Арианство

Основные положения арианства

Учение Ария не дошло до нас в письменном виде в полной форме. Все сочинения ариан в своё время были уничтожены и на сегодняшний день известны лишь их фрагменты. Так, например сочинение «Θάλια» («Пир») частично процитировано в работах Афанасия Великого. В полном виде оно до нас не дошло, из имеющихся же фрагментов, можно понять, что данное сочинение было составлено в полу- поэтической и полу- прозаической форме и было посвящено защите арианства.

Кроме того, сохранились письма александрийского пресвитера к Евсею Никомедийскому и Александру Александрийскому, из которых так же можно многое почерпнуть об этой ереси. Основные же источники о ней — работы Афанасия, главы 68 и 69 из сочинений Епифания о ересях, а так же свидетельства церковных историков, например, Созомена.

Основное расхождение арианства с другими течениями христианства состоит в том, что ариане по-другому интерпретировали природу Христа. Сам Арий заявлял о том, что Бог сотворил Христа и поэтому арианский символ веры включал в себя утверждение о начале его бытия, приводя в подтверждение его цитату из книги Притчей (8:22) «Господь созда Мя в начале путей своих». Кроме того, арианское христианство считает, что Христос не единосущен Богу, а только подобосущен ему.

Потомство

Определения веры

Во многих отношениях конфликт вокруг верований Ария в четвертом, пятом и шестом веках помогает определить центральное место христианской троицы в основном русле христианского богословия . Как первый крупный внутренний конфликт после легализации христианства , борьба между тринитарными никейцами и последователями Ария оставляет глубокий след в институциональной памяти церквей.

Спорный эпитет

Использование термина арианство в качестве полемического эпитета может привести к двум типам слияния и анахронизма .

Первый тип анахронического объединения, очень часто встречающийся в исторической литературе, религиозной или нет, состоит в противопоставлении арианцев либо «  католикам  », либо «  православным  », при раздельном использовании терминов предполагается, что одна из этих Церквей и только одна, которая цитируется, является единственным продолжателем церкви IV — го  века . Использование только одного из этих терминов отвергает другой (а также англиканцев и протестантов ) в той же «нелегитимности», что и приписываемые арианцам. Однако до раскола 1054 года мы еще не можем говорить о «католиках» или «православных» отдельно: если, опасаясь анахронизмов , мы отказываемся использовать термины « тринитарии  » или «  никейцы  », мы должны тогда использовать термины  «Католики-православные» с дефисами, поскольку эти два прилагательных, означающие «вселенские и праведные верующие», использовались вместе в Церкви первого тысячелетия .

Библия Вульфилы , первая книга на готском языке: Codex Argenteus .

Второй тип анахронического объединения касается групп христиан, которые верили или верят, подобно арианству, в то, что Иисус обретает божественное состояние только через возвышение; он не Бог, а человек отдельно и подчинен Отцу; что было время, когда Иисуса не было, он еще не был сотворен. Проведение параллелей между этими группами и арианами может быть полезным для того, чтобы отличить антитринитаристов друг от друга, но, несмотря на частое использование этого термина в качестве полемического эпитета, историческое выживание арианства продолжалось только в наше время: группы, помеченные таким образом, не имеют верований, идентичных арианству. По этой причине они не используют это имя, обращаясь к себе, даже если признают, что их убеждения совпадают по определенным вопросам или в целом сходны с арианством.

В году испанский ученый и протестантский реформатор Мишель Сервет , которого многие унитаристы считали основоположником их движения и автором работы De trinitatis erroribus ( Ошибки относительно Троицы ), был приговорен к смерти и сожжен своими единоверцами-реформистами. , включая Жана Кальвина , за антитринитарную «ересь», его христология сходна с арианством.

Современное «арианство»

В отличие от несторианства, арианство считается полностью уничтоженным в раннем Средневековье.

Однако социологические исследования показывают, что взгляды многих невоцерковленных христиан, по традиции называющих себя православными, католиками или протестантами (в зависимости от страны или региона проживания), на самом деле близки к арианским.
Среди таких «стихийных ариан» распространены воззрения, что Бог-Сын не тождествен Богу-Отцу, что Иисус Христос не существовал, как Бог, изначально, а появился в результате рождения и стал Богом в результате крещения, крёстной смерти или воскресения.
«Стихийное арианство» невоцерковленных христиан можно объяснить тем, что арианские представления гораздо более просты для понимания, нежели те идеи, которые возобладали в вероучении халкидонских церквей.

Догматы арианства, отрицание божественности Иисуса разделяют мусульмане, Свидетели Иеговы и хлысты, толстовцы. Некоторые современные христианские теологи сегодня фактически стоят на позициях ариан.

Арианское учение признали еретическим в 325 году на Вселенском соборе в Никее

Ересь Ария была признана таковой в 325 году на Вселенском соборе в Никее, который созвал император Константин Великий. Так как Арий отвергал Божество и предвечное рождение Сына Божьего от Бога Отца, а так же заявлял о том, что Христос является только высшим творением Бога. Таким образом, еретик покусился на самый главный догмат христианства, на котором, собственно оно и зиждетется.

Для того, чтобы пресечь распространения учения Ария был созван Первый Вселенский собор, чего не происходило ранее. В его работе принимали участие 318 епископов, при этом среди них присутствовали такие столпы веры, как Николай Чудотворец, Афанасий Великий и т.д.

Честь опровержения ложного учения принадлежит архидиакону Афанасию, который на тот момент был помощником Александрийского епископа Александра, позже он заступил на его место после смерти епископа и его стали называть Афанасием Великим.

Святитель Афанасий Великий – ниспровергатель арианства.

Во время борьбы с арианством христиане приняли канонический Символ веры

На соборе Ария поддерживали его последователи, а именно 17 епископов, что позволило ему вести себя гордо и даже надменно. Несмотря на поддержку, его учение было опровергнуто, а сам пресвитер был отлучён уже Собором от Церкви.

Предложенный им и его последователями символ веры был отклонён Отцами церкви. Постановлением Никейского Собора был утверждён православный Символ веры, при этом Равноапостольный император Константин Великий внёс предложение о том, чтобы в Символе присутствовало слово «Единосущный». Собор это предложение радостно принял.

С того момента и поныне для Никейского Символа веры характерно наличие утверждения о том, что Второе Лицо пресвятой Троицы – Господь Иисус Христос имеет Божественное достоинство.

Таким образом, Лицами Троицы, кроме Святого Духа были названы Бог-Отец и Бог-Сын. На Соборе кроме того решили вопрос с днём празднования Святой Пасхи. Так же приняли двенадцать церковных канонов.

Все последующие Вселенские Соборы подтверждали решения Первого Вселенского Собора. Кроме того, решения принятые на нём, развивались, что позволило окончательно побороть лжеучение.

При этом, необходимо отметить, что многие его последователи, после его развенчания, присоединились к последователям других еретических учений, которые в те времена во множестве появились в пределах Римской империи.

Опасность ереси Ария состояла в том, что разрушая основной догмат христианства, оно фактически уничтожало его и возрождало язычество. Несмотря на это, поддерживал ариан влиятельный при императорском дворе епископ Никомидийский Евсевий, поэтому, несмотря на отлучение от Церкви и осуждения на Соборе Арий чувствовал себя до самой своей смерти вполне хорошо. Это позволило арианству весьма широко распространиться в правление Константина Великого.

Так как на Никейском Соборе присутствовал император, его решения были подтверждены и гарантированны государственной властью. При этом стоит отметить, что ариане даже и после этого достаточно вольготно чувствовали себя в пределах империи. Так, например, стоит отметить, что сжёгший арианские свитки император Константин Великий на смертном одре был крещён епископом-арианином.

Римские императоры Константин и Юстиниан преподносят Константинополь Богородице с Младенцем. Собор Св. Софии, Византия, Константинополь, поздний 10 век

В наше время постулаты данного лжеучения активно используют различные псевдохристианские секты, например, свидетели Иеговы. Православная церковь резко осуждает все попытки возродить арианство. Так же стоит отметить, что такая мировая религия как ислам многое почерпнула из учения ариан, хотя большинство исламских богословов это отрицает.

Арианство после Никейского собора

Почти сразу после завершения Вселенского собора выяснилось, что далеко не все епископы поддерживают новый Символ веры. Он сильно отличался от традиций, сложившихся в восточных епархиях. Учение Ария виделось более логичным и внятным, поэтому многие выступали за принятие компромиссных формулировок.

Еще одним камнем преткновения стало слово «единосущный». Оно ни разу не употребляется в текстах Священного Писания. Более того, оно ассоциировалось с ересью модалистов, осужденной на Антиохийском соборе еще в 268 году.

Сам император Константин, увидев, что раскол церкви после изгнания ариан лишь усилился, высказывался за смягчение формулировок Символа веры. Он возвращает изгнанных епископов и отправляет в ссылку уже сторонников никейства. Известно, что под конец жизни он даже принял крещение от одного из самых преданных арианских священников Евсевия Никомедийского.

Сыновья императора поддерживали разные христианские течения. Поэтому на западе процветало никейство, а на востоке — арианская ересь, но в более умеренном варианте. Ее последователи называли себя омиями. Даже сам Арий был помилован и уже готовился к возвращению ему пресвитерского сана, но внезапно умер.

В сущности, арианство было главенствующим направлением вплоть до созыва Вселенского собора в Константинополе. Этому способствовало еще и то, что к племенам варваров в Европу отправлялись миссионерами в основном представители восточной церкви. Многие из вестготов, вандалов, ругов, лангобардов и бургундов обращались в арианство.

Подходящие отчества

Ариана – звучное и своеобразное имя. Оно плохо сочетается с отчествами, которые являются производными от исконно славянских мужских имен. Меньше всего к нему подходят такие варианты: Ивановна, Петровна, Степановна, Трофимовна, Прохоровна, Николаевна, Григорьевна, Федоровна, Михайловна.

С именем Ариана гармонично взаимодействуют отчества, которые образованы от мужских имен греческого происхождения:

  • Андреевна;
  • Александровна;
  • Алексеевна;
  • Андроновна;
  • Антоновна;
  • Аркадьевна;
  • Евгеньевна;
  • Дионисовна;
  • Денисовна;
  • Кирилловна;
  • Леонидовна;
  • Харитоновна;
  • Христофоровна.

Исторический аспект

Арианство расходилось с основным течением тогдашнего христианства в интерпретации природы Христа: Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу (греч. homoousion, в русскоязычной литературе — гомоусия), как утверждали оппоненты Ария александрийские епископы Александр и затем Афанасий, а лишь подобосущен ему (греч. homoiousion, гомойусия).

Сократ Схоластик (Церковная история, Книга 1, Глава 5 «О споре Ария с епископом Александром») пишет, что причиной утверждения Арием подобосущности бога-отца и бога-сына явился его спор с епископом Александром, утверждавшим, что «Святая Троица есть в Троице единица». Арий воспринял это утверждение как попытку распространения епископом монархианского учения Савеллия Ливийского о троице как о последовательных модусах единичного бога.

Сульпиций Север в своей «Хронике» описывает воззрения ариан таким образом:

То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира, стал причиной рождения Сына и по своей воле сущность свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал.

На I-м Никейском вселенском соборе в 325 г. арианство было осуждено и в качестве символа веры (Никейский символ) было принято учение о Единосущной Троице, однако император Константин поддержал арианство, которое стало официальной версией христианства, поддерживаемого Римской империей вплоть до его повторного осуждения на Константинопольском вселенском соборе 381 г. при поддержке императора Феодосия I.

Арианские церкви после Константинопольского собора сохранились вне пределов Римской империи — в первую очередь у германцев (готов, вандалов, бургундов), так, например, готское население остготского государста, основанного в Италии Теодорихом и вестготских владений в южной Галлии (Септимании) и Испании в VI в. придерживалось арианства.

Арианство почти не влияет на христианство

Арианская вера признана ересью христианской церковью и считается антихристианским учением. Несмотря на данное обстоятельство, это учение развивалось и после смерти Ария. Дело в том, что его ученики Аэций и Евномий продолжили деятельность своего учителя и поэтому позднейшие ариане получили название евномиан.

Социн преобразовал и возродил ересь, проповедуя её в Польше в 16 веке.

В наше время так же встречаются последователи арианства, но никакого существенного влияния на христианство они не оказывают. В семинариях и иных церковных учебных заведениях данное учение изучают среди еретических.

Цель такого изучения — предостеречь будущих церковнослужителей и их паству от опасности впадения в арианство. Кроме того, христианские миссионеры активно используют знания об этом лжеучении в борьбе с представителями тех религий, которые используют в своих учениях элементы учения Ария.

 Религия армян

Воздушные миссии к «варварским народам»

Несколько лет спустя император Востока Валент, напротив, благоволил некоторым арианским епископам. В середине IV — го  века , епископы Photinus к Сирмии , Валенте  (в) , чтобы Mursa в Паннонии и соседние Ursacius к Сингидунум в Moesia являются арианой. Эта арианская якорная стоянка недалеко от Дуная способствует обращению в арианство вестготов и вандалов полуготом , полугреческим епископом Вульфилой, которому удалось завоевать доверие вождей германских кланов, «используя их родной язык, адаптированные песни. и транскрипции священных текстов готическим шрифтом » .

Наконец, с по 381 год , тринитарии контратакуют. Император Феодосий I — й , в свою пользу, созвать первый Совет Константинополя , который вынес решение в пользу православного тринитариев и анти-subordinatianiste , в соответствии с догмой , провозглашенной Никео-Константинопольского .

Взрослая жизнь

Какова тайна имени Ариан? Он умеет добиваться своих целей. Выбивается в люди не за счет родительского кошелька, а благодаря собственному разуму.

Взрослый Арик — расчетливый и жесткий мужчина. Он целенаправленно работает над собой, достигает все новых и новых высот. Его успехи — результат упорного труда. Если в детстве Ариан был ленивым, то сейчас лень бесследно исчезла.

Сохраняет ли он с кем-нибудь человеческие отношения, искренние, не основанные на собственной выгоде? Да, это родители и близкий друг. Маленький Ариан терпеть не мог домашние дела, поэтому и ссорился с мамой частенько. Повзрослев, он помогает ей по хозяйству. Где-то починить, подклеить, прикрутить — Ариана не придется долго упрашивать.

После окончания института сразу же устраивается работать. Свой путь проходит с самой первой карьерной ступеньки и дорастает до руководящей должности. Зарплату делит так: большую часть родителям, меньшую себе. Этот дележ остается даже тогда, когда мужчина обзаводится собственной семьей. На этом фоне возникают разногласия с супругой. А совсем старых родителей он забирает жить к себе.

Являясь артистичной натурой, имеет творческое хобби. Может играть в музыкальной группе, или принимать участие в творческой самодеятельности. Пишет стихи, пряча их «в стол». Рисует прекрасные картины. Любит читать, особое место на его книжной полке занимает приключенческая литература.

Распространение и исчезновение арианства

Никейская церковь, большинство на Востоке (зеленый), и арианский вариант христианства, большинство на Западе (оранжевый).

Kingdoms варвары VI — го  века

  • Франкские королевства — Никей
  • Бургундское королевство
  • Завоевание франков в Вуйе в 507 г.
  • Арианское вестготское королевство
  • Арианское царство суве
  • Королевство арийских вандалов

V — го  века видит миграция из федеративных народов установлена ранее на полях Римской империи  ; теперь эти германские народы, близкие к Лаймам, являются христианизированными арианами. Только франки , англосаксы и свевы остались верными языческой германской религии .

В вестготы , которые обосновались в Аквитании из были ариане, как были бургунды , которые обосновались в Sapaudia в и вандалы , когда они взяли Карфаген в . Вестготы, в свою очередь, обращают свевов примерно в 460-е годы , во время их господства в Испании и Галлии . Новички выступают против Никейского епископата, который является привилегированным убежищем элиты Нижней Римской империи .

Ситуация меняется с приходом франкского короля Хлодвига , который выбирает около 500 человек для никейского христианства и, таким образом, может рассчитывать на существование римской администрации во время завоевания Галлии. Бургундские короли обращаются в христианство около 502 г. после союза с франками; затем часть вестготского королевства завоевана в битве при Вуйе и также должна присоединиться к никейскому христианству.

В VI — м  веке , то Соединенные Вандал Африка и Соединенные Остроготов из Италии исчезают во время отвоевание византийского императора Юстиниана I ст . Король вестготов из Hispania Recared согласился с верой Никейский на III — м Совете Толедо в . Среди лангобардов в Италии, арианство исчез только во второй половине VII — го  века .

Исчезновение арианского христианства объясняется тем, что оно несет в себе семена упадка. Если германские лидеры и их окружение поддаются прозелитизму арианских епископов и священников, их подданным угрожает ассимиляция и аккультурация , постарайтесь сохранить свои старые верования или практикуйте слияния. Вдобавок арианские общины «страдают от серьезных недостатков: определенной тенденции к изоляции, отсутствия миссионеров , тенденции к разбеганию по сектам в толковании единосущной догмы , с умеренными течениями и фанатичными фракциями» .

Что означает имя Ариана

Самое популярное значение имени Ариана – «та, которая нравится». Для девочки оно предвещает яркую, насыщенную событиями жизнь. Точное происхождение имени не установлено. По различным источникам, у него еврейские, греческие, мусульманские корни.

В переводе с разных языков оно может означать:

  • священная, непорочная, верная – у европейцев;
  • благородная, небесная, святая – в арабском языке;
  • свободная, знатная, госпожа, непогрешимая – у мусульман;
  • воинственная, принадлежащая Аресу (мифологическому богу войны) – в греческом;
  • красивая львица – на иврите;
  • золотая – у жителей Балкан;
  • нежная песня, серебряное сокровище – в переводе с кельтского.

По преданию, в древней Элладе так называли самых миловидных девочек, из которых вырастали женщины божественной красоты.

Хотя в его расшифровке есть отличия, на всех языках имя Ариана означает положительные черты характера.

Церковное имя и даты именин

Православные святцы не содержат этого имени, но оно записано в календарях христиан-католиков. Совершая обряд крещения, родители вправе дать дочери любое другое имя, отличное от светского (хотя лучше по этому поводу посоветоваться со священником). По церковной традиции, отмечать именины Арианы следует в день святого, в честь которого она была названа при крещении.

В православии собственной даты именин у Арианы не будет. День ангела ребенка с таким именем приходится на 1 октября, когда поминают великомученицу Ариадну Промисскую и 4 сентября, когда чествуют царицу Ариадну. По католическому имяслову, женщины, носящие имя Ариана или Ариадна, празднуют День Ангела раз в году – 11 декабря.

Очередные политические интриги ариан

Против александрийского владыки объединились епископы Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Марис Халкидонский, Евсевий Кесарийский, Урзакий Сингидонский и Валент Мурсийский. Сократ Схоластик повествует о кознях, которые строили Афанасию ариане: «Сперва стали нападать на рукоположение его и утверждали, что он не заслуживал епископства и избран людьми не достоверными. Но с этой стороны Афанасий был явно выше клеветы, потому что с жаром подвизался за никейскую веру, быв к тому уполномочен александрийской Церковью… Итак, Евсевий писал Афанасию и просил его принять Ария с единомышленниками. Но в послании его излагались просьбы, а во услышание всех — угрозы. Видя однако же, что Афанасий никак не слушается, Евсевий решился уговорить царя, чтобы он позволил Арию явиться пред ним и потом дал ему права ехать в Александрию».

Император Константин Великий поверил интриганам и отдал соответствующие распоряжения: Арий получил право вернуться в Александрию и начать проповедь. Однако, святитель Афанасий отказался подчиниться даже самому императору. По свидетельству Сократа Схоластика, не взирая на приказы, «Афанасий не принимал приехавшего в Александрию и отвращался от него, как от скверны». Таким образом Афанасий рисковал навлечь на себя царский гнев. Письма Константина александрийскому владыке становились всё более грозными: «Имея доказательство моей воли, ты должен позволять беспрепятственно вступать в Церковь всем, кто желает вступить в нее. Если я узнаю, что ты воспрепятствовал кому-нибудь присоединиться к Церкви, или возбранил вход в нее, тотчас пошлю низложить тебя, по моему приказанию, и вывести из тех мест».

Стать богом может каждый

Древние христиане верили, что спасение в конечном счете означает обожествление: достигшие спасения делаются «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:4).
Ариане были готовы принять употребление слова «Бог» в отношении Иисуса Христа, но лишь как указание на то, что он был первым тварным существом, подвергшимся обожествлению.
Они полагали, что Христос обладал способностью ко греху и что только благодаря совершенному совпадению его свободной воли с волей Отца он, по усыновлению, стал Сыном Божьим. Поэтому они думали, что христиане, подражая совершенству Христа, могут сподобиться такого же божественного усыновления.

Противники же ариан считали, что Бог Сын, равный в своей божественности Богу Отцу, воспринял человеческое естество, чтобы искупить мир от греха и смерти, благодаря чему христиане через усыновление могут стать тем же, чем он был предвечно по своей природе.
Поэтому в христианской жизни ариане делали акцент на подражании преуспевшему в достижении этой цели человеку-Христу, между тем как христианская ортодоксия подчеркивала необходимость участия благодати, даруемой Христом и через Христа.

Совместимость имен

Ариана считается уживчивым человеком. Она готова простить другим несовершенства характера, но это касается только друзей. К выбору мужа девушка относится иначе и выдвигает к нему жесткие требования.

По астрологическим характеристикам удачным для нее будет брак с мужчиной, которого зовут:

  • Александр;
  • Артем;
  • Даниил;
  • Аркадий;
  • Виталий;
  • Геннадий;
  • Вадим;
  • Владимир;
  • Тимофей;
  • Никита;
  • Прохор;
  • Ростислав;
  • Станислав;
  • Савелий;
  • Ярослав.

У Арианы не сложатся семейные отношения с Антоном, Львом, Вячеславом, Артуром, Василием, Федором, Павлом, Кириллом. Это люди противоположных темпераментов. У них разный взгляд на мир. Ни один из обладателей таких имен не захочет жертвовать собственными принципами ради партнера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector