотоводством. Постепенно они оседали, переходя на занятие земледелием.

Лошади играли важную роль в их жизни. Животные имели восточное происхождение, они были быстрыми, пригодными для передвижения по степям и песчаным почвам. Также племя разводило овец, кур, коз. Остатки скорлупы встречаются при раскопках. Из растительных культур выращивали просо, пшеницу, а позднее — рожь и овес.

Армия[править | править код]

Файл:Avarok.gif Аварский меч и изображения аваров

В облачении и вооружении воинов каганата нередко прослеживается смешение аварского, германского и византийского стилей, что выглядит вполне логичным ввиду полиэтничности его населения. Опорой аварского могущества являлась прежде всего хорошо органнизованная латная каваллерия. Само понятие «рыцарства» в Европе восходит именно к этому типу всадников. Авары впервые познакомили Европу со стременами и клинками с односторонним лезвием — прообраз позднейших сабель. Характерная причёска аварской знати — косы с вплетёнными лентами — свидетельствует (если это, конечно, не просто дань заимствованной моде), о её принадлежности к сяньбийскому, и шире — древнемонгольскому дому. Верховная власть принадлежала кагану (qağan, къагъан~къа:ан), избиравшемуся народным собранием. Его первую жену кагана звали катун (qatun, къатун). Наместниками кагана были тудун (tudun), который, вероятно являлся правителем отдельной части страны, и югур (juğur, югъур~ю:ур). По поручению кагана, дань в стране собирали так называемые тарханы (tarχan) — это, скорее всего, знать. За тарханами — вниз по иерархической лестнице — шли вожди племён и родов. Роль племенных старейшин была значительной в жизни как каждого племени, так и каганата в целом. По меньшей мере, половина вышеприведённых терминов имеет тюркскую этимологию. Тот же самый устойчивый тюркский фон прослеживается и при анализе дошедших до нас аварских антропонимов, что однако не может служить убедительным доказательством в пользу тюркоязычия собственно аваров, вышедших из Азии. Последние — «физические» авары — представляли в каганате доминантную элиту, пребывая при этом в меньшинстве по сравнению с аварами «идеологическими» (то есть теми, кто не имея аварских корней, самоидентифицирался с аварским этносом и отстаивал интересы каганата), не говоря уже о тех, кто вообще никак не идентифицировал себя с Аварией, не проявлял ни малейшей заинтересованности в её упрочении и возвышении, но всё же вынужден был выплачивать дань и подчиняться воле кагана. Отсутствие должного понимания этого сложного фактора часто приводит к ошибочным выводам в определении этнического состава Аварского государства, в частности, — к неоправданно завышенной оценке роли и влияния его тюркской составляющей. Авары каганата — типичный пример так называемой «нации на марше», желавшей установления Pax Avarica — мира на аварских условиях, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Военная тактика аваров имела много общего с тактикой позднейших монголов: изматывание противника бесконечными манёврами без принятия ближнего боя («набег — отскок»), сопровождавшимися залповымим выстрелами из дальнобойных луков с последующим неожиданным вводом тяжеловооружённой отборной латной конницы, призванной деморализовать и рассечь вражеские построения. Эти действия нередко сочитались с внушением противнику ложных представлений о близости его победы и беспомощности неприятеля, вынужденного якобы всё время уклоняться и отступать. Византийцы внимательно изучали эти методы и признали их наиболее эффективными, позаимствовав у аваров не только их «революционные» стремена — позволявшие наносить мощные рубящие удары и, вообще, устойчиво держаться в седле — но и тип такого строя, когда впереди — конные стрелки без тяжёлых доспехов (избегающие ближнего боя «застрельщики»), а также аварские пики с ремеными петлями и некоторые элементы войлочной защитной амуниции. Кроме всего прочего, авары умело использовали славянскую пехоту, бессильную против кавалерии аварского типа, но зато хорошо сражавшуюся в лесах и болотистой местности.

Аварские узкие трёхгранные наконечники стрел поражали насмерть на расстоянии 500 метров, а с 200 метров они пробивали доспехи из металла и толстой воловьей кожи. Аварские лучники были способны выпускать по двадцать стрел в минуту.

Экономика

Хозяйство каганата основывалась на кочевом скотоводстве. Часть населения (в основном потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием. Институт рабства у аваров не был развит, использовались только домашние рабы из пленников или разорившихся местных.

Сами авары монеты не чеканили, но с середины VI в. византийцы выплачивали каганату дань золотом. Сумма годовой дани сначала достигала 80 тыс. золотых солидов, а позже достигла 120 тыс. солидов. Однако монеты в оборот не поступали, а вероятно переплавлялись для изготовления украшений, за исключением части, которая делилась между вождями.

Искусство

Представители каганата славились умением резать по кости. Также они создавали ковры, ткани, проводили художественную обработку золота и серебра. Творения авар не сохранились. При раскопках найдены были украшения, но их относят к работе мастеров Востока.

Мужчины носили ремни с бляшками. Эти атрибуты отличались друг от друга. Колчан, меч вождя покрывались золотом, у остальных воинов – серебром. В качестве орнамента использовали растительность, фигуры людей, изображение борьбы между животными.

Авары изготовляли глиняную посуду, в том числе на гончарном круге, обжигали ее в печах. Но орнамент на нее почти не наносили.

Происхождение

Ранее среди историков было принято идентифицировать аваров с жуань-жуанями (жоу-жанями) — (Шаблон:Lang-zh1, или Шаблон:Lang-zh1) из китайских летописей, однако сейчас эта версия пересматривается, хотя вполне возможно что жуань-жуани входили в племенной союз авар или даже возглавляли его. В этом случае они могут быть охарактеризованы как одни из наиболее ранних исторически засвидетельствованных монгольских племён. К сторонникам протомонгольской (или же протомонголо-восточноиранской) версии происхождения аваров принадлежат Омельян Прицак, Карл Менгес, Николай Кёррер и др. Этой же точки зрения традиционно придерживается монгольская историография, согласно которой европеоидные антропологические черты подавляющего большинства аваров, оказавшихся в Европе, легко объяснимы, если учесть наличие в средневековье среди самих монголов так называемых «нирунских» родов, отличавшихся ярко выраженными признаками европеоидной расы. Отсюда и широко популярное в современной Монголии обозначение жужаней и аваров термином «Nirun Avarčuud» (то есть «Нирун-Авары»). В Монгольской империи, созданной Чингисханом, нируны считались привилегированной прослойкой (сам Чингисхан также являлся нируном), призванной якобы Верховным Небом повелевать всем миром. Одно из родоплеменных подразделений монголов, проживающее на территории Китая у р. Тельгир (Морин-Хошун) до сих пор известно под именем Уар-гуни.(сравни : дагестанское аварское село Аргвани)

Китайские летописи упоминают о племени Вар которое перекочевало из Таримского бассейна в Афганистан, это племя представляло собой ветвь юэчжи. После поражения войскам Северной Вэй в 463 они появились в окрестности Чёрного моря, они называли себя «Вары и Гунны», причисляя ко всадникам (гуннам).

Позже появились также Авары как ветвь эфталитов, которые переместились к Аральскому морю. Предположительно авары сформировались как союз племён или смешанный народ кочевников в степях Центральной Азии а потом — Европы.

По мнению ираниста академика Абаева В. И. , этноним «авар» является иранским по-происхождению.

Файл:Imperium Avarorum C-Europe.jpg

Аварский каганат

Культура доминирующей нации Дагестана

Аварцы, как и другие дагестанские народы, внесли большой вклад в культуру Кавказа и России. Прежде всего, это народное творчество. Выступления национальных коллективов всегда пользуются большим успехом у зрителей. Очень поэтичны и напевны песни аварцев. Здесь одинаково широко используются и богатые возможности языка, и национальный музыкальный колорит. Поэтому послушать, как они поют, всегда собирается немало слушателей.

Не менее колоритны и национальные праздники. Каждое такое празднество становится ярчайшим зрелищем. Здесь и песни, и танцы, и яркие костюмы – все сливается воедино. Стоит упомянуть, что аварцы, как и другие местные народы, умеют веселить и себя, и других. Они довольно остры на язык и хорошо знают особенности своего менталитета. Поэтому, как утверждают знатоки, анекдоты про аварцев сочиняют сами представителями этого народа.

Ярким, напевным и полным поэтичных оборотов является их язык, который относится к нахско-дагестанской группе языков Северного Кавказа. При этом в нем присутствует множество местных диалектов. Во многом это явление отражает особенности аварской истории, когда возникали вольные общества горцев.

Тем не менее, хоть они и проживают в разных частях земли, всегда могут понять друг друга. Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, многих интересует, почему аварцы с особым пиететом относятся к волкам. Все потому, что у них волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе.

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, Расул Гамзатов – один из самых знаменитых поэтов Дагестана. Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также Хабиба Нурмагомедова, профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира).

Сегодня национальность аварец говорит о многом. Это гордый и независимый народ, который на протяжении многих веков своего развития не раз доказывал, что умеет бороться за собственную свободу. Несмотря на то, что некогда они считались воинственными, у аварцев развито скотоводство и земледелие, различные ремесла. На многих национальных фестивалях создаются экспозиции традиционных ковров, шкатулок, посуды, украшений.

Экономика[править | править код]

Экономическая система каганата была слабой и основывалась на кочевом скотоводстве; земледелие у аваров не было развито, и существовал каганат за счёт зависимых племён.

Рабство у аваров не получило широкого распространения. На это указывает, в частности, тот факт, что в конце VI в. авары, захватив около 10 тыс. пленных, всех их убили. Известно также, что большинство пленных жителей Балканского полуострова, поселённых аварами в Среме, вскоре стали свободными. Эти поселенцы, имевшие в VII в. своего назначенного каганом князя, рассматривались аварами как отдельный «народ». Фактически они превратились в одно из военно-племенных подразделений каганата.

Качество ювелирных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства у аваров. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон. Исследователями подмечено определённое византийское влияние на ювелирное искусство у аваров. В целом же, если судить по обнаруженным археологами вещам, аварская культура имеет как иранские, так и китайские черты. На успешном развитии ювелирного дела у аваров сказался фактор его затребованости в каганате, так как авары сосредоточили в своих руках огромное количество изделий из благородных металлов, в том числе монет византйской чеканки. После г. Авария стала получать от Византии ежегодно 100 000 золотых монет, — «солидов», предыдущая цифра составляла также внушительную сумму — 80 000 монет. В общей сложности, до 626 г. кагану было выплачено около 6 млн. солидов, что соответствовало 25 тыс. кг. золота.

Наследие авар

Файл:Donau Wischegrad und Bayern 3.jpg

Венгерский участок Дуная у г. Вишеград (слева) и Баварские Альпы (справа)

Авары активно контактировали с германскими племенами, этноним «баварцы» (de:bajuwaren), по одной из версий, буквально означает «белые авары» или «благородные авары», хотя связь аваров с современными баварцами достаточно спорна и обычно отрицается. Средневековое название греческого города Пилос «Наварино» восходит к сочетанию «eis ton Avarinon» («туда, где авары», «к аварам»), современный албанский город Антивари был раньше известен как «Civitas Avarorum» (в переводе с латинского «община аваров», «государство аваров»). Австрийские историки расценивают княжество «Аварэнмарк», образованное после распада Аварского каганата в качестве фундамента австрийской государственности. Подавляющее большинство исследователей (Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, Х. Хаарманн, М. Г. Магомедов, Т. М. Айтберов и др.) причисляют к наследию авар и этнический термин «awar~auhar», исторически закрепившийся за дагестанскими аварцами, признавая при этом вполне допустимым наличие инфильтрации части аваров в горскую кавказоязычную среду. Афганский г. Кундуз в средневековье был известен как «Вар-Вализ» («Город аваров»). В китайских источниках ему соответствует город «Ахуан».

Во многих славянских языках этноним «авар» стал нарицательным именем сказочных персонажей — великанов («обор»). «Аваров» (Avarian race, Avarian Super Galactic Dreadnought, Avarian United Worlds и т.п.) и «Вархунов» (Warhoons) можно встретить в современных литературных произведениях и фильмах жанра «фэнтэзи», компьютерных играх.

Миграция Авар на Дунай[править | править код]

Первые авары появились в Европе в 558 г. Они обратились к аланскому правителю Саросию, чтобы при его содействии просить византийского императора впустить их на территорию империи. Вскоре аварское посольство, возглавляемое неким Кандыком, прибыло в Константинополь. Появление авар в византийской столице вызвало большой интерес. Представ перед императором, посол сказал: «К тебе пришел народ авар, наибольший и наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников».

В сложившейся для византийского императора политической ситуации авары были выгодным союзником. После заключения с ними договора он отправил авар против кутригур, родственных им утигур и восточно-славянского племени антов, с которыми они успешно сражались. После этого император предложил им земли на территории современной Сербии. Однако эти земли не понравились аварам. Они попросили для себя Добруджу, лежащую вдоль дунайских берегов: равнинная территория больше удовлетворяла кочевников. Но и здесь они задержались ненадолго. Заключив союз с лангобардами против гепидов и победив их, они переселились в Паннонию, так как по условиям этого союза, в случае победы лангобарды должны были покинуть эту территорию. Так и произошло.

Византийскому императору было на руку поражение гепидов. После их падения он сразу же занял их столицу, находившуюся на территории древнего Сирмия, что вызвало, однако, длительную византийско-аварскую распрю.

Основание Аварского каганата (раннеаварский период)

Правление кагана Баяна I

В 562 г. во главе авар становится талантливый военноначальник и политик хан Баян, под его руководством последовательно заключая союзы с Византией, лангобардами и различными славянскими и тюркскими племенами авары закрепляются в среднем Подунавье, откуда продолжают совершать набеги на земли славян, Византийскую империю и Империю Франков.

Авары дошли на западе до Тюрингии и Италии, на юге — до Константинополя, подчинив Паннонию, Дакию, Иллирию и Далмацию.

Восстание славянских племен под предводительством Само

Основная статья: Само

В 623 г. западные славяне под предводительством Само поднимают восстание против авар. После победы восстания бывший франкский торговец был избран князем. Он вёл успешные войны с аварами и франками — в частности, после победы в 631 г. отвоевал у франков земли, заселённые лужицкими сербами.

Осада Константинополя

В 626 г. авары на стороне Персии вмешались в затяжную ирано-византийскую войну и вместе с подвластными славянами осадили Константинополь. Одновременно персы подошли к городу с азиатской стороны Босфора. Используя «греческий огонь» византийцам удалось сжечь славянский флот, не дав таким образом объединиться противникам. В итоге авары и славяне неудачно пытаются штурмовать город самостоятельно. В поражении аварский каган обвинил славян, и те «обидившись» покидают осаждающих. Авары же без славянской пехоты и штурмовых лодок взять столь хорошо укреплённый город как Констатинополь оказались не в силах.

Ослабление Аварского каганата

В результате поражения авар под Константинополем в 626 г. от каганата отделяются булгары (протоболгары), к 632 г. хан Кубрат объединив племена кутригур, утигур и оногур создаёт Болгарское ханство, окончательно вытеснив авар из Северного Причерноморья и Нижнего Дуная.

К 640 г. хорваты вытеснили авар из Долмации. Вероятно, именно к этому событию относятся следующие слова из стихов Георгия Писида: Скиф (т.е. авар) убивает славянина и гибнет сам, так они сражаются в крови до обоюдного уничтожения.

Что скажет антропология

В начале 20 века, найденные аварские черепа были однозначно признаны монголоидными. Это прекрасно укладывалось в тогдашние представления о завоевателях с востока: их непременно огромная конная орда, это выраженные монголоиды и примитивные варвары. Такими рисовались гунны, авары и татаро-монголы.

Но жизнь всегда разнообразнее и сложнее.

Малоинтересная тема авар быстро догматизировала считать их монголоидами и это описание всех устроило. Однако венгерский археолог Тибор Тот нашел существенные недостатки в этой теории! Оказалось, что мнение о монголоидности в начале 20 века строилось лишь на основании большой ширины головы и лица, на том этапе развития антропологии это были монголоидными признаками. Лишь после обнаружения андроновской и афанасьевской культур бронзового века Сибири, где жили крупные и массивные европеоиды, с широкими головами и лицами, наука приняла существование вполне европеоидного широкоголового типа.

И черепа аваров, оказались до степени смешения похожими на черепа андроновцев! Это явные родственники и явные европеоиды! Надо сказать, что порядка 7% черепов авар имели монголоидные черты, причем это были останки людей высокого статуса. Вероятно это дети межплеменных династических браков, а также наложницы и жены кагана.

В основной массе же, авары – типичные европеоиды, связываемые с андроновским типом: рослые, крупноголовые, светолопигментированные.

А также вспомним что тюркский посол говорил, что некогда авары были могущественны и они заперли предков тюрок в Алтайских горах, заставив столетиями производить для них железо и оружие. Только восстав от невыносимого гнета, тюрки сумели стать теми, кто они сейчас и готовы преследовать и истреблять авар до последнего человека! Редкий случай, когда легенды и мифы совпадают с историческими находками!

Война за независимость

В 1629 году, ощутив угрозу со стороны иранских шахов, Умма-хан обратился к покровительству России, выразив письменную готовность присягнуть на верность. После его смерти начинается целая череда смен правителей на аварском троне.

В 1741 году Надир-шах двинул стотысячную армию на Дагестан, он ждал, что аварский хан прибудет к нему на поклон. Но аварцы стали готовиться к обороне.

Планы Надир-шаха в его войске были непопулярны. Труднодоступность Аварского ханства, а также храбрость его защитников внушала сильнейшие сомнения в благополучном исходе битвы.

Разбив отряды, которые пытались окружить ханство со всех сторон. На территории Андаляля произошла решающая битва.

Лучшие войска Надир-шаха встретились с аварцами около аулов Согратль, Мегеб, Обох и Чох, где они встретили достойный отпор. Бой был ожесточенный.

Рядом с мужчинами сражались и женщины. Обе стороны несли огромные потери, но упорство аварцев позволило разгромить войско Надира. Воодушевленные этой победой, покоренные ранее персами другие аулы стали восставать против Надира.

Дабы избежать краха, он стал отступать из Дагестана. Весть о его поражении встретили с огромным энтузиазмом в Турции, это отодвинуло угрозу нападения персов. Удовлетворение выразили и в Петебурге.

Падение каганата

В 796 году аварские послы присягнули на верность Карлу Великому. Но до 803 года имели место выступления против франков. В это же время болгарский хан Крум напал на земли каганата. Так было полностью разгромлено Аварское государство. Покоренный народ принял своим правителем хана Крума и ассимилировал с протоболгарами.

Разгром Аварского каганата (9 век) наделил франков западными землями, а болгар — восточными территориями. Победители провели границу по среднему Дунаю. Остатки покоренного народа растворились в более сильных государствах.

Однако упоминания об Аварском королевстве встречаются в источниках середины 9-го века, например в Верденском договоре 843 года. В нем королевство называется частью империи Карла.

История происхождения Аварского каганата связана с Великим переселением народов. Государственное объединение заставило считаться с собой даже Византию. Просуществовало государство два столетия, сохранив множество поселений и могил на территории современной Венгрии и других соседних стран. Упоминаются они и в «Повести временных лет» как гордый народ, который ждала гибель.

Литература[править | править код]

  • Гумилёв Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. АСТ. 2002. — ISBN 5170125879
  • Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. АСТ. 2004. — ISBN 5170247931
  • Кёррер, Николай . «Погибоша аки обре…» — газета «История», № 19’2001 (одна из версий происхождения аварских племён).
  • Магомедов Мурад. Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. — Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
  • Мусаев М. З. Мегалокавказ // Журнал «Наш Дагестан», 2001. №№№ 192 — 201
  • Мусаев М. З. Мегалокавказ. К истокам фрако-дакийской цивилизации // Журнал «Наш Дагестан», 2001 — 2002. №№№ 202 — 204
  • Мусаев М.З. «Африди — афганские авары Апаршахра» — газета «Новое дело», №18’2007
  • Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. — Moscow, 1994
  • Эрдейи И.Исчезнувшие народы. Авары // Природа, 1980, № 11
  • История Венгрии /Отв. ред. Шушарин В. П. — М.: Наука, 1971. — Т. I. С. 75 — 80
  • Pohl, Walter: Die Awaren, Ein Steppenvolk in Mitteleuropa 567—822 n.Chr. München 2002. — ISBN 3-406-48969-9, (Publikation zu den frühmittelalterlichen Awaren aus der Sicht eines der angesehensten Historiker auf diesem Gebiet. Standardwerk!)
  • Lovorka Bara, Marijana Perii, Irena Martinovi Klari, Siiri Rootsi, Branka Janiijevi, Toomas Kivisild, Jüri Parik, Igor Rudan, Richard Villems and Pavao Rudan: Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates, European Journal of Human Genetics (2003) 11, 535—542. (Medizinische Studie zu Genvergleichen, von Fachleuten eher kritisch beurteilt)
  • Sinor, Denis: The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge 1990.(Publikation zu reiternomadischen Völkern in Mittel-und Innerasien)
  • Szentpéteri, József (Hrsg.): Archäologische Denkmäler der Awarenzeit in Mitteleuropa. Varia archaeologica Hungarica 13. Budapest 2002. — ISBN 9-63739-178-9, ISBN 9-63739-179-7 (Lexikonartige, kurze Zusammenstellung tausender archäologischer awarenzeitlicher frühmittelalterlicher Fundorte, meist Gräberfelder, wichtig als Literaturnachweis)
  • Breuer, Eric: Byzanz an der Donau. Eine Einführung in Chronologie und Fundmaterial zur Archäologie im Frühmittelalter im mittleren Donau Raum. Tettnang, 2005. — ISBN 3-88812-198-1 (Neue Standardchronologie zur awarischen Archäologie, Standardwerk)
  • Die Awaren am Rand der byzantinischen Welt. Studien zu Diplomatie, Handel und Technologietransfer im Frühmittelalter. Innsbruck 2000. — ISBN 3-70300-349-9 (Sammelband mit kurzen Aufsätzen verschiedener Autoren zu geographisch, formenkundlichen Zusammenhängen, insbesondere byzantinischem Einfluß)
  • Rasonyi, Laszlo. Tarihte Türklük. Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü, 1971
  • Reitervölker aus dem Osten. Hunnen + Awaren. Burgenländische Landesausstellung 1996, Schloß Halbturn. Eisenstadt 1996. (Ausstellungskat., behandelt alle archäologischen Themenbereiche, besonders für Laien als Einstieg)

Основание Аварского каганата (раннеаварский период)[править | править код]

Правление кагана Баяна Iправить | править код

Основная статья: Баян I

В 562 г. во главе авар становится талантливый военноначальник и политик хан Баян, под его руководством последовательно заключая союзы с Византией, лангобардами и различными славянскими и тюркскими племенами авары закрепляются в среднем Подунавье, откуда продолжают совершать набеги на земли славян, Византийскую империю и Империю Франков.

Карта Аварского каганата при Баяне I

Авары дошли на западе до Тюрингии и Италии, на юге — до Константинополя, подчинив Паннонию, Дакию, Иллирию и Далмацию.

Восстание славянских племен под предводительством Самоправить | править код

Основная статья: Само

В 623 г. западные славяне под предводительством Само поднимают восстание против авар. После победы восстания бывший франкский торговец был избран князем. Он вёл успешные войны с аварами и франками — в частности, после победы в 631 г. отвоевал у франков земли, заселённые лужицкими сербами.

Осада Константинополяправить | править код

Основная статья: Осада Константинополя (626)

В 626 г. авары на стороне Персии вмешались в затяжную ирано-византийскую войну и вместе с подвластными славянами осадили Константинополь. Одновременно персы подошли к городу с азиатской стороны Босфора. Используя «греческий огонь» византийцам удалось сжечь славянский флот, не дав таким образом объединиться противникам. В итоге авары и славяне неудачно пытаются штурмовать город самостоятельно. В поражении аварский каган обвинил славян, и те «обидившись» покидают осаждающих. Авары же без славянской пехоты и штурмовых лодок взять столь хорошо укреплённый город как Констатинополь оказались не в силах.

Ослабление Аварского каганатаправить | править код

Основная статья: Первое Болгарское царство

В результате поражения авар под Константинополем в 626 г. от каганата отделяются булгары (протоболгары), к 632 г. хан Кубрат объединив племена кутригур, утигур и оногур создаёт Болгарское ханство, окончательно вытеснив авар из Северного Причерноморья и Нижнего Дуная.

К 640 г. хорваты вытеснили авар из Долмации. Вероятно, именно к этому событию относятся следующие слова из стихов Георгия Писида: Скиф (т.е. авар) убивает славянина и гибнет сам, так они сражаются в крови до обоюдного уничтожения.

Ссылки

  • Studien zur Archäologie der Awaren (1984 ff.) und zahlreiche weitere Publikationen von Falko Daim
  • HomePage der Ausstellung Reitervölker aus dem Osten, Hunnen + Awaren, Burgenländische Landesausstellung 1996
  • Awarische Funde
  • Awarenfunde bei Wien, Karte (Anm: Die nördliche und nordwestliche Grenze des Awarenreichs ist auf dieser recht vereinfachten Karte falsch eingezeichnet, sie verlief viel südlicher)?
  • О результатах краниологических исследований аваров см. Erzsébet Fóthi. «Anthropological conclusions of the study of Roman and Migration periods». Acta Biol Szeged 2000, 44:87-94 Abstract PDF
  • О сходстве монгольской военной тактики с аварской см. Тараторин В. В. «Монголы»
  • Жужан буюу Нирун Улс
  • Об антропологическом облике аваров и социальном статусе аваров-монголоидов см. Chapter VII, section 2. «The Turks and Mongols»
  • Baric et al (2003), Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates, European Journal of Human Genetics 11, 535-542
  • Об аварских потомках в Хорватии см. Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates, European Journal of Human Genetics (2003) 11, 535-542.
  • Phylogeography of Y-chromosome haplogroup I reveals distinct domains of prehistoric gene flow in Europa. Am J Hum Genet (2004) 75, 128-137
  • The Peopling of Modern Bosnia-Herzegovina: Y-chromosome Haplogroups in the Three Main Ethnic Groups. Annals of Human Genetics (2005) 69,1–7
  • Mitochondrial DNA and Y-Chromosome Variation in the Caucasus (2004)
  • Менандр Византиец
  • Аварские доспехи
  • Карта Аварского каганата Avarok. In the Empire of the Avars
  • Карта расселения аваров в 6-9 вв.
  • HUN-AVAR-MAGYAR AZONOSSAG ES FOLYTONOSSAG
  • Аварка в национальном костюме (Реконструкция), см. AVAROK
  • KIK IS VOLTAK AZ AVAROK
  • Mihaly Dobrovits. «They called themselves Avar»
  • Археологические раскопки в Вене
  • Les Huns

bg:Авари
cs:Avaři
de:Awaren
el:Άβαροι
en:Eurasian Avars
eo:Avaroj (mezepoka popolo)
es:Ávaro
fi:Avaarit (Euraasia)
fr:Avars
hu:Avarok
it:Avari
ja:アヴァール人
lt:Avarai
nl:Avaren (Europa)
no:Avarerne
pl:Awarowie
pt:Ávaros
ro:Avari
sl:Avari
sv:Avarer
tr:Avrupa Avar İmparatorluğu
uk:Авари
zh:阿瓦尔人

Источники[править | править код]

  1. Reconstruction after Elvira H. Toth — Istvan Horvath
  2. Олег Лушников. Монгольский Митраизм. К вопросу об этнической и религиозной принадлежности рода Борджигин и Чингисхана
  3. Л. Н. Гумилёв. Древние тюрки. — Москва. 1993. Товарищество «Клышников — Комаров и К». СС. 38-39
  4. История Венгрии /Отв. ред. Шушарин В. П. — М.: Наука, 1971. — Т. I. С. 75 — 80
  5. Кёррер, Николай . «Погибоша аки обре…» — газета «История», № 19’2001
  6. Повесть временных лет
  7. http://archive.is/20121129070850/anthropologyag.blogspot.com/ Anthropologie. Chapter VII, section 2. «The Turks and Mongols».
  8. Эрдейи И.Исчезнувшие народы. Авары // Природа, 1980, № 11
  9. http://www.sci.u-szeged.hu/ABS/tart00.html Erzsébet Fóthi. «Anthropological conclusions of the study of Roman and Migration periods». Acta Biol Szeged 2000, 44:87-94 Abstract PDF
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector